Главная Финансовое состояние и бюджетная обеспеченность
Финансовое состояние и бюджетная обеспеченность Печать E-mail

5.3. Финансовое состояние и бюджетная обеспеченность

Финансовое состояние области 

Важными аспектами финансового состояния региона выступают финансовые результаты деятельности предприятий и организаций, расположенных на его территории, и оценка состояния взаиморасчетов.

За 2000-2007 гг. в 3,4 раза (в сопоставимых ценах - в 1,5 руб.) увеличился сальдированный финансовый результат предприятий и организаций области. На 90% рост показателя обеспечен предприятиями, функционирующими в сфере добычи полезных ископаемых (ОАО «Апатит», ОАО «Ковдорский ГОК» и ОАО «Олкон») и обрабатывающих производств (в основном за счет ОАО «Кольская ГМК»), в связи с получением ими высоких финансовых результатов при положительной динамике мировых цен на цветные металлы (на никель в 5 раз) и удобрения (в 3 раза).

В 1,8 раза за анализируемый период произошло сокращение полученных организациями убытков при существенном изменении структуры убыточных предприятий в разрезе таких видов деятельности, как «Рыболовство и рыбоводство» (доля убытков в общей их сумме сократилась с 18,3% в 2004 г. до 4,8% в 2007 г.), что связано с достижением положительных реакций в данной отрасли от принятых мер государственной поддержки; «Операции с недвижимым имуществом и предоставление услуг» (с 23,4 до 7,4%), что обусловлено сложившейся благоприятной конъюнктурой рынка.

Рост убытков, вызванный возрастанием тарифов, выявлен у предприятий, осуществляющих деятельность в сфере производства транспортных средств и оборудования (с 7,2 до 16,4%), а также у предприятий сферы производства и распределения электроэнергии, газа и воды (с 7,8 до 38,6%) по причине сохранения задолженности потребителей.

Финансовые результаты деятельности предприятий и организаций оказывают непосредственное влияние на состояние их расчетов. 
В период 2000-2006 гг. состояние расчетов на предприятиях Мурманской области улучшилось по показателям как суммарной задолженности по обязательствам, так и дебиторской задолженности.

Тенденция роста суммарной задолженности по предприятиям сопровождалась тенденцией снижения просроченной задолженности. В результате доля последней уменьшилась за исследуемый период в 2,7 раза1(См.: Статистический ежегодник: Мурманская область в 2006 г. ). Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, изменилась структура задолженности: доля кредиторской задолженности уменьшилась с 86,7% в 2000 г. до 64,6% в 2006 г. за счет увеличения задолженности по кредитам банков и займов. Во-вторых, значительно снизилась доля «просрочки» и по кредиторской задолженности - в 2,1 раза за исследуемый период (до 22,9%), по кредитам банков и займам - в 2,5 раза (до 1,8%). Увеличение объемов дебиторской задолженности в 1,4 раза за анализируемый период также сопровождалось снижением просроченной - в 1,5 раза. Тем не менее сопоставление кредиторской и дебиторской задолженности позволяет сделать вывод о том, что организации Мурманской
области  за рассматриваемый период выступают как должники, в том числе и по просроченной задолженности.

В динамике ситуация улучшается, что обусловлено укреплением финансового состояния крупных предприятий региона. Так, снижение чистого сальдо задолженности по региону в 2006 г. по сравнению с 2005 г. обусловлено резким уменьшением кредиторской задолженности в добыче полезных ископаемых и увеличением дебиторской в металлургическом производстве.

На основе анализа можно сделать следующие выводы. Высокие темпы роста сальдированного финансового результата деятельности организаций области за последние годы обусловили улучшение состояния системы их расчетов. Однако концентрация финансовых результатов преимущественно у ограниченного перечня крупных предприятий, ориентированных на внешний рынок, создает риск финансовой неустойчивости для всего региона в целом.

Бюджетная обеспеченность

Уровень бюджетной обеспеченности является определяющим фактором для жизнеобеспечения и устойчивого социально-экономического развития области. Повышение бюджетной обеспеченности региона непосредственно связано с объемами мобилизуемых налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированном бюджете области1(Под бюджетной обеспеченностью понимается отношение налоговых и неналоговых доходов бюджета к численности населения (тыс. руб. / человек в год).

В последние годы наблюдается некоторая стабилизация положения в бюджетной системе региона. Экономический рост в стране в 2000-х годах позволил обеспечить достаточно устойчивый рост поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Мурманской области.

Доходы консолидированного бюджета за последние пять лет (2002-2007 гг.) выросли в 2,9 раза. В структуре доходов территориального бюджета Мурманской области уровень собственных доходов2(Здесь и далее под собственными доходами понимается совокупность налоговых и неналоговых доходов, поступающих в соответствующий бюджет с данной территории) определился в размере 76,4%.

Обеспеченность расходов собственными доходами за 2000-2005 гг. сократилась с 79,3 до 60%, но к 2007 г. за счет перераспределения налогов между уровнями бюджетной системы уровень покрытия расходов бюджета собственными доходами достиг 81,1%.

Устойчивая тенденция роста характерна и для расходов консолидированного бюджета (2,1 раза за 2002-2007 гг.). Региональный бюджет имеет преимущественно социальную направленность, доля расходов на реализацию мероприятий социальной сферы к 2007 г. превысила 60%. При этом за счет средств областного бюджета финансируется до 39% таких расходов, из местных бюджетов - более 61%.

Бюджетная политика в области направлена на формирование сбалансированного по доходам и расходам бюджета. В течение последних лет областной и консолидированный бюджеты исполнялись с профицитом, а дефицит местных бюджетов был выявлен лишь на уровне четырех муниципальных образований области.

Наблюдается устойчивый рост поступлений в областной бюджет за этот же период (в сопоставимых ценах - 4,6 раза), что связано с началом проведения реформ и перераспределением расходных обязательств между уровнями бюджетной системы, переходом на общую схему муниципального финансирования закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Основную долю в доходах занимают налоговые поступления (около 70%), удельный вес которых сократился за последние семь лет на 14,5%. Снижение налоговых поступлений в 2001-2002 гг. произошло вследствие передачи налога на добавленную стоимость на федеральный уровень, отмены прогрессивной ставки подоходного налога, сокращения ставки налога на прибыль.

С 2004 г. налоговые поступления возросли за счет перераспределения налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на прибыль, налога на имущество организаций в пользу субъекта РФ. Дальнейшее падение налоговых доходов и рост безвозмездных поступлений обозначились в связи с реализацией в Мурманской области с 2006 г. нового порядка межбюджетных отношений, закрепленного Федеральным законом № 131-ФЗ1(Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.№131-ФЗ(ред. от 7 мая 2009 г.).

Основными источниками областного бюджета являются регулирующие налоговые доходы: налог на прибыль организаций и НДФЛ, удельный вес которых в объеме собственных средств составляет 36,6 и 22,1% соответственно.

Из года в год возрастает объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, к 2007 г. уровень которых достиг 47,8% расходов областного бюджета.

Рост поступлений отмечается и на уровне местных бюджетов при неуклонном снижении удельного веса собственных средств (в том числе налоговых) в общем объеме их доходов, что обусловлено выведением из российской налоговой системы с 2000 г. ряда региональных и местных налогов, а с 2006 г. - перераспределением доходных источников в связи с началом проведения реформы местного самоуправления и реализацией новых положений Бюджетного кодекса РФ (БК). По отдельным муниципалитетам, располагающим высоким налоговым потенциалом и обеспечивавших в дореформенный период до 70-80% собственных средств в доходах их бюджетов, к 2007 г. объем последних сократился наполовину.

Наиболее низкий уровень собственных доходов установился в городских округах ЗАТО (7-30%). В структуре налоговых доходов значительно сократилась доля местных налогов (11%) и возросла роль налога на доходы физических лиц (65%).

Оценка уровня бюджетной обеспеченности (до выравнивания) на душу населения по муниципальным образованиям демонстрирует более низкий его уровень по сравнению с дореформенным периодом. Наибольшие величины показателя отмечаются в городских округах. Установление БК за муниципалитетами бюджетообразующих налогов, объем которых не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности градообразующих предприятий, обусловил некоторое снижение дифференциации бюджетной обеспеченности на душу населения внутри групп муниципальных образований. При этом закрепление за городскими округами более высоких нормативов по налогам, чем за муниципальными районами и поселениями, стало причиной сохранения дифференциации бюджетной обеспеченности между типами муниципалитетов.

Уровень финансовой обеспеченности муниципальных образований по-прежнему зависит от принятия решений региональных властей.

Снижение уровня собственных доходов местных бюджетов определило усиление трансфертного потока из бюджетов вышестоящего уровня, доля которых в городских округах к 2007 г. превысила 50% доходов бюджета, в муниципальных районах - 77%, в городских округах ЗАТО доходит до 93%. В структуре трансфертов отмечается сокращение объема дотаций, направления расходования которых определяются самими муниципальными образованиями, при росте целевых средств (субсидий и субвенций), что говорит о реализации через муниципалитеты государственной бюджетной политики.

Рассмотрение достаточности мобилизованных в местных бюджетах собственных доходов для финансирования расходных обязательств показало, что в дореформенный период уровень покрытия расходов собственными доходами был значительно выше, чем сегодня. Налоги, отчисляемые градообразующим предприятием, обеспечивали финансирование от 50 до 70% всех расходных статей бюджета. В настоящее время доходы местных бюджетов формируются в основном субъектами малого предпринимательства, а крупный бизнес стал основным поставщиком ресурсов регионального бюджета. В связи с этим уровень покрытия расходов сократился до 40-45% расходов бюджета, а в муниципалитетах с низким налоговым потенциалом он не превышает 10-15%.

Реформа местного самоуправления и межбюджетных отношений в целом привела к упорядочению бюджетной системы. Рост собственных доходов консолидированного бюджета, снижение его дотационности позволяет формировать благоприятные условия для развития территорий и повышения благосостояния ее граждан.

Вместе с тем отмечается ухудшение качества доходов местных бюджетов, сохранение дифференциации уровня бюджетной обеспеченности между отдельными типами муниципалитетов и снижение финансовой автономии муниципальных образований в целом.

Значимым фактором, ограничивающим участие региональных и местных властей в бюджетном регулировании, является чрезмерная регламентация их деятельности со стороны центральных властей.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Еще статьи по теме "Бюджет":

Бюджет Мурманской области за январь-ноябрь 2011 года

Встречи в рамках проекта «Народный бюджет»

Народный бюджет для развития прибрежного рыболовства

В 2011 из бюджета украдено свыше 700 млрд рублей

Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.118.0.93

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .