Главная Стратегическое партнерство - сплав образования, науки и производства
Стратегическое партнерство - сплав образования, науки и производства Печать E-mail

Работа нашего Общества рассчитана в первую очередь на обучение наиболее эффективным способам устного и письменного общения

Strategic Partnership - the fusion of education, science and industry

V.A.Zhuk, the chief of FGBOU SPO «MMRK»
D.N.Klochkov, director NPK «Sea computer science»
N.M.Adrov, the professor of MGTU

Today, the country's leadership tasked with the further development of maritime education in the interest of national economy and enterprises of the fishing industry. Performance of this problem demands creation of a network of the partners interested in mutually advantageous cooperation in the field of preparation of highly-skilled personnel, strengthening of material support of educational process.

В.А.Жук, начальник ФГБОУ СПО «ММРК»
Д.Н.Клочков, директор НПК «Морская информатика»
Н.М.Адров, профессор МГТУ

Сегодня руководством страны поставлена задача дальнейшего развития морского образования в интересах национальной экономики и предприятий рыбопромышленной отрасли. Выполнение этой задачи требует создания сети партнеров, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки высококвалифицированных кадров, укрепления материально-технического обеспечения учебного процесса.

Стратегическое партнерство возможно только между теми, кто имеет общие цели и заинтересованность в повышении качества обучения будущих специалистов профильной морской подготовки, общее видение перспектив развития отрасли, общие традиции.

Выработке долгосрочной программы сотрудничества колледжа и рыбодобывающих предприятий Северо-Запада в образовательной, научной и инновационной сферах был посвящен круглый стол «Стратегическое партнерство морского рыбопромышленного колледжа и рыбохозяйственного комплекса региона», заседание которого состоялось 17 февраля 2011 года в стенах Мурманской мореходки.

Особое внимание было уделено вопросу опережающей подготовки кадров для освоения новых видов продукции и технологий, созданию структур научно-образовательного и инновационного профиля, в том числе базовых отделений с новой функциональной нагрузкой и организационно-экономической моделью.

Понимая всю серьезность этих образовательных инноваций, учитывая перспективы развития отрасли, прогноз потребностей рынка труда в регионе, коллектив колледжа в течение нескольких лет работает над внедрением в образовательный процесс новой специальности - Ихтиология и рыбоводство. Мы готовы в текущем учебном году пройти процедуру лицензирования по новому направлению подготовки, в инвестировании которого заинтересованы предприятия рыбопромышленного комплекса.

Доброй традицией для курсантов Мурманского ордена «Знак Почета» морского рыбопромышленного колледжа имени И.И.Месяцева стало чествование экипажей судов, возвращающихся с промысла к родным берегам. Еще не улеглись воспоминания от встречи с рыбаками траулера «Капитан Моргун», а сегодня семнадцатилетние мальчишки, как и год назад, на сильнейшем морозе, под звуки духового оркестра с нетерпением ждут швартовки М-0064 «Николай Репников», с первой в этом году мойвой на борту, ждут встречи со своими товарищами, ставшими на время этого рейса членами экипажа М-0064. Сегодня курсанты «мореходки» встречают их, по старой доброй традиции, душистыми пирогами. Для мальчишек в морской форме это, безусловно, урок воспитания человеческой души, которая требует быть не только настоящим знатоком своего дела, но и надежным членом экипажа-семьи. Каждый из будущих моряков, слушая капитана, понимал, как много терпения, знания морского дела, упорства потребовалось команде, чтобы прийти в родной город с хорошим уловом. Пройдет немного времени, и курсанты, ощутив на себе все тяготы морских походов, обязательно обретут необходимый жизненный и морской опыт.

«Морские судьбы сегодняшних курсантов пишутся не только преподавателями колледжа, дающими мастер-классы в оснащенных современным оборудованием учебных аудиториях, - отмечает начальник Мурманского морского рыбопромышленного колледжа имени И.И.Месяцева В.Жук. - Самые важные уроки будущие моряки извлекают, внося свою лепту в возрождение и развитие добрых морских традиций. Всего несколько дней назад, по обоюдному решению Совета колледжа и выпускников разных лет, которые сегодня несут трудовую вахту на капитанском мостике во всех точках Мирового океана, возрождена еще одна славная традиция: в стенах нашего учебного заведения начнет работать Совет капитанов. Коллектив уверен, что это послужит общему делу обучения и воспитания настоящих специалистов для флота рыбной промышленности, поднимет имидж морской профессии. Судьба тех, кто выбрал себе нелегкую рыбацкую долю, обязательно должна быть счастливой».

Важнейшим аспектом эффективной подготовки квалифицированных кадров в системе отраслевых учебных заведений становится применение современных информационных и компьютерных технологий как на судах, так и береговых подразделениях флотов. Без модернизации учебных программ на всех уровнях профессиональной подготовки и оснащения учебных аудиторий информационно-обучающими комплексами, отвечающими требованиям времени, проблему обеспечения флота современными морскими специалистами не решить. При этом учебный процесс должен сопровождаться моделированием реальных условий работы судов на промысле, включая навыки приема, обработки и анализа информационных потоков, вплоть до принятия на их основе управленческих решений. Молодые специалисты должны приходить на суда с твердыми навыками использования информационных технологий, обеспечивающих максимальную эффективность эксплуатации современных дорогостоящих судов и оборудования.

Решить проблему повышения качества подготовки будущих промысловиков можно только путем налаживания прямых контактов с коллективами и специалистами, использующими современные мониторинговые, информационные и компьютерные технологии. В Мурманске такой опыт имеет коллектив научно-производственной компании «Морская информатика», который заслуженно пользуется авторитетом среди рыбаков Северо-Западного бассейна, круглогодично информационно обеспечивая промыслы основных пелагических объектов: мойвы, сельди, скумбрии, путассу и морского окуня. Внедрение в учебный процесс уже эксплуатируемых и обеспечивающих повышение эффективности промысла информационно-аналитических компьютерных технологий позволяет повысить качество подготовки молодых специалистов для отечественного рыбопромыслового флота, научные основы которого были заложены еще в начале XX века классиком промысловой океанологии Н.М.Книповичем, 150-летие со дня рождения которого отмечается 6 апреля 2012 года.

Союз науки и образования на Севере всегда обладал особой твёрдостью, потому что Ледовитый океан не прощает ни отсутствия знания, ни просчёты в умении его применять. В настоящее время интерес к Северу достиг наивысших международных масштабов в связи с новейшими открытиями месторождений морского шельфа. О том, какие интересы представляют собой ледовые, водные и подводные коммуникации для ледокольного, транспортного и военно-морского флота, особо говорить не приходится. Ныне всё это, помимо инноваций в освоение природных богатств, требует взвешенной экологической позиции и глубоких нравственных принципов, уберегающих следующие поколения от ошибок, а образование - от кризиса. Нынешний кризис образования, как впрочем и все предшествующие, не даёт времени затягивать решение актуальных проблем, потому что прогресс в информационных технологиях и развитии коммуникационных систем, как и раньше, требует решительных конструктивных изменений в существующих способах обучения и воспитания.

Мотивы образования динамичны, а в то же время обладают абсолютно стабильными вневременными идеологическими составляющими.

Всякая познавательная задача, помимо эмоционального настроя на преодоление, требует двух рациональных приёмов: синтеза достигнутого и анализа предстоящего. Все приёмы письменного и устного самовыражения, в котором упор должен быть не на само знание, а на процесс открытия, является сутью преподавания и, разумеется, самообразования - приёмов критического анализа и открытия новых истин. Теперь проповедуется переход от традиционной жёсткой дисциплинарной модели обучения к компетентностной. Основой для формирования компетенций служит контекстное обучение, при котором овладение профессией встаёт на путь следования от учебной к профессиональной деятельности, посредством трёх взаимосвязанных обучающих моделей: семиотической (методология языковых знаковых систем), имитационной и социальной.

Современная молодёжь вынуждена во многом отказаться от старого опыта, основанного на послушании и дисциплинированности, и обеспечивать успешный путь самостоятельностью и оригинальностью мышления, рождающих мотивы творчества. Доминирование познавательного или игрового мотива обучающегося широко используется в методологии образования. Деловые игры на математической основе служат одним из средств моделирования профессиональной деятельности, они создают значительные мотивационные эффекты и способствуют более эффективному усвоению учебного материала. Не зря в ФГОУ СПО «ММРК» большое значение придаётся моделированию промысловых ситуаций и работам на тренажёрной технике.

Способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему, а не копировать чьи-то разработки, определяется настоящее творческое мышление, которое состоит из многих отдельных мыслительных актов и требует постепенной длительной или, наоборот, кратковременной взрывоподобной мотивации. Число вопросов, которое задаёт себе начинающий исследователь в лице обучающегося, зависит от широты кругозора и творческих наклонностей к инновациям.

Суть инновационного обучения заключается в ориентировании не на опыт прошлых поколений, а на новое осознание будущего и общий подход к знанию и жизни, основанный на инициативе. Научные открытия и открытия обучающегося в принципе очень схожи и отличаются лишь длительностью предварительного этапа постижения, а вернее формализации естественнонаучных законов. Профессиональный цех учёных в трудах и борьбе тратит на открытия многие десятилетия, века и даже тысячелетия, а образовательная система - всего часы, дни, месяцы, в крайнем случае, годы. На современном этапе, основные черты революции знаний, названной информационной революцией, сводятся к следующему: 1) взрывной характер научного творчества, вовлечение в него широкого круга специальностей образовательного уровня и индивидуальных интересов, 2) ускорение технологического цикла знание-производство-знание, непосредственное включение знаний в производственный процесс, минуя необходимую при книжном тиражировании стадию опосредованного воздействия на человека-исполнителя и 3) массовое тиражирование знаний, хранимых в готовой для автоматизированной обработки форме.

ЮНЕСКО рассматривает технологии обучения как системный метод преподавания и усвоения знаний. Задача современных образовательных технологий при этом, говоря формальным языком, - это усиление фундаментальной подготовки, дающей обучаемому умение выделить в конкретном предмете базисную инвариантную часть его содержания, которую после осмысления и реконструирования он сможет использовать на новом уровне, при самостоятельном изучении других дисциплин. Для российского образовательного пространства, как считают наши педагоги, свойственна недостаточная интеграция, мешающая приобретению системных знаний и фундаментализации образования, поэтому мероприятия, расширяющие кругозор и позволяющие свободно ориентироваться в катастрофических для непосвященных условиях информационного бума, могут быть реализованы на базе современных учебных и научных учреждений при условии определённого энтузиазма со стороны как обучаемых, так и обучающих.

В стенах ММРК организовано СНИО КСПУ (Северное научно-исследовательское общество курсантов, студентов, преподавателей и учёных), названного Грумантом - именем, которым в старину называли самый дальний арктический форпост северные поморы. Они были авторами величайших географических открытий, переплавленных в живые формы русского фольклора. Дошли до нас и рукотворные шедевры ледового судостроения, пример которых мы выбрали символом научно-исследовательского общества.

Наш девиз - НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ. И если ныне наука испытывает хорошо известные и предсказуемые тенденции кризиса, то на кризис образования накладывается плохо прогнозируемое влияние научного прогресса: переход от привычной связи к спутниковой и электронной, от энциклопедий, справочников и всех видов литературы к вездесущему Интернету. Это стихия непобедима, подобно ледовому покрову Арктики, требует не боевого противостояния сторонников нового и старого, а компромисса в совершенствовании технологий общения - устного и письменного. Однако культура дискуссий, правила научных исследований, являющихся помимо своих профессиональных основ ещё и фундаментальными блоками образования, остаются незыблемыми, как естественнонаучные и нравственные законы, без которых и рациональные знания и иррациональная вера теряют форму, а самое главное - смысл.

Работа нашего Общества рассчитана в первую очередь на обучение наиболее эффективным способам устного и письменного общения, проще говоря, - на умение говорить и писать - мастерство устно отстаивать и письменно оформлять свои мысли, связанные с творческими потребностями, признанными системой образования профессионально необходимыми. Поэтому главными формами работы СНИО «Грумант» являются обсуждения научных и практических проблем, доклады, дискуссии и публикации на страницах одноимённого альманаха. Коротко изложенные результаты необыкновенно важны для начинающего специалиста, потому что они учат выделению главного, формированию индивидуальных алгоритмов решения задач и надёжной жизненной позиции. Именно потому, что в наше время самыми актуальными являются эффективные формы обучения и воспитания будущего поколения, в названии Общества первыми идут курсанты и студенты, а затем педагоги и учёные. Последние стоят на самом большом отдалении от студентов, их задача заключается в том, чтобы воплотить свои мысли и научные достижения в удобоваримую для курсантов, студентов и преподавателей форму решения теоретических и эмпирических проблем. Публикации педагогов, стоящих на предпоследнем месте, особенно ценны как практические пособия для всех членов Общества, потому что каждый из нас обязательно имеет дело, если не с воспитанием и обучением, так с самовоспитанием и самообучением. А педагогическую психологию сейчас можно назвать самой насущной формой решения проблем нравственности в отношениях к Природе и Человечеству, средством спасения человека от самого себя, чем всегда с переменным успехом занимались все образовательные учреждения.

Темы докладов, обсуждений, рефератов, статей могут быть самые разнообразные, в исключительно интересных случаях выходящие за пределы Севера. Условия опубликования даны в «Правилах для авторов» альманаха «Грумант».

Альманах «Грумант», так же как и одноимённое Общество, служит объединению курсантов, студентов, преподавателей и учёных.

Наблюдаемый ныне (да и в прошлые времена) разрыв поколений выражается в недостатке человечных связей между учениками и учителями, обучающими и обучающимися. Чтобы наладить эту связь, необходим эффективный аппарат устного и письменного общения.

Основой его служит интерес к окружающей нас жизни и насущным проблемам науки и образования.

Почему альманах называется «Грумант»? Это символ главных географических, гидрометеорологических, океанологических, т.е., по сути, научных открытий, технологических достижений в области ледового судостроения, создания условий, пригодных для работ в Арктике, обработки и хранения добычи, других важнейших технологий, теории и практики промысла морских млекопитающих и рыбы. А классификация арктических льдов, которая положена в основу Полярной океанологии, а социальные и психологические правила выживания в нечеловеческих условиях беспросветной полярной ночи и изнуряющих белых ночей полярного дня... Диапазон интересов неисчерпаем.

Структура альманаха (последовательность тематических разделов, алфавитный принцип последовательности публикаций и др.) будет построена в зависимости от представленных для опубликования рефератов и статей. Предусмотрен реферативный обзор наиболее интересных работ, изданных в последнее время в местных, центральных и зарубежных источниках, в том числе и СМИ. Расширенный кругозор альманаха крайне необходим широкому кругу читателей.

В заключение приведём фрагменты устава СНИО «Грумант» (параграфы, с которыми должен быть ознакомлен каждый подавший заявление о вступлении в Общество).

§ 2. Основные цели и задачи Общества: а) научные, б) педагогические, в) общественные, г) инновационные, д) природоохранные.

§ 3. Для решения задач проводятся следующие мероприятия: а) обсуждение актуальных вопросов науки и высшего образования на собраниях Общества, б) организация дискуссий в городских и областных СМИ, в) издание печатных материалов в альманахе «Грумант», г) участие членов Общества в центральных и зарубежных научных изданиях, д) взаимодействие с другими научными обществами Севера, е) поддержка экологических мероприятий областного правительства, ж) консультации по вопросам научных исследований и преподавания, з) лекции в школах и на предприятиях, и) выездные семинары, к) конкурсы творческих работ.

§ 5. Желающие вступить в Общество подают заявление на бланке СНИО «Грумант», которое рассматривается на заседании Учёного совета; решение принимается закрытым голосованием. Действительные члены, члены-корреспонденты и почётные члены СНИО получают соответствующий своему наименованию членский билет.

§ 6. Действительные члены Общества обязаны: а) активно участвовать в мероприятиях, проводимых обществом, б) пропагандировать работу и достижения СНИО, в) отстаивать его принципы на официальных мероприятиях.

§ 7. Действительные члены Общества пользуются: а) правами избрания во все органы СНИО, б) правом участия во всех собраниях и научных конференциях, в) по предъявлении членского билета пользоваться научно-исследовательскими материалами, архивом и библиотекой Общества, г) исключительным правом печатания своих трудов в изданиях Общества, д) преимущественным правом в научных исследованиях, экспедициях, экскурсиях, конкурсах, проводимых Обществом, е) правом обращения к Обществу за помощью в повышении своей научной квалификации, во внедрение своих разработок и идей.

§ 8. Члены Общества подлежат исключению в случае нарушения ими настоящего Устава и противодействия работе Общества. Решение об исключении принимается Учёным советом. Добровольное выбытие из Общества вступает в силу с момента подачи письменного заявления. Члены Учёного и Редакционно-издательского советов, а также выполняющие административные функции (зав. архивом, зав. библиотекой, зав. музеем) считаются выбывшими только после сдачи дел.

§ 10. Органом управления СНИО «Грумант» является Учёный совет.

§ 11. В компетенцию Учёного совета входят вопросы: а) обсуждение основных задач деятельности Общества, б) обсуждение научных докладов и сообщений, в) утверждение планов работы и отчётов о деятельности Общества, г) изменения Устава и правил ведения мероприятий, д) выборы действительных членов, членов-корреспондентов и почётных членов, е) утверждение состава экспертных комиссий для рассмотрения трудов, представленных к наградам и премиям, ж) принятие решений по конфликтным ситуациям, з) принятие и исключение из состава Общества, перевыборы членов советов: Учёного, Редакционно-издательского и Консультативного, и) образование и ликвидация филиалов и отделов.

§ 15. В Консультативный совет приглашаются высококвалифицированные специалисты, имеющие авторитет в оценке результатов научных исследований, педагогических технологий и менеджмента.

На основе опубликованных и рукописных трудов председателя СНИО «Грумант» Н.М.Адрова в стенах ММРК готовятся к изданию 12 томов избранных трудов. Все темы, затронутые автором, охватывают широкий круг интересов нашей молодежи: от проблем самообразования и постижения концепций физики, химии и биологии, до краеведения и истории нашего богатого событиями и выдающимися примерами самоотверженного освоения Арктики.

Внедрение теоретических основ прогрессивных методов современного образования и достижений рыбохозяйственной науки Северного бассейна в процессы обучения и воспитания курсантов ММРК позволит повысить творческий потенциал молодых специалистов; резко улучшить качество профессиональной подготовки, особенно судоводителей, за счет внедрения в учебный процесс современных компьютерных и информационных технологий; распространить передовой опыт обучения и воспитания курсантов в других специальных учебных заведениях отрасли.

Вопрос стратегического партнерства, по мнению руководителя образовательного учреждения и рыбопромышленников, следует решать на самом высоком уровне, но инициатива должна исходить снизу, так как именно они сталкиваются и с остротой кадровой проблемы, и с трудностями ее решения.

Однако ряд задач удалось решить: выпускники колледжа не стоят на бирже труда, нет проблемы с набором курсантов, причем как на бюджетные, так и на коммерческие места, курсанты обеспечены практикой, выпускники всегда востребованы флотами.

Но почивать на лаврах не приходится. Главная задача на сегодня - поднять престиж морской профессии среди современной молодежи, продумать перманентно выверенную стратегию партнерских отношений отраслевых образовательных учреждений и рыбопромышленного комплекса региона.

Журнал "Север промышленный" № 1 2012 год

Еще статьи на тему "общества":

Метрология - инструмент развития общества, экономики и человека

Совместные действия власти, бизнеса и общества

Из Русского географического общества «попросили» потомков Достоевского и Тян-Шанского

Развитие информационного общества в Мурманской области


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

34.204.183.113

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .