О состоянии потребительского рынка пищевой продукции Мурманской области |
Существующая система не обеспечивает защиту потребителей от некачественной, фальсифицированной, контрафактной продукцииПочинкова Н. Н., начальник отдела технического регулирования и информации ФГУ «Мурманский центр стандартизации и метрологии». Рассматриваемая сегодня тема крайне актуальна для каждого человека, потому что, во-первых, по оценкам экспертов здоровье человека на 70% зависит от безопасности и качества продуктов питания, во-вторых, существующая сегодня система не обеспечивает защиту потребителей от некачественной, фальсифицированной, контрафактной продукции, и в-третьих, формируется новая система установления обязательных требований к продукции и, соответственно, контроля и надзора, о которой еще мало кто знает из производителей, уже не говоря о потребителях. Работа по подготовке данной темы была начата с определения круга участников потребительского рынка (контролирующие органы, областные органы власти и управления, производители, предприятия торговли). Для всесторонней подготовки к рассмотрению были направлены запросы по вопросам: о результатах деятельности за 2005 г., оценке и анализу состояния рынка пищевой продукции, предложениям по повышению защиты потребителей1 . Прежде чем обратиться к ситуации в нашей области, посмотрим, что происходит в России.По официальным данным, в последние годы распространение контрафактной, фальсифицированной продукции в Российской Федерации приобрело масштабы, сравнимые с угрозой национальной безопасности. Доля подделок в России по отдельным товарам значительно выше, чем в других странах. По различным оценкам экспертов, количество подобной продукции в обороте, например, зарубежных стран составляет в среднем 5-10%, в России же доля контрафактной и фальсифицированной продукции по разным товарным группам составляет от 35-40% до 90%, ежегодно увеличиваясь на 10-15%. Особую озабоченность вызывает проблема фальсификации лекарственных средств и продуктов питания. Доля фальсифицированных лекарственных препаратов в России — более 20%, алкогольных напитков, реализуемых на внутреннем рынке, так же приближается к 20%, в сфере производства парфюмерно-косметических товаров, обуви, одежды, предметов бытовой химии, мясных, молочных и рыбных консервов, чая, кофе и кондитерских изделий от 30 до 50% выпускаемой продукции признаются фальсифицированными. По предварительным данным, в 2005 г. в стране от случайных отравлений алкоголем умерло 35900 человек. Результаты государственного надзора за алкогольной продукцией свидетельствуют о том, что за последние 4 года прослеживается тенденция к увеличению удельного веса проб алкогольной продукции, не отвечающей обязательным требованиям безопасности по содержанию токсичных элементов, с 2,6 % в 2002 г. до 3,6 % в 2005 г. В Мурманской области, как и в других регионах России, после проведения в стране административной реформы в сфере контроля и надзора за состоянием потребительского рынка пищевой продукции работают 4 основные структуры: ТУ Роспотребнадзора по МО (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), ТУ Россельхознадзора по МУ, отдел госконтроля и надзора СЗМТУ Ростехрегулирования и комитет по ветеринарии и охране животного мира МО. Из них надзор в розничной торговле и общественном питании осуществляет Роспотребнадзор, надзор за оптовой торговлей пищевой продукцией и непродовольственными товарами в розничной торговле – отдел госнадзора СЗМТУ. Комитет по ветеринарии и охране животного мира осуществляет надзор за продукцией животноводства, включая рыбопродукцию. ТУ Россельхознадзора в 2005 г. не осуществляло деятельность в связи с реорганизацией. По данным ТУ Роспотребнадзора, на контроле находятся 3612 объектов, из них предприятий пищевой промышленности – 188, общественного питания – 731, торговли – 2963. ТУ Роспотребнадзора в 2005 г. рассмотрело 1572 дела по проверкам в сфере торговли (нарушения правил продажи, несоответствие требованиям стандартов, ТУ, нарушение санитарных правил, отсутствие сертификатов, обман потребителей и тд.), из них по 1072 случаям вынесены постановления о привлечении к административной ответственности виновных лиц, что составляет 68,2%. Общая сумма наложенных штрафов составила 2 033 200 руб. Выявлено 688 случаев нарушения санитарного законодательства, виновные лица оштрафованы на сумму 1 385 100 руб. В данном сегменте правонарушения в сфере торговли продовольственными товарами составляют 69 %, в общепите – 7 %, в детских и подростковых образовательных учреждениях – 8 %. В сфере оптовой торговли отдел госнадзора СЗМТУ дает информацию о выявлении нарушений в 100 % проверенных предприятиях. Среди основных нарушений: несоблюдение температурных режимов хранения, несоответствие требованиям стандартов, много нарушений по микробиологическим показателям безопасности, несоответствие маркировки, отсутствие сертификатов и удостоверений о качестве. Надо иметь в виду, что из оптовой торговли продукция поступает в розницу. Информация, предоставленная Мурманской областной Думой, департаментами продовольствия, рыбного и сельского хозяйства, экономического развития, комитетом по ветеринарии и охране животного мира Мурманской обл., отделом госнадзора СЗМТУ Ростехрегулирования, ТУ Россельхознадзора по Мурманской обл., ТУ Роспотребнадзора по Мурманской обл., а также работа, проделанная Советом МООС и рабочей группой по потребительскому рынку, позволяет сделать следующие выводы: 1. Никакая организация не может предоставить полную и объективную оценку состояния потребительского рынка пищевой продукции в Мурманской области.2. В правительстве области отсутствует структура, координирующая работу в сфере потребительского рынка.3. Мурманская областная дума не принимала нормативно-правовых актов в этой сфере с 1996 года, за исключением актов, регулирующих вопросы поддержки и развития малого предпринимательства.4. Контрольно-надзорные органы после реформирования работают обособленно. Отсутствует единая система надзора за потребительским рынком.5. Потребительский рынок области не защищен от некачественной, опасной и фальсифицированной продукции. В муниципальных образованиях ситуация еще хуже, чем в Мурманске.6. Несмотря на то, что вопросы взаимодействия с общественными объединениями прописаны в положениях о функциях территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти, органов управления регионального уровня, — данные структуры не готовы к активному сотрудничеству.Таким образом, очевидно, что ситуация в нашей области не может отличаться от общероссийской. Более того, результаты работы контролирующих организаций свидетельствуют о том, что положение не меняется годами. Мы не найдем практически ни одного магазина, где не будет нарушений, неважно, это крупный торговый центр или мелкая розница. Полезной информации для потребителей также явно недостаточно. Что же ждет нас как потребителей в перспективе и как защитить свои права на безопасную и качественную продукцию? В соответствии с проводимой реформой технического регулирования государство оставило за собой контроль только за безопасностью продукции для потребителей. Соответственно, государственный контроль и надзор перенесен в сферу обращения продукции, то есть на рынок. Вопросы качества продукции услуг будет определять сам производитель и конкуренция. И это абсолютно правильный подход, кстати, принятый в развитых странах мира, так как тотальный контроль «всего и вся» в перестроечный период показал свою полную несостоятельность и не дал ожидаемых результатов. Страдали от этого, как ни странно, добросовестные товаропроизводители, а на рынке было более чем достаточно опасной, контрафактной, поддельной продукции. Производитель борется за место на рынке. Чем грамотнее и придирчивее будет становиться потребитель, тем больше внимания производители вынуждены будут уделять качеству. А теперь несколько слов о потребительской грамотности. К сожалению, мы не так быстро учимся понимать, что на рынке мы не жертвы, а те, кто, что называется, заказывает музыку. Мы не бесплатно получаем товары и услуги, а платим за них. Вместе с тем, мы не всегда умеем довести дело до конца, встречаясь с нарушениями в магазине. Если купили некачественную продукцию, то в лучшем случае возвращаем ее в магазин или просто выбрасываем. А необходимо записать свои претензии в книгу отзывов и предложений, которая есть в каждом магазине. Правда, это очень сложно сделать, так как работники магазина сделают все, чтобы не дать ее, потому что проверки начинаются именно с книги отзывов. В случае встречи с серьезными нарушениями нужно оформлять письменную жалобу с указанием своих данных в контролирующие организации, которые обязаны провести проверку и сообщить вам о результатах. Наша активная позиция, уверена, способна дать серьезный эффект. И последнее. Мы впервые рассматриваем эту проблему как социально значимую. Рабочая группа по потребительскому рынку выполнила свою первую задачу. В ходе подготовки уже стали вырисовываться следующие темы в этой сфере: как организована работа по защите потребительского рынка в муниципальных образованиях, проблемы рынка непродовольственных товаров и услуг, общественного питания, эффективность работы контрольно-надзорных органов, реклама потребительских товаров и другие. Думаю, что рабочая группа продолжит работу и только при систематическом обращении к данной теме можно надеяться на результаты.1. При подготовке вопроса информация была запрошена у Департаментов продовольствия, рыбного и сельского хозяйства, департамента экономического развития, отдела госнадзора СЗМТУ, ТУ Россельхознадзора, Мурманской областной Думы, ТУ Роспотребнадзора по Мурманской области. Журнал "СЕВЕР промышленный" № 4 2007 г. Еще статьи на тему "Продукции":Минимальная цена реализации алкогольной продукции Изготовление полиграфической продукции Хранение плодоовощной продукции и ее требования к таре и упаковке Декларация о розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции Безопасность продукции - забота государственная
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 7467 |