Мурманск |
После войны Мурманск был включен в число 15 крупных советских городов, подлежащих первоочередному восстановлениюМурманск - центр важной индустриальной области страны, один из крупнейших морских портов Советского Союза и самый большой в мире город за Полярным кругом. Все, что построено в Мурманске, несет отпечаток современной архитектуры с учетом суровости края.На мраморной доске, прикрепленной к стене Дворца культуры и техники рыбаков, надпись гласит: «На этом месте 4 октября 1916 года состоялась торжественная закладка города Мурманска». Годом ранее к временной деревянной пристани только что зарождавшегося порта пришвартовался первый пароход. Жизнь всякого морского города начинается с порта, так и Мурманск поддерживал связь со страной только водным путем. Железная дорога, которая должна была связать его с Петербургом, была еще только в проекте. Первая мировая война заставила царское правительство спешить со строительством порта на Мурмане, прокладывать к нему железную дорогу, так как Балтийское море было блокировано противником, а Архангельск на пять месяцев переставал принимать суда из-за тяжелых ледовых условий. Кольский же залив практически не замерзает круглый год. После Великого Октября Советское правительство большое внимание уделило Мурманску. Были выделены средства на достройку Мурманской железной дороги, на строительство порта и города, на исследование рыбных промыслов. Но в марте 1918 г. город был оккупирован интервентами, нанесшими большой урон Кольской земле. Корабли интервентов увозили награбленное добро (лен, пеньку, лес и др.), десятки русских судов были угнаны за границу. 21 февраля 1920 г. власть в Мурманске перешла в руки Советов. Несколько бревенчатых зданий, бараки, старые полуразрушенные вагоны, приспособленные под жилье, - вот что собой представлял город Мурманск после освобождения от белогвардейцев. Нерадостную картину являл собой и порт: поврежденные причалы, сломанные краны и несколько чудом уцелевших судов портового флота.Освоение в тридцатые годы Северного морского пути вызвало быстрый рост морских перевозок в Арктике. А началом этого пути благодаря своему выгодному географическому положению стал заполярный город-порт Мурманск. Всем известны связанные с Мурманском плавания «Персея», «Челюскина», «Ф. Литке», «Г. Седова» и другие полярные экспедиции, вошедшие в историю освоения Арктики. В 1 939 г. образовалось Мурманское морское пароходство. К тому времени грузооборот порта превысил 1 млн. т. Порт получил новые средства механизации, строились склады, работал судоремонтный завод. Появилась постоянная номенклатура грузов: рыба, уголь, руда, лес. Были организованы регулярные грузовые линии из Мурманска на Печору, в Дудинку, Игарку, на Шпицберген и грузопассажирские - по побережью Кольского полуострова и в Архангельск. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Мурманск стал фронтовым городом. И хотя бои шли в 80 километрах от его кварталов, он постоянно подвергался бомбардировкам вражеских самолетов. Фашисты превратили его улицы в руины, но город не сдавался. В этих тяжелых условиях порт принимал наши суда и суда союзных конвоев с грузами, необходимыми фронту. За годы войны портовики Мурманска переработали более 2 млн. т грузов. 11 февраля 1971 г. Президиум Верховного Совета СССР наградил Мурманск орденом Трудового Красного Знамени. За мужество и стойкость, проявленные тружениками города в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, Мурманск 2 декабря 1982 г. награжден орденом Отечественной войны I степени, а 6 мая 1985 г. Мурманску присвоено почетное звание «город-герой» с вручением ему ордена Ленина и медали Золотая Звезда.После войны Мурманск был включен в число 15 крупных советских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Сейчас город не узнать. На двадцать с лишним километров протянулись вдоль Кольского залива его жилые кварталы. Здесь созданы прекрасные условия для труда и отдыха: Дворец культуры моряков, областной драматический театр, Театр кукол, филармония, библиотеки, музеи, плавательный бассейн. Украсила город недавно построенная 15-этажная гостиница «Арктика». Неузнаваемо изменился флот Мурманского морского пароходства. Он постоянно пополняется специализированными судами усиленного ледового класса, способными круглогодично работать в Арктике. Суда пароходства участвуют в научно-исследовательских рейсах в Арктику и Антарктику. Дизель-электроходы «Обь» и «Лена» первыми из советских судов в январе 1956 г. подошли к берегам шестого континента с комплексной научной экспедицией АН СССР. В 1956 г. открылась арктическая пассажирская линия Архангельск - Диксон - Тикси, затем линия Мурманск- Певек. В 1958 г. пароходство открыло регулярную грузовую линию Мурманск- порты Балтики- Шпицберген. В 1964 г. открылась зимняя грузовая линия между портами Европы и замерзающими портами Канады. Современный крупнотоннажный флот работает круглогодично на традиционной линии Мурманск - Дудинка. Все арктические перевозки, особенно в осенне-зимний период, были бы невозможны без мощного ледокольного флота. Мурманск стал базой атомного мирного флота.
Мурманский ордена Трудового Красного Знамени порт перерабатывает теперь свыше 10 млн. т грузов в год. Суда под флагами многих стран посещают этот незамерзающий порт за Полярным кругом в любое время года. Еще статьи по теме "Мурманск":Мурманск вернет себе звание рыбной столицы! Почему треска не плывет в Мурманск Мурманск и Рованиеми – сотрудничество в области энергосбережения Встанет ли Мурманск в один ряд с Абердином и Хьюстоном Конкурс на лучший туристский маршрут города Мурманска
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 6336 |