О подготовке кадров для освоения шельфа и ресурсов мирового океана |
ПАПУША А.Н.,ЗОЛОТУХИН А.Б., ГУДМЕСТАД О.Т. Мурманский Государственный Технический Университет, Россия, РГУ нефти и газа им. М.И. Губкина, Россия, Университет Ставангера, Норвегия Без создания специализированного технологического университета для подготовки кадров для освоения минеральных и углеводородных ресурсов шельфа Северных морей Ледовитого океана, а в перспективе и ресурсов Мирового океана, России, как морской державе, не обойтись.Несмотря на то, что статья посвящена перспективам подготовки кадров для освоения минеральных и углеводородных ресурсов отечественного шельфа и, в перспективе, таких же ресурсов Мирового океана и, казалось бы, напрямую не относится к традиционной тематике подготовки горных инженеров в нашей стране, тем не менее исторически сложилось так, что практически все вопросы ресурсного обеспечения отечественной экономики, и в том числе и вопросы подготовки кадров для решения этой задачи, напрямую связаны с горным образованием в Российской Федерации. История развития Горного Института в Санкт-Петербурге и Горного Университета в Москве, а затем и создание специализированного учебного заведения РГУ нефти и газа им. Н.М. Губкина, кстати, тоже выпускника Московского горного университета, во - многом подтверждают данное утверждение. Поэтому постановка подобных вопросов и их обсуждение в отечественной научной и периодической печати, которая отражает современные взгляды на идеологию подготовки горного инженера (т.е. специалиста, профессиональная деятельность которого связана с особо опасным производством под землей, а если говорить о минеральных и углеводородных ресурсах шельфа и Мирового океана, то и под водой, а затем и под землей) в настоящее время представляется актуальной. Актуальность постановки вопроса о подготовке кадров, подготовленных для работы на шельфе и в Мировом океане, обусловлены несколькими фундаментальными причинами, главными из которых являются следующие: • континентальный шельф России является для страны зоной стратегических интересов;• освоение минеральных и углеводородных ресурсов Мирового океана в районах, закрепленных за Российской Федерацией;• доразведка минеральных ресурсов в Мировом океане и в Антарктиде;• геологическое обоснование внешних границ континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане.Названные запасы являются уникальными для страны, и для их освоения необходимы соответствующие специалисты и в достаточном количестве, потому что мгновенно "переориентировать" кадры с "сухопутной" идеологии освоения минеральных ресурсов на "морскую" вряд ли удастся, здесь и инерция, и то, что традиции подготовки и кадров и их последующая работа на суше и в море принципиально разные. Опыт других, и в первую очередь развитых, морских стран показывает, что освоение морских месторождений углеводородов потребовало не только привлечения новых технологий, но и, что принципиально важно для нас, привлечения и создания новых учебных центров (университетов, центров подготовки и переподготовки) с соответствующим набором новых методик обучения и переподготовки кадров для работы в море. К сожалению, начальный импульс по созданию специализированного учебного заведения в Мурманске, который в свое время привносился в морской город специалистами ВНПО "Союзморгео", и который должен был бы, по мнению их основателей, положить начало морскому нефтегазовому, а в будущем и общему морскому ресурсному образованию в России, так и не привел к открытию нового учебного заведения и, соответственно, к образованию нового для страны направления в подготовке кадров, кадров для разработки морских ресурсных месторождений. Видео по теме:
1. Задачи освоения ресурсов Мирового океана и шельфаЗадачи по изучению и освоению ресурсов Мирового океана и отечественного шельфа, в основном сводятся к нескольким, независимым друг от друга направлениям: изучение и освоение ресурсов в зоне ответственности Российской Федерации, закрепленных соответствующей конвенцией ООН; изучение и освоение ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, закрепленных соответствующими законодательными актами РФ; обоснование внешних границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, в соответствии с конвенцией ООН; делимитация границ в Баренцевом, Каспийском, Черном, Азовском и Беринговом морях. К решению обозначенных выше задач наша страна частично приступила еще в середине прошлого века. Так, поиск и разведка полезных ископаемых в Мировом океане ведутся Россией с 80-х годов прошлого века, что уже дало свой положительный результат, а именно, в результате деятельности по поиску и разведке полезных ископаемых в Мировом океане за Российской Федерацией были закреплены права на изучение и освоение нескольких участков Мирового океана, перспективных на различные рудные ископаемые с прогнозными ресурсами около 450 млн. тонн особо полезной руды в Российском разведочном секторе. Если говорить об освоении минеральных ресурсов Мирового океана, то в недалеком будущем для экономики страны понадобятся запасы, привносимые только с Мирового океана, такие как запасы марганца (Mn), никеля (Ni), кобальта (Cb), меди (Cu), молибдена (Md), золота (Au), серебра (Ag), платины (Pl), цинка (Zn).Разработка и создание новых технологий добычи океанических рудных запасов имеют двоякую ценность. Во-первых, это всегда технологии "Hi-Tec", которые по сути являются самоценными, поскольку они являются ликвидным товаром на мировом рынке технологий. Во-вторых, их разработка наверняка приведет к изменению горной инженерной культуры в стране, поскольку для России всегда стояла и впредь будет стоять задача присутствия в Мировом океане и на собственном шельфе не только с тем, что бы не отстать от ведущих моровых стран в вопросе освоения ресурсов, как рудных (включая цветные и редкоземельные), так и углеводородных, но и с целью независимого экономического развития и независимой технологической политики, которые до сих пор являются, и в будущем непременно будут признаками высокоразвитого государства. Очевидно, что постановка задач по разработке отечественных технологий для освоения шельфа и Мирового океана должна производиться, с нашей точки зрения, из одного Центра морских технологий, т.к. нецелесообразно создавать отдельные технологии только для добычи углеводородов на шельфе, даже если это будут и Арктические технологии (сложные и принципиально новые для страны) по разработке шельфовых месторождений в Ледовитом океане, а технологии для добычи минеральных ресурсов оставлять "на потом". Так, только в соответствии с требованиями ООН, с 2007 года наша страна должна увеличить свою деятельность по исследованиям в Мировом океане на участках, закрепленных за Российской Федерацией, в четыре раза, но кроме требований ООН могут возникнуть и другие важные обстоятельства, приводящие к существенному перераспределению игроков, борющихся в будущем за ресурсы Мирового океана. Однако, современных технологий и, как следствие, соответствующей техники для проведения морских работ подобного рода в России сегодня нет. Единственное, с чем мы пока можем выйти в Мировой океан — это отечественный персонал, подготовленный в отечественных учебных заведениях, который по-прежнему способен освоить в короткие сроки зарубежные технологию и технику проведения работ на шельфе и в Мировом океане. Достаточно ли только "людского запаса" у России для удержания достигнутых ранее рубежей на шельфе и в Мировом океане покажут ближайшие десятилетия. Открытая экономика страны — это не только открытость экономики и рынка технологий, но и открытость рынка квалифицированного персонала, причем последний фактор будет доминирующим в развивающихся экономиках Западных стран, и возможность "перетока" отечественного персонала в высокотехнологические морские проекты Запада будет весьма вероятна. Если говорить о сценариях мирового развития освоения шельфа и Мирового океана, то их, в сущности, немного и один из них, может быть наиболее вероятным и выглядеть следующим образом. Очевидно, что в первую очередь в Мировой океан для разработки своих участков, в первую очередь и несомненно, придут ведущие Западные страны (и конечно "малые" страны такие как, например, Норвегия или Южная Корея), т.е. те страны, которые к настоящему времени уже показали свою состоятельность в освоении морских, в основном шельфовых (включая глубоководные), нефтяных и газовых месторождений и которым развить морские технологии на добычу океанических рудных и рассыпных месторождений будет значительно легче, чем странам, только встающим на путь развития собственной технологической морской ресурсно-добычной базы, включая и собственную базу по освоению ресурсов океана. Что касается отечественных технологий освоения арктических месторождений углеводородов, то их концепция до сих пор остается в стадии становления. Собственные технологии появятся только в результате выработки собственной стратегии освоения ресурсов Мирового океана и отечественного шельфа, причем при участии отечественных школ (в широком смысле) по подготовке горных инженеров и морских инженеров, соединенных в едином специализированном научно-образовательном учреждении (здесь также необходимо опереться на зарубежный опыт университетов, как учебных и научных центров). Отечественный опыт технологического прорыва показывает, что успех достигается как раз в соединении нескольких, ранее, казалось бы, несоединимых и несвязанных между собой научных и образовательных направлений, каждое из которых имеет собственную фундаментальную научную базу, но будущая деятельность которых направлена на решение еще нерешенной никем задачи. Времени для "оттягивания" решения "на потом" у России уже нет, т.к. средневзвешенная стоимость ресурсов для мировой экономики растет, что неминуемо приведет в смене игроков, поставляющих эти ресурсы. "Вечных" и неоспоримых технологий, как известно, не существует. Новые задачи всегда приводят к новым технологическим решениям и так, конечно, будет и с ресурсными технологиями для Мирового океана. Вопрос состоит только в том, кто придет с ними в Мировой океан? 2. Персонал для освоения шельфа и Мирового океанаСформулированный выше вопрос о том, "кто придет в Мировой океан", сразу ставит вопрос о надежности собственного кадрового обеспечения, способного, во-первых, продвигать и осваивать новые морские нефтегазовые и океанические (ресурсные) технологии, а во-вторых, эксплуатировать созданные технические устройства (а это, несомненно, будут устройства Hi-Tec) с должным уровнем надежности и безопасности всех работ в море, включая экологическую безопасность. Для того, чтобы оценить количество и качество требуемого в будущем персонала, необходимо снова опереться на объективные показатели предстоящего освоения в недалеком будущем Штокмановского проекта в Баренцевом море. Как известно, Штокман — первый и самый привлекательный для инвестиций на сегодняшний день проект. По своим запасам, а это 3.7 трлн.т газа, - этот проект больше, чем все месторождения норвежского шельфа вместе взятые, которые были открыты за 30 лет разведки и освоения. В тоже время, для нас один только Штокман - это всего лишь 5% от потенциального ресурса углеводородов на Арктическом шельфе России. Опыт освоения подобных морских гиперместорождений продолжается не 10 лет, и не 20 лет и даже не 30 лет, а значительно больше, самый нижний предел составляет 50 лет разработки и освоения. Соответственно, сам характер и масштаб предстоящих работ только в Баренцевом море говорит о том, что без квалифицированного, подготовленного и обученного персонала по широкому кругу специальностей в области освоения шельфовых месторождений углеводородов, предстоящие задачи не решить.Так, экспертные (в том числе и зарубежные) оценки показывают, что количество персонала с высшим университетским образованием, задействованного в освоении Баренцевоморских месторождений, будет составлять до 12 тысяч человек, причем, более половины из которых, будут специалисты с морским нефтегазовым образованием, получившие квалификацию - "горный инженер". Здесь, когда говорим о горном инженере, то совершенно определенно опираемся на отечественные оценки и отечественный государственный стандарт подготовки специалиста. В данном случае традиционная отечественная высшая школа показала свою состоятельность, т.к. предыдущие поколения горных инженеров (имеются в виду специалисты 70-80-х годов), волей судьбы переквалифицировавшиеся (или сумевшие самостоятельно освоить новую технологию и технику проведения работ в море) в морских специалистов, достаточно успешно провели разведку (включая морское разведочное бурение) морских месторождений на отечественном шельфе. При этом, технологическая база, применяемая в море, зачастую повторяла традиционные технологические схемы, используемые на суше, что и явилось, по сути, объективной предпосылкой для успешного освоения отечественными специалистами "морских" технологий. Однако предстоящие задачи освоения шельфа и минеральных ресурсов океана, судя по всему, будут происходить практически одновременно, т.е. по оценкам специалистов и экспертов в морском нефтегазовом деле в первые десятилетия 21-го века, что сразу поставит перед высшей школой задачу подготовки кадров как для освоения месторождений углеводородов, так и для освоения ресурсов Мирового океана. Как отмечалось ранее, специалистов указанных направлений сможет подготовить отечественная горная школа, как таковая, только при соответствующем дополнении существующих специальностей рядом новых специальностей с морской ориентацией и создании новых ВУЗов, ориентированных на новые технологические решения для Арктического и глубоководного шельфа, на рудные и ресурсные океанические технологии и т.п. По-видимому, только инерцией традиционных университетских школ, их неспособностью в быстрому и качественному обновлению на мировом уровне, объясняется создание в России новых, национальных университетов, нацеленных на достижение мирового уровня научных достижений и подготовленных на мировом уровне специалистов с университетским образованием, которые будет конкурентноспособными как в нашей стране, так и за рубежом. Подобный подход приемлем и для освоения новой области деятельности для нашей высшей школы – деятельности, направленной на подготовку специалистов для продвижения и освоения технологий для работы на отечественном шельфе и технологий по добыче ресурсов Мирового океана. Однако, несмотря на амбициозные планы отечественного правительства и отечественных компаний по освоению нефтегазовых месторождений российского шельфа, подготовке и воспитанию (включая и переподготовку) квалифицированных специалистов для работы на шельфе до сих пор не уделяется должного внимания. Так, если говорить о специальностях, то в перечне специальностей Министерства образования Российской Федерации специальности для освоения шельфа отсутствуют вовсе, а если говорить об учебных планах (опять же традиционных для подготовки горного инженера), то в них отсутствует целый ряд предметов, важных для эффективной и безопасной работы по освоению шельфа. Океаническое направление в учебных планах отсутствует как таковое. Далее, целые направления деятельности на шельфе, в том числе и деятельность на берегу - нефтяные и газовые морские терминалы, в учебных планах ведущих ВУЗов страны отсутствуют полностью. К таким направлениям также относятся, например, подводные технологии освоения, которые в настоящее время уже освоены норвежскими компаниями в Северном и Баренцевом морях, а у нас они даже не рассматриваются при подготовке специалиста. То же самое можно сказать о современных технологиях LNG (технологии сжижения природного газа (СПГ)), т.е. о криогенных технологиях при переработке природного газа, которые включают в себя сжижение (-162 С°) природного газа, хранение на морском терминале, а затем и его транспортировку потребителю. И это несмотря на то, что первые криогенные установки появились во ВНИИГАЗе, в головном научно-исследовательском центре "Газпрома, несколько десятилетий назад, однако совершенствование производства СПГ западными компаниями, особенно в области энергосбережения, эффективности переработки и безопасности при переработке больших объемов производства, опять поставило нашу страну в позицию догоняющего и в области технологий LNG, включая и строительство заводов по сжижению, как береговых структур морских газоналивных терминалов. Такая же картина наблюдается и в плане подготовки специалистов по технологиям СПГ. Не менее важной проблемой, чем подготовка персонала для работы на шельфе и в Мировом океане, становится проблема подготовки научных кадров и преподавателей для высшей школы по всем названным выше задачам, включая подготовку специалистов по подводным технологиям, технологиям LNG и ряду других направлений, необходимых для освоения современных методик подготовки персонала, обеспечивающего освоение ресурсов шельфа и Мирового океана. К сожалению, таких специалистов-преподавателей в России в настоящее время нет. И здесь, так же как и с непосредственной разработкой и освоением современных технологий для работы на шельфе и в океане, по-видимому, без кооперации с западными университетами - лидерами в области подготовки специалистов для работы на морских месторождениях углеводородов, нашей стране не обойтись. Начальный опыт взаимодействия с университетами Норвегии, а это в первую очередь Университеты в Трондхейме (NTNU) и Ставангере (University of Stavanger), показывает, что их развитие и рост авторитета образовательных методик связан с развитием их собственных, т.е. норвежских технологий добычи на норвежском шельфе. При этом, практически все университеты Норвегии напрямую участвовали в разработке морских технологий добычи и напрямую связаны с технологическими прорывами норвежских нефтегазовых компаний по подводным технологиям освоения месторождений, а это в первую очередь компании Statoil и Hydro, работающие на шельфе более 30 лет. Необходимо отметить, что работа по обучению (переобучению) преподавателей, не простая сама по себе, потребует достаточно большого промежутка времени. По мнению зарубежных экспертов, ее необходимо начинать уже сейчас, а не откладывать "на потом" и, тем более, не надеяться на русское "авось". Таким образом, подготовка собственных специалистов для работы на шельфе, и в последующем, и в Мировом океане должна стать неотъемлемой частью устойчивого развития страны и гарантом обеспечения ее энергетической и технологической независимости. 3. Необходимы новые подходы в решении проблемы подготовки кадровВ настоящее время из всех ВУЗов Российской Федерации, в той или иной степени вовлеченных в подготовку специалистов нефтегазового направления, только в двух имеются подразделения, ориентированные на выпуск специалистов по освоению шельфа. Это - кафедра освоения морских нефтегазовых месторождений РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина (выпуск магистров) и кафедра механики сплошных сред и морского нефтегазового дела Мурманского государственного технического университета, которая выпускает бакалавров техники и технологий, и которая в ближайшем будущем будет осуществлять выпуск горных инженеров со специализацией "Физические процессы шельфовых нефтегазовых технологий и производств". Названное выше направление подготовки специалистов для освоения минеральных ресурсов Мирового океана нигде, ни в одном из университетов страны, даже не обозначено. Для решения этой, нерешенной пока в стране проблемы, на наш взгляд, необходимо выполнение как минимум двух условий: • государственное решение об освоении отечественного шельфа и ресурсов Мирового океана, на основании открытого проекта участников, а затем конкурса отечественных и зарубежных компаний и всем тем, что прописано в Законе, но в конечные сроки и с конечными социальными целями освоения; (в этом случае нельзя купить проект, но в нем можно участвовать) • открытие в стране специализированного учебного заведения (университета) по подготовке специалистов для работы на шельфе и в Мировом океане, в рамках либо указанного проекта освоения, либо как отдельного и вновь открываемого учебного заведения. • выполнить средне и долгосрочный анализ потребности отечественной промышленности в количестве выпускников по освоению морских месторождений. Указанный анализ будет содержать методически обоснованные цифры по потребностям и по срокам реализации программы подготовки; • определить перечень специальностей и специализаций, а также соответствующее количество специалистов по уровням подготовки - "горный инженер", "бакалавр", "магистр"; • разработать образовательные программы подготовки специалистов и определить их специализации; • скоординировать деятельность отечественных университетов и российских промысловых и сервисных компаний нацеленных на работу на шельфе и в Мировом океане; • скоординировать международное сотрудничество; • разработать программу переподготовки специалистов и программу переподготовки преподавателей; • выполнить работу по признанию дипломов ВУЗами - партнерами. Далее, в рамках поставленной задачи, можно распределить содержательную часть в подготовке специалистов между заинтересованными в решении сформулированных и поставленных задач ВУЗами страны. Потребность в активизации поисково-разведочных работ на отечественном шельфе и в Мировом океане, а также выход российских компаний на мировой рынок ставят перед высшей школой задачу по обеспечению их специалистами нового поколения для работы в море (Мировом океане). В заключение отметим, что будущее отечественной высшей школы состоит в развитии новых, соответствующих мировому уровню, направлений подготовки специалистов. Поэтому в данной работе обозначено одно из таких направлений - направление по подготовке специалистов по освоению минеральных и углеводородных ресурсов шельфа и Мирового океана, которое, с нашей точки зрения, стоит перед отечественной горной школой. Еще статьи на тему "освоения":Концептуальные вопросы программы транспортного освоения Российского Севера Значимые факторы освоения Штокмановского проекта Стратегия освоения морских месторождений нефти и газа Арктики
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 14017 |