Опыт международного экологического права и освоение Арктики |
Защита арктической природы требует дальнейших разработок международно-правовых экологических проблем АрктикиВАЩЕНКО В.Н., ДАНКАНЫЧ А.В. В Арктике в последние десятилетия формируется новый международный правопорядок для решения региональных и глобальных экологических проблем путем международной кооперации. Арктическая окружающая среда стала объектом и источником международного экологического сотрудничества.В данной роботе на основании анализа главных современных экологических проблем Арктики и основополагающих международно-правовых документов, принятых в рамках ООН и международных конференций а также тенденций международного природоохранного сотрудничества в Арктическом регионе сделано выводы о том, что защита арктической природы требует дальнейших целенаправленных научных разработок международно-правовых экологических проблем Арктики. Это новое широкое поле международной правовой деятельности должно обеспечить комплексную экологическую защиту всех арктических геосфер. Отсутствие эффективного международного экологического права усиливает обострение экологических региональных и глобальных проблем. В экологической и правовой литературе при определении понятия «окружающая среда» традиционно совмещается два компонента - естественная и антропогенная среды. Последнее в Арктике создается человеком процессе антропогенной деятельности и его нежелательными компонентами являются так называемые «вредные антропогенные примеси» которые и вызывают разрушающий экологический процесс. Эту третью антропогенную компоненту на сегодня необходимо рассматривать как новый самостоятельный объект международного экологического права (МЭП). При решении международных экологических ситуаций преимущество отдается в первую очередь двусторонним договорам. Общепризнанные принципы международного права являются критерием правомерности регуляции любой сферы межгосударственных отношений, включая отношение по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования. Новые стремления к арктической деятельности не околоарктических государств утверждаются главными принципами современного МЭПНС, в частности: устойчивое, экологически безопасное, социальное и экономическое развитие; одинаковая экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспеченным за счет или в отрыве от другого или от других государств); запрещение экологической агрессии; регулярный обмен информацией об экологических ситуациях на национальных и региональных уровнях; сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях, которое на сегодня нужно всем государствам и особенно околоарктическим; контроль за соблюдением согласованных требований относительно охраны окружающей среды; мирное урегулирование споров, относительно трансграничного влияния на окружающую среду; международная ответственность и компенсация за вред и убытки окружающей среде, вызванные действиями на территории государства, которое находится под ее юрисдикцией или контролем, которые привели к вреду и убыткам за пределами этой территории. Для уменьшения возможных нефтегазовых загрязнений в частности развивается подход 5-и экологических барьеров на фоне перехода к компактным и мобильным морским нефтяным автоматическим платформам с повышенной надежностью работы в жестких условиях Арктики. Поэтому ни одно околоарктическое государство не избежит последствий такого загрязнения. Следовательно для избежания морских аварий в Арктике необходима надежная техника и эффективно действующее экологическое право. Реакция отдельных элементов морской экосистемы в целом на загрязнение от нефти пока еще не изучено и потому необходимо разработать превентивные экотехнологии и правовые мероприятия и меры для ее защиты со строгим международным контролем, начиная уже с начальных промышленных этапов. Поэтому проблема внедрения реальных методов и средств контроля за выполнением положений международных соглашений и проектов стала одной из важнейших международных экологических проблем Арктического бассейна.И наконец необходимо создать международные межправительственные и общественные организации по проблемам безопасности и устойчивого развития Арктики. Теоретические разработки проблем устойчивого развития Арктики являются относительно новыми и актуальными, однако соответствующая существующая нормативная база как международного так и национального права разных государств является неполной и фрагментарной. Именно поэтому для применения концепции устойчивого развития Арктики в сферах международных отношений, а также между правительствами и международными организациями, необходимое ее детальное всестороннее изучение. Недооценивается роль новых НТР. Отсутствие внимания к глобальным и долговременным экологическим проблемам является барьером для успешного решения экологических проблем в международных масштабах. Поэтому в международной арктической экологической деятельности становится важным значительный международный антарктический экологический опыт.Неотвратимый трансграничный характер антропогенного загрязнения Арктики требует международных мероприятий и подписания новых более универсальных соглашений и меморандумов о предоставлении арктическому региону срочной экологической помощи регулируемой международным экологическим правом на случай чрезвычайных ситуаций. Важным примером в этом отношении является российско-американское соглашение об общих операциях в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях по ликвидации последствий экологических аварий со значительными проливаниями нефти и других загрязнителей и взаимное информирование об аварийных инцидентах. Разработка минеральных ресурсов должна отвечать международной системе стандартов и принципов охраны окружающей среды, сформулированных в Конвенции об оценках трансграничного влияния на природную среду (ЕЭК 1991 г.), а также процедур по обеспечению их эффективных действий. В эту же систему должны входить требования оценки возможного влияния разработок на природу, подготовка методик оценки изменения состояния экосистем. Такие международные процедуры весьма успешно отрабатываются и применяются в Антарктике при открытии новых антарктических станций. Контроль осуществляется путем международных инспекций. Потому и в существующей системе международных арктических отношений необходимо решать проблему создания международной структуры которая будет юридически уполномочиваться на такие действия, будет выдвигать иски и вести арбитраж. Одним из базовых документов экологического права об освоении арктических ресурсов должна быть ратифицированная конвенция экологической защиты Арктики в которой главным должен быть „принцип предосторожности и упреждения” на базе мониторинга с приоритетом раннего предупреждения экологических аномалий, тенденций и симптомов. Освоение арктических ресурсов должно начинаться только при наличии национального и международного правового решения правительственных, межправительственных и неправительственных общественных организаций про наличие прогрессивных технологий, мер и процедур обеспечения полной экологической безопасности операций. В арктических правовых науках и экологической политике нужно поднять уровень национальной экологической ответственности перед планетарным сообществом. Важная роль при этом должна отводится международной экологической науке и новым технологиям. Правовой экологический режим освоения арктических ресурсов должен определить обязательный общий стандарт для конструкций, оборудования, размещения, эксплуатации бурового оборудования а также определить списки загрязняющих веществ, которые запрещены к сбросу в окружающую среду, устанавливать общие минимальные стандарты сброса нефти с морских платформ, нефте-водных смесей и буровых растворов, регламентировать обязанности операторов мониторинга окружающей среды и планы действий в чрезвычайных ситуациях.Нефть и газ арктического шельфа-2008: материалы конференции Еще статьи по теме "Экологических":Цикл летних экологических мероприятий на Кольской АЭС Нефть и газ арктического шельфа, позиция экологических неправительственных организаций Федеральное финансирование экологических проектов Мурманской области Решение экологических проблем при освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 6064 |