Строительство в Мурманске до 2015 года
Правительство Мурманской области Постановление от 24 ноября 2005 г. N 441 -ПП/14 О стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года
Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую "Стратегию развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года" и дополнить раздел 2 "Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 20.12.2001 N 251-ПП "О Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года", пунктом 2.8 "Стратегия развития строительного комплекса".
2. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти Мурманской области, предприятиям, организациям и другим хозяйствующим субъектам строительной отрасли, независимо от форм собственности, руководствоваться в своей деятельности основными положениями "Стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года".
3. Контроль за исполнением "Стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года" возложить на руководителя департамента промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области Бережного Н.И.
Губернатор Мурманской области Ю.А.ЕВДОКИМОВ
Утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 24 ноября 2005 г. N 441-ПП/14
Стратегия развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года Современное состояние и тенденции развития строительного комплекса
Постановление дает анализ состояния и тенденции развития строительного комплекса:
— отмечено улучшение инвестиционного климата в регионе; значительная часть средств расходуется на модернизацию производства, обновление оборудования (износ фондов составляет 75%); опережающими темпами развивается транспортный комплекс Мурманской области; вырос объем услуг связи, телефонная плотность номеров составила 34,9 на 100 человек, что на 21 % выше среднего значения по России; удалось реанимировать строительство ряда брошенных объектов; строятся водоводы; выделяются субсидии, пока недостаточные для реализации Федеральной целевой программы «Жилище в Мурманской области»;
— более 80% подрядных работ выполняется частными организациями; в результате разукрупнения и перемены собственника перестали существовать такие базовые предприятия как «Кильдинский кирпичный завод», Мурманский, Оленегорский и Апатитский ДСК;
— жилищная политика направлена на обеспечение граждан жильем, улучшение жилищных условий в соответствии с программами: «Строительство на территории РФ жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и «Переселение граждан Мурманской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы»; началось комплексное строительство малоэтажных домов; реконструкция и модернизация домов, построенных в 50-60 годы; одно из направлений — освоение покрытий и пространств чердачных крыш; доступность приобретения жилья обеспечивается через ипотеку; 50% износ основных фондов ЖКХ требует значительных затрат, проблемы и пути их решения изложены в целевой программе «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области 2003-2010 года».
— в постановлении подчеркнуто, что Мурманская область — регион со слабо развитым производством строительных материалов, при неограниченных запасах каменных, песчано-гравийных материалов, месторождениях облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней; приоритетное направление в производстве строительных материалов — рациональное использование природных ресурсов и сокращение транспортных издержек.
— дорожное строительство в Мурманске и области имеет положительную тенденцию к развитию;
— рациональное использование природных ресурсов, утилизация промышленных отходов для получения строительных материалов, является одним из приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности.
— Мурманская область испытывает большой дефицит специалистов-проектировщиков, конструкторов, архитекторов-градостроителей и других специалистов.
Цели и задачи стратегии развития строительного комплекса Мурманской области
"Стратегия развития строительного комплекса МО" является документом, определяющим целесообразные и конкретные действия по формированию экономики строительной отрасли. Эти действия ориентированы на решение основных социально-экономических задач и достижение целей в общем объеме "Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года".
Стратегическая цель жилищной политики региона: формирование рынка доступного жилья путем создания эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах, обеспечивающих, с одной стороны, строительство жилья по ценам, соответствующим платежеспособному спросу населения, с другой стороны, участие государства в обеспечении жильем определенных групп населения, нуждающихся в государственной поддержке (малоимущие граждане, молодые семьи, инвалиды).
Доступность приобретения жилья обеспечивается через развитие банковского сектора, предоставляющего гражданам долгосрочные кредиты под залог жилья, т.е. ипотека.
Готовится пакет документов по внедрению ипотечного кредитования, которые должны обеспечить разработку Закона Мурманской области "Об ипотеке" и привлечь средства населения и банков на строительство жилья, т.е. увеличить объемы жилищного строительства. Принимаемые государством и Правительством Мурманской области меры позволят осуществить наращивание объемов строительства и обеспечить реализацию прав граждан на достойное жилище.
Решение намеченных масштабных задач направлено на обеспечение роста уровня благосостояния населения и на улучшение стандартов проживания, удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального хозяйства и социального назначения, что требует привлечения значительных финансовых ресурсов для реализации федеральных и региональных инвестиционных программ.
В целях обеспечения устойчивого развития территорий и в связи с возможностью техногенных, экологических катастроф и угрозой терроризма необходимо уделять особое внимание защищенности транспортной и инженерной инфраструктур.
Развитие транспортного узла является стратегической задачей государственного значения. Оценка грузопотоков, освоение западного берега Кольского залива с выносом угольного и строительством нефтяного терминалов и прокладкой железной дороги, масштабное расширение морского порта Мурманск за счет увеличения портовой застройки и объединения портов, экологическая безопасность. Утверждение Правительством РФ генеральной схемы транспортного узла будет являться одним из главных направлений развития строительного комплекса Мурманской области.
Прогнозируемый ежегодный грузооборот Мурманского транспортного узла к 2010 году составит 57 млн. тонн (с учетом дополнительного объема угля — 15 млн. тонн и нефтепродуктов — 27 млн. тонн) и 75 млн. тонн к 2015 году. Это, по сути, несколько новых мощных портовых сооружений, создание которых невозможно без участия современного и динамичного строительного комплекса.
— Реконструкция взлетно-посадочной полосы и замена светосигнального оборудования международного аэропорта "Мурманск". Общая стоимость реконструкции объекта в действующих ценах ориентировочно 500 млн. рублей. В 2003 году за счет средств федерального бюджета профинансированы проектно-изыскательские работы в размере 3 млн. рублей. В настоящее время ведется работа по дополнительному выделению финансовых средств из федерального бюджета для решения этой задачи.
— Объем перевозок грузов Мурманским отделением Октябрьской железной дороги филиала ОАО "РЖД" за период с начала года на 3,7 % увеличился по сравнению с уровнем 2004 года, благодаря росту объемов перевозок продукции Ковдорского и Оленегорского ГОКов, медно-никелевой руды, цветных металлов, промсырья ОАО "Кольская горно-металлургическая компания". В течении 2005 года отделение железной дороги планирует освоение более 100 млн. рублей капитальных вложений на развитие пропускной способности.
— Увеличение грузооборота ОАО "Мурманский морской торговый порт" связано с увеличением переработки на экспорт каменного угля и нефтепродуктов. В текущем году продолжается пред-проектная проработка строительства в порту угольного терминала на причалах № 13,14 и строительства нефтеналивного комплекса и нового железнодорожного пути № 7 в тылу причала № 13.
— С начала года в ЗАО "Кандалакшский морской торговый порт" перегружено более чем в два раза больше грузов, чем в прошлом году. Рост обусловлен увеличением перегрузки кокса и угля на экспорт. Планируется развитие порта, направленное на увеличение объемов грузооборота.
По отрасли "Дорожное строительство" на период до 2015 года в Мурманске и области необходимо реконструировать около 300 км автодорог, возвести мосты общей протяженностью более 2 км.
С введением в эксплуатацию I очереди строительства мостового перехода через Кольский залив необходима проработка II очереди строительства, которая предусматривает строительство многоуровневой развязки от мостового перехода с выездом на магистраль общегородского грузового движения — улицу Прибрежную, затем вдоль Фадеева ручья, кольцевой развязки проспекта Кольский — на федеральную автомобильную дорогу Мурманск - Санкт-Петербург. Сроки строительства - 2007 -2020 годы, ориентировочная стоимость - 6,6 млрд. рублей.
Устойчивое обеспечение углеводородным сырьем является необходимым условием текущей жизни и устойчивого развития любого региона. Недра Мурманской области не имеют ресурсов нефти и газа. Здесь также отсутствуют предприятия по переработке этого сырья. Поэтому котельные для отопления, бытовой газ, автотранспорт, некоторые технологические процессы обеспечиваются лишь за счет привоза из других областей нефти, газа, мазута и нефтепродуктов. Программа стратегических действий по обеспечению устойчивого развития Мурманской области должна иметь четкий план обеспечения углеводородным сырьем.
Одним из крупнейших проектов является Штокмановское газоконденсатное месторождение (ШГКМ), его объем составляет 3,2 трлн. куб. метров газа, что является гарантией обеспеченности газом производственных мощностей завода по производству СПГ. Его освоение дает возможность транспортировки газа на побережье Кольского полуострова в объеме 22,5 млрд. куб. метров в год. Все рассматриваемые до настоящего времени способы его обустройства предусматривали прокладку газопроводов по территории области для перекачки конденсата в центральные регионы страны. В последнее время владелец лицензии на разработку ШГКМ прорабатывает вариант строительства завода на побережье Кольского полуострова.
Проектной организацией ОАО ТИПРОСПЕЦГАЗ" по заданию Департамента стратегического развития ОАО "Газпром" подготовлена Декларация о намерениях инвестирования в строительство объектов обустройства Штокмановского ГКМ с учетом применения технологии сжижения газа, с выполнением многофакторного анализа по выбору площадки размещения завода сжижения. Цель работы - определить целесообразность дальнейшего инвестирования в проект, получение решения местных органов исполнительной власти о возможности реализации намерений инвестирования в строительство предприятия, зданий и сооружений, выдачи и получения предварительных технических условий, предварительного согласования размещения объектов обустройства ШГКМ и транспорта газа.
Начальной точкой рассматриваемой системы морской транспортировки сжиженного газа - загрузочный терминал завода по производству сжиженного газа в районе п. Видяево или п. Териберка.
Освоение ШГКМ позволит газифицировать Мурманскую область. Институтом ОАО "ГИПРОСПЕЦГАЗ" разработан проект ТЭО газификации нашего региона, предусматривающий строительство целого ряда газопроводов, которые позволили бы газифицировать все крупные населенные пункты области, перевести на этот вид топлива отопительные и промышленные котельные.
Наряду с развитием транспортной и энергетической систем не менее важное значение имеет развитие промышленного потенциала области.
В целях сохранения и развития производственного потенциала промышленные предприятия Мурманской области осуществляют работы по следующим направлениям:
- в ОАО "Олкон" разрабатывается стратегическая программа развития комбината на перспективу и определяется оптимальный вариант ввода в эксплуатацию подземных рудников на базе разрабатываемых месторождений. Главным фактором, определившим производственную стратегию комбината на долгосрочную перспективу, является высокий спрос на железорудное сырье. Будущее предприятия будет связано только с подземными горными работами. Имеющиеся запасы руды для подземной отработки при реализации планов строительства ряда подземных рудников обеспечат работу предприятия на долгосрочную перспективу с объемом производства концентрата 4,5 - 4,7 млн. тонн в год. Выход на проектную мощность планируется в 2009 году;
- в ОАО "Ковдорский ГОК" реализуется программа производства, позволяющая значительно сократить себестоимость продукции и освоить выпуск новых ее видов. Ведутся работы по строительству мощностей по переработке техногенных отходов и апатит-штафеллитовых руд нового месторождения. Реализация данного проекта позволит увеличить объемы производства апатитового концентрата к 2007 году до 2,5 млн. тонн в год. Создаются мощности по переработке техногенного месторождения апатита и бадделеита (отходов железорудного производства прошлых лет) с последующим развитием мощностей по производству апатитового концентрата;
- в ОАО "Кольская ГМК" реализуется международный проект реконструкции обогатительно-металлургического производства на комбинате "Печенганикель" стоимостью 103 млн. долларов США, реконструкцию производства планируется завершить в 2008 году. Она позволит повысить извлечение металлов в товарную продукцию, значительно сократить выбросы в атмосферу пыли, металлов и диоксида серы в атмосферу. Интенсивно ведутся разведочные и оценочные работы на ильменит-титаномагнетитовом месторождении "Юго-Восточная Гремяха" с целью организации титанового производства и создания около 600 рабочих мест. Планируемый объем финансирования в 2005 году по данному объекту - 58 млн. рублей собственных средств. Прорабатывается вопрос организации на базе Сопчеозерского месторождения хромитовых руд производства хромитовых продуктов. В настоящее время это месторождение находится в опытно-промышленной отработке.
Сдан в эксплуатацию первый пусковой комплекс подземного рудника "Северный - Глубокий". Объем добычи медно-никелевой руды на руднике возрастет с 200 тыс. тонн в 2004 году до 600 тыс. тонн в 2005 году;
- Кандалакшский алюминиевый завод (филиал ОАО "СУАЛ" "КАЗ-СУАЛ") в августе 2005 года завершил строительство комплекса сухой газоочистки стоимостью 20 млн. долларов США. Это крупнейшая в России и СНГ подобная установка, позволяющая 99% промышленных выбросов возвратить в производственный процесс, снизить расходы сырья и повысить эффективность производства. Завод стал в 2 раза безопаснее для окружающей среды. Одним из приоритетных проектов Стратегии экономического развития Мурманской области является строительство нового алюминиевого завода по производству 230 тыс. тонн товарного алюминия; )
- в течение ряда последних лет в ОАО "Апатит" прослеживается рост капитальных вложений. В 2005 году их объем составит 2,4 млрд. рублей. Значительная доля направлена на капитальное строительство и модернизацию оборудования в связи с переходом на более прогрессивные и эффективные технологии. Развитие ОАО "Апатит" осуществляется в соответствии со Стратегией развития компании "ФосАгро", разработанной с учетом фундаментального труда группы ученых КНЦ РАН "Разработка перспектив развития минерально-сырьевой базы ОАО "Апатит" на основе фосфатного и других видов стратегически важного сырья" на период до 2020 года";
— планируется строительство на Кольском полуострове нефтеперерабатывающего завода мощностью до 3 млн. тонн в год, обеспечивающего потребности области в топливе. Однако строительство такого завода целесообразно в случае прихода к нам "большой нефти". Данная перспектива возможна после реализации проекта накопительного терминала или строительства в регионе перевалочного комплекса для транспортировки нефти Тимано-Печерской провинции, а в дальнейшем и нефти месторождений Арктического шельфа;
— проводится модернизация по повышению безопасности 2-го энергоблока Кольской АЭС до современных норм. 3-й и 4-й блоки отвечают современным требованиям по безопасности, их эксплуатация предполагается до 2010 - 2011 годов. Помимо повышения энергоэффективности необходимо дальнейшее развитие атомной энергетики на территории Мурманской области — строительство Кольской АЭС-2;
— технический потенциал ветра на северном побережье Кольского полуострова оценивается в 125 млрд. кВт.ч в год при суммарной мощности ветроэнергетических установок (ВЭУ) свыше 40 тыс. МВт. Состоялись очередные совместные встречи представителей ОАО "Колэнерго", ИФТПЭС Кольского НЦ РАН с испанской компанией "Ибдрола" по развитию ветроэнергетики на территории Мурманской области. В ходе совместных встреч были рассмотрены вопросы строительства ветропарка мощностью 100 МВт и разработки совместного технико-экономического обоснования проекта;
— готовится к реконструкции ООО "Кандалакшский опытный машиностроительный завод", на котором намечается производить запчасти для судовой, железнодорожной и автомобильной техники.
Особую значимость для развития строительного комплекса Мурманской области имеет реализация ряда объектов, находящихся на стадии инвестиционных предложений или в стадии строительства различной степени, таких как:
— завод по выпуску минерального порошка из кварцевых железосодержащих отходов ОАО "Олкон", активированных таловым маслом, применяемого для производства пористого и высокопористого асфальтобетона для дорожных работ;
- изготовление на производственных площадях завода ОАО "Оленегорский завод силикатного кирпича" тротуарной плитки и стеновых блоков из отходов производства ОАО "Олкон";
- организация производства специальных мелкозернистых бетонов и вяжущих на основе шлаков цветной металлургии, состоящих на 90% из гранулированного медно-никелевого шлака комбината "Печенганикель". Эти бетоны испытаны применительно к требованиям, предъявляемым к строительству временных хранилищ (радиоактивных отходов) РАО;
- создание в г. Мурманске на базе ОАО "ТЭКОС" высокоэффективного предприятия по производству теплогидроизолированных пенополиуретаном стальных труб для систем отопления и горячего водоснабжения. С учетом спроса в регионе планируется ежегодно производить 100 км труб диаметром 57-325 мм, из них 90 км в полиэтиленовой и 10 км в оцинкованной оболочке. Использование продукции предприятия только для замены сетей "ТЭКОС" (388 км) позволит добиться экономии денежных средств около 30000 тыс. рублей в год;
- строительство пункта длительного наземного хранения реакторных отсеков на береговой площадке губы Сайда, рассчитанного на хранение 120 реакторных отсеков в течение 70-100 лет;
- инвестирование производства изделий из ячеистого бетона (мелкие стеновые блоки, теплоизоляционные материалы для утепления кровель, полов, стен, а также скорлупы для горячих трубопроводов теплотрасс), из газобетона с использованием отходов промышленности (золоотходов Апатитской ТЭЦ) или кварцевых отходов ОАО "Олкон" на производственных площадях и оборудовании ООО "Стройдеталь" (г. Апатиты);
- на базе производства ОАО "Ковдорслюда" начато изготовление вермикулитовых теплоизоляционных несгораемых огнезащитных плит. В основу технологии положено использование вермикулитового концентрата. При необходимости прочностные характеристики плит могут быть увеличены путем армирования стеклосеткой. Плиты монтируются на защищаемые конструкции на месте. Применяются для противопожарной защиты несущих конструкций и перекрытий.
Первоочередные и текущие задачи, обеспечивающие реализацию стратегии в Мурманске и на территории Мурманской области:
Градостроительство и архитектура
- формирование и осуществление государственной градостроительной политики, учитывающей систему социальных, экономических, экологических и индустриальных факторов и обеспечивающей устойчивое и гармоничное развитие муниципалитетов, Мурманской области и региона в целом;
- развитие и совершенствование градостроительного и жилищного законодательства и нормативно-технического обеспечения деятельности по градостроительству, архитектуре, строительству и эксплуатации жилья; принятие законов и нормативно-правовых актов во исполнение Градостроительного и Жилищного кодексов РФ;
- разработка, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектов схем территориального планирования Мурманской области, документов территориального планирования муниципальных образований, правил землепользования и застройки, нормативов градостроительного проектирования;
- создание системы обеспечения населения информацией о градостроительной деятельности;
- развитие рынка недвижимости, повышение качества городской среды путем комплексной реконструкции существующей застройки и домов первых массовых серий, сноса и замены ветхих зданий современными; кварталов и микрорайонов, застроенных крупнопанельными домами всех серий, выноса или уплотнения промышленной застройки, модернизации объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов социального назначения, восстановления природных компонентов городской среды.
- создание типологии и утверждение рекомендательных параметров комфортного и экономичного в эксплуатации жилища, учитывающего степень ценовой доступности его различным слоям и группам населения и соответствующего государственным социальным стандартам;
- развитие малоэтажного строительства в Мурманске в двух перспективных направлениях: малоэтажная высокоплотная застройка и строительство одноквартирных жилых домов;
- формирование среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Социальное строительство в Мурманске и Мурманской области
- завершение начатого в 1991 году строительства детского дома-интерната для умственно-отсталых детей (расширение на 210 мест) в г. Мончегорске;
- реконструкция здания Апатитского психоневрологического интерната на 605 мест с открытием нового спального отделения на 100 койко-мест и нового пищеблока на 200 посадочных мест;
- создание на базе существующих зданий (с необходимой реконструкцией и оснащением оборудованием) психоневрологического интерната на 105 мест;
- завершение строительства и ввод в эксплуатацию начатых в конце 80-х и в 90-х годах родильного дома на 130 коек в г. Мурманске, лечебного корпуса детского специализированного дома ребенка в г. Апатиты, детского реабилитационного центра на 200 посещений в смену для подростков, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в г. Мурманске, больницы на 240 коек (I очередь) в г. Апатиты; завершение реконструкции здания родильного отделения городской больницы в г. Оленегорске;
- реконструкция отделения областного противотуберкулезного диспансера в г. Мурманске и Мурманской клинической областной больницы;
- ввод в эксплуатацию пристройки к патологоанатомическому отделению Мурманской областной клинической больницы, а также современного медицинского центра для подростков-наркоманов площадью 2865 кв. метров;
- строительство инфекционного корпуса на 40 коек с отделением для больных СПИДом в г. Кандалакше;
- поэтапная реконструкция и переоснащение отделений областного онкологического центра в г.Мурманске;
- ввод в эксплуатацию школы-сада с интернатом в с. Варзуга Терского района, реконструкция школы № 2 на 600 мест в г. Коле, окончание ремонта школы в п. Протоки (г. Оленегорск);
- реконструкция и капитальный ремонт школ, школ-интернатов, профтехучилищ и общежитий;
- капитальный ремонт и частичная реконструкция зданий и сооружений Областного центра психо-медико-социального сопровождения и областного загородного стационарного лагеря круглосуточного действия «Гандвиг»;
- реконструкция здания педагогического колледжа в г. Мурманске;
- завершение консервационных и реставрационных работ на двух памятниках деревянного зодчества: в с. Варзуга Терского района и с. Ковда Кандалакшского района;
- ремонт фасадов, кровель, реконструкция внутренних помещений с заменой инженерных сетей и модернизацией специального оборудования зданий 5-ти учреждений культуры: музыкального училища, Областной научной библиотеки, Областного драматического театра, Дома культуры моряков в г.Мурманске и музея цветного камня им. В.Н. Дава в г. Мончегорске;
- завершение полной реконструкции и капитального ремонта Дворца культуры им. СМ. Кирова в г. Мурманске;
- строительство легкоатлетического манежа в г. Мурманске, в районе Долины Уюта;
- выполнение работ по достройке и реконструкции учебно-тренировочной базы лыжного двоеборья на Окуневом озере в г. Мурманске;
- строительство крытого катка с искусственным льдом на 1200 мест в г. Апатиты;
- модернизация горнолыжных трасс в г. Кировске;
- реконструкция и переоснащение оборудованием Ледового Дворца спорта на 1500 мест и спортивного комплекса с двумя спортзалами и плавательным бассейном в г. Оленегорске;
- завершение строительства здания детского сада на ст. "Лопарская" Кольского района, начатого в 1990 году в соответствии с программой "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года". В здании разместятся детский сад на 15 мест, начальная школа на 28 мест (два класса) и фельдшерско-акушерский пункт, что позволит повысить уровень дошкольного и школьного образования и обеспечить нормальное медицинское обслуживание населения поселка;
- завершение строительства учебного корпуса профтехучилища № 26 в селе Ловозеро, что позволит повысить уровень подготовки кадров по специальностям, связанным с традиционными видами деятельности, народными промыслами и ремеслами;
- завершение строительства детского сада на 95 мест в с. Краснощелье Ловозерского района, законсервированного в начале 90-х годов;
- строительство и реконструкция гостиниц с повышением качества и расширением спектра предоставляемых услуг;
- переоборудование атомного ледокола "Ленин" в музей истории и развития отечественного атомного флота, освоения Арктики и Северного Морского пути.
Сельское строительство
- реконструкция и строительство в сельской местности жилых домов, объектов образования, здравоохранения, культуры, электро- и водоснабжения, сельских дорог общего пользования;
- реконструкция комплекса крупного рогатого скота ГОУСП "Тулома";
- реконструкция теплиц площадью 2,7 га ГОУСП "Тепличный комбинат "Мурманский", что обеспечит внедрение в производство современных энергосберегающих технологий, рост урожайности овощных культур и доходность от их реализации, увеличение объема производства овощной продукции на 420 тонн в год;
- реконструкция молочно-товарной и птицеводческой ферм СХПК "Полярная Звезда";
- ремонт животноводческих помещений ОАО "Агрофирма "Индустрия", что обеспечит увеличение объемов производства молока путем улучшения условий содержания крупного рогатого скота; замена оборудования систем поения и кормораздачи;
- реконструкция оленеводческой базы СХПК "Оленевод" и СХПК "Тундра", что создаст оптимальные производственно-бытовые условия для ведения оленеводства и увеличения производства мяса оленей на 1500 тонн в год;
- реконструкция пивоваренного завода ОАО "Арктик-Рус";
- расширение очистных сооружений ГОУСП "Тулома", что увеличит объем переработки сточных вод с 200 до 600 кубометров в сутки. Жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- строительство за пределами Мурманской области 183,3 тыс. м2 жилья для граждан, получивших жилищные сертификаты, семей военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и выезжающих в регионы с более благоприятными природно-климатическими условиями.
Предполагается переселение около 4 тыс. семей. Высвободившееся в городах и поселках жилье будет использовано для повторного заселения семьями, стоящими в очереди на получение социального жилья или проживающими в ветхом и аварийном жилом фонде;
- строительство, реконструкция и приобретение 97 тыс. кв. метров общей площади жилых домов в Мурманске и других городах и районах области для переселения более 2,6 тыс. семей в соответствии с региональной целевой программой "Переселение граждан Мурманской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 - 2010 годы";
- организация и значительное увеличение строительства (660,3 тыс. м2) социального жилья и домов повышенной комфортности в Мурманске и области с целью удовлетворения имеющегося спроса. Создание доступной системы ипотечного кредитования жилищного строительства;
- реализация программы "Реконструкция и капитальный ремонт жилых зданий первых массовых серий". Намечено 1,5 млн. кв. метров для различных видов реконструкции жилья в домах 50-70 годов постройки;
- модернизация внутриквартальных и внутридомовых инженерных сетей, замена лифтов, установка приборов поквартирного учета потребления коммунальных услуг для экономии расходования тепла, газа, воды и электричества, снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг, повышения надежности эксплуатации жилищного фонда;
- модернизация коммунальных котельных, центральных тепловых пунктов, магистральных, уличных и квартальных тепловых сетей, что позволит повысить надежность теплоснабжения, снизить затраты на производство тепла, сократить потери на пути к потребителю, улучшить экологическую ситуацию;
- обеспечение строительства автономных источников тепла (крышные, пристроенные и встроенные котельные) под объем нового строительства жилья с учетом поквартирного теплоснабжения;
- строительство и модернизация водозаборов поверхностных вод, водоочистных сооружений, во доводов и уличной водопроводной сети; обустройство зон санитарной охраны водозаборов и водопроводных сооружений, что повысит надежность водоснабжения населения, улучшит качество воды по химическим и бактериологическим показателям, продлит срок службы водопроводов, значительно уменьшит расходы энергоресурсов, обеспечит санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и улучшение качества жилищно-коммунальных услуг;
- проведение мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических и эстетических качеств городского озеленения.
Производство строительных материалов
- обеспечение строительного рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией;
- обновление основных фондов предприятий промышленности строительных материалов с переходом на более высокий уровень их технического оснащения; привлечение необходимых инвестиций для модернизации действующих производств, ввода новых мощностей и их эффективной эксплуатации;
- снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление строительных материалов;
- повышение производительности труда за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов;
- обеспечение рационального использования минеральных природных ресурсов и вовлечение в производство техногенных отходов различных отраслей промышленности;
- создание завода и выпуск керамических материалов (кирпич и облицовочная плитка); наиболее предпочтительный вариант, исходя из качества сырья и запасов, из глины Урагубского месторождения;
- развитие камнедобычи и камнеобработки с расширением номенклатуры выпускаемых облицовочных изделий;
- производство декоративных заполнителе(щебень, песок) различной цветовой гаммы из отходов камнедобычи, камнеобработки, бетонов на их основе и мелкоблочного сырья;
- выпуск строительного щебня высшей категории качества из метогаббродиабазов Прихибинского месторождения;
- увеличение объемов использования вскрышных пород горнообогатительных комбинатов для крупномасштабного обеспечения потребности строительной отрасли в щебне на перспективу (7, млн. м3 к 2015 году);
- разработка технологии и создание опытного производства цветной мозаичной стеклоплитки из вторичного горнопромышленного сырья;
- производство огне- и жаростойких материалов и изделий на основе вермикулита Ковдорского месторождения;
- производство огнеупоров из оливинитов Кольского региона для металлургических процессов;
- производство стеновых и теплоизоляционных изделий из полистиролгазобетона на основе промышленных отходов местных производств;
- освоение производства пористых заполнителей из местных вспучивающихся сланцев (проявление Цыпнаволок, п-в Рыбачий);
- производство кровельных и гидроизоляционных материалов на основе атмосферостойких каучуков, полимерных мастичных составов, увеличивающих в 2-3 раза их долговечность и морозостойкость, керамическую, цементно-песчаную и металлическую черепицу улучшенного качества.
Для перспективного развития промышленности строительных материалов, осуществления стратегического планирования в области расширения номенклатуры и увеличения объемов производства продукции целесообразна разработка территориальной программы развития минерально-сырьевой базы Мурманской области на расчетный период до 2015 года. Она должна включать в себя оценку наличия запасов полезных ископаемых, пригодных для применения в строительном комплексе, принципы технического перевооружения и реконструкции предприятий горнодобывающей промышленности, порядок использования отходов горнопромышленного комплекса, пригодных для использования при производстве строительных материалов.
Развитие предприятий стройиндустрии Мурманска и Мурманской области предполагает сокращение доли неэффективных производств и создание рентабельных предприятий, способных на основе новых технологий производить высокотехнологичные виды продукции, обладающие конкурентоспособностью на мировом рынке.
Прогноз производства некоторых строительных материалов до 2015 г.
Год |
Щебень, тыс. м3 |
Железобетонные конструкции, тыс. м3 |
Силикатный кирпич, млн. шт. |
Шунгизитовый гравий, тыс. м3 |
Бетонные смеси, тыс. м3 |
Строительные растворы, тыс. м3 |
Шунгизито-бетонные блоки, тыс. шт. |
2004 |
2498,3 |
23,07 |
5,78 |
2,16 |
28,15 |
14,8 |
26,52 |
2005 |
2623,2 |
23,9 |
6,07 |
2,27 |
29,28 |
15,39 |
27,58 |
2006 |
2754,4 |
25,17 |
6,38 |
2,38 |
30,71 |
16,16 |
28,96 |
2007 |
2892,1 |
26,43 |
6,7 |
2,5 |
32,25 |
16,97 |
30,41 |
2008 |
3036,7 |
27,75 |
7,1 |
2,63 |
33,86 |
17,82 |
31,93 |
2009 |
3216,5 |
28,97 |
8,04 |
3,6 |
34,38 |
18,41 |
32,43 |
2010 |
3425,8 |
29,41 |
9,15 |
4,02 |
35,79 |
19,54 |
33,89 |
2015 |
7896,3 |
34,92 |
12,23 |
5,77 |
42,3 |
23,04 |
40,12 |
Реализация намеченных задач требует значительных инвестиций. Уже в ближайшие годы необходимо вкладывать в строительство в Мурманске и Мурманской области более 20 млрд. рублей в год, что выше текущего уровня в 1,2 раза.
Перед строительными организациями поставлена задача наращивать объемы подрядных работ ежегодно на 10 -15 % и обеспечить к 2010 году рост в 2,4 раза, к 2015 - в 2,8 раза по сравнению с текущим годом.
Воплощение в жизнь этих проектов даст мощный импульс дальнейшему развитию региона в целом и строительной индустрии в частности, создаст дополнительные рабочие места и увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Содержание журнала "СЕВЕР строительный" 1-2 2006 г.
Еще статьи по теме "Строительство в Мурманске":
Строительство новых АЗС в Мурманске и Мурманской области
Строительство жилья в Мурманске для социальных нужд
Строительство новых домов в Мурманске
Строительство учебного центра в Мурманске для нефтегазовой отрасли
Строительство социального жилья в Мурманске
Правительство - за комплексное малоэтажное строительство в Мурманске и области
|