Шляпа руководителя или должностные инструкции |
Вы видели когда-нибудь этот ужас под названием «должностные инструкции» постсоветского периода?Лично я считаю их полным извращением идеи инструкций, так как никакие они не инструкции. Вы когда-нибудь покупали стиральную машинку или мобильный телефон? К ним прилагается инструкция. Там есть разделы по которым удобно ориентироваться, и описаны полностью все действия, которые надо предпринять с купленным предметом, чтобы он вас порадовал своими лучшими свойствами. Инструкции бывают хорошие и плохие. Это градиентная шкала, принцип постепенности — от ужасного к совершенству. Должностные инструкции постсоветского периода ужасны.Выглядят они так: наверху написано, как называется ваша должность, к какому отделу она принадлежит и кто ваш начальник. Ниже написаны функциональные обязанности, чтобы было что вам предъявить, когда вы их нарушите. Список вменяемых вам в вину обязанностей составляет от половины страницы до страницы. Как правило внизу есть ещё раздел «Права», в котором содержится пара строчек, типа «право на труд» и право на хлеб». Вот и всё. Должностная инструкция (как и любая инструкция) должна помогать человеку освоить все действия, необходимые для работы на занимаемой должности. В идеале вы должны быть способными после досконального изучения должностной инструкции так выполнять работу на посту, чтобы на нём вообще не возникало никаких проблем. В некоторых современных вузах эту идею тоже знают. Например, в «Академии народного хозяйства при президенте РФ» различные подходы к должностным инструкциям изучают на курсе «Социальная и корпоративная политика». В учебнике по этому курсу описывается с десяток различных подходов к созданию должностных инструкций, с указанием, который из них авторы учебника считают наилучшим и самым продвинутым. Таким подходом признана технология «шляп», разработанная (как там написано) «классиком американского менеджмента Л. Роном Хаббардом». Непонятно почему только американского (организация Хаббарда работает в более чем 170 странах мира), но совершенно понятно почему его подход признан лучшим. Однако надо прояснить термин «шляпа». «Шляпа» - термин, который из сленгового много лет назад превратился в стандартный, управленческий. Это слово имеет два значения.1. Определённое положение и обязанности в организации (подобно «креслу» директора, «портфелю» министра, и т.д.). 2. Подборку всех инструктивных, методических и учебных материалов, которые нужны для полного освоения всех функций данной должности. К этим материалам прилагается «контрольный лист», то есть список учебных заданий, включающий как теорию, так и практику. Учебные задания располагаются в строгом порядке от простого к сложному, и они настолько полны, что их достаточно для выполнения всех специальных функций. Любая должность и любой пост в мире может иметь собственную шляпу. У каждой шляпы есть продукт (результат деятельности, в отличие от действий). Например, уборщица моет полы. Это действие. Её продукт «чистый пол». У шляпы «президент страны» продукт выглядел бы как «жизнеспособная, процветающая страна, показатели которой растут, а граждане продуктивны и счастливы». Существует даже технология получения этого продукта (если какой-нибудь президент проявит интерес, я ему с удовольствием её покажу). В последующих статьях я ещё подниму тему про технологию «шляп», и расскажу некоторые нюансы их составления и внедрения на предприятии. В этой же статье я хочу привести несколько пунктов, обозначенных Хаббардом как «шляпа руководителя». Я не буду приводить тут всю шляпу (это очень большой сборник инструкций и административных технологий). Приведу лишь самое начало — функциональные обязанности любого человека, который имеет в своём подчинении отдел или больше. Их редко кто знает, многие путаются, многие никогда не выполняют эти действия. Вместо них люди стремятся «надеть» на себя шляпы подчинённых. Что ведёт к перегрузкам и неэффективности. Ну и к этому прилагается ещё несколько тысяч страниц инструкций, как это сделать, которые являют собой самый подробный на планете справочник по администрированию.Вышеприведённую инструкцию можно не понять множеством способов. Можно сказать, что она «слишком общая», не предприняв, тем не менее, ни одной попытки выполнить те действия, которые в ней перечислены. Можно полениться посмотреть в словаре непонятое слово «оргполитика», зевнуть и, сказав: «Фигня какая-то», пойти управлять своим гигантским бизнесом из трёх пивных ларьков. И так далее - я разное видел. Видел я и множество положительных примеров того волшебства, которое даёт простое применение данной инструкции в компании руководителем-энтузиастом. Если вы не уверены по какой-либо причине в своей способности как руководителя применить какой-либо из этих пунктов, добро пожаловать на «Усилитель мощности руководителя» — настоящий брильянт в списке наших услуг. Просто выполнение всех перечисленных выше действий сделает вас руководителем. Который управляет, а не просто «командует». А для меня огромное удовольствие видеть, как мои друзья становятся компетентными руководителями, умело носящими свои «шляпы». Вадим МАЛЬЧИКОВ, учредитель Центральной тренинговой компании, сайт https://consulter.org/ Журнал "СЕВЕР промышленный" № 6-7 2008 г. Еще статьи на тему "Инструкции":
Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство Инструкции для подготовки докладов глав администраций
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 8291 |