Аренда офисов в Мурманске

 

Главная Мончегорская система образования за 75 лет
Мончегорская система образования за 75 лет Печать E-mail

Мончегорская система образования за 75 лет1 сентября 1932 года над тундрой и брезентовыми палатками первопроходцев прозвенел первый школьный звонок. За прошедшие 75 лет пройден большой путь становления Мончегорской системы образования. Вместе с покорителями Монче-тундры по этому пути шагали учителя Анна Гайдукова, Михаил Тригубович, Петр Париевский, Елизавета Байбакова, Владимир Сизов и многие другие. И уже в самом начале в школах и детских садах был заложен фундамент сегодняшних успехов и достижений.

Многочисленные перемены в обществе не нарушили мончегорскую систему образования. Ее отличают многообразие программ, стремление к обновлению их содержания, ориентация на запросы и способности учащихся. Мончегорское учительство сохранило высокий профессиональный уровень, не утратило интереса к творчеству, самосовершенствованию, поиску нетрадиционных подходов к решению образовательных проблем.

Педагогов Мончегорска объединяет нравственная позиция — педагогическое подвижничество, тяга к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Самым главным достижением нашей школы является сохранение традиционно высокого уровня подготовки выпускников. Об этом свидетельствует количество школьников, награжденных золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учебе». Растет количество победителей областных, всероссийских, международных олимпиад и конкурсов. Набирают силу городские конкурсы «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «Интеллект». Участники конкурсов награждаются премиями главы города, памятными подарками.

Образовательная система города формирует единое, открытое, личностно ориентированное пространство, включающее 36 муниципальныхМэр города Мончегорска учреждений. За последние годы были созданы центр психолого-педагогической помощи детям, детский экологический центр, лицей им. В. Г. Сизова и другие. Определились формы совместной деятельности управления образованием, образовательных учреждений, отдела культуры, комитета по физической культуре и спорту, отдела по делам молодежи, других структурных подразделений администрации в рамках реализации совместных целевых программ.

Система образования города сумела сохранить в переходный период ядро управленческих и педагогических кадров, основные фонды, управляемость. Сформировалась управленческая структура образования — система городских служб и учреждений, осуществляющих методическое, информационно-аналитическое обеспечение образовательных учреждений, мониторинг процессов образования, экспертизу инновационной деятельности. Управление муниципальной системой образования приобретает государственно-общественный характер.

Завершается работа по формированию в школах органов общественного управления. Разрабатываются современные модели и методы управления муниципальным образованием. Меняются целевые ориентиры, которые связаны с обеспечением социальной функции образования.

В последние годы в развитии сферы муниципального образования наблюдаются следующие тенденции:

– образование играет все большую роль в процессе становления новых общественно-экономических отношений и соответствующих им жизненных установок и ориентиров. Современные выпускники отличаются динамизмом, предприимчивостью, коммуникабельностью, наличием практических знаний, способностью самостоятельно принимать решения в ситуации выбора;

– сформировалась система муниципальной поддержки одаренных детей, формируется система грантов;

– растут объемы финансирования муниципального образования, его доля в бюджете города постоянно увеличивается;

– развивается система социальной и правовой защиты педагогов, обучающихся, родителей;

– растет число педагогов и педагогических коллективов, работающих по инновационным технологиям, имеющих собственные программы и концепции развития.

Вопросы функционирования и развития образования города неоднократно предлагались к обсуждению на городском Совете. Благодаря этому сегодня имеется целый ряд нормативных актов, позволяющих обеспечить эффективное использование внутренних возможностей для поддержания и развития достигнутого уровня образования.

Инновационная деятельность  

опыт работы Специальной коррекционной школы–интерната № 4Ежегодно на базе муниципальных образовательных учреждений открываются различные инновационные площадки. Данная структура позволила четко спланировать деятельность управления и образовательных учреждений по участию в национальных проектах.
На основе городской экспертной комиссии сформирован Общественный наблюдательный совет, разработано Положение о его деятельности, обсуждены в педагогических коллективах критерии отбора участников проектов на муниципальном уровне, положено начало общественной экспертизе учреждений, заявивших свое участие в национальном проекте «Стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы».

В соответствии с региональной программой развития разработана и принята городским Советом муниципальная программа «Образование Мончегорска 2010», разработан и успешно реализуется сетевой план реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Значительный опыт работы педагогического сообщества по внедрению инновационных образовательных программ позволил активно включиться в реализацию нацпроекта «Образование». Из 11 школ города шесть приняли участие в конкурсном отборе на получение Президентского гранта в 2006 году. Три получили этот грант: гимназия № 1 (директор Т. Кудряшова), школа № 8 с углубленным изучением английского языка (директор Т.Дементьева), школа № 12 (директор В. Выбач).

Муниципальная власть несет свою долю ответственности за реализацию нацпроекта «Образование». На уровне муниципалитета приято решение о выделении дополнительных муниципальных грантов. Нацпроект вызвал интерес у руководства Кольской горнометаллургический компании, которое также установило денежные поощрения педагогам и образовательным учреждениям города.

Успешные результаты участия в конкурсах обеспечены сложившейся в городе структурой инновационной деятельности – это 15 городских инновационных и экспериментальных площадок на базе школ, которые ежегодно открываются постановлением администрации города и находят со стороны местной власти материальную поддержку и стимулирование. Сегодня инновационные площадки – это центры методической работы и обобщения передового педагогического опыта, лаборатории апробации инновационного содержания и технологий образовательного процесса.

Уникальным можно назвать опыт работы Специальной коррекционной школы–интерната № 4 по углубленной трудовой подготовке учеников на базе школьных мастерских, подсобного хозяйства, учебно-опытного поля, учебно-производственного цеха. Эта школа — участница международных проектов «Интеграция в общество детей, имеющих проблемы в развитии» (директор школы заслуженный учитель РФ, ныне депутат Мурманской Областной думы Т. Мосеева).

Продуктивна деятельность городской инновационной площадки «Здоровье» на базе школы № 14. Работа по валеологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса и внедрению здоровьесберегающих технологий заинтересовала Российскую Академию Образования, институт возрастной физиологии. Сегодня они сотрудничают на договорной основе по проблемам разработки и внедрения оздоровительной технологии в образовательный процесс.

Опыт десятилетнего содружества школы № 8, победительницы конкурса в рамках национального проекта «Образование», действительного члена Ассоциации демократических школ России, с Московским научно-педагогическим объединением «Школа самоопределения» позволил в рамках инновационной площадки широко пропагандировать идеи демократического уклада школьной жизни, идеи толерантности (директор школы заслуженный учитель РФ Т. Дементьева).

С 1995 года школа № 12, победительница конкурса национального проекта «Образование», является членом Международной Ассоциации «Развивающее обучение», активно сотрудничает с Психологическим институтом развития личности Российской Академии Образования, участвует в опытно-экспериментальной работе в рамках федеральной площадки «Подростковая школа» (директор школы В. Выбач).

В течение последних пяти лет в рамках региональной экспериментальной площадки успешно решают задачи реализации идей Концепции профильного обучения коллективы школ № 5 и № 7. (директора Л. Целикова, Т. Бурмистрова, заслуженный учитель РСФСР Л.Склярова).

Эффективность инновационных и экспериментальных площадок подтверждается результатами участия в различных Всероссийских конкурсах.

Победителем Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья» стала школа № 14. Победителем Всероссийского конкурса «СозданиеАктивная инновационная деятельность образовательных учреждений и развитие системы специальных центров в рамках федеральной программы «Дети России» стала специальная коррекционная школа – интернат № 4. Диплом 1 степени Всероссийского конкурса «Модели ученического самоуправления-2004» получила школа № 8 с углубленным изучением английского языка. Гимназия №1 – лауреат Всероссийского конкурса «Лучшие школы России». Школа № 10 – дипломант Всероссийского конкурса «Растим патриотов России».

Образовательные учреждения города также широко реализуют различные международные проекты: российско-финский «Совершенствование системы информатизации управления образованием Мурманской области», российско–норвежский «Гостиный двор», российско-норвежский «Баренцплюс юниор», российско-норвежский «Программа президентских инициатив», российско-шведский «Изменение отношения к детям с ограниченными возможностями», российско-финский «Интеграция детей дошкольного и младшего школьного возраста с особыми потребностями в общеобразовательные школы и общество».

Активная инновационная деятельность образовательных учреждений обеспечивает рост профессионального мастерства педагогов: 81% педагогов имеют квалификационные категории, более 15% имеют высшую квалификационную категорию. Ежегодно от 20 до 25 педагогических работников получают отраслевые награды.

Педагоги постоянно ощущают внимание со стороны муниципалитета. Это и поддержка конкурсов педагогического мастерства, и социальные программы по поддержке молодых специалистов, и материальное стимулирование руководителей образовательных учреждений. Особо значима муниципальная награда – нагрудный знак «За личный вклад в развитие системы образования города Мончегорска», которым сегодня награждаются лучшие из лучших. Учителя школ города приняли участие в региональном конкурсе на получение денежного вознаграждения в рамках нацпроекта «Поощрение лучших учителей». Шесть талантливых педагогов города были признаны лучшими на региональном уровне и получили денежное вознаграждение в размере 100 тысяч рублей. Работа этих педагогов отличается, в первую очередь, высокой результативностью в обучении, активной жизненной позицией, как самих педагогов, так и их учеников. Качество знаний по их предметам составляет от 80 до 95%, их ученики – победители и призеры региональных, Всероссийских, Международных олимпиад и конкурсов.

Инновационный характер их методической системы проявляется в апробации нового содержания образования, в разработке авторских программ, в широком использовании проектного метода обучения, в организации творческой исследовательской деятельности учащихся, вовлечения их в активную внешкольную работу.

Неповторим опыт работы в качестве классного руководителя Заслуженного учителя Российской Федерации, учителя русского языка и литературы лицея им. В. Г. Сизова Ольги Игоревны Коноваловой, победительницы конкурсного отбора в рамках нацпроекта «Образование». Более 10 лет она работает в лицейских классах, сформировала особый «пушкинский дух», традиции и неповторимость в системе воспитательной работы.

Высокую оценку на международной научно-практической конференции «Государственный общественный характер управления как механизм формирования духовно-нравственных ценностей» получил опыт работы учителя истории школы № 8 Ирины Алексеевны Рощиной, победительницы конкурсного отбора в рамках нацпроекта «Образование». Выпускница этой школы Маргарита Потехина стала участницей саммита «юношеской восьмёрки» в Германии.

Показательным стал опыт работы учителя истории гимназии № 1 Ирины Владимировны Молодец, победительницы конкурсного отбора в рамках нацпроекта «Образование», на Всероссийском семинаре «Образование в сфере прав человека в школе».

Система образования города Мончегорска отвечает современным требованиямС особой благодарностью вспоминают ученики своих наставников, учителей-новаторов, К. Сорбалэ (школа № 5), Е. Лобанову (школа № 14), И. Скрутелёву (лицей им. В. Г. Сизова), Е. Зубкову, М. Алаеву (гимназия № 1), Н. Геривенко (школа № 8), педагогов-победителей конкурсного отбора национального проекта «Образование» Г. Бекурину, Г. Березкину, А. Лучникову, И. Червякову (гимназия № 1), Н. Антипову, В. Королёву, (школа № 8), М. Филиппову, (школа № 10), Г. Степанову (школа № 7). Этот перечень талантливых, творческих, духовно богатых педагогов можно еще продолжать и продолжать…

Сегодня усилено внимание к работе классных руководителей. Проблемы организации их деятельности нашли отражение в работе городских инновационных площадок: «Молодежное движение «Память», «Юный патриот», «Инициатива. Исследование. Творчество».
Для поддержки талантливой молодежи в городе имеется необходимая инфраструктура и опыт работы. Ежегодно присуждаются премии и стипендии мэра одаренным детям и молодежи. Олимпиады, творческие конкурсы, конференции позволяют талантливым детям и молодежи участвовать в отборе на получение денежного вознаграждения Президента.

Система образования города в целом отвечает современным требованиям и позволяет решать вопросы, связанные с ее развитием. Самым главным результатом является уровень качественного образования, который сегодня предоставляют образовательные учреждения города. Выпускники достойно проходят государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена, подтверждая школьные «4» и «5». Достаточно высоким остается количество выпускников, награжденных золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении». Отмечается положительное стремление выпускников к продолжению дальнейшего обучения: 78% продолжают обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в том числе 23% в столичных вузах.

В этом большая заслуга мончегорских педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений, ветеранов педагогического труда: Г. Медынской, Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина города, Л. Баскиной, Заслуженного учителя РФ, Л. Скляровой, Заслуженного учителя РСФСР, С. Золочевской, Заслуженного учителя РФ, Н. Родионовой, Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина города.

Исследование содержательного компонента воспитания показало, что, несмотря на достаточно существенные различия, обусловленные особенностями коллективов образовательных учреждений, имеется много общего в содержании воспитания и стратегии его отбора.
Так, доминантой в школе № 10 (директор Т.Чикина) и в лицее является гражданско-патриотическое воспитание. Коллектив школы имени дважды героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова награжден почётным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».

В СОШ № 7 ведется работа по построению эффективной воспитательной системы, формирующей личность с активной жизненной позицией, способную к совершенствованию, самореализации и адаптации в изменяющемся мире.

В гимназии № 1 при определении целевых ориентиров используется технология проектирования образа выпускника. В качестве главных критериев и показателей воспитательного процесса выступает воспитанность детей, сформированность жизненно важных потенциалов личности, интеллектуальная, нравственная и физическая развитость. С целью познания самих себя, отработки навыков регуляции поведения, эмоций для учащихся 5-11 классов в течение нескольких лет апробировался воспитательно-образовательный курс «Самосовершенствование личности». В начальной школе ведутся занятия по «Этической грамматике».

В СКОШИ № 4 одним из основополагающих факторов системы воспитания является трудовое обучение.

Основными системоинтегрирующими формами организации учебно-воспитательного процесса также являются комплексно-целевые программы. Например, деятельность педагогического коллектива СОШ № 5 (директор Т.Бурмистрова) строится на основе программ методико-развивающих центров «Развитие», «Филолог», «Эрудит», «Лингвист», «Экология», «Гармония», «Здоровье». В в детском доме № 1 (директор И.Сиротина) – на основе комплексно-целевых программ «Учение», «Традиции», «Я – гражданин России», «Здоровье», «Наш дом», «Родники творчества».

Одной из важнейших целевых установок при организации воспитательного процесса в школах стало гражданско-патриотическое воспитание. Особое место в формировании гражданского сознания и поведения учащихся занимает развитие детского общественного движения и школьного самоуправления. Отсутствие монополии одной организационной структуры обуславливает развитие патриотических, туристических, экологических, эстетических объединений, советов творческих дел, клубов, групп юных журналистов.

В школах наработан определенный опыт совершенствования уклада школьной жизни. Разработана и успешно используется школьная символика и атрибутика, кодексы чести, правила для обучающихся, способствующие созданию более эффективной образовательной среды. Например, создаются пресс-центры, газеты, в которых освещаются наиболее актуальные вопросы школьной жизни.

Важным элементом функционирования школ является самоуправление, в том числе ученическое. Органы школьного самоуправления существуют во всех образовательных учреждениях города. Опорной школой в решении этого вопроса стала СОШ № 8, которая сотрудничает с Московской школой № 734 А.Н. Тубельского. Опыт работы школы № 8 по моделированию деятельности органов ученического самоуправления обобщен и направлен на Всероссийский конкурс.

Немаловажная роль в аспекте формирования гражданина, патриота принадлежит музейной педагогике. Цель ее – создание организованной образовательной среды, тематически, информационно насыщенной, направленной на развитие личности учащегося, реализацию его образовательных запросов. Такой подход отличается от традиционного понимания школьных музеев, которые обычно представляют малоподвижную структуру воспитания. В школах города созданы Музей боевой славы им. Б.Ф.Сафонова (СОШ № 10), Музей истории города (СОШ № 8), Музей истории лицея им. В.Г.Сизова. Ежегодно учащиеся 9-10 классов принимают участие в соревнованиях военно-спортивной игры «Школа безопасности». Команда школы № 14 в 2003 году стала участником Всероссийских соревнований, а в 2005 году – победителем областных соревнований. В городе проводятся конкурсы: «Ученик года», «Класс года», «Сердце отдаю детям», «Самый классный классный» и др.

Творческие коллективы Центра развития творчества детей и юношества «Полярис» известны не только в городе, но и в области. Вокальная студия «Каприз», (художественный руководитель С.Галаева), постоянный участник всех мероприятий. Бессменный руководитель «Школы пешеходных наук» является Л.Гильбо, которая подготовила не одно поколение воспитанников. Во Всероссийском конкурсе «Дорога безопасности», проходившем в декабре 2006 года в Москве, команда Мончегорска в номинации «Организация учебно-воспитательного процесса основам безопасности дорожного движения» заняла первое место, и в этом большая заслуга преданного своему делу педагога.

Высокие награды привозят спортсмены ДЮКФП. Так Юрий Лапшин участвовал в Первом мировом чемпионате по традиционным видам ушу в Китае и стал победителем (тренер, чемпион мира И.Венедиктов).

Воспитанники детского экологического центра реализуют масштабный проект по созданию на территории города экологического парка. Их усердием вычищены родники близ Мончегорска. То есть труд педагогов дополнительного образования востребован и необходим.

В завершение хочу сказать, что педагоги, родители и ученики вкладывают много сил, чтобы учреждения образования были чистыми, светлыми, теплыми и уютными. Руководство города решает вопросы по обеспечению школ новой мебелью, обновлению книжных фондов школьных библиотек, внедрению новых технических средств обучения. Все это и есть система образования города.

Звенит 75-й школьный звонок. Пройден долгий, тернистый путь. На смену старшему поколению пришли молодые, умные, талантливые педагоги. И временем доказано, что учительство — особая категория мончегорцев.

Александр Архипов, начальник управления образования,   кандидат педагогических наук  

Специальный выпуск журнала "СЕВЕР промышленный" - "Мончегорску-70!"


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.162.64.108

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD