Деятельность природоохранных организаций Северо-Запада |
Андреев О. А., Олссон М.-О. Деятельность природоохранных организаций Северо-Запада России в условиях обострения экологической ситуацииСостояние среды обитания человека ухудшается из года в год. Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию предостерегает, что будущее грозит для человека бедой и в первую очередь из-за обостряющихся экологических проблем (Наше общее будущее. Доклад комиссии ООН под председательством Г. Брундтланд, Москва, ВКОСР, 1987). В критическом состоянии находится природа во многих частях нашей планеты, загрязнены континенты, моря, вырубаются леса, уменьшаются запасы энергоносителей, теплеет климат и др. Цель статьи дать характеристику экологических движений в Северо-западной части России. Для этого совместно с Матсом-Уловом Улссоном, сотрудником университета Умео (Швеция), в 1991 году была разработана анкета, которая затем была разослана лидерам 75 экологических организаций и групп на Северо-Западе России. Информация, содержащаяся в ответах, дала возможность сделать анализ природоохранного движения в регионе.Экологические проблемы Северо-Запада России Возникновение неформальных экологических организаций на Северо-Западе Российской Федерации Неправительственные экологические организации Северо-Запада Специфика детских и юношеских экологических организаций Становление государственной системы охраны природы Влияние неправительственных экологических организаций на принятие государственных решений Заключение В этой работе представлены некоторые выводы исследования неправительственных экологических организаций на решение природоохранных задач, дается также обзор текущего состояния природы Северо-Запада России. Этот регион развитый индустриальный район России с опасным уровнем состояния природы. Некоторые экологические проблемы можно решить уже сейчас. Другие проблемы возможно устранить только с течением времени путем создания новых технологий. Но основная проблема - это недостаток финансовых средств как у российского правительства, так и местных властей для разработки новых технологий у себя или приобретения их за рубежом. Кроме этого, имеется опасность, что даже выделенные денежные средства могут быть не освоены из-за слабой материально-технической базы строительства. Решению экологических проблем Севера России мешают психологические факторы, связанные с временным проживанием здесь значительной части населения. Большинство руководителей больших и средних предприятий Севера - это специалисты, приглашенные на работу из других регионов России, которые, как правило, возвращаются назад. У них не болит сердце за состояние легкоранимой природы Севера. С другой стороны, большой удельный вес рабочей силы, приезжающей на Север на заработки. Несмотря на то, что сроки проживания временно приезжающих на Север увеличиваются и растет численность пенсионеров, они все равно не собираются жить на Севере постоянно. В 1991-1992 годах начался процесс оттока населения с северных территорий, то есть количество приехавших впервые стало незначительно меньше, чем отъезжающих с Севера России. Общественное сознание Северо-Запада еще не достигло той критической отметки понимания трагичности состояния природы, необходимости принятия срочных мер. Население не знакомо с мировым опытом решения экологических проблем, с материалами ООН. Нет массовости выступлений, велико желание, чтобы кто-то другой решил проблемы охраны природы. В этой ситуации, на наш взгляд, большая роль принадлежит неправительственным экологическим движениям Северо-Запада, как традиционного, так и нового типа. Местные отделения Всероссийского общества охраны природы и возникшие в 1987-1989 годах, экологические неформальные организации пытаются разбудить общественное сознание, повлиять на властные структуры для принятия природоохранных мер. Экологические движение Северо-Запада России прошло следующие этапы своего развития:
- 1987 - 1989 гг. - осознание возрастающей экологической опасности, создание новых неформальных экологических групп и организаций.
- конец 1988 - начало 1990 гг. - образование государственных структур по охране природы, впоследствии Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
- конец 1990 г. по настоящее время - затухание экологических выступлений, рост пассивности людей из-за непосильности решаемых проблем.Важно осознавать, что у экологических организаций Северо-Запада России недостаточно еще практического опыта, им нужна поддержка. Литература Адаменко В. Н Экологическая программа СССР: задачи и пути реализации. - Л.: Знание, 1990.-32с. Российский Север и Северная Европа Еще статьи на тему "экологических":Решение экологических проблем при освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения Цикл летних экологических мероприятий на Кольской АЭС Нефть и газ арктического шельфа, позиция экологических неправительственных организаций Федеральное финансирование экологических проектов Мурманской области Решение экологических проблем при освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3690 |