Стратегические инвестиционные проекты |
9.1. Стратегические инвестиционные проектыПерспективы развития Мурманской области во многом определяются:во-первых, планами осуществления субъектами хозяйствования инвестиционных проектов на территории области в рамках собственных стратегий развития; во-вторых - реализацией разработанных по инициативе государственных органов власти программ и проектов развития для достижения установленных целей социально-экономического развития региона. В течение ряда лет в области ведется подготовка к реализации ряда крупных инвестиционных проектов, которые в перспективе могут сформировать новые точки экономического роста в регионе. Наиболее значимые из них, которые с учетом потенциала их влияния на социально-экономическое положение региона можно рассматривать как стратегические, приведены в табл. 30. Т а б л и ц а 30
Перечень основных инвестиционных проектов, реализуемых в Мурманской области в период до 2025 г.
Реализация указанных инвестиционных проектов, в особенности группы проектов по комплексному развитию Мурманского транспортного узла, мегапроекта по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения (ШГКМ), наряду с проектами реконструкции действующих и строительства новых предприятий горнопромышленного комплекса, энергетики и других отраслей, может качественно преобразить социально-экономическое положение области и уровень жизни ее населения, обеспечить динамизм развития региона в долгосрочной перспективе и способствовать переходу экономики области к инновационному развитию. Ранее запланированные инвесторами сроки реализации намеченных проектов могут измениться в связи с влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Тем не менее, их осуществление будет способствовать достижению нового качества экономического роста и социально-экономическому развитию области в целом. Наибольшее влияние на развитие региона способен оказать проект «Комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения», который имеет стратегическое значение в целом для России, поскольку создаст мощную основу для будущего освоения углеводородных ресурсов Арктики. Расположенное в центральной части Баренцева моря, Штокмановское месторождение - самое разведанное на российском Арктическом шельфе и крупнейшее в мире для этого типа. Его разведанные запасы составляют 3,7 трлн м3, что способно обеспечить добычу газа практически в таком же объеме, как все норвежские месторождения вместе взятые. По оценкам аналитиков, разработка Штокмановского месторождения позволит не только возместить для Европы снижение добычи в Норвегии, но и частично удовлетворить, в случае строительства завода СПГ, рынок США. Первая фаза освоения месторождения рассчитана на добычу 30 млрд м3 газа и производство 20 млн т сжиженного природного газа на двух производственных линиях. С выходом на проектную мощность будет добываться от 71 до 95 млрд м3 газа. Подготовка к освоению ШГКМ ведется более 15 лет, но ряд ключевых вопросов все еще остается неразрешенным. В представленной «Газпромом» в апреле 2007 г. «Декларации о намерениях инвестирования в строительство объектов и обустройство Штокмановского газоконденсатного месторождения с учетом применения технологии сжижения газа», к середине 2007 г. предусматривалось завершить разработку технического проекта и провести конкурс на строительство, до конца 2008 г. - провести коммерческие переговоры. Обустройство месторождения планировалось начать в середине 2009 г. с первой подачей газа в 2010 г. и выходом на проектную мощность к началу 2012 г. Первая отгрузка сжиженного газа на экспорт была запланирована на начало 2011 г. В стоимостном выражении строительство проектируемой системы оценивалось в 12 млрд долл., однако в течение двух последних лет эта цифра неоднократно пересматривалась, предварительные оценки на конец 2009 г. составляют не менее 80 млрд долл. Сопоставление продекламированных «Газпромом» темпов освоения ШГКМ с результатами работ мирового лидера в разработке глубоководных месторождений в условиях холодных субарктических морей - Норвегии дает основание сомневаться в реальности декларации. Если для отработки ШГКМ будет избран бесплатформенный способ, то логично рассматривать проект освоения месторождения «Сневит» как пилотный эксперимент в масштабе примерно 1:5 по отношению к Штокмановскому проекту. Концерн «Статойл» приступил к работам по обустройству подводных промыслов на Сневите и строительству газопровода и завода СПГ еще в 2001 г. и не смог уложиться в плановые сроки - 5 лет. При этом протяженность морского трубопровода в проекте «Сневит» всего лишь 360 км, а от Штокмана до Видяево - 640 км, глубина моря на ШГКМ в 2 раза больше, к тому же ситуация осложняется ледовой обстановкой.В отношении Штокмановского месторождения на сегодняшний день нет конкретного стратегического плана. Зато есть много косвенных признаков, что ситуация в ближайшее время вряд ли прояснится с главным вопросом - финансированием. Согласно декларации газ с ШГКМ будет поступать в Северо-Европейский газопровод (СЕГ). Между тем проект СЕГ пока не решил проблемы с будущими рынками сбыта. Почти никто из европейских контрагентов не заявил о реальной заинтересованности в газе, поступающем через эту систему. Предварительно согласился купить определенные объемы только BASF, но это не более 5 млрд м3 газа, а в июне 2006 г. было заявлено, что совокупная мощность двух ниток СЕГ составит 55 млрд м3. При этом о степени приоритетности Северо-Европейского газопровода говорит то, что на его инвестирование в 2005-2009 гг. «Газпром» выделяет столько же средств, сколько на освоение Ямала. Уже сейчас ясно, что окончательного решения по Штокманскому месторождению в «Газпроме» не существует. Технологическая и маркетинговая схемы СПГ сложны, декларированные сроки (2012 г.), когда проект должен выйти на 20-миллиардную отметку добычи, будут пропущены. Эта ситуация не нова: и по Штокмановскому, и по Ямальским месторождениям лицензионные сроки уже пропускались в середине 90-х годов. Однако в целом освоение этого месторождения является национальным стратегическим приоритетом. В его рамках строительство крупнейшего в Европе завода по сжижению природного аза может послужить основой для создания особой промышленно-производственной зоны по отработке и тиражированию новых (модернизированных) технологических решений и техники по выпуску СПГ, в том числе для целей импортозамещения. Такая зона может выступить системообразующим фактором для формирования национального кластера в РФ, особенно учитывая необходимость строительства стратегического комплекса по сжижению природного газа на Ямале мощностью до 100 млн т. Стратегическое значение имеет также реализация проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», в результате чего транспортно-логистическая сеть российской Арктики приобретет новое качество. Необходимость развития Мурманского транспортного узла определяется системой национальных и региональных приоритетов, к которым относится: - диверсификация морских грузопотоков с перемещением части из них в акватории Атлантического океана, не связанных с экологическими и политическими ограничениями, характерными для бассейнов Баренцева и Черного морей; - прогнозное оживление судоходства на трассе Северного морского пути, связанное как с нарастанием темпов освоения месторождений Арктического шельфа, так и в появлением транзитных грузопотоков между портами восточного побережья США и ЕС, с одной стороны, и портами АТР и западного побережья США, с другой; - нарастание региональных грузопотоков в связи с ростом промышленного производства и формированием в Мурманской области базового инфраструктурного центра по разработке сырьевых ресурсов Арктики. Для перевалки в больших количествах массовых сырьевых грузов порт Мурманск недостаточно развит, и дальнейшее развитие портовых мощностей стеснено ограниченностью территорий на восточном берегу Кольского залива. Это приводит к выводу о необходимости использования свободных участков западного берега Кольского залива. Основными грузами при этом будут являться: - наливные грузы (сырая нефть), поступающие с месторождений Арктического шельфа морским транспортом; - наливные грузы (сырая нефть и газовый конденсат), которые будут поступать по железной дороге с месторождений Тимано-Печорской провинции и Западной Сибири; - каменный уголь, направляемый по железной дороге с предприятий Кемеровской области. Развитие Мурманского портового транспортного узла имеет геополитическое значение для развития экономики России в части, касающейся увеличения ее экспортного и транзитного потенциала, освоения северных территорий, одним из основных направлений которого является добыча и транспортировка на экспорт с использованием Северного морского пути российских углеводородов с шельфовых и материковых нефтяных и газовых месторождений. В соответствии с Генеральной схемой развития Мурманского портового транспортного узла на западном берегу Кольского залива предполагается построить следующие портовые перегрузочные комплексы: - перегрузочные комплексы в устье реки Лавна, подтвержденные Декларациями о намерениях инвестирования, поступившими от ЗАО «Синтез Петролеум» и ООО «Управляющая компания «Трансервис»; - нефтеперегрузочный комплекс и база снабжения «Лавна» на 25 млн т сырой нефти, 0,86 млн т бункеровочного топлива и 0,13 млн т грузов снабжения; - специализированный угольный комплекс на 15 млн т; - универсальный комплекс по перевалке генеральных грузов на 2,4 млн т; - специализированный комплекс по перевалке контейнеров на 1 млн контейнеров в год; - нефтеперегрузочный комплекс на 4,5 млн т в районе мыса Мишуково, расположенном в 5 км от устья реки Лавна. Общая мощность указанных комплексов после их полного развития составит более 60 млн т наливных, навалочных и генеральных грузов. Мощность перегрузочных комплексов на каждом этапе их развития в период с 2010 по 2020 г. приведена в табл. 31. Т а б л и ц а 31
Мощность перегрузочных комплексов на каждом этапе их развития (в млн т)
Для своего размещения перегрузочные комплексы потребуют 560 га территории, включая вновь образуемые. Глубины у причального фронта обеспечат прием судов дедвейтом от 20 до 300 тыс. т. Возможность позитивных последствий для населения Мурманской области благодаря реализации крупных инвестиционных проектов в значительной степени зависит от последовательных целенаправленных усилий органов государственной власти по выявлению и соблюдению социальных интересов населения области в процессе подготовки и реализации проектов, а также жестких требований к соблюдению инициаторами проектов установленных природоохранных стандартов и экологической безопасности. Задаче согласования интересов региона и инвесторов служат существующая в Мурманской области практика рассмотрения инвестиционных намерений компаний, связанных с реализацией коммерческих проектов, на заседаниях Межведомственной комиссии по размещению производительных сил, а также предусмотренные законодательством процедуры экспертиз проектов и общественных слушаний. Данные процедуры необходимо совершенствовать, обеспечивая сочетание критериев экономической эффективности, социальной справедливости и экологической безопасности реализуемых проектов. Важным условием позитивного мультипликативного влияния планируемых инвестиционных проектов на экономику области является также обеспечение максимального вовлечения в реализацию проектов местных поставщиков и подрядчиков, формирование на базе крупных проектов территориальных производственных кластеров. Кроме того, стратегические инвестиционные проекты генерируют спрос на организационные и технологические инновации, разрабатываемые в научно-производственной сфере.Это формирует мощные импульсы для становления и развития инновационной экономики. Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Еще статьи по теме "инвестиционные проекты":Инвестиционные проекты мурманчан Инвестиционный проект по созданию транспортно-пересадочного узла Второй всероссийский конкурс «лучший инвестиционный проект» Конкурс на лучший инвестиционный проект России Инвестиционный проект "Развитие Мурманского транспортного узла"
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 9868 |