Главная «Плюс небольшой новый флот…» (Мясников, Буданов)
«Плюс небольшой новый флот…» (Мясников, Буданов) Печать E-mail

Придя к власти, Юрий Евдокимов взял к себе в замы бывшего соперника по выборной борьбе за пост губернатора Мурманской области Ю.Н.Мясникова. Именно этому довольно-таки жесткому в суждениях и поступках человеку в дальнейшем предстоит во многом определять политику рыбной отрасли Северного бассейна. Дважды в первой половине 1997 года взяла интервью у Мясникова наш корреспондент Инна Березюк. Она пишет:

- Я сама напросилась на встречу с Юрием Николаевичем. Конечно, знала, насколько сейчас занят вице-губернатор, понимала, что слишком мало еще прошло времени со дня вступления его в эту должность, а потому вряд ли следует рассчитывать на четкое изложение стратегии, а тем более - на принятые уже важные для области решения первого зама главы администрации. Кстати, баллотируясь на пост губернатора, Мясников, единственный из кандидатов, ничего не обещал кроме намерения вместе с руководителями производств способствовать их успешной работе. Однако, думала я, что-то уже, наверное, делается. И вообще, как себя чувствует бывший главный инженер тралфлота (мы познакомились в то время) в высоком кресле? Наверное, оно, кресло, «не избавило» Юрия Николаевича от тех качеств, которые особенно в нем ценили: ответственность за свое дело, бескомпромиссность и честность.

- Сколько заявок на квоту! В Баренцевом море и рыбы-то столько нет. Предприятия бывшего рыбокомбината, милиция, налоговая полиция, врачи и учителя, механики и трикотажники - всем нужна треска! - восклицает Мясников, начиная разговор.

- И каким же будет ваше решение? - спрашивает Березюк.

- Отрицательным. Вот рыбообработка должна производиться в Мурманске, чтобы продукция стала дешевле. Но и флоты не обязаны работать себе в убыток.

- Однако рыбная отрасль в вашем ведении. Уже есть какая-то стратегия?

- Конечно, нет. Концепция развития отрасли давно уже разработана, причем есть несколько вариантов. И ни в одном из них нет источника финансирования. А как красиво написано! Но без финансирования о какой перспективе можно говорить? Более «приземленной» выглядит «севрыбовская» программа, видимо, ей будет уделено большее внимание на коллегии администрации области, когда начнется рассмотрение этого вопроса...

Почему у нас 100-процентный дефицит бюджета? Кредиторская задолженность растет, ее не погашают. Налоги не платят. Вот начался новый финансовый год - снова лезем в долги... Мурманская область должна сократить численность населения, нравится это кому или нет.

- За счет чего?

- За счет омоложения. Старики должны уехать. Конечно, на добровольной основе. Но содержать такое количество людей в таком регионе - противоестественно. Ни одно государство в мире, будь то Арабские Эмираты, не прокормит столько народу в суровом северном крае. А у нас столько пенсионеров, столько безработных... Говорим о переселении пенсионеров, а они ставят условия: уеду, но квартиру - детям. Как тут быть?

- Бюджетникам помочь можно?

- Деньгами - нет. Только добиваться от федеральной власти, чтобы выполнила свои обязательства. Другого просто не дано. Подумайте: в 1996 году мы практически за все услуги рассчитались по взаимозачетам - и за газ, и за топливо, и т.п. А «живым» рублем - менее чем за треть услуг...

За прошедшие полтора месяца доработали документы, подготовленные еще той администрацией, отправили их в Москву для решения вопроса о разграничении полномочий. С одной стороны, вроде, здорово: дошли до плюрализма, который определяется самостоятельностью субъектов. Хорошо, что получаем свободу действий, например, при получении кредита под залог. Сегодня мы не можем ничего заложить: нет нашей собственности. А раз ее нет - как ты был никем, так им и остался...*

Вторая беседа нашего корреспондента с Ю.Н.Мясниковым состоялась через полгода после выборов. На этот раз вице-губернатор выглядел спокойней, уверенней и тверже.

- Экономика области пойдет вверх или будет пробуксовывать на месте? - спрашивает Березюк.

- Какие-то предприятия и производства пойдут вверх, кто-то будет стоять на месте, а от каких-то придется избавляться путем признания их банкротства. Сегодня неприемлемо то, что вчера нас обязывали делать. Например, нам не нужен рыбокомбинат в его былой мощи, где работали семь тысяч человек и ежесуточно изготавливали сотни тонн продукции. Какой смысл лукавить и кормить людей несбыточными обещаниями, если производство работает неэффективно, затратно?

Существует три основные концепции развития рыбного хозяйства на Мурмане: одна разработана учеными по поручению областной администрации, вторая - концепция «Севрыбы», третья подготовлена на основе предложений береговых предприятий. Надо их объединить, отобрав все лучшее и отсеяв ненужное.

- Что-то долго мы с ними разбираемся...

- Недолго. Для того, чтобы понять и вслушаться в каждое мнение (а их десятки, и каждый автор считает себя истиной в последней инстанции), нужно время. Ведь принятое на коллегии областной администрации решение далеко не всем прольет бальзам на сердце. Опять же вернусь к рыбообрабатывающему комплексу: зачем содержать три коптильных завода, платить сполна за отопление, электроэнергию, прочие затраты и иметь малую толику готовой продукции? А можно все производство сконцентрировать в одном месте, внедрить современные технологии, получать конкурентоспособную продукцию и платить людям хорошую зарплату. Сегодня изменилась ситуация. Главная проблема - сбыт продукции. Ведь сейчас то, что производится по технологии 30-х годов, не пользуется спросом, нужно высокое качество.

- Все руководители рыбной отрасли считают, что их беды только из-за недостатка денег, хотят, чтобы власти им помогали.

- Я в течение полугода, как ни старался, не смог привлечь стабильные банки к сотрудничеству с рыбной отраслью. Вообще-то они готовы вкладывать деньги в долгосрочные программы, но только не в рыбообработку, потому что все расчеты непривлекательны для них.

- Вот вы говорите о концентрации рыбообработки. Люди-то пойдут за ворота!

- Вы считаете, пусть лучше влачат полунищенское существование, живут иллюзиями и заваливают органы власти всех уровней жалобами? А я полагаю, надо сказать горькую правду и не водить людей за нос.

- Вы говорили о трех концепциях. Они разные?

- Разные подходы, но не альтернативные. Главное - каждая программа нацелена на поддержку эффективно работающих предприятий.

- У «Севрыбы» упор делается на приобретение новых судов. Впрочем, я задам вопрос по-другому: может ли областная администрация помочь, посодействовать в приобретении судов?

- Где можем - содействуем. Кроме одного - денег, их просто нет. Да, мы уверены: рыбная отрасль здесь нужна, флот нужен. И заявляем об этом на всех уровнях. И с нами никто не спорит. Но откуда взять деньги? Раз флот полностью устарел, как и технологии, раз рыбообрабатывающие предприятия, кроме небольших перспективных производств, находятся в полуразваленном состоянии, о чем мы говорим? Нужно, я повторюсь, только то производство, которое эффективно, плюс небольшой новый флот...*

«Плюс небольшой новый флот...».

Значит, и рыбаков, как рыбообработчиков, оставить без работы? И судоремонтникам перечеркнуть перспективы, и портовиков выпроводить за ворота? Одно дело говорить людям правду, другое - выполнять сказанное. Да и где, на какие шиши этот «небольшой новый флот» построишь? А как быть с «москитным» флотом Союза рыбопромышленников Севера? С точки зрения бюджета области именно малый бизнес больше всех платит налогов за одну тонну выловленной трески. Почему? У фирм Союза ниже затратная часть, ниже себестоимость продукции, чем у крупных флотов. Кроме того, они больше всех поставляют рыбы на внутренний рынок, занимаются рыборазведением, добывают камбалу, креветку, развивают ярусный лов... Обо всем этом корреспондент «Рыбного Мурмана» беседовал с председателем комитета по рыболовству Мурманской областной администрации К.Н.Будановым. Константину Николаевичу не надо было как его непосредственному начальнику вице-губернатору Мясникову «въезжать» в тему, потому что сидел он в своем кресле не первый год.

- В 1994 году для наших крупных флотов был вообще провал. Потом понемногу начали подниматься. Знаете, когда человека сбили с ног, проходит некоторое время, и он, постанывая и покачиваясь, встает и делает первые нетвердые шаги. Потом все уверенней и - пошел, - находит возможность даже для образных сравнений Буданов. - Так и наши флоты. Нашли применение крупнотоннажным судам, перестроили управление. Сейчас сырьевая база благоприятствует успешной работе. Пока еще есть флот, хотя 50 процентов его - старые суда. Но уже начали строить новые. Конечно, супертраулеры «Севрыба-1» и «Иван Шаньков» не заменят крупнотоннажные суда, не смогут поставлять большие объемы добычи. Значит, надо строить и крупные корабли, хотя без государственной дотации они убыточны.

- Но государство не желает дотировать отрасль.

- Поэтому моя позиция (и я не раз высказывал ее на различных уровнях): за счет трески и других валютоемких объектов промысла надо дотировать низкорентабельный и даже убыточный промысел.

- Вы считаете, это - выход?

- А за счет чего суда тралового флота работают у берегов Африки? Именно за счет трески приобретается для «африканских» судов снабжение, топливо и т.п. Зато крупнотоннажные суда не ушли на резку или на бесконечный отстой, флот и бюджет имеют от работы тех судов деньги, и опять же - рабочие места сохранены.

- Идиллия! А самим-то флотам каково?

- Я знаю. Во всем мире рыбная отрасль дотируется государством. Можно использовать и непрямые инвестиции: то ли освободить от налогов, то ли снизить тарифы. Главное, чтобы отрасль работала. За 10 месяцев прошлого года рыбная отрасль дала области 1 триллион 600 миллиардов рублей валового продукта! Уничтожить такую золотую курицу? Нет, надо помогать всеми путями.

- Флотам начать бы с «чистого листа», долги простить!

- Конечно. Если долг у тралфлота 110 миллионов долларов, у «Мурманрыбпрома» - 50, то если даже продать эти флоты со всеми «потрохами», такую сумму не осилить. А ведь те долги - не кредиты, а следствие правительственных нелепостей. Сначала разрешили использовать флотам валюту за границей на закупку топлива, продуктов и прочие расходы для судов, и - следом - выходит другая инструкция - запрет, всю валюту везите в Россию, обменивайте... Так получились немыслимые суммы долга. Я убежден: надо эти долги простить...

- И тем не менее жизнь продолжается, строятся новые суда...

- Странная позиция у Госкомрыболовства: в разработанной ими концепции предусматривается, что 74 процента средств, необходимых для обновления флота, должны быть собственными. Откуда же флот возьмет такие деньги, если он сегодня вынужден использовать в качестве оборотных средств амортизационные отчисления! Кстати, сейчас готовится закон, который запрещает это делать. И тогда можно ставить крест на флотах. Политика нашего государства направлена не на поддержку, а на удушение производства.

- Однако флот обновлять необходимо.

- Да, но для этого нужно минимум 100-120 млн. долларов. На такую сумму можно построить суда на Украине: БАТ типа «Горизонт» за 10-12 млн. долларов и хороший среднетоннажный траулер за 3 млн. долларов. Если бы наши флоты остались государственными, то эту проблему вполне бы можно решить на межправительственном уровне: мы ведь поставляем Украине топливо, газ, вот бы взамен и получили корабли.

Но сейчас кому их отдать? В результате строим очень красивые маленькие суда в 5-6 раз дороже. Траловый флот нашел хороший путь для этого - межправительственный договор. Чего не скажешь о «Севрыбе». Для выплаты стоимости «Севрыбы-1» надо примерно 7 тысяч тонн трески в год. Где же взять столько?

- Но «Севрыба» в своей программе имела в виду интеграцию, всем предлагалось строить суда вскладчину...

- Оно бы неплохо, да только для постройки еще одной «Севрыбы-1» должны объединиться семь предприятий. Найдутся такие?

- Итак, Константин Николаевич, стратегия комитета...

- Поддержать береговые предприятия: рыбокомбинат, рыбный порт, судоверфь.*

Не будем торопиться и, продолжая тему обновления флота, раскрывать тактику и стратегию АО «Севрыба» и ее руководителя Г.В.Тишкова в этом направлении. Всему свое время. Поговорим о позиции Мурманской областной администрации к рыбной отрасли в целом, о тех конкретных шагах, которые предпринимали облаченные властью чиновники для поддержки рыбного Мурмана.

· Высокое жесткое кресло, «РМ» от 31 января 1997 года.

· «Надо говорить людям правду», «РМ» от 27 июня 1997 года.

· Квота для флота - квота для берега, «РМ» от 17 января 1997 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй 


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

13.59.217.1

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .