Продление системы лицензирования неизбежно |
При плановой экономике в эпоху социализма надзор и контроль за строительной деятельностью вели специализированные организацииВ России государственное лицензирование строительной деятельности впервые законодательно оформлено было еще в 1991 году. Законодательная база по лицензированию по настоящее время преследует самую важную цель — защиту прав потребителей строительной продукции.Защита прав потребителей в названном аспекте понимается как безопасность функционирования среды обитания человека: его жилища, социальной и производственной сферы, инженерной инфраструктуры. Безопасность — главный критерий определения лицензируемого вида деятельности и в отечественном, и в зарубежном законодательстве. Деятельность без лицензии в соответствии со ст. 171 УК РФ рассматривается как незаконное предпринимательство. Федеральный закон № 80-ФЗ, принятый летом 2005 года, предусматривал отмену лицензирования строительной деятельности с января 2007 года, но в конце декабря 2006 года законодателями было принято решение о продлении срока лицензирования еще на полгода. Комментирует ситуацию Наталья Васильевна Кравчук, начальник Мурманского отделения филиала по Северо-Западному Федеральному округу ФГУ ФЛЦ: — Каковы перспективы реформирования системы лицензирования? Исторически на территории России существовало несколько методов регулирования строительного рынка. При плановой экономике в эпоху социализма надзор и контроль за строительной деятельностью вели специализированные организации, а также Центробанк (КРУ, ОБХСС). При переходе к рыночным отношениям была создана система лицензирования, которая без изменений существует на рынке в течение 6 лет. Она является понятной и привычной для строительного сообщества, поэтому большинству не хочется менять что-либо в корне. Не берусь оценивать ближайшие перспективы развития саморегулирования на отечественном строительном рынке, могу лишь сказать, что очередные нововведения приведут к удорожанию и усложнению всей системы. Однако в любом случае государство не должно ослаблять контроль строительного рынка. Часто менять законы нельзя, это подрывает авторитет законодателей. Ничто не мешает нескольким мошенникам создать собственную саморегулируемую организацию, принять в нее самих же себя, спокойно собрать деньги с населения и раствориться в неизвестности, не построив ни одного квадратного метра. Каким образом потерпевший сможет разобраться, в какую инстанцию ему обращаться? К тому же, если нарушитель вообще не является членом саморегулируемой организации? Пока вопросов больше, чем ответов. Очевидно одно: опыт, приобретенный Федеральным лицензионным центром, необходимо адаптировать к требованиям рынка и современного законодательства. Бразды правления в сфере лицензирования передать пока некому. Не узаконены технические регламенты в сфере строительства. Кроме технических регламентов надо еще утвердить сотни стандартов и множество нормативных документов, которые бы отражали применение этих регламентов в различных сферах деятельности строительного комплекса и конкретных условиях строительства. Создается впечатление, что отмену лицензирования в строительстве сегодня лоббируют иностранные организации, заинтересованные в окончательном разрушении российского строительного комплекса. Это должно облегчить завоевание отечественного рынка строительными фирмами из-за рубежа. При том что их деятельность в России с принятием ее в ВТО и так станет намного более конкурентоспособной, чем деятельность наших компаний. А главное — не принят закон о саморегулируемых организациях. Но, даже если он увидит свет, новый инструмент в мгновение ока не заработает. Регулирование в строительстве — чрезвычайно сложный процесс, он требует тщательной подготовки как с нормативно-правовой, так и с организационной точки зрения. Необходим некий переходный период, в течение которого саморегулируемые организации сформируются, пройдут государственную аккредитацию, разработают условия членства, стандарты и требования профессионального сообщества. А главное — определят размер материальной ответственности. Тот факт, что нельзя ломать одно, не построив другое, признают и в Госдуме, и в Минэконоразвития, и в Росстрое. Мудрая китайская пословица говорит: «Реформа — не вместо, а вместе», поэтому реформа системы лицензирования должна идти последовательно. Как говорится «Семь раз отмерь — один отрежь». —Какова, на ваш взгляд, роль саморегулируемых организаций на строительном рынке? Очевидно, что саморегулируемые организации — это монополия, клуб миллионеров, который может уничтожить развитие среднего и малого бизнеса. —Сможет ли сертификация стать инструментом, сдерживающим появление на рынке недееспособных предприятий? — Сертификация — инструмент добровольный, не являющийся обязательным. К тому же, это удовольствие не из дешевых. Не думаю, что средние и мелкие компании начнут добровольно сертифицироваться — причем в массовом порядке. — Является ли сертификация по стандартам ISO 9000 гарантией надежности предприятия? — Сама по себе сертификация по стандартам ISO никаких гарантий дать не может. К тому же стоимость ее складывается из многих составляющих (сертификация объектов, рабочих мест, состава специалистов и т.д.), что может вылиться в круглую сумму до сотен тысяч рублей. Естественно, что позволить себе такие расходы может только крупное, стабильно работающее предприятие. Как правило, в компаниях такого уровня система контроля качества достаточно хорошо развита. Другой вопрос, что наличие сертификата ISO расширяет перспективы выхода предприятия на международный уровень. Еще раз повторюсь: к сожалению, в этой системе практически не задействованными оказываются представители среднего и малого бизнеса, а это недопустимо. — Как Вы оцениваете перспективы работы на ближайшее будущее? Лицензия — это документ, выданный государственным органом (лакмусовая бумага для строительных фирм). Лицензии — инструмент регулирования и фильтрации организаций на входе в строительство. Закон о саморегулируемых организациях Госдумой пока даже не рассматривался. Не готов ни один технический регламент — нормативы, которые придут на смену СНиПам и ГОСТам. «Продление системы лицензирования неизбежно. Но нужно хорошо подумать над этим», — выразил свое мнение глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик. Колоссальная заслуга нынешнего Росстроя — создание уникальной базы реестра лицензий с полной информацией обо всех лицензированных участках российского рынка проектно-изыскательских и строительных услуг, а также принятых мерах воздействия за допущенные нарушения лицензионных требований. Возникла весьма благоприятная ситуация, когда сама система лицензирования позволяет контролировать появление на строительном рынке организаций и индивидуальных предпринимателей на этапе возникновения у них намерения заниматься инженерными изысканиями, проектированием и строительством. Электронная версия реестра лицензий открыта для свободного доступа физических и юридических лиц в сети Интернет. Утрата такой базы в связи с отменой лицензирования будет шагом навстречу хаосу. Профессионалы-эксплуатационники знают, что брак в строительстве может проявиться через месяцы и даже годы после завершения объекта. И неизвестно, будет ли к тому времени существовать на указанном месте строительная фирма, возводившая этот объект. Но с помощью базы реестра лицензий мы имеем возможность найти «авторов» брака. Здесь как раз и необходимо существенное усиление госконтроля и надзора в строительной отрасли, в том числе лицензионного контроля в качестве механизма государственного регулирования по всем звеньям строительной отрасли.— Кто же сегодня поддерживает Росстрой в его намерениях сохранить и далее эффективную и работоспособную систему лицензирования строительной отрасли? — Это, прежде всего, российская общественность в широком значении слова, союзы крупных строительных фирм, работающих устойчиво и дорожащих своей репутацией, территориальные администрации, сумевшие наладить в своих регионах ритм строительных потоков. За 2006 год в адрес Правительства и Государственной Думы от администрации Мурманской области, различных строительных и общественных организаций и граждан, обеспокоенных отменой лицензирования строительной деятельности как инструмента государственного регулирования строительной отрасли, было направлено 31 обращение для продления сроков лицензирования. Областной Думой Мурманской области принято постановление № 3052 от 30 января 2007 года «Об обращении Мурманской областной думы к председателю Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову, председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову о лицензировании строительной деятельности» — о необходимости продления сроков лицензирования проектирования зданий и сооружений, строительства зданий и сооружений, инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений до вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования в данных отраслях хозяйственной деятельности. Беседовала Виктория Егорова Содержание журнала "СЕВЕР строительный" 1 квартал 2007 г. Еще статьи на тему "строительной":Техническое регулирование строительной отрасли Флагман строительной науки Мурманской области Лучшим производителям строительной отрасли вручены Золотые медали Участие в XII строительной выставке «ЭКСПО ДОМ - 2013» Актуальные проблемы лицензирования в строительной отрасли
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3805 |