Главная Опыт международного экологического права и освоение Арктики
Опыт международного экологического права и освоение Арктики Печать E-mail

Защита арктической природы требует дальнейших разработок международно-правовых экологических проблем Арктики

ВАЩЕНКО В.Н., ДАНКАНЫЧ А.В.
Национальный антарктический научный центр, Украина, Закарпатский государственный университет, Украина

В Арктике в последние десятилетия формируется новый международный правопорядок для решения региональных и глобальных экологических проблем путем международной кооперации. Арктическая окружающая среда стала объектом и источником международного экологического сотрудничества.

В данной роботе на основании анализа главных современных экологических проблем Арктики и основополагающих международно-правовых документов, принятых в рамках ООН и международных конференций а также тенденций международного природоохранного сотрудничества в Арктическом регионе сделано выводы о том, что защита арктической природы требует дальнейших целенаправленных научных разработок международно-правовых экологических проблем Арктики. Это новое широкое поле международной правовой деятельности должно обеспечить комплексную экологическую защиту всех арктических геосфер. Отсутствие эффективного международного экологического права усиливает обострение экологических региональных и глобальных проблем.

В экологической и правовой литературе при определении понятия «окружающая среда» традиционно совмещается два компонента - естественная и антропогенная среды. Последнее в Арктике создается человеком процессе антропогенной деятельности и его нежелательными компонентами являются так называемые «вредные антропогенные примеси» которые и вызывают разрушающий экологический процесс. Эту третью антропогенную компоненту на сегодня необходимо рассматривать как новый самостоятельный объект международного экологического права (МЭП).

При решении международных экологических ситуаций преимущество отдается в первую очередь двусторонним договорам. Общепризнанные принципы международного права являются критерием правомерности регуляции любой сферы межгосударственных отношений, включая отношение по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Новые стремления к арктической деятельности не околоарктических государств утверждаются главными принципами современного МЭПНС, в частности: устойчивое, экологически безопасное, социальное и экономическое развитие; одинаковая экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспеченным за счет или в отрыве от другого или от других государств); запрещение экологической агрессии; регулярный обмен информацией об экологических ситуациях на национальных и региональных уровнях; сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях, которое на сегодня нужно всем государствам и особенно околоарктическим; контроль за соблюдением согласованных требований относительно охраны окружающей среды; мирное урегулирование споров, относительно трансграничного влияния на окружающую среду; международная ответственность и компенсация за вред и убытки окружающей среде, вызванные действиями на территории государства, которое находится под ее юрисдикцией или контролем, которые привели к вреду и убыткам за пределами этой территории.

В ближайшие 10-15 лет может начаться реальная эксплуатация крупного Прираразломного месторождения в Арктике. Но правовая стратегия освоения морских минеральных ресурсов Арктики на сегодня остается незавершенной. Расширение добычи нефти и газа в Арктике сдерживается особенно высокой экологической чувствительностью региона; отсутствием надежной информации об объемах реально добываемых нефтяных и газовых залежей; чрезвычайно дорогими технологиями и инфраструктурами нефтедобычи.

Для уменьшения возможных нефтегазовых загрязнений в частности развивается подход 5-и экологических барьеров на фоне перехода к компактным и мобильным морским нефтяным автоматическим платформам с повышенной надежностью работы в жестких условиях Арктики.
Общая система арктической циркуляции такова, что загрязнения способны мигрировать через весь арктический бассейн и вызывать антропогенное таяние арктического льда. Ледяные поля и низкие температуры не дают возможности устанавливать боновые перегородки, использовать суда для сбора нефти, использовать натуральные и искусственные сорбенты, биологические нефтеокисляющие бактерии.

Поэтому ни одно околоарктическое государство не избежит последствий такого загрязнения. Следовательно для избежания морских аварий в Арктике необходима надежная техника и эффективно действующее экологическое право.

Реакция отдельных элементов морской экосистемы в целом на загрязнение от нефти пока еще не изучено и потому необходимо разработать превентивные экотехнологии и правовые мероприятия и меры для ее защиты со строгим международным контролем, начиная уже с начальных промышленных этапов.

Поэтому проблема внедрения реальных методов и средств контроля за выполнением положений международных соглашений и проектов стала одной из важнейших международных экологических проблем Арктического бассейна.

И наконец необходимо создать международные межправительственные и общественные организации по проблемам безопасности и устойчивого развития Арктики. Теоретические разработки проблем устойчивого развития Арктики являются относительно новыми и актуальными, однако соответствующая существующая нормативная база как международного так и национального права разных государств является неполной и фрагментарной. Именно поэтому для применения концепции устойчивого развития Арктики в сферах международных отношений, а также между правительствами и международными организациями, необходимое ее детальное всестороннее изучение.

Недооценивается роль новых НТР. Отсутствие внимания к глобальным и долговременным экологическим проблемам является барьером для успешного решения экологических проблем в международных масштабах. Поэтому в международной арктической экологической деятельности становится важным значительный международный антарктический экологический опыт.

Неотвратимый трансграничный характер антропогенного загрязнения Арктики требует международных мероприятий и подписания новых более универсальных соглашений и меморандумов о предоставлении арктическому региону срочной экологической помощи регулируемой международным экологическим правом на случай чрезвычайных ситуаций. Важным примером в этом отношении является российско-американское соглашение об общих операциях в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях по ликвидации последствий экологических аварий со значительными проливаниями нефти и других загрязнителей и взаимное информирование об аварийных инцидентах.

Международное экологическое законодательство должно четко регламентировать экологическую экспертизу проектов освоения ресурсов шельфа, а также регламентировать предоставление рекомендаций по определению районов разведки и добычи.

Разработка минеральных ресурсов должна отвечать международной системе стандартов и принципов охраны окружающей среды, сформулированных в Конвенции об оценках трансграничного влияния на природную среду (ЕЭК 1991 г.), а также процедур по обеспечению их эффективных действий. В эту же систему должны входить требования оценки возможного влияния разработок на природу, подготовка методик оценки изменения состояния экосистем. Такие международные процедуры весьма успешно отрабатываются и применяются в Антарктике при открытии новых антарктических станций. Контроль осуществляется путем международных инспекций. Потому и в существующей системе международных арктических отношений необходимо решать проблему создания международной структуры которая будет юридически уполномочиваться на такие действия, будет выдвигать иски и вести арбитраж.

Одним из базовых документов экологического права об освоении арктических ресурсов должна быть ратифицированная конвенция экологической защиты Арктики в которой главным должен быть „принцип предосторожности и упреждения” на базе мониторинга с приоритетом раннего предупреждения экологических аномалий, тенденций и симптомов.

Освоение арктических ресурсов должно начинаться только при наличии национального и международного правового решения правительственных, межправительственных и неправительственных общественных организаций про наличие прогрессивных технологий, мер и процедур обеспечения полной экологической безопасности операций.

В арктических правовых науках и экологической политике нужно поднять уровень национальной экологической ответственности перед планетарным сообществом. Важная роль при этом должна отводится международной экологической науке и новым технологиям.

Правовой экологический режим освоения арктических ресурсов должен определить обязательный общий стандарт для конструкций, оборудования, размещения, эксплуатации бурового оборудования а также определить списки загрязняющих веществ, которые запрещены к сбросу в окружающую среду, устанавливать общие минимальные стандарты сброса нефти с морских платформ, нефте-водных смесей и буровых растворов, регламентировать обязанности операторов мониторинга окружающей среды и планы действий в чрезвычайных ситуациях.

Нефть и газ арктического шельфа-2008: материалы конференции

Еще статьи по теме "Экологических":

Цикл летних экологических мероприятий на Кольской АЭС

Нефть и газ арктического шельфа, позиция экологических неправительственных организаций

Федеральное финансирование экологических проектов Мурманской области

Решение экологических проблем при освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения

Предварительные результаты инженерно-экологических изысканий трассы трубопровода ШГКМ и лицензионной площади ШГКМ


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.140.188.250

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .