В стратегической перспективе освоение ресурсов шельфа Арктики не имеет альтернатив, и мировой финансовый кризис на эти процессы не повлияет.
Однако в среднесрочном периоде, с учетом технологических возможностей, ввод новых стратегических объектов, в частности Штокмановского месторождения, вероятнее всего сдвинется не менее чем на 5 лет, то есть до 2017 года.
Финансовый кризис значительно усложнил возможность реализации дорогостоящих проектов, снизил капитализацию и кредитоспособность крупнейших сырьевых корпораций, однако учитывая устойчивость реального сектора экономики и уменьшение доказанных запасов углеводородного сырья развитых стран, потребность в энергоносителях восстановится в ближайшие 3-4 года. Для отечественной экономики освоение шельфа Западной Арктики является долговременной стратегической необходимостью как с позиций закрепления на важнейших акваториях, так и значительного улучшения инновационной динамики, в том числе с учетом прогнозных изменений климата.
В среднесрочном периоде даже с активным привлечением зарубежного опыта нефтегазовый сектор в условиях снижения цен и отсутствия готовых технологических решений для добычи при наличии ледового покрова и возможности появления айсбергов, а также транспортировки на большие расстояния при отрицательных температурах воды может не найти быстрых проектных решений с приемлемыми показателями рентабельности. Что касается временных характеристик, то как показывает работа норвежских операторов на шельфе, с момента утверждения проекта до получения первой продукции проходит не менее семи лет.
С учетом структуры запасов углеводородов шельфа Западной Арктики и необходимости диверсификации экспорта наиболее перспективным является Северо-Американский рынок (САР) сжиженного природного газа (СПГ). Вместе с тем, учитывая устойчивые тенденции по снижению энергоемкости производства развитых стран и цен, целесообразно применение специальных хозяйственных инструментов, в качестве которых могут выступать соглашения о разделе продукции и особые экономические зоны.
В настоящее время доминирующим как по нефти, так и по газу для российской экономики является Европейский рынок, куда экспортируется более 90% этих продуктов. Начатое движение на Азиатско-Тихоокеанский рынок с позиций диверсификации должно быть дополнено развитием экспорта сжиженного природного газа на САР из Арктического бассейна. Этому способствуют два обстоятельства. Первое – что запасы собственного природного газа в США практически истощены, а ближайший стратегический партнер, Канада, имеет высокий уровень прогнозной обеспеченности только по нефти. Второе – необходимость для отечественных компаний развития высокотехнологичных производств с одновременным повышением мобильности экспорта, при этом морские перевозки СПГ в стоимостном отношении оказываются сопоставимыми с трубопроводным транспортом. Вместе с тем, как Европейский Союз, так и США формируют стратегические программы по снижению энергоемкости ВВП к 2025 году не менее чем на 30%. В Америке дополнительно планируется в том же периоде обеспечить до 30% общей потребности технологическим (био) газом. В этих условиях весьма вероятна долговременная тенденция к снижению цен на природный газ и возрастание трудностей с формированием консорциумов и получением кредитов при освоении сложных объектов арктического шельфа. Соглашения о разделе продукции в таких обстоятельствах могут выступить важным экономическим инструментом финансовой наполняемости проектов. Однако при этом категорическим требованием должна выступать предусмотренная законодательством норма уровня привлечения операторами проектов отечественных компаний – производителей оборудования.
Что касается внутренних вызовов, то в последние 10 лет последовательно снижается государственная поддержка северных территорий, включая Мурманскую область. Централизация государственного управления и бюджетных потоков сопровождается унификацией подходов к регионам, в то время как специфические условия хозяйствования и жизнедеятельности на Севере от этого не исчезли. После утверждения Правительством РФ (постановление от 1 апреля 2005 г. № 176) «Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда» большая часть пенсионеров не может воспользоваться своим правом на компенсацию проезда на отдых, поскольку не имеет возможности приобретения путевок в места организованного отдыха или желает провести свой отдых в других местах (проживания их родственников и других). В области регулирования трудовых правоотношений на Севере со стороны федеральных органов власти и управления наметилась отчетливая тенденция исключения из действующих нормативных актов существовавших норм в северных регионах или существенной ревизии этих норм, значительно снижающей их эффективность. Наиболее показательным примером является принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, которым была ликвидирована гарантия, предусматривающая выплату молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет; норма, устанавливающая право на бесплатный проезд авиационным транспортом один раз в год туда и обратно иногородним студентам очной формы обучения и аспирантам государственных, муниципальных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения, постоянно проживающим в районах Севера. С другой стороны, большую часть документов составляют не законы, а нормативные акты исполнительных органов государственной власти. Результатом этого является отсутствие системности и стабильности в правовом регулировании многих вопросов развития Севера. Широко распространено неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых нормативных актов, отсутствует надлежащий контроль и ответственность за их реализацию. Так, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. № 198 «Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера» практически не выполняется.
Четко обозначилась тенденция, направленная на постепенную ликвидацию как отдельных Федеральных законов, регулирующих проблемы Севера (Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» прекратил действие в 2005 году), так и устранение из других Федеральных законов конкретных норм по этой тематике. Что касается третьего направления, то есть взаимодействия с корпорациями, то здесь противостояние вызовам и угрозам возможно, но оно осуществляется в условиях жесткой конъюнктурной борьбы. Можно напомнить, что проектировавшаяся в 2001-2002 годах схема транспортировки нефти на Северо-Американский рынок через Мурманский порт по всем направлениям (экономика, экология, диверсификация поставок и т.п.) превосходила Балтийскую трубопроводную систему, однако политический выбор был сделан в пользу последней.
ОБРАЗ БУДУЩЕГО КОЛЬСКОГО СЕВЕРА
Читать еще по теме "Шельф Арктики":
Арктический шельф - новый импульс развития экономики Мурмана
Арктический шельф: борьба только начинается
Первопроходцы арктического шельфа
В борьбе за арктический шельф полумерами не обойтись
Нефть и газ арктического шельфа-2008: материалы конференции
|