Главная Европейский Север и его города
Европейский Север и его города Печать E-mail

Г.М. ЛАППО

Европейский Север выделяется из числа других районов России особенностями, которые нашли отражение в облике, истории и функциях его городов.

Он менее суров, чем Азиатский Север, его расположение намного ближе к центральным районам страны, оно достаточно удобно; Европейский  Север напрямую связан с Центром. И богат разнообразными природными ресурсами. Север не подвергся нашествию татаро-монголов и не был придавлен крепостным правом. Может быть поэтому его жителям свойственны предприимчивость и отвага, готовность к риску, страсть к путешествиям и приключениям. Северяне издавна — отважные мореплаватели и землепроходцы, истовые миссионеры. Им также присущи поэтический настрой души, полнота восприятия мира, с чем связано развитие художественных промыслов, деревянного зодчества, фольклора, бережное отношение к своей культуре и истории.

Европейский Север — особая историко-культурная область России.

Это незамутненный родник русской культуры, заповедник старинных обычаев, сказаний и традиций. Русский историк В.О. Ключевский писал о том, что на Севере с удивительной свежестью сохранились богатырские былины Киевской Руси: “Исторический эпос расцвел там, где не был посеян, и пропал там, где вырос... Очевидно, на отдаленный Север эти поэтические сказания перешли вместе с тем самым населением, которое их сложило и запело. Это переселение свершилось еще до XIV в., то есть до появления на юге России литвы и ляхов, потому что в древнейших богатырских былинах еще нет и помина об этих позднейших врагах Руси”.

Н.К. Рерих в своих дневниках отмечал: “Ту радость и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах. Сказка Севера глубока и пленительна. Северные озера задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зеленые холмы бывалые. Серые камни чудесами полны”. А наш современник Д.С. Лихачев в предисловии к книге К.П. Гемп “Сказ о Беломорье” пишет: “...Самое главное, чем наш Север не может не тронуть сердце каждого русского человека, — это тем, что он самый русский. Он не только душевно русский, он русский тем, что сыграл выдающуюся роль в русской культуре... он спас от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру... русские трудовые традиции”.

Некогда территория Европейского Севера, называвшаяся в древности Заволочьем, то есть землей за волоками, подверглась новгородской колонизации, а затем здесь противоборствовали Новгород и Москва. После разгрома Новгорода Европейский Север стал московским, поставщиком пушнины, рыбы, соли, железа. Северные города явились плацдармами для продвижения за Урал, в Сибирь. Смелые устюжане, вологжане, тотьмичи, каргопольцы активно участвовали в походах землепроходцев, совершали географические открытия на востоке России и на северо-американском континенте. Ими снаряжались морские экспедиции. С. Дежнев, Вл. Атласов, Е. Хабаров родом из Великого Устюга. Тотьмич И.А. Кусков основал Форт Росс в Калифорнии. Уроженец Каргополя А. Баранов был первым правителем Русской Америки.

Все это не было случайностью. Во-первых,  Европейский  Север своим географическим положением был поставлен играть роль плацдарма для освоения восточных земель. Во-вторых, уроженцы Севера были хорошо подготовлены для трудных экспедиций и для жизни в Сибири.



Расцвет края пришелся на XVI—XVII вв., когда через Север установились регулярные торговые связи с западноевропейскими странами. Холмогоры, а затем Архангельск, с момента прибытия в устье Северной Двины английских кораблей Р. Ченслера в 1556 г., задолго до основания Санкт-Петербурга, служили для России “окном в Европу”. В 1693 г. указом Петра I была установлена первая в России почтовая дорога Москва—Архангельск через Вологду. Богатые, деятельные и честолюбивые северные города с предприимчивым населением в эпоху расцвета торговли с европейскими странами через Архангельск переживали тогда свой “звездный час”.

Но судьбы Севера подвергались резким поворотам, и их кардинальное изменение сильно сказывалось на жизни городов. Сперва пути в Сибирь из центра государства сместились к югу. После взятия Казани (1552 г.) уже не требовалось следовать за Урал кружным путем через Вологду, Тотьму, Великий Устюг, Сольвычегодск. Губительным ударом по экономике северных городов явилось перенесение в 1722 г. по велению Петра I внешней торговли с Белого моря на Балтику — из Архангельска в Санкт-Петербург.

Крупный географ XIX века К.И. Арсеньев указывал на то, что уже в 1719 г., по сравнению с 1637 г., число городов Северо-Двинской системы сократилось с 31 до 15. “...Сие столь быстрое уничтожение целого союза городов было естественным следствием основания новой столицы и проложения новых путей торговых. Северодвинские города имели значение торговое, они проводили богатства разных частей России до Архангельска и отсюда обратно чужеземные произведения доставляли во внутренние области российские. Доколе север был единственным путем для связи России с Европою, дотоле города сии сохраняли свою самобытность. Петр Великий открыл ближайший путь для сношений с Европой, завоевал земли балтийские и основал Петербург, тогда все долженствовало измениться. Архангельску был нанесен удар гибельный... и города северодвинские исчезли почти мгновенно”.

Экономическое оскудение Севера растянулось на многие десятилетия. Север слабо затронули подъемы, связанные с промышленным переворотом (в России — 30—50-е годы XIX в.) и пореформенным временем. Некоторые изменения произошли на рубеже XIX и ХХ вв. В 1898 г. вошла в строй железная дорога Вологда—Архангельск. К Котласу подошла железная дорога от Вятки. По ней стал поступать на вывоз через Архангельск сибирский хлеб. В 1906 г. заработала железная дорога Санкт-Петербург—Вологда—Пермь. Получает известность вологодское маслоделие, развивается сыроварение, возникают целлюлозно-бумажные и лесопильные предприятия. В 1898 г. у Екатерининской гавани, учрежденной еще при Петре I, на берегу Кольского залива был основан город Александровск.

Европейский Север привлекает внимание российской общественности, деятелей культуры и искусства. Художники и писатели помогли увидеть своеобразие и красоту северной природы, осознать роль Севера как хранителя русской культуры. Начинается паломничество на Север, появляются посвященные ему книги и картины. В годы первой мировой войны к берегу Кольского залива прокладывается железная дорога от Петербурга. В 1916 г. у места, где она заканчивалась, был основан город Романов-на-Мурмане (нынешний Мурманск).

Но снова Север оказывается в экономическом ухабе, из которого стал выбираться в 30-х годах, когда началось освоение месторождений полезных ископаемых. Европейский Север становится “валютным цехом” России, увеличивая вывоз леса на зарубежные рынки. Лес и недра создали основу для возникновения новых городов.

Региональные особенности городов Севера в значительной мере выработались под влиянием природы. Север — это царство леса и воды. Их участие в формировании городского пейзажа исключительно велико. Города оттеснили леса, освобождая место для полей, но леса продолжают “держать” горизонт со всех сторон. Северные города любят смотреться в зеркало озер, рек и морей. Фасадом они обращены к реке или озеру. Сочетание живописного затейливого силуэта, созданного игрой куполов и колоколен с гладью водной поверхности, придавало городскому ландшафту особую красоту.

Происходившая под влиянием дорог дифференциация территории по условиям экономической деятельности на Севере оказывается особенно резкой. Для возникновения, развития и жизни города дороги имели здесь решающее значение. В их скрещениях формировались ключевые города. В прошлом, когда главными путями сообщения служили реки, города стремились выбрать наиболее характерные места в гидрографической сети.

УРБАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

На территории в 1466,3 тыс. км2, равной четырем Германиям, существует (на 01.01.98 г.) 68 городов. На один город приходится в среднем 21,6 тыс. км2. При такой густоте городской сети Нидерландам было бы достаточно двух городов. В последние годы отток населения из северных городов изменил картину распределения городов по величине, что показывает таблица.

Север — единственный в России экономический район, который не имеет крупнейших городов. В 1897 г. в десятку наиболее значительных северных городов входили (в тыс. человек): Вологда — 27,8, Архангельск — 20,9, Петрозаводск — 12,5, Великий Устюг — 11,3, Череповец — 6,9, Белозерск — 6,0, Устюжна — 5,1, Тотьма — 4,6, Вытегра — 4,5, Усть-Сысольск — 4,5. Пять из этих городов и столетие спустя остались малыми, а другие пять совершили стремительный путь наверх. Сейчас 15 северных городов насчитывают менее 12 тыс. жителей, то есть меньше, чем это требуется для города по российскому законодательству.

Урбанистическая структура Севера в 1989 и 1998 г.

Генетическая структура городов (возраст и происхождение)

По основным периодам возникновения города  Европейского Севера распределились следующим образом.

В домонгольскую эпоху возникло три города — Вологда, Белозерск и Великий Устюг.

В эпоху складывания Московского государства — 8, в том числе Архангельск.

В XVIII в. (становление Российской империи) — 13, среди них Петрозаводск, Сыктывкар (Усть-Сысольск), Череповец.

В начале ХХ в. — 1 (Мурманск).

В период корректировки состава и сети городов в первое десятилетие Советской власти — 2 (Котлас и Бабаево).

В довоенные пятилетки — 13, в том числе Северодвинск.

В годы Великой Отечественной войны — 4, среди них Воркута и Ухта.

В послевоенное время — 24 города.

Из ныне существующих городов 25 возникло до 1917 г., после него — 43. Степень обновления состава городов (доля новых городов) — 63%, то есть достаточно высокая. Однако среди молодых городов есть очень старые поселения. Кандалакша известна с XI в., Сортавала — с XII в. Кола упоминается под 1264 г. Послужившее ядром города Беломорска село Сороки уходит своими корнями в XII в. “Пиковым” по плотности возникновения городов оказался конец XVIII в., когда в пределах современного Севера было образовано два десятка городов. Из них городской статус сохранили 13. И столетие спустя после учреждения эти города — детища реформы 1775—1785 гг. показывали свою экономическую незначительность. Писатель С.В. Максимов на рубеже XIX и ХХ вв. писал: “Новопоставленные города — те же старозаветные деревни”. Современный Север, особенно его северную половину, можно справедливо называть краем молодых городов. Их быстрый рост создавал большие сложности, был сопряжен с рядом недостатков, которые усугублялись суровым климатом, многолетней мерзлотой.

Становление и возникновение ряда новых городов пришлось на время Великой Отечественной войны, что опять-таки осложнило их жизнь. Градообразующая база новых городов создавалась нередко на основе устаревших технологий, в то время как в экстремальных условиях Севера были нужны передовые трудосберегающие технологии. Часть городов строилась силами ГУЛАГа, что накладывало на них особый отпечаток. Пожалуй, ни в одном другом районе России старые и молодые города не образуют столь контрастные категории. Они заметно различаются особенностями положения, обликом, градообразующей базой, размерами, характером взаимоотношений с городским окружением.
 
Старые города были предназначены для выполнения административных и торговых функций, новые, как правило, обязаны своим происхождением промышленности и транспорту. Старые города живут в согласии с природой, их облик гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Новые города, особенно ресурсные, создают немалую опасность для легко ранимой северной природы. Среди новых городов преобладают сложившиеся возле крупных промышленных предприятий. И значительно реже они возникали путем “вызревания” из незначительных поселений, последовательно наращивавших свою экономическую базу. Так развивались Котлас, Сокол, Бабаево, Красавино, Кандалакша, Харовск, Няндома, Беломорск, Питкяранта.

Одно из главных различий между старыми и новыми городами состоит в разных способах формирования населения. В старых городах — “свое” население, это уроженцы или самих этих городов, или же окрестного района. В новых — пришлое население, лишенное местных корней, готовое в любой момент сняться с места. В значительной степени это недавние выходцы из деревни, только становящиеся горожанами, но остающиеся сельчанами по образу жизни и привычкам.

Наиболее типичным для Европейского Севера является небольшой исторический город, прежде всего центр своей округи. Он сумел сохранить историю, имеет подчас уникальные архитектурные памятники и хорошо ладит с природой. Малый исторический город — это история в вечной раме природы. Из таких, ранее деятельных, городов как бы ушла энергия. Они остановились в своем развитии, “вышли на пенсию”, застыли в глубинке. Городничий в “Ревизоре” Н.В. Гоголя сказал о своем уездном городе: “Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Известно, что А.С. Пушкин, подсказавший Гоголю сюжет “Ревизора”, основывался на действительном происшествии, случившемся в городе Устюжне. Некогда этот город, называвшийся Устюжна Железнопольская, служил важным арсеналом: его заводы поставляли армии и флоту пушки и ядра, металлические детали для судов. В середине XVIII в. заводы закрылись, и Устюжна стала тихим местным центром.
 
Некоторые старые города утратили свой городской ранг и в настоящее время пребывают сельскими поселениями, иногда, впрочем, выполняя некоторые городские функции, будучи центрами административных районов. Таковы Холмогоры, Краснослободск, Кевроль, Турчасов5, Пинег (Пинега), Кадуй... Другие исчезли вовсе, как Пустозерск — первый русский город на Печоре, бывший в допетровской Руси центром воеводства, а также местом ссылки. Здесь, в деревянном срубе был сожжен мятежный протопоп Аввакум. Сейчас место, где находился Пустозерск, отмечено деревянным крестом и памятной надписью.

Специфическую группу образуют города — военно-морские базы. Почти все они относятся к категории ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований). Во главе этой группы — город Полярный, преемник недолго просуществовавшего города Александровска.

ФУНКЦИИ ГОРОДОВ

Города Еропейского Севера довольно отчетливо делятся на функционально-типологические группы, своего рода “цеховые корпорации”. Достаточно широко представлена категория однофункциональных городов. Наиболее массовые из них: а) транспортные центры, в том числе морские порты; б) центры добывающей промышленности, занятые разработкой месторождений апатитов (Кировск), угля (Инта), нефти и газа (Вуктыл), железных руд (Костомукша, Ковдор, Оленегорск), медно-никелевых руд (Мончегорск, Заполярный) и в центры лесоперерабатывающей, чаще всего целлюлозно-бумажной промышленности (Новодвинск, Коряжма, Сокол, Сегежа, Кондопога, Сортавала).

Многофункциональными городами, сформировавшимися на основе своего рода отраслевых комплексов, являются Ухта и Воркута, одновременно возглавляющие промышленные районы. Своеобразным машиностроительным комплексом является Северодвинск. На основе двух мощных отраслевых комплексов — металлургического и химического — сложилась функциональная структура Череповца, в которой скромное место оставлено традиционным отраслям — пищевой и легкой. По пути многофункциональности развиваются средние города Апатиты и Котлас — вторые города в своих областях.

Огромный объем транспортной работы, большие потоки массовых грузов предопределили формирование транспортных центров как особого типа городов. Господствующая роль транспорта отчетливо проявляется в таких городах, как Микунь, Сосногорск, Емва, Няндома, Вытегра. Транспорт явился фактором возникновения и стержнем многофункциональной структуры Котласа, Кандалакши, Печоры (средние города) и Кеми, Медвежьегорска, Онеги, Беломорска (полусредние и малые города).
 
Многофункциональность, которая шла преимущественно не от промышленности и транспорта, а от роли центра территории, свойственна двум группам городов. Первую образуют малые города — местные центры с ограниченной зоной влияния. Чаще всего это старинные города, у которых традиционно сложились давние, устойчивые и разнообразные связи с округой. А на вершине городской иерархии расположились областные и республиканские центры, большие города. Для них характерны: а) крупные объемы выполняемой деятельности и обширность обслуживаемой территории; б) значительная доля непроизводственной сферы (управление, подготовка кадров, наука и культура); в) многоотраслевая промышленность с высокой долей машиностроения и металлообработки, которые в большой мере работают на профилирующие отрасли Севера, поставляя им разнообразное оборудование.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРОДОВ

Европейский Север можно представить состоящим из широтных полос: Северной — приморской, Срединной и Южной. Южная полоса, которую по характеру природного и экономического ландшафта можно считать северным продолжением Центральной России или восточным продолжением Северо-Западного экономического района, обладает более благоприятными условиями для развития земледелия и животноводства. Наиболее значительные города этой зоны — Петрозаводск, Череповец, Вологда, Котлас, Сыктывкар. Промышленность частично связана с переработкой сырья Севера (черная металлургия Череповца, целлюлозно-бумажная в Сегеже, Кондопоге, Соколе, Коряжме, Сыктывкаре). Разные отрасли машиностроения и металлообработки представлены как традиционными производствами (оборудование для отраслевой специализации), так и новыми (приборостроение, электроника, производство шарикоподшипников). В Южной зоне находятся почти все новые города, возникшие в результате “вызревания” — Питкяранта, Бабаево, Сокол, Харовск, Красавино.

Северная зона — преимущественно территория новых ресурсных городов. А на контакте моря и суши действуют 11 морских портов. В этой же зоне военно-морские базы Полярный, Североморск и их спутники, крупнейший центр ВПК Северодвинск, город Мирный при Плесецком космодроме. В Северной зоне расположены обе столицы Европейского Севера — Мурманск и Архангельск, все три новых больших города — Северодвинск, Ухта и Воркута, большая часть средних новых — Мончегорск, Апатиты, Печора, Усинск. Если на юге Европейского Севера пространственные акценты экономического развития обусловлены контактами с Центральной Россией и Северо-Западом, близостью к Москве и Петербургу, то в Северной полосе решающее значение имели ресурсы ископаемого сырья и контакт с морем.

Раскинувшаяся между Южной и Северной широтными зонами Срединная полоса служит сырьевой базой деревообрабатывающей и деревоперерабатывающей промышленности, основные центры которой расположены вне ее — к югу и к северу. Для нее характерны редкие цепочки городских поселений вдоль магистралей и отдельные города в межмагистральных пространствах, скромные по масштабам своей экономической деятельности, но обладающие значительным и пока мало востребованным историко-культурным потенциалом.

Территориальную структуру Севера удобно также рассматривать и по секторам. Вторая по времени постройки Мурманская железная дорога стала осью Карельско-Кольского сектора. Вдоль нее в пределах Карелии прошел Беломорско-Балтийский канал, сложилась цепь городов и поселков — и старых и новых. Первая по времени сооружения железная дорога Москва—Вологда—Архангельск — ось центрального Вологодско-Архангельского сектора. Здесь наиболее ощутимо перекрытие зон влияния Москвы и Петербурга (а в прошлом противостояния Новгорода и Москвы).

Третья транспортная ось, имеющая субмеридиональное направление - Печорская магистраль, — начала строиться перед войной, а завершилась в военное время. В отличие от двух других главных магистралей Севера она не имеет самостоятельного выхода в другие экономические районы, подключаясь к архангельской линии в Коноше, и не доходит до морского побережья. Если в Карельско-Кольском секторе железнодорожный и водный транспорт объединили свои усилия в создании экономической оси, то в двух других секторах железные дороги “не посчитались” с ранее господствовавшими речными путями. В результате даже положение на реках, некогда главных путях сообщения — не спасло от захирения бывшие города — Красноборск, Холмогоры, Пинег, Яренск.

В ареалах ударного развития на Севере города и поселки собираются группами — в центральной части Кольского полуострова, у слияния Сухоны и Вычегды, в низовьях Северной Двины. Один из самых своеобразных ареалов концентрации городских поселений — Котласский. В нем собрались города разных поколений: основанный выходцами из Ростова Великого в домонгольское время Великий Устюг, знаменитая вотчина Строгановых Сольвычегодск, единственный на Севере текстильный центр Красавино, один из крупнейших центров целлюлозно-бумажной промышленности Коряжма. Во главе этой группы — Котлас — железнодорожный и воднотранспортный узел, притянувший к себе разнообразную промышленность и выполняющий роль организационно-хозяйственного центра.

Образуя типологические группы, города Севера в то же время отличаются большим своеобразием, некоторые из них просто уникальны. Едва ли не самым колоритным городом Севера, его визитной карточкой является Великий Устюг. Опорный пункт московской колонизации, он достиг расцвета после открытия во второй половине XVI в. торгового пути в Европу через Белое море. Он становится одним из богатейших городов Московской Руси, посредником во взаимодействии Москвы и с Архангельском, и с Зауральем. Через него идут потоки товаров, он служит местом их складирования и центром распределения. Город приобретает титул Великий. Богатое великоустюжское купечество в XVII и XVIII вв. строит каменные храмы, заменившие деревянные церкви. При образовании наместничеств в конце XVIII в. Великий Устюг был назначен центром области в составе Вологодского наместничества. В первые годы советской власти возглавлял Северо-Двинскую губернию. Не имевший до недавнего времени железной дороги, утративший былое значение крупного организующего центра Великий Устюг сохранил свои культурно-исторические ценности. Город протянулся на несколько километров по левому берегу Сухоны. Высокие многоярусные церкви и колокольни, подступая к бровке берегового откоса, создают выразительный силуэт. Из города обозреваются просторы полей, по горизонту окаймленные темными лесами.

Индивидуальность свойственна и всем большим городам Севера. Как правило, их развитие — реализация преимуществ их географического положения. Пожалуй, лишь о Сыктывкаре можно сказать, что здесь в гораздо большей мере сыграл роль административно-политический фактор, превративший незначительный городок Усть-Сысольск в столицу республики Коми. Даже недостатки экономико-географического положения, по качеству которого он уступает, например, Ухте с ее центральным по отношению к территории республики положением, не помешали ему стать большим городом, вдвое превысившим по числу жителей следующие за ним Воркуту и Ухту.

По формальному городскому стажу Петрозаводск — ровесник Сыктывкара. Но в отличие от него, пребывавшего в скромной роли уездного центра, Петрозаводск во время административной реформы 1775—1785 гг. одновременно с городским статусом получил обязанности центра губернии. Но истинным городом Петрозаводск стал значительно раньше: административные функции были даны поселению, возникшему в эпоху Петра I при Онежском заводе. Таким образом Петрозаводск — ровесник Петербурга, его давний промышленный спутник. Он расположен не в центре Карелии, но в наиболее развитом ее районе — Прионежье и на главной экономической оси Карельско-Кольского сектора.

Если Петрозаводск ориентирован на Санкт-Петербург, то Вологда — на обе российские столицы одновременно и поэтому может быть названа “слугой двух господ”. В названии Вологда звучит что-то от волока. Это отражает положение Вологды на пути из Новгорода (новгородцы основали Вологду в 1147 г.) в Заволочье. В районе Вологды и сейчас проходят экономические рубежи. Вологда — преддверие Севера и дальняя периферия Центра. Территории к западу и к востоку от нее также существенно разнятся по характеру экономической и транспортной плотности. В свое время Иван Грозный имел намерение сделать Вологду столицей Руси. До революции Вологда — самый значительный город Европейского Севера, ретранслятор московского и петербургского влияния. Сейчас ее положение более скромное, и даже в своей области она по числу жителей уступила первенство Череповцу.

Обе столицы Европейского Севера — Архангельск и Мурманск образуют примечательную пару с немалым сходством. Оба — крупные порты, областные центры, посредники во внешнеторговых связях страны. Оба имели предшественников. У Мурманска ими были Кола и Александровск, у Архангельска — Холмогоры. Экономико-географическое положение Архангельска и Мурманска может быть определено, пользуясь термином И.М. Маергойза, как категорическое. Мурманск — самый удачно расположенный пункт на всем российском северном побережье, единственный в Арктике незамерзающий порт. Преимущества Мурманска сделали его и базой Северного морского пути (здесь базируется атомный ледокольный флот), и прямым выходом в Атлантику. Мурманск — типичный город моря, все сферы его деятельности связаны с морем. Это крупнейший в России рыбный порт, центр рыбоперерабатывающей промышленности и центр морских исследований.

И Архангельск тесно связан с морем. Здесь также развиты судостроение и судоремонт, подготовка кадров мореходов, переработка даров моря, в том числе морских водорослей, морские исследования, обеспечение судоходства по Северному морскому пути, морские экспортные операции. Но у Архангельска, как у двуликого Януса, два лица. Одно обращено к морю, другое — к суше. Занимая место в устье самой крупной реки Европейского Севера — Северной Двины, он подключает к себе огромный лесосырьевой район северодвинского бассейна. Это естественно сделало его крупнейшим в России центром деревообрабатывающей и деревоперерабатывающей промышленности — лесопиления и целлюлозно-бумажного производства. Они также принадлежат к стержневым отраслям экономики Архангельска; с ними связаны и наука и подготовка кадров.

Сейчас Европейский Север находится в крайне тяжелом положении. Естественные северные трудности делают здесь системный кризис, поразивший Россию, еще более тяжким. Население покидает северные города. За 1991—1997 гг. число жителей Архангельска сократилось на 13%, а Мурманска — на 18%. И все же надо надеяться, что географическая логика возьмет свое. Россия после распада СССР должна более, чем раньше, ощутить себя северной страной (почти 2/3 территории страны — Север). Морские побережья в структуре нынешней России в свете современной геополитической ситуации приобретают возрастающее значение.

У Севера протяженная береговая линия, система морских портов, к которым подходят железные дороги из центральных районов. Есть возможности создания новых портов. Велико военно-стратегическое значение Севера. Здесь базируется самый крупный из военно-морских флотов России. Космодрому Плесецк, с которого был запущен первый искусственный спутник Земли, предстоит значительно расширить объем своей деятельности. Целесообразно расширить использование ископаемых богатств, в том числе новых — бокситов, титано-магнетитов, алмазов, а также нефти и газа. Надо ожидать соединения Севера железной дорогой с Уралом. Все это положительно скажется на развитии городов. На протяжении столетий сеть городов Европейского Севера как бы пульсировала. И сейчас ее формирование нельзя считать законченным.

https://geo.1september.ru/articlefphp?ID=199903203

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА

Еще статьи на тематику "Север":

70 лет курсом на север

Выступление на российско-норвежском симпозиуме «Север - дом родной»

Как нам север сохранить?..

О проведении регионального конкурса «Русский север: история, современность, перспективы»

Север промышленный - явь и перспективы

Статья "Европейский Север и его города" 18 из 20 на основе 500 оценок. 196 обзоров пользователей.

busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.129.39.85

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .