Главная 11. Газета 1987 года часть 1
11. Газета 1987 года часть 1 Печать E-mail

представительный разговор о проблемах всей рыбной отрасли страны

В первом январском номере мы затронули самую болезненную для журналистов тему - действенности печатного слова. «Что изменилось после выступления?» - этот вопрос редакция задала внештатным авторам наиболее интересных публикаций за минувший год. И вот какие ответы были получены.

Бригадир плотников ремонтно-строительного цеха Мурманской судоверфи И.А.Титов:

- Изменения есть. После публикации материала к нам в цех пришел главный бухгалтер В.В.Балярский. Я же писал, что он ссылается на невыполнимые инструкции, на невозможность материального стимулирования за экономию материалов. Бухгалтер расспросил, как мы экономим рейки, доски, как ведем им учет. Короче, теперь нам ежеквартально выплачивают премию на всю бригаду. Сколько? 35 рублей. А у нас 13 человек. Правильно, мало достанется. Но мы \я и мастер\ распределяем премию всего нескольким, самым, на наш взгляд, бережливым рабочим. Во-первых, это ощутимее, во-вторых, другие, глядя на них, будут внимательнее относиться к народному добру.

Радиомонтажник Мурманского тралового флота Н.М.Островой:

- Я писал о том, что некому следить за сохранностью кабеля связи на судах. Поручают, навязывают несвойственные им функции радионавигаторам, акустикам, но во всех флотах этим делом занимаются отделы добычи, а не связи. Мы действительно следим, чтобы провод в кабеле был исправен, проверяем его на изоляцию, прерывность. А смазка, хранение, сдача отходов в утиль, в общем, все, что называется сохранностью, - забота отделов добычи. Но начальник этого отдела нашего флота категорически против. Так что вопрос остается открытым.

Бригадир электромонтажников СМУ ВРПО «Севрыба» П.О.Потаман:

- Существует определенная инерция покоя среди наших строителей и управленцев. Со времени публикации моей статьи прошло два месяца, но изменения есть. Во-первых, у нас началась аттестация бригадиров. И она вылилась в интересный и откровенный разговор с руководством. Наш главный инженер предложил бригаде перейти на безнарядный способ работы. Вот хожу сейчас, думаю... Во-вторых, довели до ума наш злосчастный растворно-бетонный узел, который не могли механизировать два года. В-третьих, собрал нас, бригадиров, начальник СМУ Иванов и рассказал о том, что и как будем строить в наступившем году. Такого у нас отродясь не бывало.

Заместитель генерального директора Мурманского рыбообрабатывающего комбината Ю.В.Мананков:

- Совершенствование управления производства - эта тема красной нитью проходила в моих выступлениях. Речь велась о создании сырьевого комплекса, группы ресурсов, говорилось о реорганизации структуры предприятия. Рад, что слова не повисают в воздухе. Подписан приказ по группе ресурсов. Наши специалисты будут заниматься обеспечением сырьем и сбытом продукции четырех производств: коптильного, холодильного, соленой и мороженой рыбопродукции. Это мы уже говорим и о совершенствовании структуры комбината. Наше предложение было рассмотрено на совещании в ВРПО «Севрыба» и получило поддержку. Сейчас составляю пояснительную записку в министерство. А параллельно готовимся к созданию этих четырех производств. Многие потери, которые возникают из-за раздробленности, исчезнут...

Впрочем, об этом я уже писал. Теперь - воплощаем в жизнь. Правда, не все - с сырьевым комплексом просят подождать. Так можем заморозить хорошую идею до следующей пятилетки...

В целом в 1987-м году рыбная отрасль Мурманской области находилась под пристальным вниманием «центра». Зимой в Заполярье с рабочим визитом находился министр рыбного хозяйства СССР Н.И.Котляр, который встретился с руководителями флотов, предприятий, организаций Северного бассейна. Как обычно, руководители «жаловались на жизнь». Впрочем, время для победных рапортов явно не поспело: тралфлот не выполнял государственный план; сейнеры-кошельковисты «Мурманрыбпрома» в связи с отсутствием сырьевой базы в Баренцевом море стали для флота убыточными; «Севрыбхолодфлот» просил-требовал новых рефрижераторных транспортов; «Севрыбпромразведка» высказывала упреки конструкторам кораблей, которые не приспособлены для работы в дальних районах промысла, не могут удовлетворить нужды поисковиков и научных работников; рыбный порт настаивал на справедливом по бассейнам страны распределении новой техники; «Севрыбсбыт» жаловался на притеснения со стороны «Союзрыбсбыта» и «Соврыбфлота»*...

Как обычно в таких случаях, высокий гость из Москвы, подводя итоги состоявшегося разговора, сказал:

- Мне нравится отношение руководителей ко всему новому. По всем направлениям люди думают, стараются общими усилиями изменить старое, отжившее. Тем не менее объединение на справилось с планом января. Февральские задания должны быть выполнены обязательно...

Вот такая логика у начальства. Его просят помочь, пособить, ободрить, ну хотя бы пообещать на будущее... Ан нет. Не до этого - план февраля должен быть выполнен. И точка. У них там в «центре» это строго. Глядишь, и самому министру по шапке дадут. Времена-то нынче лихие.

Отчетливо видя подобное отстраненное, неродное отношение «родного» министра к нуждам рыбаков Севера, редакция совсем не случайно в публикуемом отчете с этого совещания привела стенограмму разговора Котляра с начальником тралфлота Евграфовым .

Котляр: - Есть ли у вас программа развития флота, насколько она обеспечена сырьевой базой?

Евграфов: - Да, в прошлом году, например, предвидели ситуацию с отсутствием мойвы и вывели суда в Юго-Восточную Атлантику.

Котляр: - Если это так, то почему же провалили январь?

Евграфов: - Мы сработали лучше, чем в прошлом году, но не было транспортов.

Котляр: - Так почему же не заключили договор с «Севрыбхолодфлотом» на вывозку продукции?

Евграфов: - Он договор не заключает.

Котляр: - Какой у вас аппарат управления?..

Я думаю, достаточно цитировать стенограмму. И так ясно, что спросить-ответить министру на обоснованные доводы флотоводца нечем. Что толку поднимать начальника «Севрыбхолодфлота» и высказывать ему свое возмущение, если транспортных рефрижераторов для вывозки рыбопродукции из дальних районов промысла нет и не было - и год, и два назад. А говоря о нашей газете, как не вспомнить поговорку о бедняке, который на хитрости горазд. Ну нельзя, не пришло еще время в открытую критиковать министра - что ж, пусть читатель сам понимает как хочет, читая стенограмму. Народная мудрость и эту ситуацию предусмотрела, когда «дурак не поймет, а умный не скажет».

Так и жила журналистская братия в те годы: кругом нельзя, но если очень хочется... Да-да, можно, но осторожно и по-умному. 
Визит Н.И.Котляра в Мурманск предварял более представительный разговор о проблемах всей рыбной отрасли страны. Весной в Заполярье собрались первые руководители всесоюзных и производственных рыбопромышленных объединений и предприятий, рыбакколхозсоюзов, моряки и командный состав флота, представители научных и проектных организаций, руководители управлений рыбного хозяйства, а также ЦК отраслевого профсоюза. Вместе с ними приехали ответственные работники ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Госплана и других ведомств. Все они собрались для проведения партийно-хозяйственного актива Министерства рыбного хозяйства СССР. Тема разговора?

Естественно же ход перестройки в свете очередного Пленума ЦК партии. Генералом на этой свадьбе был секретарь ЦК КПСС В.П.Никонов.

Ох как много красивых и правильных слов говорилось на подобных собраниях-активах! Процитирую лишь кусочек, относящийся непосредственно к рыбному Мурману. В своей речи, обращаясь к собравшимся в зале, высокий гость сказал:

- Каждому из нас видны те негативные явления, которые сегодня тормозят развитие нашей рыбной отрасли. Взять систему управления. Что, она у нас совершенна? Нет! Сколько лишних звеньев, которые не несут никакой нагрузки! Если в других отраслях критикуется трехступенчатость, то у вас в большинстве управлений столько ступеней, что, допустим, Каргину сложно дойти до экипажа корабля. Ему, правда, можно и не доходить - он начальство. А вот руководителю низового трудового коллектива часто требуется его совет. Чтобы поговорить с глазу на глаз, чтобы был разговор прямой, открытый. А для этого ему надо преодолеть фактически восемь этажей управления...

Продолжение статьи читайте здесь

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.12.151.11

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .