Главная Второе дыхание российского севера
Второе дыхание российского Севера Печать E-mail

Председатель Госдумы высказался против освоения Севера вахтовым методом и назвал программу переселения людей с Севера «антистратегической»

Север для России не обуза, а достояние страны, - эти слова звучали лейтмотивом во время рабочей поездки Председателя Госдумы Бориса Грызлова в Мурманск.

И действительно, именно на Севере формируется 60 процентов валютных запасов страны, 93 процента газа, 75 процентов нефти, две трети золота, 100 процентов алмазов, половина леса, 90 процентов меди и никеля.

Но в общем объеме добычи нефти и газа разработка шельфовых месторождений занимает лишь один процент, что и понятно, ведь это обходится значительно дороже. Но, кажется, пришло время браться за активное освоение шельфовых месторождений - об этом шла речь на презентации проекта «Освоение шельфа - как стратегическая задача развития северных территорий», который ляжет в основу федеральной целевой программы.

- Освоение арктического шельфа дает второе дыхание не только северным территориям, но и развитию промышленности России, получению большого объема дополнительных доходов, - говорил Председатель Госдумы Борис Грызлов. На встрече в «Артикморнефтегазразведке» особое внимание было уделено геологоразведке. Параметрическое поисковое бурение всегда считалось прерогативой государства, это рисковые многомиллиардные инвестиции, не все компании берут на свой страх и риск затраты на разведку, просто получают лицензию и, выбрав нефть на уровне 30-35 процентов из скважины, переходят на следующую, констатировали специалисты.

- Надо заканчивать такую практику и определяться с законодательными предложениями по поводу глубокой выработки скважин и по отчислению средств на геологоразведку. Компания должна либо сама за счет своих средств проводить геологоразведку, либо средства на нее перечислять в фонд, которым будет распоряжаться соответствующий орган исполнительной власти, Министерство природных ресурсов в данной ситуации, - считает Борис Грызлов. Развитие шельфа придаст импульс развитию машиностроительного комплекса, одно рабочее место, созданное на море, дает возможность создать 12 рабочих мест на суше.

Председатель Госдумы высказался против освоения Севера вахтовым методом и назвал программу переселения людей с Севера «антистратегической». По его мнению, северянам надо создавать условия для комфортной жизни. Способствовать этому будет в том числе пакет из четырех законопроектов, разработанный с участием руководителей Мурманской области и Кольским научным центром. Это проекты законов о районировании Севера, о гарантиях и компенсациях для северян, изменения в Трудовой кодекс и предложения по улучшению пенсионного законодательства.

Законопроекты уже подготовлены, вот-вот ожидается заключение от Правительства, планируется, что они будут внесены в Госдуму уже в весеннюю сессию. Законопроект о районировании необходим для того, чтобы, наконец, прекратить споры о том, где южная граница Севера, где Крайний Север, где приравненные территории, деление произведено на основе природно-климатических, социально-экономических и медико-биологических факторов. То есть он - основа, из которой будет исходить реализация законов, способствующих закреплению людей на Севере.

Например, инициативы об улучшении пенсионного обеспечения северян. Дело в том, что в результате пенсионной реформы пенсии людей, проживающих на 15 северных территориях из 27, никогда не достигали отметки величины минимального прожиточного минимума для пенсионера на Севере. Между тем решить вопрос можно: вернуть льготные исчисление стажа - за год работы - полтора. Цена вопроса: на 2,2 млн. северян нужно около 5,7 млрд. рублей.

Во время рабочей поездки затрагивались проблемы развития судостроения, для которого государственная поддержка обязательна.

- Россия может стать лидером по наукоемкому судостроению, по ледокольному судостроению, и, думаю, мы можем стать лидером по строительству морских платформ для добычи полезных ископаемых. Такие платформы уже делаются в Архангельской области, - говорил Председатель Госдумы Борис Грызлов.

Кроме того, речь шла о проекте «Транспортный коридор», ведь Северный морской путь - наиболее предпочтительная трасса для судов, которые идут из Европы в Азию.

- Мурманск для меня - столица Северного морского пути. Здесь база ледокольного флота, здесь, надеюсь, будет центр экспортно-импортных операций в морском порту. Думаю, что идею по поводу создания особых портовых экономических зон для тех портов, которые имеют выход за границу, надо реализовывать, - отметил он. Между тем 12 марта планируется внести в Госдуму на рассмотрение законопроект о портах.

Ожидается, что в нем будет четко прописано разграничение морского порта на имущественный комплекс и организации, которые занимаются услугами, разграничение полномочий между органами власти, чтобы устранить дублирующие функции в этой сфере, а также развитие системы оказания услуг морского порта. Также в законопроекте должен быть прописан вопрос о земельных участках, в частности запрет на частную собственность в портах для иностранных граждан и лиц без гражданства, учитывая возможность стратегического значения портовых территорий. Предполагается также, что в готовящемся законопроекте будут четко распределены налоговые поступления от морского бизнеса между региональными и федеральными бюджетами.

В ходе рабочей поездки были затронуты и проблемы военного флота. Во время посещения тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» в Североморске Председатель Госдумы Борис Грызлов говорил о том, что профессия военного моряка, морского офицера вновь обретает должный статус, ведь значение защиты безопасности и интересов страны на море будет только возрастать, а современные военные технологии - это не только возможности, но и вызов. В современном мире возникают новые угрозы, поэтому большое значение приобретает защита экономических интересов страны.

- В данной сфере - в том числе в связи с задачами экономического развития Севера, Сибири, Дальнего Востока, задачами второго освоения Северного морского пути, задачами укрепления на Тихом океане - возрастает роль обеспечения безопасности наших коммуникаций, наших стратегических океанских маршрутов. Возможно, эту связь еще предстоит осознать обществу в полной мере, но в наших интересах, чтобы такое осознание произошло как можно быстрее, - говорил Борис Грызлов.

Обороноспособность в современном мире стоит дорого, но любая попытка сэкономить на ней обойдется еще дороже. Очень важно, чтобы в случае любых недружественных действий любого государства Россия была способна ответить адекватными мерами. «Симметричными или асимметричными, но в полной мере адекватными», - отметил Председатель Госдумы.

Ольга ЗЕНЬКОВИЧ

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 6-7 2007 г.

Еще статьи на тему "Севера":

История российского Севера

Положение коренных малочисленных народов Севера

Коренные малочисленные народы Севера

Концептуальные вопросы программы транспортного освоения Российского Севера

Предоставление субсидий общинам коренных народов Севера

Союз рыбопромышленников Севера


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.188.40.207

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .