Наши партнеры

АНО ДПО «Полярный институт повышения квалификации»

 

Главная Нефть и газ арктического шельфа, позиция экологических неправительственных организаций
Нефть и газ арктического шельфа, позиция экологических неправительственных организаций Печать E-mail

Необходимо развивать береговые терминалы отгрузки нефти (ТОН), отвечающие всем современным экологическим требованиям

ЖАВОРОНКИН С.Н.
МРОО «БЕЛЛОНА-МУРМАНСК»

В настоящее время общий накопленный объем бурения на нефть и газ на Арктическом шельфе России составил около 160 тыс. погонных метров. Только ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» открыто 15 месторождений углеводородного сырья. По классу крупности три месторождения отнесены к уникальным, девять месторождений - к крупным, два месторождения - к средним, одно - к мелким. Это то богатство, данное нам природой, которым надо правильно  распорядиться.

Посмотрите на карту общей чувствительности к воздействию добычи транспортировки нефти природных участков Западной Арктики, составленную Всемирным фондом дикой природы: все участки, которые находятся «на слуху» и где начата и планируется добыча нефти - имеют общие границы.

И это еще не все. Проведена Государственная экспертиза по материалам Декларации о намерениях инвестирования в строительство Мурманской трубопроводной системы (МТС), в строительстве которой заинтересованы ОАО «НК ЮКОС», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сибнефть». ОАО «Сургутнефтегаз» (апрель 2003 г.) для перекачки нефти из Сибири. В материалах предусмотрено несколько вариантов прокладки трубопровода.

Укрупненно, с экологической точки зрения существует два варианта (Северный и Южный). Северный предусматривает прокладку нефтепровода через Горло Белого моря и далее по девственным тундрам Кольского полуострова с проходом через бесчисленное количество рек и озер, являющихся путями миграции и нагула ценных пород рыб, а также животных. Прокладка нефтепровода по Северному варианту может привести к невосполнимым потерям биоресурсов.

С экологической точки зрения предпочтительным является Южный вариант, т.е. прокладка нефтепровода по обжитым местам, вблизи населенных пунктов, на территории, уже подверженной антропогенному влиянию. Но и в этом случае необходимо тщательно изучить проектные материалы и контролировать ход строительства и эксплуатацию. В первую очередь это касается прохода нефтепровода через реки, Здесь необходимо добиваться максимального применения метода наклонно-направленного бурения РОИ «воздушным» путем (по эстакадам и мостам).

Отдельной экологической проблемой стоит рейдовая отгрузка нефти. В условиях интенсивного судоходства, при небольшой ширине Кольского залива, в условиях полярной ночи и северных ветров нет необходимости развивать более этот способ отгрузки. Необходимо развивать береговые терминалы отгрузки нефти (ТОН), отвечающие всем современным экологическим требованиям. В свою очередь береговые комплексы необходимо строить с учетом сложившейся инфраструктуры портов. Недопустимым являются факты строительства терминалов вблизи ядерно- и радиационно-опасных объектов и никак на их территории. К сожалению, такие примеры мы имеем в городе Мурманске. Не следует присутствующим напоминать какие последствия, при чрезвычайных ситуациях могут возникнуть и какой резонанс они будут иметь в мире.

С мая 2003 года в Кольском заливе действует  принадлежащий ОАО ММП  рейдовый комплекс по перевалке нефти на крупнотоннажные танкеры. Пароходство и другие компании планируют развивать отгрузку нефти на Запад из Кольского залива. В администрации области поступило более десяти заявок на организацию рейдовых перегрузочных комплексов. Установлен самый крупный в мире танкер в качестве главного терминала «Роснефти» на Севере России. Ветерану дано новое имя «Белокаменка».

На берегу Кандалакшского залива активно действует первый в регионе частный порт Витино, специализирующийся на перевалке нефти. Увеличились потоки перевозок нефти железнодорожным транспортом региона.

В условиях фактического ослабления государственного природоохранной деятельности на протяжении последних 7 лет практика развития нефтяного бизнеса в России и за рубежом (в том числе и крупнейшие аварии последних лет) показала, что имеется объективная необходимость усиления контроля этой сферы экономики и с активным участием неправительственных экологических организаций, вовлечения населения в принятии решений. Ведь именно для людей нужен и бюджет и рабочие места, о которых так заботятся высшие руководители администрации области и представители нефтяных компаний и чистые воздух, вода и сохраненная природа.

А неправительственным организациям необходима совместная работа по сопровождению реализации нефтяных проектов, которая будет способствовать повышению роли неправительственных экологических организаций и населения в решении экологических проблем северных регионов России. Таким образом, есть поле для совместной работы администрации, нефтяных компаний и НПО во благо региона.

НПО, в первую очередь, необходимо сосредоточиться на получение информации обо всех намечаемых проектах, изучить опыт работы НПО других регионов, наладить сеть взаимодействия, обмена советниками (консультантами) по оценке намечаемых проектов.
Отдельной стороной работы является работа НПО со СМИ, зачастую «взахлеб» рассказывающих о молочных реках и кисельных берегах, как говорили раньше и Кольских эмиратах - сейчас, если придет время большой нефти на Севере России. Я что-то не видел таковых ни в Коми, ни в Сибири.

Аварии, которые происходили в нефтяном комплексе, приносят огромный ущерб природе, а ликвидация их требует значительных средств и занимает значительной время. Последствия многих нефтяных аварий, произошедших ранее, не устранены до сих пор.

Напомним некоторые из них.

Аварии на нефтепроводах:
• 1993 г. нефтепровод Красноярск - Иркутск 32 400 т нефти, нефтепровод у станции Тягань Тюменской обл. 420 000 т нефти;
• 1994 г. участок нефтепровода у города Усинска 100 000 т нефти.

В настоящее время в России находится в эксплуатации более 350 тысяч километров внутри и межпромысловых нефтепроводов, на которых отмечаются ежегодно 50-60 тыс. порывов, «свищей» и прочее. Официально регистрируется до 300 аварий с выбросом нефти в окружающую среду свыше 10 тыс. т.

По опыту эксплуатации Трансаляскинского нефтепровода (ТАТ) и терминала с 1977 по 1999 гг. при его эксплуатации произошел 721 разлив нефти, общий объем пролитой составил 46 тыс. т. То есть, пролито нефти (за это время прокачено 2 млрд. т нефти) 0.002 % от прокаченного объема. Ежегодно на поддержание нормального технического состояния тратится 500 млн. долларов. Строительство обошлось 8 млрд. (в пересчете цены на 1999 год 22 млрд. долларов).

Аварии танкеров:

- 1989 год Аляска. Танкер «Exxon Valdez». 50 000 т нефти. Залито 1500 миль побережья. Из 28 видов животных, пострадавших полностью, восстановилось два. Ликвидация последствий - 5 млрд. долларов США;

- 1997 год. Японское море. Танкер «Находка». 19 000 т нефти. 50-и километровое пятно;

- 1999 год. Побережье Франции. Танкер «Эврика». 25 000 т нефти;

- 2002 год. Побережье Испании. Танкер «Prestige». 25 000 т нефти. Ущерб оценивается по разным оценкам от 2 до 40 млрд. евро.

Это неполный список только крупных аварий, а количество аварий с меньшим количеством разлившейся нефти и нефтепродуктов займет не одну страницу.

Аварии на нефтяных платформах:
- 1979 г. Мексиканский залив. Буровая «Иксток-1». К моменту, когда скважина была перекрыта (март 1980 г.), разлив составил 500 000 т нефти.

Как поступают страны после произошедших аварий? В США был принят специальный закон Oil Pollution Act-90, согласно которому владельцы танкеров вносят в федеральный страховой фонд для ликвидации последствий 1 млрд. долларов, реализован запрет не использовать однокорпусные танкеры. Такие же запреты приняты странами Евросоюза.

В российской практике работа нефтяных компаний остается закрытой от общественного контроля. Многочисленные факты судебных процессов, проходящих на территории нашей страны, лишний раз свидетельствуют о том, что компаниям есть что скрывать.

Государственный природоохранный контроль последние годы в России имеет тенденцию к постоянному ослаблению. Многочисленные реорганизации практически лишили оперативного контроля этого вида природопользования, приносящего владельцам компаний огромные доходы. Проекты прокладки различных нефтепроводов по территории национальных парков, особо охраняемых территорий, девственных участков появляются то там, то здесь.

Местные власти, успокоенные увеличением рабочих мест, поступлением доходов в бюджет охотно идут на уступки. Имеются факты изменения границ национального парка в угоду нефтепровода, на карту поставлена судьба озера Байкал по проекту нефтепровода Россия-Китай.

При этом вопросы финансовой ответственности компании в проектных материалах вообще не рассматриваются.

Сделаем небольшое отступление. Трансаляскинский нефтепровод. За 30 лет эксплуатации доход составил 282 млрд. долларов США. Из них 43 % получили нефтяные компании, 33 % штат Аляска и 24 % федеральное правительство. Ежегодно штат получает 12 % прибыли от нефтепромысла. Кроме того, на Аляске создан постоянный фонд, куда отчисляется часть доходов от нефтяной промышленности. Деньги от этого фонда 28 млрд. долларов - вложены в акции. И коренное население получает дивиденды. Например, в 2000 г каждый житель штата, включая грудных младенцев, получили по 1976 долларов.

Рассмотрим на примере нефтепровода Россия-Китай, как денежный вопрос решается российскими нефтяниками и местными органами власти.

О дивидендах речи нет. В проекте лишь правила начисления налога на прибыль, НДС, подоходный налог и ЕСН, но в расчетах они не выделены и не указаны в общей сумме платежей. Более того, платежи не разделены по субъектам РФ. Есть опасение, что налог на прибыль будет уплачиваться по месту регистрации управляющей компании, возможно, как всегда, в Москве. Поэтому основными платежами в бюджеты регионов будут природно-ресурсные платежи как налогового, так и компенсаторного характера. Вот такая практика российских компаний и властей.

В каких только грехах не обвиняют общественные экологические организации - в них «работают шпионы», «наймиты западных нефтяных компаний», которые боятся конкуренции. Примеров таких можно привести много и по нашей Мурманской области. Не последняя роль здесь отводится и СМИ. Именно на страницах газет, экранах телевизора, по радио звучат эти обвинения. А нефтедобывающие компании представляются как самые, самые экологически чистые. Беллона-Мурманск и другие НПО региона, объединившиеся в Коалицию не против освоения богатств Севера, мы за то, чтобы освоение проводилось с минимальным воздействием на окружающую среду, подготовка к освоению должна вестись тщательно, к началу освоения должна быть подготовлена вся инфраструктура от аварийных служб до создания предприятий по утилизации отходов этого производства. К сожалению, в настоящее время мы такого не видим.

Каким надо обладать цинизмом, чтобы обвинять НПО, население и ученых, участвующих в совместной работе по экологической оценке проектов нефтяных компаний в отсутствии патриотизма, «работой на конкурентов», если экологи требуют более бережного отношения к своей земле, земле предков, справедливого распределения доходов от использования, принадлежащим им же природных ресурсов. Ведь они не выступают за полный запрет нефтедобычи и транспортировке, выступают только за более надежные их способы и справедливое распределение доходов.

В ответ отсутствие доступа к информации под предлогом «секретности», «коммерческой тайны», «заказные статьи» и репортажи, проведение «своих референдумов и опросов общественного мнения», «своих общественных экологических экспертиз». Как правило, боятся те, кто не уверен или кому есть что скрывать. И не надо валить на зеркало и по плохому примеру политиков искать врагов внутренних и внешних. Мы не против развития добычи нефти и газа на шельфе - мы за конструктивный диалог. Перед решением о принятии у себя на территории или у границ нефтяных проектов необходимо проводить и общественные экологические экспертизы, и общественные слушания и оценку эффективности инвестиционных проектов с участием общественности. И если этого не проводится, значит это кому-то выгодно, значит имеются нарушения норм и правил, которые могут привести к экологическим катастрофам.

Мы приглашаем нефтяные компании и органы власти к диалогу, только рассматривая проблему со всех сторон, вовлекая в обсуждение разные организации, разных специалистов можно получить результат, за который не будет стыдно перед последующими поколениями.

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "НЕФТЬ И ГАЗ АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА - 2004"

Еще статьи по теме "Нефти":

Совершенствование системы реагирования на аварийные разливы нефти

Проблемы взаимодействия приарктических стран в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Арктике

Обзор современных подходов моделирования разливов нефти

Трутнев грозит засудить "Башнефть" за разлив нефти в НАО

WSJ: за разлив нефти в Мексиканском заливе США обвинят сотрудников BP


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.196.127.107

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD