«Севрыба-1» |
Как известно, акционирование рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий рыбного Мурмана повлекло за собой массу непредвиденных проблем. Первая из них - потеря управляемости отраслью в регионе, так как бассейновый принцип фактически перестал действовать. Перестал, потому что не мог не акционироваться и сам штаб управления Северным бассейном - объединение «Севрыба». Произошло это в 1992 году. Не только выборы президента правления нового ЗАО вызвали тогда борьбу страстей у руководителей предприятий-акционеров, но и тот факт, что обновленная «Севрыба» задумала заниматься коммерческой деятельностью. Как так - государственные функции и коммерция? Нестыковочка! Но ведь для того, чтобы эти государственные функции выполнялись, надо специалистам зарплату выплачивать. А уважаемые «рыбные генералы» не перечисляли ни копейки на это дело, мол, денег нет и вряд ли будут. Государство, как мы все помним, быстренько провернув приватизацию в стране, сразу же отреклось от образованных акционерных обществ, мол, вы - коммерческие структуры, так что добывайте средства для существования сами. И стали добывать. Не отвергнув те самые государственные функции, начиная с участия в международных комиссиях и кончая стратегией и координацией промысловой деятельности бассейна, АО «Севрыба» занялась коммерцией. Но не массовой типа «купи-продай». В очередной раз предложив предприятиям совместную деятельность по обновлению флота и получив отказ (взаимные неплатежи, немыслимые кредитные ставки, налоги и т.д.), севрыбовцы стали работать над проектом, который позволил бы сделать прорыв на западном инвестиционном рынке и получить кредиты для строительства хотя бы одного современного судна. Так на свет появилась «Севрыба-1» - траулер, какого ни Советский Союз, ни Россия еще не имели. Государственный флаг на новом судне был поднят в первых числах июля 1995 года в Киркенесе.Наша непоседливая Инна Березюк выехала в этот норвежский городок, чтобы присутствовать при таком историческом событии. Прототипом нового судна стали норвежские траулеры, слава о которых гремела по всему миру. Проектанты «Севрыбы-1» - норвежцы, которые и осуществляли достройку и насыщение траулера аппаратурой, хотя сам корпус был приобретен в Испании. Это был среднетоннажный рыболовный траулер усиленного ледового класса. На его рыбофабрике были установлены линии для выпуска филе, обезглавленной потрошеной рыбы и креветочные линии. Вся продукция должна была соответствовать международным требованиям к качеству. Самая современная аппаратура находилась и на штурманском мостике. Спуском трала, процессом добычи и подъемом улова на борт управляла компьютерная система. Экипаж судна составлял 36 человек. Порт приписки - Мурманск. Владеть им «Севрыба» стала на условиях бербоут-чартера30. Прямо на мостике корабля состоялась импровизированная пресс-конференция. На вопросы наших и норвежских корреспондентов отвечали участники торжеств и создатели этого траулера.Г.С.Шаповалова, заместитель председателя Комитета по рыболовству России: - С изменением политической и экономической ситуации в стране рыбная отрасль лишилась государственной поддержки. Но 25 процентов судов флота России отработали свой срок, остальные требуют модернизации. Без госсредств отрасль может погибнуть. На местах это поняли раньше, чем в столице. Комитет внимательно следил, как осуществляется проект северян, всемерно помогал. И вот результат общих усилий - прекрасное судно. Я горжусь северянами. В.П.Журавлев, вице-президент АО «Севрыба»: - Как профессионал, я по-хорошему завидую капитану и всей команде нового траулера. Навигационное оборудование, траловый комплекс, фабрика - образец современного оснащения рыболовного судна. Знаю, что это - начальный этап работы, впереди - новые суда... Г.В.Тишков, президент АО «Севрыба: - Программа возрождения былой славы рыбаков-северян намечена у нас была два года назад. Нам не верили, что сможем осуществить ее, что построим новое судно в таких экономических условиях, убеждали в невозможности реализовать наши задумки. А мы осуществили первую часть программы. Думаю, и другие флоты пойдут по нашему пути... - Трое руководителей разных предприятий доверительно «шепнули» мне, что твердо решили приобрести такие же суда, - заканчивает свой материал Инна Березюк, - а один похвастался, что для его фирмы уже строится аналогичный траулер. Только попросили меня не называть их имен из коммерческих соображений. И безопасности.* Не меньший интерес вызвало строительство и спуск на воду нового российского судна у бизнесменов Норвегии, которые увидели за обводами этого корабля широчайший рынок: судостроение, поставка оборудования, технологии. С особым вниманием слушали они слова представителя Роскомрыболовства Г.С.Шаповаловой о том, что усиленно ищут контактов с руководителями отрасли такие страны, как Испания, Германия, Дания... Слушали и понимали, что могут потерять для себя столь привлекательных партнеров, как россияне. Но не это больше всего беспокоило власти нашего северного соседа - Норвегии. Тех, кто играет по-крупному и делает политику на всем Скандинавском полуострове и в морях, его омывающих. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что именно большая политика вмешалась в дальнейший ход событий: еще и месяца не прошло после подъема на «Севрыбе-1» государственного флага, как норвежские власти арестовали траулер якобы за нарушение правил рыболовства. Руководство АО «Севрыба» не согласилось с обвинениями и подало в суд. Мотивы этого инцидента прозрачны: норвежцам не нужен сосед, обладающий современным океанским флотом. Они уже привыкли к рыбному Клондайку, который устроили им российские судовладельцы, сдавая рыбу в норвежские порты. На вырученные деньги, как на дрожжах, захудалая деревушка Киркенес и близлежащие норвежские поселки превратились с мощные рыбоперерабатывающие и судостроительные базы. · Мечта бело-синего цвета, «РМ» от 14 июля 1995 года.30 - Бербоут-чартер - договор фрахтования, согласно которому судовладелец передает фрахтователю судно без экипажа на условиях аренды. На время аренды фрахтователь является временным владельцем судна и несет все расходы по его эксплуатации. Расходы по страхованию, как правило, несет судовладелец.· Мечта бело-синего цвета, «РМ» от 14 июля 1995 года.Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 6551 |