Пришло время переходить к освоению Арктического шельфа |
Для освоения Арктического шельфа иностранные компании могут предлагать свои услуги, а выбор будет делать «Газпром»14-15 ноября 2007 года в Мурманске работала традиционная выставка «СевТЭК-2007», где были представлены более 150 отечественных и зарубежных предприятий, специализирующихся на добыче, переработке и транспортировке продуктов нефтегазохимического производства, поставке технологического оборудования, спецтехники и технологий, проведении научно-изыскательских и геологоразведочных работ, оказании строительных, финансовых, страховых и других видов услуг. В рамках форума-выставки «СевТЭК-2007» состоялась Международная конференция «Освоение шельфа: шаг за шагом». Ее участники, представляющие крупнейшие российские и зарубежные нефтегазовые компании, поставщиков и инвесторов обсудили актуальные вопросы освоения Арктического шельфа, и в первую очередь, Штокмановского ГКМ, проблемы повышения имиджа Мурманской области как нового нефтегазового региона.В конференции приняли участие представители ОАО «Газпром», «Total разведка, разработка Россия», «StatoilHydro», ООО «Севморнефтегаз», ООО «Газфлот», «Союз производителей нефтегазового оборудования», «REINERTSEN», «Technip», сотрудники Министерства нефти и энергетики Норвегии, более 200 руководителей и специалистов отраслевых ведомств, крупнейших нефтегазовых компаний и профильных предприятий из полутора десятков российских регионов, а также Франции, Норвегии, Финляндия. Основной задачей конференции было создание благоприятных условий для эффективного взаимодействия между предприятиями и организациями России и стран Европы, заинтересованными в развитии топливно-энергетического комплекса региона и участии в реализации перспективных проектов освоения Арктического шельфа, обсуждение вопросов развития производственной базы и береговой инфраструктуры, подготовки специалистов, экологических, технологических и научных аспектов этой деятельности. Конечно же, главенствующую роль на этой конференции играли представители компаний, вошедших в консорциум по освоению Штокмановского ГКМ – ОАО «Газпром», «СтатойлГидро» и «Тоталь», которым принадлежат соответственно 51%, 24% и 25% в этом проекте. Тон дискуссии задал «Газпром»Участники конференции подчеркивали, что пришло время от разговоров переходить к конкретным делам. Руне Осхейм, генеральный консул Королевства Норвегия в Мурманской области с удовлетворением отметил факт вхождения в консорциум по разработке Штокмановского ГКМ норвежской компании СтатойлГидро. Обыгрывая название конференции, он сказал, что теперь шаги в освоении шельфа будут огромными. Не прочь участвовать в поставках высокотехнологичного морского оборудования компаниям, вошедшим в консорциум и Финляндия, о чем недвусмысленно заявила консул Мурманского отделения Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге госпожа Пиркко Макикоккила. Официальный представитель министерства нефтяной промышленности и энергетики Норвегии Хокан Скреттинг в своем выступлении очень правильно заметил, что, несмотря на развитие взаимовыгодного сотрудничества между Норвегией и Россией, между «СтатойлГидро» и «Газпромом», иностранные компании могут только предлагать свои услуги, свой опыт и технологии, а выбор будет делать «Газпром». Лидирующие позиции в консорциуме по разработке Штокмановского ГКМ, в который вошли ОАО «Газпром», норвежская компания «СтатойлГидро» и французская «Тоталь», занимает наша отечественная компания, представитель которой, заместитель начальника управления техники и технологий разработки морских нефтегазовых месторождений российского газового гиганта Михаил Басаргин, выступил на конференции, посвятив свой доклад перспективам предстоящих работ. Он отметил, что Россия долгие годы (а Штокмановское ГКМ было открыто в 1988 году) не приступала к реальным работам по добыче углеводородного сырья на арктическом шельфе, притом, что за континентальным шельфом будущее нефтегазовых проектов. Там уже сейчас открыто около 3 тысяч месторождений, и их ресурсный потенциал равен половине мировых запасов нефти и трети запасов газа. Ежегодный объем добычи на шельфе составляет 1,1 млрд. т. нефти и 850 млрд.м3 газа, что составляет около трети мировой добычи. Понятно, что Россия, которой принадлежит четверть мирового шельфа имеет в его недрах огромные запасы углеводородного сырья, которые, по последним прогнозным оценкам, составляют около 136 млрд.т. условного топлива. Из них более 70% углеводородов сосредоточены в арктических морях, среди которых 70% составляет газ. Нужно ли говорить, насколько важно для России и всего мирового сообщества начать освоение этих богатств. Однако, в мире практически отсутствует техника и технологии для добычи УВС на арктическом шельфе, что, в общем-то, и сдерживало начало работ. Точкой отсчета, датой начала полномасштабных работ на арктическом шельфе можно считать 29 сентября 2005 года, когда Правление ОАО «Газпром» приняло Постановление № 40, одобрившее Основные положения «Программы освоения ресурсов углеводородов на шельфе Российской Федерации до 2030 года». В развитие данного Постановления были разработаны Первоочередные мероприятия на 2006-2010 годы по организации работ ОАО «Газпром» по освоению ресурсов углеводородов на шельфе РФ, в которые вошла Программа создания плавтехсредств на период 2006 - 2010 годов. Перед ОАО «Газпром» стоит несколько стратегических задач по освоению месторождений УВС арктического шельфа. Среди них – освоение месторождений шельфа в Печорском море (Приразломное и Долгинское месторождения нефти); месторождения приямальского шельфа (Русановское, Ленинградское, Харасавэйское, Крузенштерновское); шельфа акваторий Обской и Тазовской губ (Сев. Каменомысское и Каменомыское); работы на Каспийском шельфе и на Сахалине, но ведущим направлением деятельности станут работы на Штокмановском ГКМ. Специалистам ОАО «Газпром» в рамках этих широкомасштабных работ предстоит изучить имеющиеся в мире технологии и технические решения для освоения шельфа, адаптировать их для работы в Арктике, разработать новейшие технику и технологии, привлекая для этих целей, в первую очередь, российские научные организации и промышленные предприятия. Среди этих образцов техники, которые предстоит создать, есть и подводные добычные комплексы. Реализация программы работ «Газпрома» на шельфе позволит к 2030 году обеспечить прирост запасов газа на 14,9 трлн. м3 и нефти 540 млн. т., а годовую добычу довести до 180 млрд. м3 и нефти более 11 млн.т. В арктических морях будут созданы новые нефтегазодобывающие районы, а на Северо-Западе России – инфраструктура по производству и транспортировке сжиженного природного газа. Что касается Штокмановского ГКМ, то дело не ограничится добычей газа лишь из пластов этого месторождения. В единый комплекс будут вовлечены месторождения сателлиты: Западное Штокмановское, Западное Лудловское, Лудловское, Ледовое, Терское. Основными объектами Штокмановского ГКМ станут морской добычной комплекс, береговая инфраструктура, завод по производству СПГ, терминал по отгрузке СПГ, суда по перевозке СПГ и технологический флот. Всего предусмотрено три фазы разработки Штокмановского ГКМ. Ввод в эксплуатацию первой фазы состоится в 2013 году с объемами добычи 23,7 млрд.м3 газа. Чтобы решить эту задачу предстоит построить технологические платформы, изготовить и установить подводные добычные комплексы, каждый из которых весит более 1000 тонн, проложить подводные трубопроводы. Первые буровые работы должны начаться уже в 2010 году с полупогружных буровых установок, к строительству первых двух из которых приступает Выборгский судостроительный завод. Эти полупогружные буровые установки шестого поколения типа «Арктика» – впечатляющие технические сооружения с размерами палубы 83,2х72,72 метра, высотой до пола буровой 52,12 метра, размерами понтона 118,56х15,73х10,15 метра. Ее водоизмещение составит 54700 тонн, а с нее можно будет бурить скважины глубиной 7500 метров при глубинах моря от 70 до 500 метров и высоте волн до 32 метров. В 2013 году предстоит ввести в эксплуатацию и первую из трех технологических платформ, весом 71 тысячу тонн, длиной палубы верхнего строения 95 и шириной 45 метров. Производительность этой технологической платформы составит 70 млн.м3 в сутки. Не обойтись и без создания кранового оборудования, способного перегружать конструкции весом более 1000 тонн и трубоукладочных судов. Михаил Басаргин в своем выступлении уделил внимание и освоению месторождений нефти на шельфе Печорского моря. Пионерный проект – освоение Приразломного месторождения с морской ледостойкой стационарной платформы, которая достраивается в Северодвинске. Ее стоимость составила S 800 млн. И в данном проекте «Газпром» решил подключить к создаваемой инфраструктуре месторождения нефти-сателлиты, - Северное и Южное Долгинское, Полярное и Зап. Полярное, Стасовское, Восточно-Приразломное, Медынское море, Варандей море. Все они будут соединены подводной системой трубопроводов, а нефть будет отправляться на танкерах через два морских терминала. Сама же нефть будет добываться с использованием подводных добычных комплексов. Аналогичная схема будет использована и при освоении месторождений газа на акваториях Обской и Тазовской губ. Газ с месторождений Чугорьяхинское, Сев. Каменомысское, Каменомысское, Обское, Парусовое, Сев.Парусовое, Семаковское, Тота – Яхинское, Южно-Ялятинское и Антипаютинское будет поступать на Ямбургский узел. А затем в магистральные трубопроводы. Подводные добычные комплексы для мелководья (глубина до 12 метров) Обской и Тазовской губ будут создаваться в кооперации с норвежскими компаниями. Дело более отдаленной перспективы – освоение богатейших месторождений углеводородного сырья Карского моря, а их здесь открыто два десятка, среди которых уникальные Русановское и Ленинградское.В планах «Газпрома» создание судоходной компании, которая будет оперировать двумя десятками судов-газовозов, вместимостью от 155 до 215 тысяч м3 каждый. Первые 7 судов должны вступить в строй уже к 2013 году. На конференции выступили также представители ООО «Газфлот» и ООО «Севморнефтегаз», группы компаний «Синтез». Выбор пал на достойных партнеровО своевременности конференции и актуальности ее темы, правильно выбранном месте ее проведения говорил генеральный директор компании «Тоталь Разведка Разработка Россия» Пьер Нергарарьян. Компания «Тоталь» с оптимизмом смотрит на инвестиции в энергетический сектор России – энергетической супер державы. Уверенность в плодотворном и взаимовыгодном развитии сотрудничества при освоении Штокмановского ГКМ компании «Тоталь» придает накопленный с 1999 года опыт работ на Харьягинском нефтяном месторождении, которое она осваивала вместе с норвежской компанией «Гидро» и Ненецкой нефтяной компанией. «Тоталь» готова поделиться с «Газпромом» современными технологиями и опытом работы. Когда в июле 2007 года ОАО «Газпром», ООО «Севморнефтегаз» и Тоталь подписали соглашение о сотрудничестве, охватывающую первую из трех фаз освоения месторождения, кое у кого возникло чувство недоумения: «Почему именно Тоталь?». Ответ прост: эта компания занимает 4-е место в мире среди нефтегазодобывающих компаний, имеет уникальный опыт работы в Северном море, у берегов Африки и в Мексиканском заливе, ей принадлежит мировой рекорд прокладки подводного газопровода на глубине 2200 метров в ходе разработки месторождения Каньон Экспресс в Мексиканском заливе, при бурении скважин на шельфе, при глубинах моря 2250 метров, в активе этой компании строительство и эксплуатация плавучей платформы FPSO, длиной 300, шириной 60 и высотой 31 метр, водоизмещением 400 000 тысяч тонн, первая в мире мини- TLP платформа с натяжными опорами, эксплуатация заводов СПГ, которых у этой компании 13 и лидирующие позиции в мире в секторе сжиженного природного газа. Геологоразведкой и добычей углеводородов занимается в 40 странах мира. Компания имеет реальные возможности для реализации широкомасштабных проектов. В 2003 году Тоталь получила специальную премию на конференции, посвященной технологиям морской добычи, которая является значимым событием мирового масштаба. Так что выбор «Газпрома» был не случаен. Пьер Нергарарьян остановился и на ключевых этапах разработки Штокмановского ГКМ. В конце 2007 года предстоит заключить контракты на FEED (начальное техническое проектирование первой фазы разработки Штокмановского ГКМ, которое обойдется консорциуму в S12 млрд.), принять в 2009 году окончательное решение по инвестициям, в 2013 году подать газ в трубопроводную систему и начать экспорт СПГ в 2014 году. Директор по освоению месторождений норвежской компании «СтатойлГидро» в России Пер А. Кьярнес подчеркнул, что ключом к успеху в освоению Штокмановского ГКМ является сотрудничество трех признанных в мире нефтегазовых компаний, имеющих финансовые ресурсы, подготовленные кадры, современные технологии. «СтатойлГидро» является пионером в освоении технологий глубоководных разработок месторождений шельфа. Опыт, наработанный норвежскими компаниями при освоении месторождений «Тоги» в 1991 году, «Тролль» в 1996-м, «Ормен Ланге» и «Белоснежки» пригодится и на Штокмане. В рамках Штокмановского проекта норвежские компании сотрудничают с Россией 18 лет, наработав опыт взаимодействия с «Газпромом». Он выразил уверенность, что консорциуму будет сопутствовать успех в реализации этого грандиозного проекта. Отвечать за организацию работ по проектированию, финансированию, строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры на первом этапе освоения Штокмановского ГКМ будет Компания специального назначения (Special Purpose Vehicle, SPV). Эта компания будет в течении 25 лет с момента начала работ получать прибыль, отвечать за все риски, она же будет собственником всей созданной инфраструктуры. Партнерство трех компаний позволит объединить усилия, финансовые ресурсы, современные технологии, обеспечить экономическую эффективность проекта. Не прочь стать поставщиками современного оборудования для консорциума и норвежская компания «Текнип Норге». «Мы хотим найти свое место в этом проекте, особенно подрядчиком при строительстве завода СПГ», - заявил представитель компании. Следует отметить, что специалисты «Текнип Норге» возводят крупнейший в мире завод СПГ в Катаре и их опыт может быть востребован при сооружении завода СПГ в Мурманской области, как и наработки в создании подводного оборудования для Белоснежки и подводной прокладки шлангокабелей. Но не только в использовании современных техники и технологий, создаваемые компаниями с мировым именем, будут заложены основы успеха в освоении месторождений углеводородного сырья арктического шельфа. Нужны кадры, способные эксплуатировать эту технику. Как отметил технический директор «СтатойлГидро» в России Анатолий Золотухин, чтобы добывать 150 миллионов тонн УВС в нефтяном эквиваленте, нужно иметь более 100 тысяч специалистов, а ВУЗам страны ежегодно выпускать 1000 инженеров. Реально специалистов для работ на шельфе в России ежегодно выпускается …. около 50!? Еще вчера нужно было создать центры обучения и переподготовки кадров. Всего один пример: предполагается строительство 20 судов-газовозов. А кто их будет эксплуатировать? Говорил он и о создании в Норвегии компанией «СтатойлГидро» бурового судна для работы в ледовых условиях, которое может найти применение в российском секторе Арктики. В то же время, предложение ученых, практиков, моряков Мурманского морского пароходства о переоборудовании в буровое судно атомного лихтеровоза «Севморпуть», которое было бы востребовано, остается без внимания Правительства России. Что ж, будем платить за услуги в бурении скважин соседям. И немалые средства. Анатолий Золотухин не только рассказал, но и показал участниками конференции видеоролик бесскважного бурения. Эта технология сокращает стоимость разведочного бурения в 10 раз. Были озвучены и другие экзотические проекты, в том числе создания подводных буровых комплексов с использованием электроэнергии, получаемой от ядерных реакторов, размещенных под водой. Но это – проекты будущего. Сегодня стоит задача с использованием имеющихся технических средств и технологий дать потребителям газ Штокмана уже в 2013 году. Юрий Банько Журнал "СЕВЕР промышленный" № 12 2007 г. Еще статьи по теме "Арктического шельфа":Экономический потенциал углеводородных ресурсов арктического шельфа и проблемы его освоения О подготовке кадров для освоения арктического шельфа и ресурсов мирового океана Об экономической оценке ресурсов нефти и газа арктического шельфа России Новые объекты нефтегазопоисковых работ на арктическом шельфе Дополнительный импульс развитию геологоразведки арктического шельфа Первопроходцы арктического шельфа
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5246 |