Главная Создание морских транспортных систем для вывоза углеводородов с арктического шельфа России
Создание морских транспортных систем для вывоза углеводородов с арктического шельфа России Печать E-mail

Для обеспечения экологической безопасности месторождений Арктического шельфа необходим эколого-гигиенический мониторинг состояния окружающей среды

МИНИН В.В., ВАЛЬДМАН Н.А., ВИШНЕВСКИЙ A.M., РАЗЛЕТОВА А.Б.

ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, Россия

Разработка нефтегазовых месторождений на шельфе северных территорий России связана с созданием транспортно технологических комплексов (ТТК), включающих морские платформы и терминалы, ледоколы, технический флот, суда обеспечения и снабжения, челночные и линейные танкеры, газовозы, нефтехранилища, рейдовые перегрузочные комплексы и т.д.

Специфические климатические условия, продолжительность светового дня, характер теплообмена поверхности океана с нижележащими слоями и атмосферой, пространственное распределение магнитных полей Земли, рельеф дна, типы берегов и мелководные приливы в значительной степени снижают естественную (природную) саморегулируемость среды. В связи с этим, развитие интенсивного судоходства и создание морских производственных объектов в этом регионе требует особого внимания к обеспечению экологической безопасности.

ФГУП "ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова", являясь головным научным центром в области судостроения и океанотехники, уделяет значительное внимание актуальным проблемам совершенствования морских транспортных систем (МТС) и обеспечению их безопасности на требуемом ИМО уровне.

Основными направлениями исследований и разработок Института при проектировании МТС являются:

• разработка государственной стратегии и политики создания морских технических и транспортных средств и судов, подготовка программ строительства;

• разработка нормативной базы проектирования морских технических средств и судов, технических регламентов, норм и правил;

• разработка нормативно-технической документации, методических материалов по проектированию морских сооружений;

• проектирование новых наукоемких судов и технических средств;

• проектирование современных нефтеналивных судов различного водоизмещения;

• проектирование специализированных спасательных судов и судов обеспечения экологической безопасности (ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, нефтемусоросборщиков, судов экологического контроля и т.п.);

• экологическое обоснование транспортно технологических систем;

• определение конструктивного облика и оптимальных характеристик морских объектов транспортно-технологических систем, исходя из решаемой задачи, допустимого воздействия на окружающую среду, обеспечения оптимальных условий обитания с учетом минимальных затрат на их создание и эксплуатацию;

• научно-исследовательская и расчетно-экспериментальная поддержка проектных работ;

• разработка методик и программ контроля обеспечения условий обитания и экологической безопасности на объектах ТТК;

• контроль реализации нормируемых условий обитания в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объектов ТТК Медико-техническим центром гигиены объектов судостроения, морской техники и транспорта;

• оценка профессиональных рисков на объектах ТТК и разработка мероприятий по их снижению;

• экспертиза обеспечения экологической безопасности проектов и объектов ТТК.

ФГУП "ЦНИИ им.акад. А.Н.Крылова" выполнил комплекс технико-экономических обоснований и экспериментальных работ по заказу ряда отечественных и международных компаний, таких как: ОАО «Газпром», ОАО «НК ЛУКОЙЛ», ОАО «Росшельф», ОАО «ПермьНИМИнефть», ОАО «Севморнефтегаз», ОАО «Лукойл-Арктиктанкер», ЗАО «Варандейнефтегаз», ОАО «Гипроспецгаз», «Винтерсхалл» (Германия), «Халлибуртон» (США), «Квернер Маса Ярде» (Финляндия), «Берлиндхауг» (Норвегия) и др.

Эксплуатация опасных объектов, в число которых входят комплексы транспортировки углеводородов, требует разработки мероприятий по управлению безопасностью, которая предусматривает анализ риска возникновения аварий, а также разработки мероприятий по его снижению.

Необходимо иметь в виду, что допустимые и, следовательно, безопасные для человека уровни загрязнения окружающей среды не являются автоматически таковыми и для других представителей флоры и фауны. Длительное поступление в биосферу загрязнителей с допустимыми уровнями и концентрациями может привести (особенно в условиях Севера) к их накоплению в различных звеньях экосистемы в недопустимых концентрациях, следствием чего явится ухудшение качественного состояния природной среды, а следовательно, и условий обитания человека.

Обеспечение экологической безопасности транспортировок углеводородов предусматривает оценку роли техногенных и антропогенных факторов в возникновении аварийных ситуаций и аварий.

Оценка экологического риска для человека и животных предполагает выявление опасностей, оценку взаимодействия доза-эффект, оценку экспозиции, вредного фактора и определение характеристики риска.

Экологическая безопасность региона при вывозе углеводородов с арктического шельфа может быть обеспечена только комплексом взаимосвязанных законодательных, технических и организационных мероприятий, разработанных с учетом специфики условий эксплуатации ТТК.

В число законодательных мероприятий входит разработка законодательной и нормативно технической документации (законы, постановления правительства, технические регламенты, правила и нормы).

К техническим мероприятиям относятся:

• проектирование и использование судов, соответствующих международным и отечественным требованиям к условиям эксплуатации в Арктике;

• применение современных экологически безопасных транспортных средств и судов обеспечения транспортных операций;

• оснащение объектов современным экологическим оборудованием, техническими средствами наблюдения за водной поверхностью;

• организационно техническое обеспечение безопасности погрузочно разгрузочных работ;

• повышение надежности и экологической безопасности систем транспортировки углеводородов;

• рациональный выбор средств для оперативной ликвидации аварийных разливов нефти и других углеводородов, размещение технических средств, оборудования и судов ликвидации разливов.

Организационные мероприятия включают:

проведение технико-гигиенического мониторинга транспортных систем;
организацию локального и регионального акватории и атмосферного воздуха;
экологического мониторинга;
организацию операций оповещения, наблюдения за разливом, локализации и ликвидации разливов;
обучение персонала действиям в аварийных ситуациях и проверка их знаний;
подготовку квалифицированного персонала, сертификацию специалистов ТТС, экипажей судов;
обеспечение гигиенически допустимых условий и режимов труда персонала ТТС и экипажей судов;
проведение медицинских осмотров и разработку системы реабилитации персонала ТТС и экипажей судов;
разработку мероприятий по снижению роли человеческого фактора в возникновении аварийных ситуаций;
разработку объектовых планов ликвидации аварийных разливов нефти и планы действий в чрезвычайных ситуациях.

По данным ITOPF наиболее частыми причинами инцидентов и аварий с разливами нефти являются погрузочно разгрузочные операции, столкновения и навалы, посадка на мель, и человеческий фактор. Анализ данных причин позволяет определить основные направления работ по предупреждению загрязнения окружающей среды.

Важное значение для решения проблемы защиты окружающей среды от загрязнения при транспортировке углеводородов наряду с такими вопросами, как внедрение современных систем очистки и удаления стоков, систем удаления мусора и технических отходов, систем очистки воздуха стали вопросы снижения отрицательного влияния физических, химических и психосоциальных факторов на плавсостав.

Для определения механизмов управления экологической безопасностью в регионе необходим эколого-гигиенический мониторинг состояния окружающей среды; его структура включает систему научно-технических, методических, организационных, санитарно-эпидемиологических и социальных разделов».

Практическая реализация эколого-гигиенического мониторинга на транспортных системах при участии Института, компаний владельцев и надзорных органов снизит риск возникновения аварий и позволит обеспечить экологическую безопасность при вывозе углеводорода с Арктического шельфа.

Для обеспечения безопасности функционирования инфраструктуры арктических морских транспортных систем необходимо также разработать:

» комплекс нормативных требований в части более жесткого нормирования выбросов загрязняющих веществ (летучие органические соединения, инертные газы и т.д.) и сбросов отходов и стоков в окружающую среду Арктики;

» информационно-аналитическую систему по оценке риска и безопасности морских работ и морского транспорта углеводородов на шельфе России;

» концепцию экологического мониторинга разливов нефти и нефтепродуктов по маршрутам вывоза углеводородов.

Материалы международной конференции "Нефть и газ арктического шельфа - 2006"

Еще статьи на тему "Экологическая":

Экологическая обстановка

Государственная экологическая экспертиза

ГИС «Экологическая изученность Баренцева моря - района освоения и воздействия Штокмановского проекта»

Ненецкая экологическая база как инструмент управления и охраны окружающей среды в регионе

Экологическая безопасность арктического региона и возможности для общественного участия

Экологическая ответственность предприятий


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.141.202.187

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .