Речь товарища Горбачева М.С. часть 4 |
(Окончание. Начало на 1-й и 2-й стр.) хорошо, что в Америке на таком уровне хотят основательно разобраться в том, что происходит в Советском Союзе и что означает наша перестройка для остального мира, в том числе и для Соединенных Штатов. Высказываются разные взгляды, в том числе и прямо противоположные. Есть в них немало дельного, объективного, с некоторыми можно всерьез подискутировать, а кое к чему, я бы даже сказал, не грех и прислушаться. Члены этого комитета услышали и такое мнение, что, мол, Соединенным Штатам « следует приветствовать перестройку», ибо она приведет к снижению угрозы ядерного столкновения. Но на этих слушаниях администрации и конгрессу даются и другого рода рекомендации. Вот одна из них. Почти дословно: если Советский Союз достигнет поставленных XXVII съездом КПСС рубежей, то это, прежде всего, укрепит его престиж на международной арене, повысит авторитет КПСС внутри страны и за границей и... тем самым увеличит угрозу национальной безопасности США. Вот, оказывается, какой вывод можно сделать. Далее: успех перестройки может ослабить политическое и экономическое единство Западной Европы, поскольку СССР выйдет на ее рынок. Расширится политическое влияние СССР в развивающихся странах, так как может быть увеличена военная и иная помощь им с его стороны, а некоторые из них захотят воспринять модель советской экономики, если она окажется конкурентоспособной по отношению к экономике США. И еще: перестройка опасна тем, что она укрепит позиции СССР в международных финансовых и экономических организациях. Особую же угрозу усматривают эти аналитики в возросшем влиянии Советского Союза на мировой арене, связанном с его инициативами в области контроля над вооружениями, а также с перспективой подписания договора по средним ракетам. Послушайте, какой в итоге делают вывод: национальным интересам США отвечал бы провал социально-экономической политики, проводимой СССР под руководством КПСС и Советского правительства. Чтобы «помочь» этому провалу, даются следующие рекомендации: форсировать программы дорогостоящих систем ПРО в рамках СОИ и втягивать СССР в гонку вооружений, чтобы сковать его перестройку. Выделить еще больше средств на создание дорогостоящего высокоточного оружия и военных систем космического базирования; с той же целью увеличить объем военной и другой помощи группировкам и режимам, ведущим активную борьбу с правительствами стран, поддерживаемых Советским Союзом; противодействовать установлению СССР экономических и торговых связей с другими странами и международными организациями; полностью исключить возможность передачи СССР и другим социалистическим странам передовой технологии, ужесточить контроль за деятельностью КОКОМ, входящих в него государств. Вот так. Откровенно и цинично. И такую позицию мы тоже не можем не принимать в расчет. Тем более, что заверения в миролюбии, которые мы часто слышим из уст официальных лиц США, как говорится, на одном дыхании сопровождаются хвалой «политике силы» и аргументацией, очень сходной с той, какую употребляют авторы процитированных мной рекомендаций. Милитаристские, антисоветские силы явно озабочены — как бы интерес в народе и в политических кругах Запада к тому, что происходит сейчас в Советском Союзе, и рост понимания его внешней политики не стерли искусственно созданный «образ врага», образ, который они бессовестно эксплуатируют уже десятки лет. Ну что ж, это их заботы. Мы будем твердо идти по пути перестройки и нового мышления. Товарищи! Выступая в Мурманске, столице советского Заполярья, уместно посмотреть на идею общечеловеческого сотрудничества и с точки зрения ситуации в северной части планеты. Для этого есть, на наш взгляд, несколько веских причин. Арктика — это не только Северный Ледовитый океан, но и северные окраины трех материков: Европы, Азии и Америки.Здесь смыкаются евроазиатский, североамериканский и азиатско-тихоокеанский регионы, сходятся границы, пересекаются интересы государств как принадлежащих к противоположным военным блокам, так и не входящих в них. Север — это и проблема безопасности Советского Союза, его северных границ. В этом отношении у нас есть исторический, дорого стоивший нам опыт. Мурманчане хорошо помнят и 1918, и 1919, и 1941 — 1945 годы. Войны этого века явились тяжелым испытанием и для стран собственно Северной Европы. И, как нам кажется, они сделали для себя серьезные выводы. Именно поэтому, видимо, общественный климат в этих странах более восприимчив к новому политическому мышлению. Знаменательно, что историческое Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе состоялось в одной из северных столиц — в Хельсинки. Знаменательно, что следующий крупный шаг в развитии этого процесса — первая принципиальная договоренность о мерах доверия — сделан в другой северной столице — Стокгольме. Рейкьявик стал символом надежды, что ядерное оружие не вечно и что человечество не обречено жить под этим дамокловым мечом.С именами известных политических деятелей Северной Европы связаны крупные инициативы в вопросах международной безопасности и разоружения. Это Урхо Кекконен. Это Улоф Пальме, гибель которого от руки подлого убийцы глубоко потрясла советских людей. Это Калеви Сорса, на протяжении многих лет возглавляющий Консультативный совет Социнтерна. Мы приветствуем деятельность авторитетной Международной комиссии по окружающей среде и развитию, возглавляемой премьер-министром Норвегии ГруХарлем Брундтланд. В Советском Союзе должным образом оценивают тот факт, что Дания и Норвегия, будучи членами НАТО, в одностороннем порядке отказались размещать в мирное время на своей территории иностранные военные базы и ядерное оружие. Эта позиция, при последовательном проведении се в жизнь, существенна для преодоления напряженности в Европе. Однако это лишь часть картины. С Севера Земли, из Арктики, как, пожалуй, ниоткуда еще, осязаема общность, взаимосвязанность интересов всего нашего мира. Ведь Арктика и Северная Атлантика не только «кухня погоды», где зарождаются циклоны и антициклоны, влияющие не только на климат в Европе, США и Канаде, но далее и в Южной Азии и Африке. И в то же время здесь явственно ощущается леденящее дыхание «полярной стратегии» Пентагона. На подводных и надводных кораблях сосредоточен гигантский потенциал ядерного разрушения, который действует на политический климат всего мира и в свою очередь может сдетонировать от случайного военно-политического сбоя в любом другом районе земного шара. Милитаризация этой части мира приобретает угрожающий характер. Не могут не тревожить сообщения о том, что НАТО на случай соглашения о ликвидации РСД и ОТР готовится к отработке применения из Северной Атлантики крылатых ракет морского и воздушного базирования. Это означало бы дополнительную угрозу и для нас, и для всех стран Северной Европы.В Гренландии в нарушение Договора по ПРО поставлена на боевое дежурство новая РЛС — один из элементов программы «звездных войн»-. На канадском Севере испытываются американские крылатые ракеты. Не так давно правительство самой Канады разработало обширную программу наращивания военных сил в Арктике. Возрастает военная активность США и НАТО в районах, непосредственно примыкающих к советскому Заполярью. Повышается уровень военного присутствия НАТО в Норвегии и Дании. Поэтому, находясь в Мурманске, на пороге Арктики и Северной Атлантики, хотел бы пригласить, в первую очередь, государства этого региона к обсуждению давно назревших здесь вопросов безопасности. Как мы себе это представляем? Можно идти одновременно путем и двустороннего, и многостороннего сотрудничества. Мне не раз приходилось высказываться на тему об «общем европейском доме». Потенциал современной цивилизации позволяет обжить Арктику на благо народнохозяйственных и других человеческих интересов и приарктических государств, и Европы, и всего международного сообщества. А для этого в первую очередь надо решить накопившиеся здесь проблемы безопасности. Советский Союз выступает за радикальное снижение уровня военного противостояния в регионе. Пусть Север планеты, Арктика станут зоной мира. Пусть Северный полюс будет полюсом мира. Мы предлагаем всем заинтересованным государствам приступить к переговорам об ограничении и сокращении масштабов военной активности на Севере в целом — как в Восточном, так и в Западном полушарии. Что конкретно мы имеем в виду? Первое. О безъядерной зоне в Северной Европе. Если бы такое решение было принято, Советский Союз, как уже заявлялось, готов выступить гарантом. От государств-участников будет зависеть, как целесообразней оформить эту гарантию: многосторонними или двусторонними соглашениями, правительственными заявлениями или иным образом. Одновременно Советский Союз подтверждает свою готовность обсудить с каждым из заинтересованных государств или группой государств вес проблемы, связанные с созданием безъядерной зоны, в том числе возможные меры применительно к советской территории. Мы могли бы пойти достаточно далеко, в частности, вывести из состава советского Балтийского флота подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами. Как известно, ранее Советский Союз в одностороннем порядке демонтировал пусковые установки ракет средней дальности на Кольском полуострове и большую часть пусковых установок таких ракет на остальной территории Ленинградского и Прибалтийского военных округов. Из этих округов передислоцировано немало оперативно-тактических ракет. В районах, близких к границам скандинавских стран, ограничено проведение военных учений. После заключения соглашения о «двойном глобальном нуле» откроются дополнительные возможности для военной разрядки и в этом регионе. Второе. Мы приветствуем инициативу президента Финляндии М. Койвисто об ограничении военно-морской активности в прилегающих к Северной Европе морях. Со своей стороны, Советский Союз предлагает начать консультации между Организацией Варшавского Договора и НАТО о сокращении военной активности и ограничении масштабов деятельности ВМС и ВВС в акваториях Балтийского, Северного, Норвежского и Гренландского морей, а также о распространении на них мер доверия. Среди таких мер могли бы быть и договоренности об ограничении соперничества в противолодочном оружии, уведомление о крупных учениях военно-морских и военно-воздушных сил, приглашение на крупные учения ВМС и ВВС наблюдателей всех государств — участников европейского процесса. Это могло бы быть первым шагом к распространению мер доверия на всю Арктику, на северные районы в обоих полушариях. Вместе с тем мы предлагаем рассмотреть вопрос о запрещении военно-морской деятельности во взаимно согласованных зонах международных проливов и вообще на путях интенсивного судоходства. С этой целью можно было бы провести встречу представителей заинтересованных государств, например, в Ленинграде. Возникает и такая мысль в связи с идеей безъядерной зоны. В настоящее время северные страны, то есть Исландия, Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия, не имеют ядерного оружия. Нам известна их обеспокоенность тем, что на Новой Земле есть наш полигон для проведения ядерных взрывов. Мы думаем над тем, как решить эту проблему, сложную для нас, поскольку слишком много средств в это было вложено. Однако, откровенно говоря, решить ее можно было бы сразу и навсегда, если бы Соединенные Штаты согласились на прекращение ядерных испытаний или хотя бы для начала — на сведение их к крайнему минимуму по числу и мощности. Третье. Советский Союз придает большое значение мирному сотрудничеству по освоению ресурсов Севера, Арктики. Здесь крайне важен обмен опытом, знаниями. Совместными усилиями можно было бы разработать общую концепцию рационального развития северных районов. Мы предлагаем, например, договориться о разработке единой энергетической программы для Севера Европы. Запасы таких энергоносителей, как нефть и газ, по имеющимся данным, тут поистине необозримы. Однако их добыча сопряжена с чрезвычайными трудностями, с необходимостью создания уникальных технических сооружений, способных выдерживать полярную стихию. И было бы разумнее кооперироваться в этом деле, что помогло бы снизить и материальные, и другие затраты. У нас есть интерес к привлечению, например, Канады и Норвегии к созданию смешанных фирм и предприятий для разработок нефти и газа на нашем североморском шельфе. Мы готовы к соответствующим переговорам и с другими государствами. Готовы мы и к совместной работе по использованию ресурсов Кольского полуострова, по осуществлению других крупных деловых проектов в самых различных формах, включая совместные предприятия. Четвертое. Огромное общечеловеческое значение имеет научное изучение Арктики. У нас есть богатейший опыт, мы готовы им поделиться. В свою очередь, нам интересны исследования, ведущиеся в других приарктических и северных государствах. С Канадой мы уже имеем программу научных обменов. Предлагаем провести в 1988 году конференцию приарктических государств по координации научных исследований в Арктике. Там можно было бы рассмотреть вопрос о создании совместного арктического научного совета. Местом проведения конференции мог бы стать, если партнеры согласятся, Мурманск. Требуют специального внимания вопросы, связанные с интересами коренного населения Севера, с изучением его этнических особенностей, развитием культурных связей между северными народностями. Пятое. Особое значение мы придаем сотрудничеству стран Севера в деле охраны окружающей среды. Насущная необходимость тут очевидна. Опыт совместных мер по защите морской среды на Балтике, которые осуществляются сейчас комиссией семи прибрежных государств, стоило бы распространить па всю океанскую и морскую акваторию Севера планеты. Советский Союз предлагает совместно разработать объединенный комплексный план охраны окружающей среды Севера. Североевропейские страны могли бы показать пример другим, договорившись об учреждении системы контроля за состоянием окружающей среды и радиационной безопасностью в регионе. Надо торопиться уберечь природу тундры и лесотундры, северных таежных районов. Шестое. Через Арктику проходит кратчайший морской путь из Европы на Дальний Восток, в Тихий океан. Думаю, что в зависимости от того, как пойдет дело с нормализацией международных отношений, мы могли бы открыть Северный морской путь для иностранных судов при нашем обеспечении ледокольной проводкой. Таковы наши предложения. Таково конкретное содержание советской внешней политики на северном направлении. Таковы наши намерения и планы на будущее. Конечно, обеспечение безопасности и развитие сотрудничества на Севере — дело международное и зависит Далеко не от нас одних. Мы готовы обсуждать любые встречные идеи и предложения. Главное — вести дела таким образом, чтобы климат здесь определялся теплым Гольфстримом общеевропейского процесса, а не полярным дыханием . накопившихся подозрений и предрассудков. И в чем все могут быть абсолютно уверены — так это в глубокой и безусловной заинтересованности Советского Союза в том, чтобы Север плане, ты, его полярные и приполярные районы, все северные страны никогда больше не стали ареной войны, чтобы здесь образовалась подлинная зона мира и плодотворного взаимодействия. Таковы, товарищи, наши подходы к делам внутренним и международным, к пониманию взаимосвязи между тем и другим. И в том, и в другом наша политика доказала, свою жизненность и конструктивность. Мы убеждены, что нет иного пути к безопасности и социальному прогрессу, кроме созидательного труда во имя счастья и свободы человека внутри страны, развития равноправного сотрудничества государств на международной арене. Мы испытываем чувство законной гордости тем, что у истоков и социалистической практики, и нового мышления стояла и стоит наша страна. Неузнаваемо изменился мир за последние 70 лет — и материально, и духовно и политически. Вклад Великого Октября в социальный и идейный прогресс человечества — величайшее достояние современной и будущей цивилизации. В наших возможностях и в наших интересах приумножить этот вклад перестройкой, ее практическими результатами. Позвольте пожелать вам и вашим семьям, всем трудящимся края успехов во всех делах по преобразованию нашей страны, в учебе, в жизни, поздравить вас еще раз с тем, что 70-летие Великого Октября вы встречаете как город-герой. (Речь товарища Горбачева М. С. была выслушана с вниманием и сопровождалась продолжительными аплодисментами) НЕМЕРКНУЩИЙ ПОДВИГ ГЕРОЕВ ЗАПОЛЯРЬЯ Еще статьи на тему "северный":Рыболовство в Северной Атлантике: реальность и перспективы Приветствие председателя Северной торгово-промышленной палаты А. М. Глушкова Сертификат Северной торгово-промышленной палаты на защите качества Российский Север и Северная Европа Роль северного морского пути в хозяйственном развитии и освоении северных территорий
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 7165 |