Аренда офисов в Мурманске

 

Главная Методические подходы по обеспечению надежности качества в жилищном строительстве
Методические подходы по обеспечению надежности качества в жилищном строительстве Печать E-mail

Главный регулятор системы качества — рынок: потребитель «голосует кошельком»


 Викторов М.Ю., генеральный директор Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-запада»

Формирование рынка доступного жилья в России сегодня является, может быть, и самой важной задачей, в решении которой сегодня задействованы и органы власти, и строители, и финансовые институты, и физические лица. При этом все участники этого процесса осознают, что количество не отменяет качество, и в погоне за объемами нельзя «выплеснуть с водой ребенка». Здесь хочется отметить, что по вопросу регулирования качества в строительстве присутствует не одна точка зрения. Приведу в пример крайние:

— Главный регулятор системы качества — рынок: потребитель «голосует кошельком» и в случае, если он будет неудовлетворен продуктом, это подорвет репутацию и имидж компании, вплоть до ее ухода с рынка.

— Основная роль контроля качества должна отводиться государству. Государство не контролирует качество строительства, а если и контролирует, то не несет за это никакой ответственности, поэтому на смену госконтролю должен придти общественный контроль и ответственность «за собратьями по цеху».


Основная роль контроля качества должна отводиться государству


Полагаю, что истина, как обычно, где-то посередине, но сегодня я остановлюсь в основном на том, какая роль в вопросе регулирования качества строительства может быть отведена бизнес-сообществу. Тем более что профессиональные объединения не только давно обсуждают эту тему, но и предпринимают вполне конкретные шаги в этом направлении. Например, Ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Северо-запада» выступает одним из организаторов целого ряда строительных конкурсов, таких как «Строитель года», «Международный конкурс профессионального мастерства», «Лучший прораб» и т.д. Не далее как сегодня в рамках конгресса при нашем участии проходит окружное совещание «Жилищное строительство: управление качеством и обеспечение безопасности жилья», на котором будут подниматься все те же вопросы.

Однако это только верхушка айсберга. В странах с развитой рыночной экономикой профессиональные объединения уже давно полностью взяли на себя контроль качества профессиональной деятельности. В идеале, модель регулирования отрасли профессиональными объединениями — самая правильная и разумная изо всех существующих, так как никто — ни государство, ни чиновники не могут так качественно и объективно оценить работу и состояние фирмы, как ее коллеги по рынку. Участники объединений имеют богатый опыт, специфические знания и профессиональную интуицию. Нередко в их распоряжении — обширная база данных по истории рынка и ее участникам, по распространенным ошибкам и просчетам, по проблемным ситуациям. В конце концов, есть неофициальная информация, которую тоже нельзя списывать со счетов. Все это позволяет создавать и использовать внутри объединений по-настоящему эффективные и адекватные методики оценки качества и надежности фирм. К тому же, именно мы, участники рынка, более чем кто-либо заинтересованы в том, чтобы не допустить на рынок бракоделов. Ведь любой скандал на рынке наносит удар по репутации всех его участников.

Государственная система контроля, напротив, отягощена бюрократией, все нововведения отстают от потребностей рынка, а исполнители нередко имеют лишь абстрактное представление об отрасли, ее механизмах и проблемах. Такой контроль зачастую носит лишь номинальный характер, и все что ему удается — предотвратить только самый откровенный и грубый брак. Пример — действующие сегодня СНиПы. Требования рынка к современному качественному жилью давно уже их опередили. Строить строго по СНиПам, значит, строить на самом нижнем допустимом уровне качества. Если же компания хочет не только построить и сдать жилье, но и успешно продать его — ей уже необходимо руководствоваться не только государственными нормами, а гораздо более жесткими стандартами, продиктованными конкуренцией и потребительской средой.

То же можно сказать и о рынке стройматериалов. Например, сегодня в Петербурге и Ленинградской области выпускается достаточное количество различных стройматериалов высокого качества. Кирпич, щебень, бетон, железо- и газобетон, и многое другое строители могут приобрести без особых проблем. При этом у самих производителей таковые имеются. Например, большинство, если не все из представленных на нашем рынке предприятий, провели необходимую модернизацию, установили новое оборудование, а то и вовсе открыли новые производства. Все это — серьезные вложения, в том числе, в качество стройматериалов и конечной продукции — возводимые дома и здания. Но и здесь наблюдается противоречие с государственной системой, так как существующие ГОСТы устарели и устанавливают более низкие требования к параметрам материалов, открывая тем самым возможность для продвижения на рынок продукции более низкого качества.


профессиональные объединения уже давно полностью взяли на себя контроль качества профессиональной деятельности


Кто, как не сами производители, знающие рынок изнутри, могли бы сформулировать современные, достаточно жесткие и в то же время адекватные требования к выпускаемой продукции? Кто, как не девелоперы, имеющие богатый опыт продаж, могли бы описать предпочтения и требования покупателя к новому жилью? Кто как не профессиональные строители первыми обнаружат недобросовестного конкурента?
Именно поэтому среди предполагаемых механизмов регулирования отрасли, специалисты называют контроль с помощью саморегулируемых организаций. И нам видится, что в идеальном варианте эффективнее всего проблема качества также может быть решена посредством формирования развитого, цивилизованного института таких объединений. С учетом перспектив отмены лицензирования в строительной отрасли этот вопрос становится особенно актуальным.

Сама по себе отмена лицензирования в том виде, в котором оно реализуется на практике — наверное, понятный и обоснованный шаг. По многим видам деятельности лицензирование дублирует функции других регулирующих механизмов, таких как государственный контроль и надзор, системы государственной регистрации, сертификации, аккредитации, обязательного страхования ответственности, иные методы государственной разрешительной политики. Заменить систему лицензирования может контроль со стороны саморегулируемых организаций. Но здесь встает серьезный вопрос — когда это может произойти? До окончания срока действия лицензирования видов деятельности, связанных со строительством, осталось 9 месяцев, однако пока ни строительный рынок, ни законодательная база к этому не готовы. Закон о саморегулируемых организациях так и не принят, не готовы необходимые технические регламенты (насколько мне известно, сегодня, из 16 технических регламентов, регулирующих строительство, в план правительства внесена разработка только трех), которые должны сменить СНИПы и ГОСТы в соответствии с законом о техническом регулировании. Механизм страхования ответственности строителей не работает в должном объеме.

Все это свидетельствует о необходимости постепенного, плавного перехода от лицензирования к саморегулированию. За этот период должна быть подготовлена законодательная база, проведено комплексное развитие региональных связей между профессиональными объединениями, внедрена стандартизация их деятельности, в том числе в сфере контроля качества. Требуется также повысить роль и статус профессиональных объединений, что может быть реализовано на уровне подзаконных актов Правительства Российской Федерации в соответствии с Положением о лицензировании деятельности в области строительства и проектирования. Сами профессиональные объединения должны активно готовиться к тому, чтобы стать саморегулируемыми организациями, приводить в соответствие с этим свою структуру и принципы работы. Во всяком случае, наше объединение сделало уже очень многое для этого.


сегодня в Петербурге и Ленинградской области выпускается достаточное количество различных стройматериалов высокого качества


В Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-запада» создан и действует целый ряд профильных комиссий, продолжается разработка методологии сертификации строительных компаний, которую мы планируем проводить по трем базовым параметрам: технико-профессиональному (в основе которого видятся как раз лицензионные требования), финансовому, а также оценки качества работ на объекте и присвоения лучшим из них особых знаков отличия. Но обо всем этом просто говорить, внедрить и реализовать на практике — гораздо сложнее. Это процесс, который требует длительного времени, профессионализма, опыта, обкатки и внесения корректив.

Поэтому мы понимаем, что резкий переход от одной системы контроля к другой может привести к серьезным последствиям. Слабо работающая, не подкрепленная законодательно система саморегулирования при отмененном лицензировании может сыграть роль плохой плотины: в отсутствие существенных препятствий на рынок хлынут недобросовестные игроки, и уже с 1 января 2007 года мы рискуем оказаться в ситуации, когда сотни только что образовавшихся "строительных компаний", без какой-либо истории и лицензии на ведение строительной деятельности, будут строить жилые и коммерческие здания. Кроме того, мы осознаем, что контроль — это прежде всего — ответственность, и с начала следующего года мы можем столкнуться с тем, что государство от таковой освободится, профобъединения же не будут готовы ее принять. А ведь строительство — одна из социально значимых и ответственных отраслей — как медицина или образование. И печальный опыт последних двух лет продемонстрировал нам, к каким бедам может привести плохой контроль строительной деятельности.

Поэтому Ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Северо-запада» подготовила и направила в Госдуму и в Минрегионразвития свои поправки в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", которые, в частности, подразумевают продление срока действия лицензирования в отношении проектирования и строительства зданий и сооружений, а также инженерных изысканий для строительства еще на два года. В противном случае мы можем столкнуться с ситуацией, которая сложилась после принятия Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости»: закон принят, но не работает.

В заключение хочу подчеркнуть, что роль профессиональных объединений в регулировании качества строительства может быть колоссальной — при условии грамотного построения всей системы регулирования. Мы со своей стороны постоянно готовим себя к тому, чтобы перейти на механизмы саморегулирования в отрасли. И ждем поддержки от других участников этого процесса — федеральных и региональных органов власти, а также других бизнес-сообществ.

Журнал "СЕВЕР строительный", № 5 май 2006 г.

Еще статьи на тему "качества":

Стандарты менеджмента качества продукции и услуг - для лучшей жизни

Требования к системам менеджмента качества

Повышение квалификации строителей - это залог качества строительства

«Марка года» — знак качества продукции

Оценка системы качества

Процессный подход как основа системы менеджмента качества

Эксперты оценили обеспечение качества эксплуатации на Кольской АЭС

Золотой Знак качества для ООО «Ковдорслюда»


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.224.202.184

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD