Экологическая обстановка |
1.4. Экологическая обстановкаЭкологическую обстановку в Мурманской области определяют как объективные и субъективные факторы.К объективным факторам, которые обусловливают низкий ассимиляционный потенциал региона, т.е. сравнительно слабую способность его экосистем приспосабливаться к изменению внешних условий для сохранения своих функций, относятся его географическое расположение в высокоширотных районах планеты и особенности геологического щита. На побережье Северного Ледовитого океана отсутствуют естественные преграды в виде горных хребтов для переноса масс воздуха из Арктики, всемирной «кухни погоды», и загрязняющих веществ из Северной Европы и северной Америки. Несмотря на то, что более 40% территории области покрыто болотами, из-за недостатка тепла они производят мало биомассы и плохо аккумулируют загрязнения. Особенностью лесов области, площадь которых составляет более 60% общей площади региона, является то, что они фактически не депонируют углерод в почву. Слабый слой почвы, который образовался после ледникового периода, т.е. недавно с точки зрения геологической истории, обусловливает ранимость растительного покрова региона. Высокая солнечная радиация в период полярного дня повышает естественную пожароопасность на лесных землях. Длительный зимний сезон и высокий снежный и ледовый покровы способствуют аккумулированию загрязняющих веществ и их залповому сбросу в водные объекты в период весеннего паводка. Среди субъективных причин, оказывающих наиболее значительное влияние на экологическую обстановку, 1-е место занимает сохраняющийся природоразрушающий тип природопользования, который обусловлен структурой народнохозяйственного комплекса области. Сегодня в ней преобладают крупномасштабные горнодобывающие и горно-металлургические производства и другие отрасли, эксплуатирующие природные ресурсы. За период перехода экономики на рыночную систему хозяйства структурные сдвиги фактически не коснулись горнопромышленного комплекса (ГПК); несмотря на снижение объемов производства, его доля в экономике области и в загрязнении окружающей среды не изменилась. За период 2000-2007 гг. доля выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, и сбросов загрязненных сточных вод основными предприятиями Кольского ГПК составляла порядка 60-70% в валовых выбросах/сбросах по Мурманской области. На начало 2008 г. в регионе накоплено около 6,93 млрд т отходов горнодобывающей промышленности, в том числе за 2007 г. их образовалось 202,3 млн т, или более 99% образования всех отходов производства и потребления в области за год. Анализ статистических данных показал, что к началу 2008 г. доля выбросов загрязняющих атмосферу веществ, которые отходят от стационарных источников (ЗВст ) региона, составила 15,2% в общих выбросах ЗВст по Северному экономическому району (СЭР) и 12,7% в целом по Северо-Западному федеральному округу (СЗ ФО). На протяжении 2000-2005 гг. Мурманская область по показателю улавливания и обезвреживания ЗВст от общего объема улавливания и обезвреживания ЗВст на территории СЭР занимала 1-е место, а в 2006-2007 гг. - второе, уступив Вологодской области. За 2007 г. в Мурманской области было уловлено и обезврежено 2044 тыс. т загрязняющих атмосферу веществ, что составило 30,9% в общем объеме уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ по СЗ ФО. В 2007 г. по показателю экономии забора свежей воды за счет применения систем оборотного и повторного водоснабжения Мурманская область занимала 4-е место в общем объеме оборотной и последовательно используемой воды на территории СЭР. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты Мурманской области в 2007 г. был равен 383,4 млн м3, что составило 28,6% общего объема сброса ЗСВ на территории СЭР и 12,4% по СЗ ФО. В перечне предприятий - крупнейших источников загрязнения атмосферного воздуха Российской Федерации за 2007 г. ОАО «Кольская ГМК» занимала 9-е место среди 90 предприятий, на долю которых в 2005-2007 гг. приходилось 37-37,5% валовых выбросов ЗВст. ОАО «Апатит» в этом же году занимало 12-е место среди 50 крупнейших предприятий РФ - источников загрязнений поверхностных вод, на долю которых приходилось 46% суммарного по России объема сброса ЗСВ. Вследствие кризисов 1992 и 1998 гг. уменьшилась нагрузка на окружающую среду со стороны лесного, рыбодобывающего и агропромышленного комплексов, которые находятся в депрессивном состоянии. Положительно отразились на экологической обстановке области сокращение контингентов вооруженных сил российской армии и флота, фактически полная ликвидация промышленности строительных материалов и длительная регрессия в строительстве, судоремонте и машиностроении. Преобладающее развитие автомобильного транспорта и высокие темпы автомобилизации населения вносят отрицательный вклад в загрязнение атмосферы, их доля выросла до 23% в общем объеме выбросов в атмосферу. Важнейший субъективный фактор, определяющий экологическую обстановку, - природоохранная деятельность. На ее масштабы и эффективность положительное влияние оказало введение в 1994 г. платного природопользования для всех экономических субъектов и постоянное совершенствование его инструментов. В Мурманской области на 2 года дольше, чем в других субъектах Федерации, просуществовал экологический фонд; создана экологическая прокуратура; на региональном уровне и в некоторых муниципалитетах разработаны и реализуются целевые экологические программы; значительно активизировался экологический контроль; в рамках международного сотрудничества реализуются программы и проекты по предотвращению радиоактивного загрязнения, сокращению выбросов и сбросов горно-металлургического комплекса, сохранению лесных ресурсов и биоразнообразия, охране морской среды и ее биоресурсов. Международные проекты сыграли роль стимулятора внедрения на крупнейших предприятиях горнопромышленного комплекса добровольной системы экологического менеджмента и включения их в систему экологического рейтинга.Однако действующий государственный механизм природопользования и охраны окружающей среды недостаточно эффективен для решения накопленных экологических проблем региона. До настоящего времени в нем сохраняется инструмент «временно-согласованных выбросов и сбросов загрязняющих веществ», который позволяет предприятиям и организациям легитимно сохранять их объем, т.е. уклоняться от экологической модернизации. В результате уровень экологизации производства на предприятиях области все более отстает от прогрессивных зарубежных аналогов, а состояние природоохранных основных фондов и сооружений близко к аварийному, особенно на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства. В 2007 г. инвестиции в строительство природоохранных объектов снизились почти в 2 раза (49,1% к уровню 2006 г.), в частности, Кольская горно-металлургическая компания освоила только 44,39 млн руб. Затраты на капитальный ремонт природоохранных фондов выросли в 1,6 раза. До сих пор не получила развития система экологического страхования, актуальность которого особенно возросла в связи с неустойчивостью климата и изношенностью основных фондов предприятий. Существующее государственное нормативно-правовое обеспечение природоохранной деятельности и охраны окружающей среды не способствует взаимодействию природоохранных органов различных уровней управления на территории области, с одной стороны, и между ними и бизнес-сообществом, с другой. Слабо развивается система экономических и налоговых стимулов для экологизации производства; национальные стандарты качества окружающей среды значительно выше, чем зарубежные аналоги и, следовательно, выше экологические налоги; однако налог на экологически грязную продукцию не принят до сих пор; не разработаны эколого-сбалансированные технические регламенты для различных производств. Неоднократно в государственной Думе РФ отклонялись законодательные инициативы по принятию важных для оздоровления экологической обстановки законов о питьевой воде, об экологических зонах бедствия, о вторичных сырьевых ресурсах. Государственная система мониторинга качества окружающей среды и статистика предназначены для межрегиональных сравнений, которые используются федеральным правительством для разработки единой государственной экологической политики. Недостатком этой системы является нивелирование специфических особенностей и остроты проблем экологической обстановки в субъекте Федерации. Среди семи федеральных округов Российской Федерации экологическая обстановка в Северо-Западном федеральном округе, в состав которого входит Мурманская область, является наиболее благополучной. Среди пяти субъектов Федерации европейского Севера, которые схожи по составу базовых отраслей экономики, социально-экономическим проблемам, стратегическим направлениям развития и по многим характеристикам природно-климатических условий и естественных экосистем, Мурманская область имеет высокий рейтинг практически по всем показателям охраны окружающей среды. За последние 17 лет выбросы в атмосферу от стационарных источников Мурманской области снизились на 58%, использование свежей воды уменьшилось на 35%, не уменьшился только сброс загрязненных сточных вод, он даже вырос (табл. 2). Т а б л и ц а 2
Динамика основных показателей охраны окружающей среды Мурманской области с 1990 по 2007 г.
Главной экологической проблемой области остается обеспечение населения водой питьевого качества, которая ежегодно усугубляется изношенностью и неэффективной работой очистных сооружений, на большинстве из которых используется хлорирование воды. Несмотря на то, что с помощью мониторинга постоянно отмечается превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городов Мончегорск, Мурманск, Кандалакша, Оленегорск, поселок Никель, ни один из них не входят в перечень населенных пунктов РФ с неблагоприятной экологической обстановкой. Большинство экологических проблем региона сохраняют свою актуальность в течение всего периода реформирования экономики, по этому качественному показателю экологическую обстановку в Мурманской области можно оценить как неблагополучную, а усилия в сфере охраны окружающей среды и рационализации природопользования - как недостаточные.Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Еще статьи по теме " экологической":Судоходство в Арктике: экологические риски и перспективы Обеспечение экологической безопасности при освоении нефтегазовых ресурсов баренцевоморского шельфа Повышение уровня экологической безопасности
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 18448 |