Наши партнеры

АНО ДПО «Полярный институт повышения квалификации»

 

Главная Бизнес: роль профессионального образования
Бизнес: роль профессионального образования Печать E-mail

В школах, лицеях и вузах элементарно не объясняют, что такое бизнес-структуры, как в них работать и какие знания применять 

В последнее время на разных уровнях всё чаще обсуждается вопрос обеспечения промышленности квалифицированными кадрами. Проблема заключается в том, что уровень подготовки молодых специалистов не совпадает с требованиями, предъявляемыми потенциальными работодателями.

Чаще всего студентов готовят для работы именно в государственных структурах. А для малого и среднего бизнеса, который развивается в последнее время активными темпами, такие специалисты оказываются непригодными. В предпринимательстве существуют свои требования к качеству рабочей силы. В результате происходит невостребованность экономикой специалистов и, как следствие, их перепроизводство.

Одна из причин сложившейся в Мурманской области ситуации состоит в том, что до сих пор отсутствует концепция профессиональной ориентации. В школах, лицеях и вузах элементарно не объясняют, что такое бизнес-структуры, как в них работать и какие знания применять.

Сотрудничества бизнеса, науки и образования не происходит

В связи с приходом «большой нефти» на Кольский полуостров, вопрос нехватки специалистов встал во весь рост. Намерение «Газпрома» вкладывать немалые деньги в подготовку кадров может изменить ситуацию с подготовкой кадров для промышленных предприятий Мурманской области. Однако здесь есть опасность: может произойти наплыв желающих обучаться из других городов, а также приезд специалистов из Норвегии, Германии, Финляндии. Необходимо заполнить эту нишу местными специалистами.

 

Ответы на вопросы и решения поставленных проблем попытались найти участники первой региональной конференции «Профессиональное образование и бизнес: состояние, тенденции, развитие». Представители Правительства Мурманской области, Совет ректоров вузов Мурманской области, Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области, Северная торгово-промышленная палата, учёные обсудили, как необходимо организовывать учебный процесс, планировать трудоустройство выпускников, разрабатывать стратегию развития государственной системы профессиональной ориентации и многое другое.

- Сегодня проблема кадров стоит как никогда остро и требует очень серьёзного подхода, - начал своё выступление Макаров А.В., первый заместитель Губернатора Мурманской области, открыв первую региональную конференцию. - В 90-е гг. экономика была в упадке, технические и рабочие специальности перестали быть востребованными. Учебные заведения быстро переориентировались и стали готовить других специалистов - экономистов, юристов, менеджеров и т.д. Инженеры, строители, рабочие переквалифицировались и подались в предпринимательство.

На сегодняшний день структура спроса резко поменялась, а у молодёжи произошло переосмысление ценностей. Технические специальности стали наконец-то престижными, на инженерных факультетах появился серьёзный конкурс от 3 до 10 человек на место.

- Но всё не так радужно, - продолжает Александр Васильевич, - кризис 90-х не пройдёт бесследно, и ещё как минимум лет пять - шесть регион будет ощущать острую нехватку в квалифицированных строителях, инженерах, мастерах.

Кадровая проблема касается не только всей экономики Мурманской области, но и высших учебных заведений в том числе. Низкая оплата труда преподавательского состава зачастую мешает привлечь активных молодых людей для ведения преподавательской деятельности. Об этом ещё раз напомнил проректор по учебной работе МГТУ Дубровин С.Ю. Также он отметил, что по данным комитета по образованию выпускники технических факультетов составляют от общего количества всего 20%. Лидирующие позиции по-прежнему занимают гуманитарные факультеты - 41%. Следовательно, ещё долгое время будет ощущаться дефицит в специалистах с техническим образованием. Но это характерно не только для нашего региона, но и для регионов ближайших соседей.

- Отсутствие системы трудоустройства молодых специалистов также является проблемой, которая мешает профессиональной ориентации выпускников, - продолжает Сергей Юлианович. - Зачастую ребятам приходится искать место работы самостоятельно и это не всегда бывает адекватно их намерениям. Кроме того, нет эффективной схемы международного сотрудничества, когда можно приглашать специалистов из-за рубежа и впоследствии, опираясь на полученные знания, обучать специалистов уже в Мурманском регионе. Это наносит существенный урон качеству образования.

После пленарного заседания участники конференции разошлись по трём секциям: «Бизнес, образование и наука», «Актуальные проблемы развития профессиональной ориентации Мурманской области» и «Повышение качества образования и востребованность работников на рынке труда».

Обсуждение на круглых столах получилось очень живым и интересным.

Доклад Пимина В.А., председателя комитета по вопросам малого и среднего предпринимательства Мурманской области, вызвал множество вопросов. Особенно активно обсуждалась инициатива Василия Александровича создать Фонд поддержки образования:

- Для обеспечения улучшения качества предоставляемых образовательных услуг и более тесного взаимодействия между бизнесом, обществом и образовательными учреждениями я создаю «Фонд поддержки и развития образования». В его задачи будут входить: развитие и укрепление научно-технической и материальной базы вузов, формирование целевых задач на конкретные специальности по подготовке определённого числа специалистов, необходимых региону, создание кадрового резерва Мурманской области и формирование стратегии его развития, расширение аудиторных форм, оказание содействия в открытии новых необходимых региону специальностей.

В рамках этого фонда будет функционировать попечительский совет, который будет являться постоянно действующим конституционным органом, создаваемым в целях содействия решения актуальных задач в развитии учреждений.

- А на каких принципах и правовой базе будет основан этот Фонд?! - Поинтересовался Куля О. А., исполнительный директор НП «Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области.

- Это будет общественная организация, - уверенно отвечает Пимин В.А. - На сегодняшний день мы согласовали план действий с Губернатором Мурманской области, с мэром города и с рядом учебных заведений Санкт-Петербурга и Москвы. На базе этого мы создаём Фонд, куда войдут представители областной Администрации, муниципалитетов, образовательных структур и бизнеса. Мы планируем привлечь всех заинтересованных лиц. Создание фонда поддержки образования позволит вузам получить целевое финансирование для подготовки квалифицированных специалистов для последующего трудоустройства на предприятиях малого, среднего бизнеса.

- Я не понимаю, зачем открывать заново Америку? - Настаивал Олег Александрович. - Уже существует подобная схема - называется эндаумент-фонд - фонд целевого капитала.


Справка:

Эндаумент-фонд создан для формирования целевого капитала, использования и распределения дохода от него в пользу ФГОУВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» для проведения модернизации материально-технической базы, финансирования инвестиционных проектов, повышения качества образования, улучшения экономической поддержки образования, осуществления научно-исследовательской и научно-практической деятельности, а также осуществления иных направлений деятельности Финакадемии в соответствии с Уставом.

Пожертвования в целевой капитал будет приниматься лишь в форме денежных средств. От уплаты налога на прибыль будут освобождены лишь НКО и фонды, управляющие целевым капиталом. Меценат будет заниматься благотворительностью на прежних основаниях, не рассчитывая на налоговые уступки. Строго лимитированы и инструменты для инвестирования капитала — к примеру, его нельзя вкладывать в акции иностранных компаний.


- Мы знаем проблемы, которые существуют в малом, среднем бизнесе - будем их решать, - объясняет Василий Александрович. - Один из инструментов решения -наш фонд. Академия Государственной службы - первое предприятие, которое мы будем финансировать: закупать оборудования, обустраивать аудитории. Будем заказывать те специальности, которые нам необходимы.

- А что Вас не устраивает в тех специалистах, которые выпускают наши вузы? - с ноткой обиды в голосе поинтересовался представитель МГТУ Дубровин С.Ю.

- Сейчас действительно выпускают много специалистов, только они мне не нужны, - улыбается Василий Александрович. - Знания, которые им дают в институте, не подходят для применения их на практике. Элементарно никто не может пройти у меня собеседование. А ведь технологии управления простые. У меня лично на сегодняшний день порядка 76 предприятий под моим ведомством, и у всех одни проблемы, все работают по одним и тем же схемам и технологиям. Молодым специалистам необходимо дать эти технологии управления, по которым они будут отрабатывать те знания, которые получили в институте.

По аудитории прошёл недоверчивый шёпот.

- А какие требования вы будете предъявлять специалистам? Ведь существует определённые стандарты! - Задал вопрос Лебедев А.Г., член Совета Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области.

- Мы не делаем никакой революции! - успокаивает слушателей Василий Пимин. - Мы выступаем заказчиками тех специалистов, которые нам необходимы. Просто помимо тех стандартов, которые уже существуют сейчас в образовании, мы будем предъявлять дополнительные требования. И те, кто будет делать этих специалистов по нашим требованиям (вузы, училища, профлицеи), тем мы будем платить деньги за эту услугу.

Начинаем работать - получаем результат - начинаем получать деньги. Зачем лишние фразы!? Надо работать!!!- Заканчивает своё выступление председатель комитета по вопросам малого и среднего предпринимательства Мурманской областной Думы.

Исполнительный директор НП «Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области» Куля О.А. выступил с докладом об агентстве профессиональной квалификации в России.


Справка:
Национальное агентство развития профессиональных квалификаций - это структура, создаваемая исключительно бизнесом, которая преследует следующие цели: содействие развитию качества рабочей силы и обучение на протяжении всей трудовой жизни; содействие развитию национальной системы квалификации у нас в стране; координация действий организаций, представляющих бизнес-сообщества, а так же взаимодействие бизнеса и государственных органов в процессе формирования национальной системы квалификации; распространение информации и знаний, консультирование и организация обучения по вопросам формирования национальной системы квалификации развития качества рабочей силы; содействие в становлении институтов, участвующих в развитии качества этой рабочей силы, функционирование национальной системы квалификации, оценки результатов образования, обучения и трудового опыта.


- Национальное агентство развития профессиональных квалификаций создано в России 1,5 года назад. Учредителем выступает Российский Союз промышленников и предпринимателей. - Рассказывает Олег Александрович. - Принцип работы таков: за основу берётся тарифный квалификационный справочник, где описаны требования к каждой профессии (это универсальные требования). Представители конкретной отрасли дают свои пожелания, как может быть расширен перечень к данной профессии и на основе этого перечня составляется профессиональный стандарт. После его создания бизнес-сообщество идёт в образовательное учреждение и говорит: «нам нужны специалисты вот по таким критериям, мы готовы финансировать увеличение учебных часов. В результате мы должны получить того
специалиста, который нам требуется».

В частности, уже есть стандарты в сфере общественного питания менеджмента.

- По оценкам экспертов особенностью российского образования является его развитие в условиях несбалансированности рынка, труда и других образовательных услуг. - Замечает интересный факт Олег Александрович. - Образовательные стандарты не всегда успевают быстро и своевременно реагировать на уровень развития современных технологий и компетенций. В результате с одной стороны мы имеем плохо ориентирующегося в производственном процессе выпускника, а с другой стороны бизнес-структуру, которая вынуждена переучивать готового специалиста. Наибольшей эффективности в этом вопросе можно добиться только при тесном сотрудничестве работодателя с системой образования. Именно союзы работодателей могут чётко сформулировать требования к специалистам, в которых заинтересован современный бизнес.

По своему на ситуацию взаимодействия бизнеса и образования взглянула Тарасова А.С., руководитель отдела по работе с персоналом ЗАО «Управляющая компания «ДИАЛ». Она высказала конкретные претензии вузам и вынесла свои предложения по улучшению ситуации:

- На сегодняшний день экономика задыхается от нехватки кадров, - эмоционально начала свою речь Анастасия Сергеевна. - Образование выпускников подходит больше для работы в государственных службах. Поэтому взаимодействие бизнеса и образования должно быть очень тесным. И начинать надо непосредственно со школы, где до сих пор детям элементарно не рассказывают, что такое бизнес. Знакомство с предпринимательством можно проводить в рамках УПК, преподавая менеджмент, экономику, маркетинг на доступном для школьников языке.

И обязательно приглашать на такие занятия представителей бизнеса. Во многих школах существует своё школьное государство, президенты, дума и т.д. Почему бы не подключить к этой игре и бизнес?! Для школьников это будет и полезно, и интересно!

- Ещё один важный вопрос я хотела бы затронуть, - продолжает Анастасия Тарасова, - вузы предъявляют слишком жёсткие требования к прохождению практики. Часто, при большом желании взять студента на практику, мы не можем этого сделать, т.к. не имеем возможности обеспечить выполнение всех требований. Зачастую нет специалиста, который сможет всё время проводить с данным студентом. Моё предложение - дайте бизнесу больше возможностей при формулировании программ практики, пусть сам работодатель ставит те задачи, которые должен выполнить студент. Так будет гораздо эффективнее.

Все участники «круглых столов» отметили, что общение получилось очень интересным и активным. Теперь самое главное - довести до логического завершения всё, что обсудили и к чему пришли.

Итогами работы секции «Бизнес, образование и наука» стали конкретные предложения, которые должны быть включены в протокол данной конференции:

1. Одобрить создание регионального агентства развития профессиональных квалификаций при региональном объединении работодателей союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области. В управляющий совет должны войти представители различных предпринимательских объединений, профсоюзов, сфер образования, исполнительной и законодательной власти для формирования и реализации политики в области повышения качества рабочей силы Мурманской области.

2. Рекомендовать региональным образовательным учреждениям работать над созданием эндаумент-фондов (фондов целевого капитала) как источника дополнительного финансирования образовательных процессов совместно с предпринимательскими объединениями.

3. Признать необходимость более эффективного взаимодействия образовательных учреждений различного уровня с целью более качественной предварительной профильной подготовки учащихся при продолжении обучения.

4. Подготовка только тех специалистов, за качество подготовки которых можно нести ответственность.

5. Признать необходимость формирования рейтингов образовательных учреждений различного уровня по качеству подготовки специалистов применительно к конкретной специализации. Участниками формирования рейтингов должны стать органы муниципального управления, органы региональной власти, работодатели, профсоюзы и предпринимательские объединения.

6. Рекомендовать предпринимательским объединениям и образовательным учреждениям более активно участвовать в процессе прогнозировании потребности в кадровых ресурсах и вести разъяснительную работу в предпринимательской среде о необходимости такого прогнозирования.

7. Признать необходимость более интенсивного участия бизнеса в профориентационных мероприятиях в средних учебных заведениях, средне специальных учебных заведениях с целью доведения информации о разнообразии профессии, а также выявлении и развитие предпринимательских способностей среди учащихся.

8. Рекомендовать создание с помощью предпринимательских объединений и бизнес-структур бизнес-инкубаторов при средних специальных учебных заведениях и вузах как необходимого инструмента для формирования профессиональных навыков будущих специалистов.

9. Рекомендовать учебным заведениям более полно учитывать требования бизнеса к вопросам прохождения производственной практики. Рекомендовать бизнес-структурам более активно вовлекать обучающихся к прохождению производственной практики и совершенствовать механизм прохождения производственной практики в получении практических навыков учащимися.

10. Находить возможность для более эффективного взаимодействия образовательных учреждений и бизнеса в рамках проведения различных совместных мероприятий, участие в совместных образовательных проектах.

11. Создать координационный совет по вопросам взаимодействия образования, бизнеса и науки. Взять за его основу организационный комитет, который занимался подготовкой данной конференции.

12. Признать необходимость изменить организационно-экономические отношения в системе образования, принять государственную программу подготовки инновационных менеджеров как часть национального проекта образования. Необходимо отметить отсутствие правовых механизмов государственно-частного партнёрства в образовании.

- Мы попытались найти элементы, которые необходимо создавать для системы региональной профориентации. Все участники секции пришли к выводу, что эта система должна быть межведомственной сетью, - подытожила работу секции № 2 Крылова С.Ю., начальник отдела профессиональной ориентации и психологической поддержки незанятого населения Управления государственной службы занятости населения Мурманской области.

Систему профориентации участники круглого стола «Актуальные проблемы развития профессиональной ориентации Мурманской области» отразили в творческой работе - был нарисован яркий плакат, в центре которого поставлен административный ресурс в виде межведомственного органа, объединяющего все части элементов региональной системы: учебные заведения (включая школы, детские садики и дополнительное образование), централизованную библиотечную систему, службу занятости, общественные организации, СМИ, работодателей и представителей бизнеса.

- Чтобы все наши замыслы воплотились, мы хотели бы принять закон о профориентации Мурманской области, который прописывал бы кто может быть получателем услуг, какой механизм сотрудничества для реализации поставленной задачи нам необходим, финансовый аспект, прописаны направления деятельности.

Секцию № 3 «Повышение качества образования и востребованность работников на рынке труда» возглавил Маслобоев В.А., директор института проблем промышленности экологии Севера Кольского научного центра РАН. Он отметил значимость такой конференции и полностью согласился со всеми предложениями, вынесенными первой секцией. Также озвучил такое предложение:

- Считаем целесообразным создание регионального портала по профессиональному образованию для обмена опытом, методическими данными, образовательными ресурсами, для форума студентов, преподавателей, работодателей. Снабдив её базой мета-данных. Через этот портал можно было бы формировать тот самый рейтинг по каждой специальности.

Безусловно, первая региональная конференция «Профессиональное образование и бизнес: состояние, тенденции, развитие» прошла очень продуктивно и результативно. Помимо конкретных предложений, выдвинутых участниками, конференция ещё раз показала, что интерес к вопросу взаимодействия бизнеса и образования велик и со стороны вузов, и со стороны предпринимателей. А проблема качественной подготовки профессиональных кадров актуальна для региона как никогда.

Участники выразили общее желание устроить в следующем году подобную конференцию, где обсудят итоги работы и результаты от первой конференции.

Наталья ШОЛОМОВА

 Журнал "СЕВЕР промышленный" № 6-7 2008 г.

Еще статьи на тему "Образования":

Отчет министра образования и науки

Ледовые образования Печорского моря

Командный состав авиапредприятия со дня его образования

Мончегорская система образования за 75 лет

Стратегическое партнерство - сплав образования, науки и производства

75 лет со дня образования Мурманской области

28 мая - День образования Мурманской области


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.80.169.119

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD