Он был поборником всего нового в строительстве |
Петров Владимир Дмитриевич Трудовую деятельность в Апатитах начал в 1959 году в управлении отделочных работ в должности механика участка. Два года спустя был переведен в управление механизированных и дорожных работ. Принимал непосредственное участие в строительстве дороги Апатиты-Кировск. Спустя еще два года возглавил участок экскаваторов и бульдозеров этого же управления, рабочим местом которых стала строительная площадка АНОФ-2. Потом были годы работы в должности заместителя управляющего трестом «Апатитстрой». В 1987 году возглавил отдел механизации и транспорта «Главмурманскстроя». Моя трудовая деятельность в Апатитах началась в 1959 году в управлении отделочных работ с должности механика участка. В то время это был довольно крупный генподрядный строительный трест. Вел работы на объектах комбината «Апатит», проводил реконструкцию АНОФ-1, рудников, строил жилье в городе Кировске и Новом городе, как тогда называли будущий город Апатиты. Шло время, росли два города, рос трест «Апатитстрой». Вместе с ним росли и мы, молодые специалисты. В те годы управляющим трестом был Борис Сергеевич Ипполитов. Работы в тресте велись обыкновенными темпами, хотя мы и старались. В 1961 году я был направлен в Управление механизированных и дорожных работ - УМДР. Первым важным объектом для меня стало строительство автодороги Апатиты - Кировск. Это была уже современная автодорога с бетонным покрытием. Работа на ней велась даже зимой, причем механизированным способом, чего до этого не делалось нигде в Заполярье. Спустя два года меня назначили начальником участка экскаваторов и бульдозеров. Рабочим местом стала площадка строящейся обогатительной фабрики - АНОФ-2 комбината «Апатит». Здесь и состоялась моя первая встреча с новым управляющим трестом Вячеславом Константиновичем Егоровым - молодым еще человеком, очень энергичным, запомнившимся сразу. Вместе с ним в тресте появились новые люди, тоже молодые, но уже опытные. В их числе Гелий Васильевич Матасов, который стал заместителем по экономике. Позднее на этой же стройке встретился я и с Валентином Александровичем Виноградовым, будущим начальником «Главмурманскстроя», вместе с которым в Хибинах довелось мне работать длительное время. Активность нового управляющего мы ощущали по изменению ритма работы строек. Механизмы работали везде, и я должен был бывать практически на всех строительных объектах треста. Управляющий уделял большое внимание внедрению механизации в строительство и без услуг УМС не обходился ни один объект. Перемены коснулись и нашего управления. Помню, как в августе 1966 года к нам приехал управляющий трестом в сопровождении заместителей, главного механика треста Олега Николаевича Чистякова и представил меня коллективу ИТР как нового главного инженера управления. Хотя о новом назначении меня накануне предупредил начальник управления Игорь Романович Иршинский, этот визит трестовского начальства все равно был неожиданным для меня. Егоров, видя мое состояние, сказал: «Вячеслав, время идет - люди растут. Пришло и твое время. Так что дерзай!». А вскоре начальника нашего управления перевели на более высокую должность, и я остался выполнять обязанности начальника управления механизации строительства. С того времени началось ежедневное общение с управляющим трестом Вячеславом Константиновичем Егоровым. Это была школа! Вячеслав Константинович человек чрезвычайно требовательный. Стройка стремительно набирала обороты. Мы не успевали монтировать башенные краны на новых объектах. Работали в две-три смены, ибо каждый сбой в работе оборачивался простоем строительных бригад. Управляющий требовал четкой работы, но не только требовал, но и помогал. Очень способствовал в развитии технической базы управления, поставках новой техники, создании хороших бытовых условий для рабочих. Помогал наладить взаимодействие и взаимопонимание между руководителями смежных организаций. А ведь мы были молодые, горячие... Для обеспечения должного технического состояния механизмов мы с главным инженером управления Аркадием Рейновичем Сокко решили наладить систему планово-профилактических ремонтов техники. Начали с того, что остановили на одну смену башенный кран, занятый на жилищном строительстве. Это вызвало недовольство молодого в то время начальника управления «Жилгражданстрой» Виктора Федоровича Новикова и начальника участка Виктора Тимофеевича Кураева. Возник острый конфликт. Управляющему пришлось мирить нас. Он понимал, что наша задумка позволит в дальнейшем избежать простоев по аварийным ремонтам. Большое внимание уделял Вячеслав Константинович такому важному участку строительного процесса, как диспетчерское управление. В диспетчерскую службу он собирал самых опытных и ответственных людей. Диспетчерская служба играла видную роль в организации, координации поставок стройматериалов, механизмов, автотранспорта. Оперативно решала «горячие» вопросы. Возглавлял ее очень интересный человек, ветеран Великой Отечественной войны, получивший на фронте тяжелое ранение, Николай Иванович Максимов. Я знал его еще в пору своей юности. Николай Иванович в конце сороковых, - начале пятидесятых годов руководил спортивным комитетом в городе Кировске. Я, как и многие послевоенные мальчишки, увлекался спортом. Николай Иванович очень много времени уделял развитию такого нового для заполярного Кировска и нетрадиционного вида спорта как бокс. Есть и его заслуга в том, что будущие строители В. И. Горячкин, и я под руководством нашего замечательного тренера К. В. Ломова стали первыми чемпионами по боксу среди юношей. Николай Иванович неунывающий, энергичный, всегда аккуратно одетый, казалось, был на работе всегда, в любое время дня и ночи. Также четко работала и вся диспетчерская служба треста и его подразделений, помогая управляющему налаживать четкие отношения со всеми участниками строительства, в том числе и со смежниками. Доброжелательность Егорова не раз выручала коллектив треста «Спецстроймеханизация» под руководством А. П. Портянко и главного инженера С. Г. Хазана, а также подразделения сантехников, электромонтажников и других, без которых не могло идти строительство сложных объектов. Егоров перед нами, руководителями управлений, всегда ставил задачу думать о себе. Так мы и поступали. Эта слаженная работа всех звеньев строительства давала прекрасные результаты. Вячеслав Константинович хорошо понимал и значение человеческого фактора. Активное влияние на строительство оказывала профсоюзная организация под руководством Л.Н. Бланка, а позже В. Т. Кураева, и комсомольский штаб треста под руководством Владимира Серова. Ведь стройка была Всесоюзной ударной комсомольской. Здесь активно работал и «комсомольский прожектор» - освещал все недостатки. Руководил «прожектористами» Борис Машигин. Все работали на конечный результат, на ввод объектов. Большое внимание уделял стройке секретарь горкома комсомола того времени Владимир Ильич Горячкин. Теперь я понимаю, что в руководстве строительством Егоров очень умело, использовал эту помощь и энтузиазм молодежи, комсомольцев. Очень важно было наладить быт строителей. Ведь это была стройка в тяжелых условиях Заполярья. Большое внимание уделялось бытовым условиям на объектах, организации питания рабочих. За этим строго следила начальник отдела техники безопасности треста Галина Ивановна Петренко, она же и председатель женсовета. Вячеслав Константинович умел мобилизовать на ударную работу не только своих заместителей, но и аппарат треста, руководителей управлений, а через них - и трудовые коллективы. Управляющий на работу приходил к восьми часам утра, соответственно начальники управлений пораньше - к семи - семи тридцати. Но не единой работой жили. Большое внимание Егоров уделял культурным мероприятиям, спорту. Я много раз встречал его в выходной день на лыжне. Он следил, чтобы и руководители подразделений уделяли внимание спорту. Мы с Валентином Александровичем Виноградовым увлекались горными лыжами. Много раз спускались с плато Расвумчорр. Помню, заканчивали горнолыжный сезон в начале июня. За то время, что Вячеслав Егоров работал управляющим в тресте, в городе были построены Дворец культуры строителей, замечательный санаторий-профилакторий, медсанчасть, кинотеатр «Полярный».Однажды Вячеслав Константинович собрал нас и повез на берег озера Имандра. Вывел на берег, и сказал: «Ну что, сермяжные души, все работа, работа, а где отдыхать?». Убедил, как он говорил, «скинуться» и построить базу отдыха для коллектива треста на живописном берегу озера Имандра, а туда и дороги-то настоящей не было. Так всем миром и построили базу отдыха «Имандра», стали ездить по выходным и по праздникам с семьями отдыхать. А чтоб здоровье было покрепче, убедил построить баню. Это теперь модно стало всюду строить бани, а тогда это было в новинку. Прекрасная получилась баня, и не для начальства, а для всех. Вячеслав Константинович умел сочетать высочайшую требовательность за порученное дело и заботу о людях, в том числе и о руководителях. Знал о бытовых условиях жизни и улучшал по необходимости. Всегда интересовался положением дел в семье, как дети растут, учатся. Само строительство нас не смущало, а вот доставка строительных материалов? В то время дороги до поселка Умба не было. А это более ста километров по тундре, летом не проехать - болота. Решили построить «зимник», и пошли караваны автомашин со строительными грузами, панелями домов. И это в условиях нашей полярной зимы: с морозами, снежными заносами. Не было ни одного ЧП! Дорогу «держали» бульдозеристы УМС, а грузы возили мужественные водители АТК. В памяти сохранились и события, связанные с началом работы треста в Кандалакше. Посмотрели мы на ее строительную базу и «прослезились»: по сравнению с трестом «Апатитстрой» - «прошлый век». Вячеслав Константинович на этот раз устроил совещание прямо в Кандалакше, привез руководителей треста и подразделений, представил местным строителям, механизаторам, автотранспортникам. От нашего имени пообещал, что в Кандалакше будет такая же организация труда и быта, как и в «Апатитстрое». Так и случилось. Жители города Кандалакша и поселка Зеленоборский с удивлением смотрели, как появляются один за другим новые крупнопанельные дома. Построили прекрасный гараж с новой ремонтной базой для транспортников, реконструировали базу УМС. Вместе с ростом стройки росли и мы - молодые руководители. Выдвинулись и стали широко известны: В. Ф. Новиков, А. А. Стасюкевич, Бортнев О., В. М. Габрунер, Н. Г. Вернигоренко, С. А. Тарасов, В. А. Виноградов, Н. Г. Пархоменко и многие другие. Пример нам было с кого брать, ведь радом трудились уже опытные, знающие руководители: А. Г. Карельский, В. С. Сухоносов, Б. Л. Твердов, Р. Б. Цыганов, И. Р. Иршинский, И. И. Третьяков, Б. К. Лебедев и другие. Были мудрые наставники: главный инженер треста И. Б. Чудновский, заместители управляющего: Г. В. Матасов, Б. Ю. Гурарий, В. Ф. Колбасин. Время бежало быстро, сдали АНОФ-2, объекты рудной базы, рудник «Центральный». Наш труд был высоко оценен, многие рабочие, ИТР, руководители были награждены орденами и медалями. Вячеславу Константиновичу присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Вскоре Егоров был переведен в Москву, на руководящую работу в Министерство строительства. Мы продолжали дело «фирмы», как любил называть Вячеслав Константинович трест. Построили АНОФ-3, рудники «Коашва» и «Восточный», где добыча идет открытым способом. Продолжали расти города Апатиты и Кировск. Работа рядом с Егоровым не прошла для нас даром: начальник управления ЖГС Виктор Федорович Новиков принял эстафету у Вячеслава Константиновича и стал управляющим ордена Ленина треста «Апатитстрой», а затем и начальником «Главмурманскстроя»; Валентин Александрович Виноградов сначала стал управляющим трестом «Ковдорстрой», а позже заместителем начальника и начальником «Главмурманскстроя». Аркадий Рейнович Сокко возглавил службу механизации, позднее стал начальником отдела механизации и транспорта «Главмурманскстроя». На этом посту я и сменил его в 1987 году. Город Апатиты, который мы построили с «нуля», стал красивейшим городом на Кольском полуострове, городом ученых, строителей, обогатителей, горняков и энергетиков. К сожалению, все это уже в прошлом. Сегодня пришли иные времена, жизнь стала жесткой и прагматичной. Труднее всего в этой ситуации молодым, и наш долг помочь им словом и делом. В. Д. Петров, заместитель управляющего трестом «Апатитстрой»
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4396 |