Россия начинается от нас! |
Нет в мире за Полярным кругом города, равного Мурманску — ни по экономическому, ни по стратегическому значению«Отсюда начинается Россия. От Мурманска. От моря. И – от нас», — слова мурманского поэта Виктора Тимофеева как нельзя полно отражают гордость каждого жителя нашего города за принадлежность к братству мурманчан. Ведь Мурманск — самый крупный город за Полярным кругом; единственный в мире город, откуда все поезда идут только на юг, а корабли - только на север; база единственного в России и крупнейшего в мире атомного ледокольного флота; ворота главной отечественной магистрали в Арктике - Северного морского пути. Нет в мире за Полярным кругом города, равного ему — ни по экономическому, ни по стратегическому значению. Незамерзающий, благодаря Гольфстриму, город-порт выгодно отличают возможность круглогодичной навигации, обслуживания судов дедвейтом более 200 тыс. тонн, наличие прямого выхода в открытый океан на международные морские торговые пути, близость границы с Европой, наличие экспортно-ориентированных производств на территории области, перспектива разработки нефтегазовых месторождений. День города — хороший повод порадоваться горожанам общим успехам, обсудить недоработки, наметить программные вехи дальнейшего пути. Кто как не хозяин города, его «голова», лучше всех ориентируется в этих вопросах? Редакция журнала «СЕВЕР промышленный» обратилась к мэру Мурманска Михаилу Юрьевичу Савченко с просьбой рассказать нашим читателям, каким образом деятельность каждого мурманчанина отражается на жизни всего городского сообщества. - Михаил Юрьевич, в Мурманске традиционно развивались отрасли экономики, так или иначе связанные с морем — говоря словами мурманского поэта: «здесь всё до мелочей о море говорит». Что изменилось в экономических предпочтениях города сегодня?- Мурманск был и остается прежде всего городом-портом. Здесь расположены крупнейшие российские предприятия, имеющие стратегическое значение для развития как Мурманского транспортного узла, так и Северо-Запада России в целом: ОАО «Мурманское морское пароходство», ОАО «Мурманский морской торговый порт». В основном наш торговый порт занимается перевалкой угля и апатитового концентрата, причем по переработке угольных грузов он занимает лидирующие позиции среди портов Северо-Запада. Причем популярность угля в мире как топлива только растет, и в энергетической стратегии России доля угля в топливном балансе должна к 2010 году вырасти с 25,9 до 31,1 процента, поэтому без работы наши портовики в ближайшее время не останутся. Но существуют и проблемы, тормозящие работу порта, прежде всего — ограниченная пропускная способность существующих мощностей железной дороги, отсутствие свободных площадей для размещения новых терминалов. С другой стороны, не надо забывать и об усиливающейся конкуренции между портами, связанной с перспективами строительства нового порта в Санкт-Петербурге, глубоководного порта в Архангельске в рамках проекта «Белкомур». В связи с этим последние несколько лет ведется работа по модернизации существующих мощностей и проектной разработки строительства новых комплексов по перегрузке угольных, нефтеналивных и контейнерных грузов на Западном берегу Кольского залива, совместно с ОАО «РЖД» разрабатывается проект по строительству нового участка железной дороги. ОАО «Мурманское морское пароходство» для использования в Арктике и прежде всего в Баренцевом море готовит новый флот атомных контейнеровозов, обслуживающих нефтегазовую отрасль. Реализовав в ближайшем будущем этот проект, ММП станет еще более заметным игроком в развитии нефтегазовой отрасли в Арктике. К сожалению, пока очень сложная ситуация остается в морском рыбном порту, сейчас на предприятии реализуется антикризисная программа, благодаря которой значительно сократился размер убытков компании по сравнению с прошлым годом, понемногу стал наращиваться грузооборот. Город Мурманск, в отличие от большинства малых и средних городов России, не является городом с моноструктурной экономикой. Основу его промышленности составляют различные предприятия. Динамичный рост производства обусловлен вновь начавшимся развитием строительной деятельности. В 2007 году приступил к работе дробильно-сортировочный комплекс по производству щебня на базе месторождения строительного камня в карьере «Чигарпакенч» производительностью до 200 кубометров в час. Щебень с открытой дробилки является сырьем для Мурманского передвижного асфальтового завода, приобретенного ММУП трест «Спецдорстрой» осенью 2006 года. Его работу горожане видели воочию, в этом году муниципалитет впервые за многие годы смог произвести масштабные ремонтные работы дорог и дворовых территорий. Растет производство строительных материалов. Продолжают реализовываться проекты по возведению крупных торговых объектов. Потребность в таких торговых центрах - свидетельство роста доходов населения, увеличения заработной платы и пенсий. - Наш город славился среди многих других комплексной застройкой. Городские архитекторы даже получили в конце 70-х годов Государственную премию за проект одного из жилых микрорайонов. В те годы шло массовое переселение в новые квартиры. Чего ожидать мурманчанам сегодня от строительного комплекса?- В текущем году ожидается ввод 11,3 тысяч квадратных метров жилья, в том числе более трети площадей (3,5 тыс. кв. м.) индивидуальной жилой застройки. Многие объекты, строительство которых начато в текущем году, будут завершены в следующем, поэтому мы рассчитываем, что в 2008 году этот показатель вырастет более чем в два раза. Не хотелось бы перед праздничным для города днем говорить о грустном, а приходится. Меня тревожит показатель снижения объемов выполнения работ строительного подряда мурманскими организациями, которое происходит на фоне роста строительства. Думаю это можно объяснить тем, что местные строители неспособны выполнять серьезные задачи по возведению крупных объектов, что позволило ведущим компаниям С-Петербурга и Москвы, располагающим современным оборудованием, владеющим новыми технологиями и кадровым потенциалом, стать крупнейшими застройщиками в городе. И самая болевая для нас точка – это, конечно же, дефицит профессиональных строительных кадров. Надеюсь, что открытие в этом году в Мурманске нового строительного колледжа постепенно решит эту проблему. Необходимо восстанавливать и строительную инфраструктуру города, становится актуальным строительство мини-завода по производству кирпича и других современных строительных материалов. Массовая жилая застройка, осуществляемая ранее за счет бюджетных средств, в современных условиях возможна лишь при внедрении механизмов ипотечного кредитования, которое из-за высоких процентных ставок по ипотечным кредитам не получило пока должного развития (по экспертным оценкам не более 5-7% населения на сегодня могут воспользоваться ипотекой). - Каждый житель города, находящийся в трудоспособном возрасте, трудится на благо своей семьи и общего процветания. Вот Вы уже упомянули транспортную и строительную составляющие городской экономики. А ведь есть еще отрасли, не только обеспечивающие рабочие места, но и собственно питание и теплообеспечение для горожан.- Определяющее значение в развитии обрабатывающих производств по-прежнему играет пищевая промышленность, доля которой в 2007 году вырастет с 45 до 48 процентов. Наибольших успехов в этом году достигла мясная промышленность. Стремительное развитие отрасли обусловлено динамичным ростом производства дорогостоящих мясных продуктов, в частности, колбасных изделий, расширением рынка производителей и поставщиков мясной продукции. Нужно отметить, что местные производители мясной промышленности очень активно вытесняют с рынка «чужаков» из других городов и районов, их продукция пользуется устойчивым спросом у мурманчан, а это прежде всего говорит о ее качестве. Положительные тенденции в развитии хлебопекарной промышленности связаны с наращиванием объемов производства новым хлебозаводом, мощности которого превосходят объемы выпуска крупнейших хлебопекарных предприятий города на 1000 тонн (на 20%). Но и старые хлебозаводы, с большим опытом, не сдают свои позиции, радуя горожан многообразием своей продукции. Наряду с этим опережающими темпами растет производство кондитерской промышленности. В мукомольно-крупяной промышленности в текущем году ожидается снижение производства, но в будущем есть надежда на стабилизацию ситуации. В целях сохранения производства комбината хлебопродуктов разработан проект региональной целевой программы по поддержке ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» предусматривающий реконструкцию комбикормового цеха предприятия за счет собственных средств и привлечения кредитов, а также государственную поддержку для закупки зерна, которая позволит увеличить объемы производства, повысить качество выпускаемой комбинатом продукции. Ожидается, что, в связи с успешной реализацией национального проекта по развитию АПК и, соответственно, дальнейшим ростом показателей сельского хозяйства предприятий области, будет расти потребление корма. Рыбная отрасль для города была и остается ведущей. Здесь продолжают трудиться тысячи мурманчан, которые, несмотря ни на что, остались верными своей трудной профессии, и каждая пятая тонна рыбы в стране вылавливается именно мурманскими рыбаками. В этом году объемы улова и производства товарной рыбной продукции не превысят объемов прошлого года. Но это только потому, что 2006 год для рыбаков был одним из самых успешных за последнее время и выйти на показатели улова 575 тысяч тонн не просто. Радует положительная динамика работы прибрежного флота, надеюсь, в этом году прибрежники на 100 процентов освоят выделенную им квоту на вылов тресковых пород рыб. Разговор о проблемах рыбаков – тема для отдельной глубокой статьи. Самая серьезная задача на ближайшие годы – это обновление рыбопромыслового флота, износ которого составляет сегодня 68 процентов, и без поддержки государства этот вопрос не решить. Есть идеи по введению механизма субсидирования уплаты процентов по кредитам на строительство, выдвигаются соображения создания акционерного общества со стопроцентным государственным капиталом для организации постройки промысловых судов. С проблемами в рыбной отрасли напрямую связан системный кризис в судоремонте, и в этом году сохранится снижение показателей деятельности судоремонтных предприятий города. Сегодня суда ремонтируются там, где лучше, быстрее, качественнее, дешевле, и мурманские судоремонтные предприятия пока проигрывают в условиях жесткой конкуренции. - Во всем мире серьезную роль в городской экономике играют небольшие предприятия. В нашей стране когда-то с недоверием относились к ним как к артелям типа «рога и копыта». Но Мурманск всегда, в силу своего геополитического положения, был европейским городом, а его жители славились деловой активностью, благодаря которой и осваивались «севера». Развиваются ли деловые традиции?
- Несомненно, деловая активность — первостепенное условие благополучия жителей города. В этой связи необходимо сказать и о такой важной составляющей городской экономики как малый бизнес. Плотность малого бизнеса в российских городах весьма различна. Мурманск входит в 14 процентов наиболее развитых в этом отношении территорий, где на 100 тысяч населения количество малых предприятий составляет более 700 единиц (для сравнения в 19 отстающих регионах – менее 300 на 100 тысяч, в Москве и С-Петербурге около 3000 — на 100 тысяч населения, что приближается к европейскому уровню). Сегодня на малых предприятиях города трудится около 21 тысячи человек. Если мы возьмем в расчет и предпринимателей, занятых в городе индивидуальным трудом, то получится, что в Мурманске всего в сфере малого бизнеса занято около 30 процентов работающего населения, то есть, от развития данной отрасли зависит благополучие трети горожан. Существует расхожее мнение, что малый бизнес — это только торговля. Возможно, в каких-то городах это так и есть, но Мурманск уникален и в этом отношении. Да, действительно, около трети работающих заняты в оптово-розничной торговле. Однако 23 процента из их числа обеспечивают работу обрабатывающих производств, 12 – заняты строительной деятельностью, 17 – оказывают населению различного вида услуги, 11 – ведут рыбацкий промысел, 7 процентов трудятся в сфере транспорта. Если мы возьмем такие виды деятельности, как текстильное и швейное производство, производство изделий из дерева, обработка вторичного сырья, то практически весь объем работ в городе в этих производствах выполняется именно «малышами». Да и в пищевой отрасли более трети объемов производства ложится на малый бизнес, то же самое можно сказать о производстве металлических изделий, о сфере рыболовства. По-прежнему серьезной проблемой для этого сектора экономики является значительное занижение заработной платы работников, подчас ее уровень даже не дотягивает до установленного в регионе прожиточного минимума. Все это, безусловно, отражается и на городском бюджете, поскольку основным источником его формирования является подоходный налог. - Михаил Юрьевич, мы все верим в будущее нашего любимого города. С чем Вы, как руководитель муниципалитета, связываете успешность его развития?- С чем я связываю будущее экономики Мурманска? Дальнейшее развитие города, безусловно, связано с расширением морской деятельности. По-прежнему актуально возвращение рыбы в порт, модернизация имеющихся и введение в строй новых, современных рыбоперерабатывающих мощностей, развитие прибрежного промысла. Последнее приобретает особую важность для города, поскольку прибрежники обеспечивают свежим сырьем предприятия береговой рыбопереработки. Все более широкое развитие будет получать товарное рыбоводство (аквакультура). Наряду с административными функциями город будет и дальше занимать ведущие позиции в экономике региона, оставаясь динамично развивающимся финансовым и деловым центром с современной рыночной инфраструктурой. Развитие бизнеса в городе, финансовой, выставочной, научно-практической и образовательной сфер, делает их точками роста инновационной экономики города, формирования информационного общества. Чтобы ликвидировать дефицит офисных и выставочных площадей, в городе будут реализовываться проекты по строительству новых современных офисных зданий. В перспективе будут построены новые гипермаркеты, развлекательные и спортивные комплексы, поскольку ведущими сервисными отраслями, актуальными для развития города, являются сектор потребительского рынка товаров и услуг, а также туризм.Сегодня мы все находимся в ожидании «большой нефти и газа». Расширение участия России в обеспечении топливом и энергией США и стран Евросоюза, актуальность формирования системы транспортных коридоров Европа-Азия и Европа-Азия-Северная Америка, благодаря высокому транзитному потенциалу делают Мурманск одним из важнейших географических векторов реализации конкурентных преимуществ российской экономики. Транспортная стратегия России предусматривает диверсификацию системы экспорта нефти путем создания «Северного окна», в районе морского порта Мурманск. Проект развития Мурманского транспортного узла включен в подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». В рамках проекта предусматривается строительство новых и модернизация имеющихся терминалов, строительство новых железнодорожных путей, создание логистического центра для управления грузопотоками. В результате реализации проекта общий грузооборот мурманского порта может вырасти в разы, а финансирование проекта исчисляется десятками миллиардов рублей. Возможно, пройдет немного времени и традиционно рыбная столица Заполярья, благодаря своему уникальному экономико-географическому положению, развитой транспортной и промышленной инфраструктуре, высокому человеческому потенциалу, превратится в индустриальный, транспортный центр, имеющий большое значение для развития национальной экономики. И уже в этом году нам удалось сделать многое. Благодаря новым инвестициям и другим источникам за первое полугодие доходы бюджета выросли настолько, что впервые за много лет у города появился хоть и небольшой, но профицит. Дополнительные средства позволили в несколько раз увеличить объемы работ по благоустройству Мурманска: в 2007 году на ремонт дорог выделено 446,4 миллиона рублей – в 4,4 раза больше, чем в прошлом, будет заасфальтировано 326 тысяч квадратных метров дорог – почти в два с половиной раза больше. Мы впервые за многие годы укладываем новый асфальт, а не занимаемся латанием ям. Уникальная в истории города работа ведется сегодня на Кольском проспекте: благодаря поддержке «Единой России» было выделено 253 миллиона рублей на капитальный ремонт дорожного полотна. Весь Кольский проспект – от магазина «Молодежный» до стелы на южном въезде – оденется в новый асфальт! Наконец – опять впервые за много лет – работы по благоустройству коснулись и дворов. 63 двора, 82 миллиона рублей, почти 110 тысяч квадратных метров… В прошлом году нам удалось изыскать на эти цели сумму в шесть с половиной раз меньшую. В 645 подъездах областного центра до конца текущего года будет сделан косметический ремонт. До конца октября планируется закончить установку игровых комплексов на территории всех детских садов Мурманска. На это выделено более 20 миллионов рублей. У нас масштабные задачи, большие перспективы и обнадеживающее начало. Вместе, сообща нам удастся сделать все, что задумано. И – непременно – добиться успеха! Беседовала Александра Дашкова Журнал "СЕВЕР промышленный" № 9 2007 г. Еще статьи по теме "Мурманск":Расписание поездов ж.д. вокзала «Мурманск» в летний период 2012 года Расписание поездов ж.д. вокзала «Мурманск» в зимний период 2011-2012 гг. Отключение горячей воды в Мурманске летом 2012 года Мурманск освобождается от свалок
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 6708 |