Механизмы государственного контроля в строительной отрасли |
В поддержку сохранения лицензирования до введения технических регламентов и действенных механизмов контроля в строительной отраслиКравчук Н. В., начальник Мурманского отделения Филиала по СЗФО ФГУ ФЛЦ Экономические реформы начала 90-х годов вызвали глубокий кризис в строительной отрасли, резко сократились вложения средств в развитие производства и социальной сферы, строительная отрасль претерпела изменения в ходе осуществления экономических преобразований.До 90-х годов развития строительно-промышленного комплекса в России было жестко плановым. Практически был единый заказчик, несколько мощных подрядных организаций и ряд государственных проектных институтов, целенаправленно осуществляющих свою деятельность. В рамках проводимой в стране реформы, при переходе к новой экономической системе, основанной на рыночных отношениях, с переходом прав собственности от государственной к частной (на здания, сооружения и землю), очевидна необходимость наличия Государственного контролирующего органа за деятельностью строительного бизнеса. Лицензирование зародилось в России ещё в ноябре 1991 г. В Мурманской области оно начало своё существование с февраля 1992 г. и было структурной единицей областной администрации. За 15 лет существования этого инструмента регулирования в области строительства произошло немало изменений, в том числе кардинальных. Опыт наработок показал, что лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, подтверждает квалификацию специалистов организаций, техническую оснащенность, внутрипроизводственную систему контроля качества и готовность выполнить данной организацией каждый заявленный вид работ. Это надежность и гарантия строительства. В течение двух лет рассматривается вопрос об отмене Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Большая часть профессионалов строителей Мурманской области считает, что в условиях отмены обязательного выполнения строительных норм и правил и отсутствия федеральных законов об утверждении технических регламентов в области проектирования, строительства зданий и сооружений, прекращение лицензирования указанных видов может повлечь за собой существенное увеличение угрозы жизни, здоровью и безопасности людей. В этой связи становится очевидным, что прекращение лицензионной деятельности должно осуществляться исключительно с момента вступления в силу федеральных законов об утверждении соответствующих технических регламентов. Действующие сегодня методы регулирования деятельности в строительстве практически осуществляются в условиях отсутствия нормативно-правовой базы, где лицензирование деятельности на рынке строительных услуг может приостановить действия недобросовестных проектно-изыскательских и строительных организаций, фирм-однодневок с низкоквалифицированными кадрами и потенциально криминализированной рабочей силой. По доступной информации на сайтах Интернета в адрес Государственной Думы и Правительства поступило свыше тысячи обращений органов власти субъектов Российской Федерации, профессиональных сообществ в строительной отрасли, строительных и проектно-изыскательских организаций в поддержку сохранения лицензирования до введения технических регламентов и действенных механизмов контроля в строительной отрасли. В обращениях также содержатся предложения о целесообразности рассмотрения вопроса о сохранении системы государственного лицензирования для строительства особо опасных объектов, объектов сложных в конструктивном отношении, высотного строительства, объектов военной инфраструктуры и ряда других объектов.Только по Мурманской области было отправлено в Правительство и Государственную Думу более 70 обращений от руководства области, общественных, строительных организаций, а так же индивидуальных предпринимателей, которые обеспокоены сложившейся ситуацией об отмене лицензирования строительной деятельности. В нашей области за период лицензирования строительной деятельности постоянно работает около тысячи лицензиатов, которые имеют 1550 лицензий, внесенных в Российский реестр. Реестр лицензий Росстроя включает полную информацию о всех лицензированных участниках российского рынка проектно-изыскательских и строительных услуг, а также о принятых мерах воздействия за допущенные нарушения лицензионных требований и условий. Сегодня в проектно-изыскательской и строительной отрасли России работает свыше 207 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей. Более 250 тысяч лицензий, занесенных в реестр Росстроя, дают право лицензиатам осуществлять лицензируемые виды деятельности на всей территории Российской Федерации. Сложившаяся система лицензирования ни в коей мере не является непреодолимым административным барьером для добросовестных предпринимателей, работающих на строительном рынке, и не ограничивает свободу их деятельности, где работает свыше 110 тысяч малых предприятий и более 10 тысяч индивидуальных предпринимателей. Первоочередным вопросом в области лицензирования в строительной отрасли, требующим незамедлительного решения, является продление срока осуществления лицензирования: проектирования, строительства и инженерных изысканий, введенного Федеральным законом от 2 июля 2005 года № 80-ФЗ. По мнению профессионалов отрасли - отмена наиболее действенного метода государственного регулирования уже через 1 месяц, в условиях недостаточно сформулированных и постоянно меняющихся механизмов контроля и главное отсутствия должной нормативной базы, развивающей нормы законодательства о градостроительстве и техническом регулировании, недопустима! Мурманское отделение в этом году провело проверки 396 организаций на соответствие лицензионным требованиям и условиям. Программа разработки технических регламентов, принятая Правительством Российской Федерации, не охватывает всего комплекса технического регулирования объектов в строительстве. До настоящего времени не разработан ни один технический регламент в строительной отрасли. Сроки разработки этих регламентов распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 781-р перенесены в третий раз уже на конец 2008 года, что не обеспечивает их рассмотрение и законодательное введение до срока отмены лицензирования в строительной отрасли. По мнению профессионалов, снижение уровня государственного контроля за деятельностью организаций строительного комплекса при отмене лицензирования в строительной отрасли может привести к тяжелым социальным, экономическим и экологическим последствиям, потере управления отраслью, утрате ее информационной составляющей, резкому снижению качества строительства и эксплуатации зданий и сооружений, а также уровня обеспечения безопасности и предупреждения аварийных ситуаций. 6.12.2006 г. состоится приоритетное рассмотрение в программе законопроектной работы Государственной Думы осенней сессии 2006 года «О проекте рассмотрения Федерального закона № 362596-4 «О признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (о продлении лицензирования аудиторской деятельности и строительных видов деятельности) (внесён 16.11.2006 г., рассмотрен и включен по решению Советом Государственной Думы 21.11.2006 г., 23.11.2006 г.,). Благодарю устроителей сегодняшнего совещания за предоставленную мне возможность выступить и попытаться внести некоторую ясность в дальнейшее развитие лицензирования деятельности, отнесенной к компетенции Росстроя. Журнал "СЕВЕР строительный", № 12 декабрь 2006 г. Еще статьи на тему "строительной":Актуальные проблемы лицензирования в строительной отрасли Лучшим производителям строительной отрасли вручены Золотые медали Техническое регулирование строительной отрасли Краткий обзор строительной деятельности за январь-июнь 2007 года Строительный бизнес без финансовых проблем - это возможно Флагман строительной науки Мурманской области
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3343 |