Создание морских транспортных систем для вывоза углеводородов с арктического шельфа России |
Для обеспечения экологической безопасности месторождений Арктического шельфа необходим эколого-гигиенический мониторинг состояния окружающей средыМИНИН В.В., ВАЛЬДМАН Н.А., ВИШНЕВСКИЙ A.M., РАЗЛЕТОВА А.Б. ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, Россия Разработка нефтегазовых месторождений на шельфе северных территорий России связана с созданием транспортно технологических комплексов (ТТК), включающих морские платформы и терминалы, ледоколы, технический флот, суда обеспечения и снабжения, челночные и линейные танкеры, газовозы, нефтехранилища, рейдовые перегрузочные комплексы и т.д. Специфические климатические условия, продолжительность светового дня, характер теплообмена поверхности океана с нижележащими слоями и атмосферой, пространственное распределение магнитных полей Земли, рельеф дна, типы берегов и мелководные приливы в значительной степени снижают естественную (природную) саморегулируемость среды. В связи с этим, развитие интенсивного судоходства и создание морских производственных объектов в этом регионе требует особого внимания к обеспечению экологической безопасности.ФГУП "ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова", являясь головным научным центром в области судостроения и океанотехники, уделяет значительное внимание актуальным проблемам совершенствования морских транспортных систем (МТС) и обеспечению их безопасности на требуемом ИМО уровне. Основными направлениями исследований и разработок Института при проектировании МТС являются:• разработка государственной стратегии и политики создания морских технических и транспортных средств и судов, подготовка программ строительства;• разработка нормативной базы проектирования морских технических средств и судов, технических регламентов, норм и правил;• разработка нормативно-технической документации, методических материалов по проектированию морских сооружений;• проектирование новых наукоемких судов и технических средств;• проектирование современных нефтеналивных судов различного водоизмещения;• проектирование специализированных спасательных судов и судов обеспечения экологической безопасности (ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, нефтемусоросборщиков, судов экологического контроля и т.п.);• экологическое обоснование транспортно технологических систем;• определение конструктивного облика и оптимальных характеристик морских объектов транспортно-технологических систем, исходя из решаемой задачи, допустимого воздействия на окружающую среду, обеспечения оптимальных условий обитания с учетом минимальных затрат на их создание и эксплуатацию;• научно-исследовательская и расчетно-экспериментальная поддержка проектных работ;• разработка методик и программ контроля обеспечения условий обитания и экологической безопасности на объектах ТТК;• контроль реализации нормируемых условий обитания в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объектов ТТК Медико-техническим центром гигиены объектов судостроения, морской техники и транспорта;• оценка профессиональных рисков на объектах ТТК и разработка мероприятий по их снижению;• экспертиза обеспечения экологической безопасности проектов и объектов ТТК.ФГУП "ЦНИИ им.акад. А.Н.Крылова" выполнил комплекс технико-экономических обоснований и экспериментальных работ по заказу ряда отечественных и международных компаний, таких как: ОАО «Газпром», ОАО «НК ЛУКОЙЛ», ОАО «Росшельф», ОАО «ПермьНИМИнефть», ОАО «Севморнефтегаз», ОАО «Лукойл-Арктиктанкер», ЗАО «Варандейнефтегаз», ОАО «Гипроспецгаз», «Винтерсхалл» (Германия), «Халлибуртон» (США), «Квернер Маса Ярде» (Финляндия), «Берлиндхауг» (Норвегия) и др. Эксплуатация опасных объектов, в число которых входят комплексы транспортировки углеводородов, требует разработки мероприятий по управлению безопасностью, которая предусматривает анализ риска возникновения аварий, а также разработки мероприятий по его снижению. Необходимо иметь в виду, что допустимые и, следовательно, безопасные для человека уровни загрязнения окружающей среды не являются автоматически таковыми и для других представителей флоры и фауны. Длительное поступление в биосферу загрязнителей с допустимыми уровнями и концентрациями может привести (особенно в условиях Севера) к их накоплению в различных звеньях экосистемы в недопустимых концентрациях, следствием чего явится ухудшение качественного состояния природной среды, а следовательно, и условий обитания человека. Обеспечение экологической безопасности транспортировок углеводородов предусматривает оценку роли техногенных и антропогенных факторов в возникновении аварийных ситуаций и аварий. Оценка экологического риска для человека и животных предполагает выявление опасностей, оценку взаимодействия доза-эффект, оценку экспозиции, вредного фактора и определение характеристики риска. Экологическая безопасность региона при вывозе углеводородов с арктического шельфа может быть обеспечена только комплексом взаимосвязанных законодательных, технических и организационных мероприятий, разработанных с учетом специфики условий эксплуатации ТТК. В число законодательных мероприятий входит разработка законодательной и нормативно технической документации (законы, постановления правительства, технические регламенты, правила и нормы). К техническим мероприятиям относятся:• проектирование и использование судов, соответствующих международным и отечественным требованиям к условиям эксплуатации в Арктике;• применение современных экологически безопасных транспортных средств и судов обеспечения транспортных операций;• оснащение объектов современным экологическим оборудованием, техническими средствами наблюдения за водной поверхностью;• организационно техническое обеспечение безопасности погрузочно разгрузочных работ;• повышение надежности и экологической безопасности систем транспортировки углеводородов;• рациональный выбор средств для оперативной ликвидации аварийных разливов нефти и других углеводородов, размещение технических средств, оборудования и судов ликвидации разливов.Организационные мероприятия включают: проведение технико-гигиенического мониторинга транспортных систем; По данным ITOPF наиболее частыми причинами инцидентов и аварий с разливами нефти являются погрузочно разгрузочные операции, столкновения и навалы, посадка на мель, и человеческий фактор. Анализ данных причин позволяет определить основные направления работ по предупреждению загрязнения окружающей среды. Важное значение для решения проблемы защиты окружающей среды от загрязнения при транспортировке углеводородов наряду с такими вопросами, как внедрение современных систем очистки и удаления стоков, систем удаления мусора и технических отходов, систем очистки воздуха стали вопросы снижения отрицательного влияния физических, химических и психосоциальных факторов на плавсостав. Для определения механизмов управления экологической безопасностью в регионе необходим эколого-гигиенический мониторинг состояния окружающей среды; его структура включает систему научно-технических, методических, организационных, санитарно-эпидемиологических и социальных разделов». Практическая реализация эколого-гигиенического мониторинга на транспортных системах при участии Института, компаний владельцев и надзорных органов снизит риск возникновения аварий и позволит обеспечить экологическую безопасность при вывозе углеводорода с Арктического шельфа. Для обеспечения безопасности функционирования инфраструктуры арктических морских транспортных систем необходимо также разработать: » комплекс нормативных требований в части более жесткого нормирования выбросов загрязняющих веществ (летучие органические соединения, инертные газы и т.д.) и сбросов отходов и стоков в окружающую среду Арктики; » информационно-аналитическую систему по оценке риска и безопасности морских работ и морского транспорта углеводородов на шельфе России; » концепцию экологического мониторинга разливов нефти и нефтепродуктов по маршрутам вывоза углеводородов. Материалы международной конференции "Нефть и газ арктического шельфа - 2006" Еще статьи на тему "Экологическая":Государственная экологическая экспертиза Ненецкая экологическая база как инструмент управления и охраны окружающей среды в регионе Экологическая безопасность арктического региона и возможности для общественного участия Экологическая ответственность предприятий
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5612 |