Главная Продление системы лицензирования неизбежно
Продление системы лицензирования неизбежно Печать E-mail

При плановой экономике в эпоху социализма надзор и контроль за строительной деятельностью вели специализированные организации

В России государственное лицензирование строительной деятельности впервые законодательно оформлено было еще в 1991 году. Законодательная база по лицензированию по настоящее время преследует самую важную цель — защиту прав потребителей строительной продукции.

Защита прав потребителей в названном аспекте понимается как безопасность функционирования среды обитания человека: его жилища, социальной и производственной сферы, инженерной инфраструктуры. Безопасность — главный критерий определения лицензируемого вида деятельности и в отечественном, и в зарубежном законодательстве.

Деятельность без лицензии в соответствии со ст. 171 УК РФ рассматривается как незаконное предпринимательство. Федеральный закон № 80-ФЗ, принятый летом 2005 года, предусматривал отмену лицензирования строительной деятельности с января 2007 года, но в конце декабря 2006 года законодателями было принято решение о продлении срока лицензирования еще на полгода.

Комментирует ситуацию Наталья Васильевна Кравчук, начальник Мурманского отделения филиала по Северо-Западному Федеральному округу ФГУ ФЛЦ:

— Каковы перспективы реформирования системы лицензирования?

Исторически на территории России существовало несколько методов регулирования строительного рынка. При плановой экономике в эпоху социализма надзор и контроль за строительной деятельностью вели специализированные организации, а также Центробанк (КРУ, ОБХСС). При переходе к рыночным отношениям была создана система лицензирования, которая без изменений существует на рынке в течение 6 лет. Она является понятной и привычной для строительного сообщества, поэтому большинству не хочется менять что-либо в корне. Не берусь оценивать ближайшие перспективы развития саморегулирования на отечественном строительном рынке, могу лишь сказать, что очередные нововведения приведут к удорожанию и усложнению всей системы. Однако в любом случае государство не должно ослаблять контроль строительного рынка.

Часто менять законы нельзя, это подрывает авторитет законодателей. Ничто не мешает нескольким мошенникам создать собственную саморегулируемую организацию, принять в нее самих же себя, спокойно собрать деньги с населения и раствориться в неизвестности, не построив ни одного квадратного метра. Каким образом потерпевший сможет разобраться, в какую инстанцию ему обращаться? К тому же, если нарушитель вообще не является членом саморегулируемой организации?

Пока вопросов больше, чем ответов. Очевидно одно: опыт, приобретенный Федеральным лицензионным центром, необходимо адаптировать к требованиям рынка и современного законодательства.

Как вы знаете, в последнее время произошли серьезные изменения в сфере управления системой контроля и надзора. Если раньше лицензирование, государственный строительный надзор и экспертиза были под одним ведомством, то сегодня это практически самостоятельные структуры. Отмена лицензирования сама по себе не обеспечит улучшение инвестиционного климата и качества строительства. Задача государства и профессионального сообщества — выработать оптимальную систему взаимодействия всех структур, представленных на рынке.

Бразды правления в сфере лицензирования передать пока некому. Не узаконены технические регламенты в сфере строительства. Кроме технических регламентов надо еще утвердить сотни стандартов и множество нормативных документов, которые бы отражали применение этих регламентов в различных сферах деятельности строительного комплекса и конкретных условиях строительства. Создается впечатление, что отмену лицензирования в строительстве сегодня лоббируют иностранные организации, заинтересованные в окончательном разрушении российского строительного комплекса. Это должно облегчить завоевание отечественного рынка строительными фирмами из-за рубежа. При том что их деятельность в России с принятием ее в ВТО и так станет намного более конкурентоспособной, чем деятельность наших компаний.

А главное — не принят закон о саморегулируемых организациях. Но, даже если он увидит свет, новый инструмент в мгновение ока не заработает. Регулирование в строительстве — чрезвычайно сложный процесс, он требует тщательной подготовки как с нормативно-правовой, так и с организационной точки зрения. Необходим некий переходный период, в течение которого саморегулируемые организации сформируются, пройдут государственную аккредитацию, разработают условия членства, стандарты и требования профессионального сообщества. А главное — определят размер материальной ответственности. Тот факт, что нельзя ломать одно, не построив другое, признают и в Госдуме, и в Минэконоразвития, и в Росстрое. Мудрая китайская пословица говорит: «Реформа — не вместо, а вместе», поэтому реформа системы лицензирования должна идти последовательно. Как говорится «Семь раз отмерь — один отрежь».

—Какова, на ваш взгляд, роль саморегулируемых организаций на строительном рынке?

— Сегодня мы пытаемся заимствовать западный опыт, подчас забывая, что саморегулируемая организация — это прежде всего добровольная структура. Безусловно, она успешно объединит крупные компании, минуя при этом средние и малые предприятия. Значительная часть рынка останется неохваченной. Каким образом ее контролировать? Ответа пока нет. Еще один «скользкий момент»: члены саморегулируемой организации обязуются покрывать ущерб, нанесенный заказчику одной из компаний, а кто будет оценивать ущерб? Каковы меры принуждения для членов СРО? В законодательстве эти вопросы четко не прописаны, и использование инструментов страхования строительных рисков может вызвать очередное повышение стоимости строительных работ.

Очевидно, что саморегулируемые организации — это монополия, клуб миллионеров, который может уничтожить развитие среднего и малого бизнеса.

—Сможет ли сертификация стать инструментом, сдерживающим появление на рынке недееспособных предприятий?

— Сертификация — инструмент добровольный, не являющийся обязательным. К тому же, это удовольствие не из дешевых. Не думаю, что средние и мелкие компании начнут добровольно сертифицироваться — причем в массовом порядке.

— Является ли сертификация по стандартам ISO 9000 гарантией надежности предприятия?

— Сама по себе сертификация по стандартам ISO никаких гарантий дать не может. К тому же стоимость ее складывается из многих составляющих (сертификация объектов, рабочих мест, состава специалистов и т.д.), что может вылиться в круглую сумму до сотен тысяч рублей.

Естественно, что позволить себе такие расходы может только крупное, стабильно работающее предприятие. Как правило, в компаниях такого уровня система контроля качества достаточно хорошо развита. Другой вопрос, что наличие сертификата ISO расширяет перспективы выхода предприятия на международный уровень. Еще раз повторюсь: к сожалению, в этой системе практически не задействованными оказываются представители среднего и малого бизнеса, а это недопустимо.

— Как Вы оцениваете перспективы работы на ближайшее будущее?

Лицензия — это документ, выданный государственным органом (лакмусовая бумага для строительных фирм). Лицензии — инструмент регулирования и фильтрации организаций на входе в строительство. Закон о саморегулируемых организациях Госдумой пока даже не рассматривался. Не готов ни один технический регламент — нормативы, которые придут на смену СНиПам и ГОСТам. «Продление системы лицензирования неизбежно. Но нужно хорошо подумать над этим», — выразил свое мнение глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик.

Колоссальная заслуга нынешнего Росстроя — создание уникальной базы реестра лицензий с полной информацией обо всех лицензированных участках российского рынка проектно-изыскательских и строительных услуг, а также принятых мерах воздействия за допущенные нарушения лицензионных требований. Возникла весьма благоприятная ситуация, когда сама система лицензирования позволяет контролировать появление на строительном рынке организаций и индивидуальных предпринимателей на этапе возникновения у них намерения заниматься инженерными изысканиями, проектированием и строительством. Электронная версия реестра лицензий открыта для свободного доступа физических и юридических лиц в сети Интернет. Утрата такой базы в связи с отменой лицензирования будет шагом навстречу хаосу.

Профессионалы-эксплуатационники знают, что брак в строительстве может проявиться через месяцы и даже годы после завершения объекта. И неизвестно, будет ли к тому времени существовать на указанном месте строительная фирма, возводившая этот объект. Но с помощью базы реестра лицензий мы имеем возможность найти «авторов» брака.

Здесь как раз и необходимо существенное усиление госконтроля и надзора в строительной отрасли, в том числе лицензионного контроля в качестве механизма государственного регулирования по всем звеньям строительной отрасли.

— Кто же сегодня поддерживает Росстрой в его намерениях сохранить и далее эффективную и работоспособную систему лицензирования строительной отрасли?

— Это, прежде всего, российская общественность в широком значении слова, союзы крупных строительных фирм, работающих устойчиво и дорожащих своей репутацией, территориальные администрации, сумевшие наладить в своих регионах ритм строительных потоков.

За 2006 год в адрес Правительства и Государственной Думы от администрации Мурманской области, различных строительных и общественных организаций и граждан, обеспокоенных отменой лицензирования строительной деятельности как инструмента государственного регулирования строительной отрасли, было направлено 31 обращение для продления сроков лицензирования.

Областной Думой Мурманской области принято постановление № 3052 от 30 января 2007 года «Об обращении Мурманской областной думы к председателю Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову, председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову о лицензировании строительной деятельности» — о необходимости продления сроков лицензирования проектирования зданий и сооружений, строительства зданий и сооружений, инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений до вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования в данных отраслях хозяйственной деятельности.

Беседовала Виктория Егорова

Содержание журнала "СЕВЕР строительный" 1 квартал 2007 г.

Еще статьи на тему "строительной":

Техническое регулирование строительной отрасли

Флагман строительной науки Мурманской области

Лучшим производителям строительной отрасли вручены Золотые медали

Участие в XII строительной выставке «ЭКСПО ДОМ - 2013»

Актуальные проблемы лицензирования в строительной отрасли


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.146.178.220

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .