Главная Образ будущего Кольского Cевера
Образ будущего Кольского Cевера Печать E-mail

Селин В.С., главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН, д.э.н., профессор

Проблемы и тенденции экономического развития Мурманской области в долгосрочной перспективе

Проблема надежности прогнозов изменения внутренней и внешней среды для любой экономической системы (национальной, региональной, отраслевой и т.п.) является ключевой при выработке долгосрочных стратегий и программ их развития. При этом совершенно очевидно, что точно и однозначно предусмотреть временные параметры, характер изменения и степень влияния всех факторов в их взаимозависимости практически невозможно. Классическим примером являются современные процессы на мировых рынках, которые всего год назад очень туманно просматривались только в редких исследованиях отдельных экономистов. Во всяком случае, ни одна из национальных (отраслевых) или региональных концепций не предусматривала возможности такой драматической динамики. И сейчас стоит вопрос, в какой мере они (концепции) подлежат корректировке и насколько основательна она должна быть. Такой вопрос возник и на завершающем этапе подготовки Стратегии социально-экономического развития Мурманской области на период до 2025 года, в том числе при рассмотрении ее в экспертной организации - Центре стратегических разработок «Северо-Запад».

Очевидно, что ответ зависит от того, насколько длительным будет сам кризис и следующая за ним рецессия, и каким тяжелым будет их влияние. Необходимо отметить, что нестабильность, по нашему мнению, - это нормальное состояние социально-экономических процессов, поскольку они постоянно находятся в динамике. Другой вопрос, какое отклонение от признанной нормы можно рассматривать как опасное, требующее того или иного вмешательства.

Противоречивость процессов развития ситуации

Противоречивы и сами процессы. Например, необходимым элементом рыночной экономики является наличие свободных ресурсов на рынке труда. С другой стороны, безработица является признаком нестабильности. Инфляция служит определенным «стимулятором» спроса, но характеризует и негативные тенденции, особенно если превышает некоторые «пороговые» значения. Поэтому, чтобы сделать выводы о необходимости корректировки уже разработанных прогнозов, необходимо остановиться на методических подходах к их разработке, характерных для последнего пятилетнего периода на национальном и региональном уровнях.

Несмотря на повышение уровня макроэкономической устойчивости российской экономики, прогнозирование перспектив ее развития остается актуальной проблемой как для отдельных специалистов и экспертов, исследовательских институтов, так и для ведомства, отвечающего за разработку официальных правительственных прогнозов - Министерства экономического развития Российской Федерации (МЭР РФ). И диапазон оценок даже краткосрочных тенденций весьма велик. Достаточно сказать, что в 2007 г. первоначальная оценка роста российской экономики - 6,2% - была повышена вначале до 6,5%, а затем до 7,3%. Регулярными и достаточно значимыми были пересмотры прогнозов и в предыдущие годы [1].

Задачи исследователей и политиков

Задача исследователей - обосновать варианты образа будущего, задача политиков, а возможно и населения, - выбрать желательный (оптимальный) путь развития и выразить его в терминах ограниченного набора целей. Четко, внятно сформулированная цель всегда помогает понять, какого рода действия и какая экономика стоят за реализацией этой задачи. Кроме того, масштабные цели, как правило, предполагают наличие огромного количества подцелей и более или менее определенной системы мер и институтов.

В этой связи полагаем, что для долгосрочного плана развития совершенно недостаточно одной цели, например удвоения ВВП. Впрочем, недостаточно и ста целей, если они - не более чем декларация о намерениях. Необходимо, чтобы эти цели превратились в систему обязательств исполнительной власти, в систему, порождающую движение материальных и финансовых потоков. Существенно при этом, чтобы за национальные цели развития отвечали не только отдельные министерства и ведомства, но и правительство.

Изменение критериев и факторов регионального развития

Изменение критериев и факторов регионального развития существенно меняет оценки рациональности сложившегося размещения производительных сил, требует новых адекватных рыночным условиям методов обоснования направлений и мер по его совершенствованию.

Все это предопределяет целесообразность исследования процессов формирования региональных рынков, выявления региональных кризисных ситуаций в социальной, экономической и экологической сферах, оценки финансового и инвестиционного потенциалов регионов и межрегионального перераспределения финансовых ресурсов, изучения особенностей хода экономических реформ и анализа ряда других проблем, непосредственно связанных с современным типом социально-экономических преобразований. Причем задачи научных исследований состояния региональной экономики выдвигаются исходя не только из необходимости прогнозирования социально-экономического развития страны и формирования территориальной стратегии. Не менее важное значение приобретает анализ действенности региональной политики и ее обоснование в различных сферах жизни общества.

Освоение ресурсов шельфа Арктики

В стратегической перспективе освоение ресурсов шельфа Арктики не имеет альтернатив, и мировой финансовый кризис на эти процессы не повлияет. Однако в среднесрочном периоде, с учетом технологических возможностей, ввод новых стратегических объектов, в частности Штокмановского месторождения, вероятнее всего сдвинется не менее чем на 5 лет, то есть до 2017 года.

Финансовый кризис значительно усложнил возможность реализации дорогостоящих проектов, снизил капитализацию и кредитоспособность крупнейших сырьевых корпораций, однако учитывая устойчивость реального сектора экономики и уменьшение доказанных запасов углеводородного сырья развитых стран, потребность в энергоносителях восстановится в ближайшие 3-4 года. Для отечественной экономики освоение шельфа Западной Арктики является долговременной стратегической необходимостью как с позиций закрепления на важнейших акваториях, так и значительного улучшения инновационной динамики, в том числе с учетом прогнозных изменений климата.

Перспективы реализации стратегических проектов в Мурманской области

При разработке сценариев учитывались перспективы реализации на территории области отдельных стратегических проектов. Комплексная оценка внешних факторов, влияющих на развитие Мурманского транспортного узла, позволила считать наиболее важными из них:

Подробнее

При разработке стратегии основными были признаны три сценария

Инерционный - в целом сохраняется структура экономики и промышленности, в отраслях низкий уровень технологических изменений. Темпы роста ВРП ниже среднероссийских: 1-2% в год и не более 50% в прогнозируемом периоде.

Энерго-сырьевой - активно формируется нефтегазовый сектор промышленности и необходимая инфраструктура, однако Мурманская область остается транзитным регионом, перерабатывающие мощности не создаются. Темпы роста ВРП соответствуют среднероссийским, общий рост в прогнозируемом периоде в 2-2.5 раза.

Инновационный - нефтегазовый сектор формирует перерабатывающие предприятия в регионе и инфраструктуру высокого уровня. В традиционных отраслях (горнопромышленный и рыбопромышленный комплексы) отмечаются инновационные тенденции. Рост ВРП в 3-3.5 раза и производительности труда не менее чем в 3 раза, что превышает среднероссийские показатели.

В ИНЕРЦИОННОМ сценарии в силу совокупности экономических и политических факторов затягивается освоение уникальных нефтегазовых месторождений арктического шельфа.

Для учета ситуации предусмотрены соответствующие этапы

На первом (2009-2013 гг.) преодолеваются последствия мирового финансового кризиса, создаются необходимые условия и формируется механизм инновационного ускорения, а на втором (2014-2025 гг.) - значительно повышается технологический уровень производственного комплекса и инфраструктуры, обеспечивается прогрессивный рост добавленной стоимости и социальной ориентации экономики.

Рассматриваемые этапы различаются по условиям, факторам и приоритетам экономической динамики.

Задачи деятельности органов государственной власти Мурманской области

Задачами деятельности органов государственной власти Мурманской области по усилению позитивных факторов и противодействию возникающим вызовам будут организация целенаправленного и долговременного взаимодействия с бизнесом, а также комплекс мер по мобилизации возможностей гражданского общества. В целях перехода к инновационному социально-ориентированному развитию региона в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности стратегические задачи могут быть сформулированы следующим образом:

- защита интересов Мурманской области в Правительстве Российской Федерации, министерствах и ведомствах, в том числе через участие в работе Федерального собрания, Государственного Совета РФ, Межпарламентской ассоциации, Общественной палаты. Усиление участия региона в федеральных целевых программах, национальных проектах, проектах Государственного инвестиционного фонда и т.п.;  

- снижение административных барьеров во всех сферах хозяйственной деятельности, активное противодействие условиям и фактам проявления коррупции;  

- создание условий для развития предпринимательства и конкуренции, активизации механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;  

- активная деятельность органов государственной власти Мурманской области совместно с заинтересованными корпорациями и компаниями по лоббированию интересов экономики региона в Правительстве Российской Федерации, отечественных и зарубежных организациях;  

- формирование условий для масштабного создания новых частных предприятий и компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства;  

- усиление участия Мурманской области в отраслях предпринимательства, связанных с развитием инфраструктуры и обеспечением социальной сферы, с созданием равных условий для конкуренции на тех направлениях, где наряду с государственными функционируют частные компании; 

- поддержание экономической стабильности и инвестиционной привлекательности региона;  

- развитие государственно-частного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры;  

- поддержка инициатив бизнеса на участие в развитие социальной сферы и человеческого капитала;  

- активная поддержка региональных компаний в приграничной деятельности и ресурсопользовании на арктическом шельфе, защита интересов бизнеса в случае нарушения его прав;  

- расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти Мурманской области, связанных с регулированием экономики.

Литература: 3 источника 
 

busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.225.209.89

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .