Наши партнеры

АНО ДПО «Полярный институт повышения квалификации»

 

Главная Проблематика и международно-правовые аспекты промысла в районе Шпицбергена (Свальбард)
Проблематика и международно-правовые аспекты промысла в районе Шпицбергена (Свальбард) Печать E-mail

«Договор в отношении архипелага Шпицберген» (Свальбард) вступил в силу 14 августа 1925 г. 


Хуан Карлос Мартин Фрагейро, Генеральный Секретарь по морскому рыболовству Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия, Испания

Парижский договор 1920 г., «Договор в отношении архипелага Шпицберген» (Свальбард) вступил в силу 14 августа 1925 г. Согласно этому договору, Высокие Договаривающиеся Стороны признают суверенитет Норвегии над территорией архипелага Шпицберген «на условиях, предусмотренных Договором». Ст.2 Договора устанавливает равенство всех судов и граждан на осуществление права на рыбную ловлю и охоту на территории Шпицбергена и в его территориальных водах.

Первые четыре статьи Договора являются ключевыми для понимания приоритетов, установленных Договором в отношении прав и обязанностей Королевства Норвегия и Высоких Договаривающихся Сторон, подписавших его.

Прежде всего, Договором признается суверенитет Норвегии над территорией Шпицбергена (без учета территориальных вод); кроме того, статья 2 устанавливает равенство прав всех стран-участниц Договора вести рыбную ловлю и охоту на территории архипелага и в его территориальных водах. Ст.3 Договора устанавливает аналогичные условия равенства прав при занятии «всяким судоходным, промышленным, горным и коммерческим делом».

Рыбный промысел может осуществляться всеми сторонами на равных условиях. Таким образом, Норвегия не имеет полных прав в территориальном море Шпицбергена. Норвежский суверенитет ограничивается, прежде всего, признанием прав «судов и граждан» всех стран-участниц на охоту и рыбный промысел.

Кроме того, в подтверждение вышесказанного, в ст.3 Договора говорится следующее: «все суда и граждане Высоких Договаривающихся Сторон имеют одинаковый свободный доступ для любой цели и задачи в воды, фиорды и порты местностей, указанных в статье 1; они могут заниматься в них, без каких-либо препятствий, при условии соблюдения местных законов и постановлений, всякими судоходными, промышленными, горными и торговыми операциями на условиях полного равенства».


Первые четыре статьи Договора являются ключевыми для понимания приоритетов


В целях компенсации этого права Договор предоставляет Норвегии правовую основу для установления природоохранных мер на территории Шпицбергена и в его территориальных водах.

С 1920 г. международное морское право претерпело существенные изменения, однако, несмотря на это, Договор остается в силе. Как указано в ст. 311 Конвенции ООН по морскому праву, «другие соглашения, совместимые с настоящей Конвенцией», остаются в силе и в настоящее время.

В 1977 г., в соответствии с международным правом, Королевство Норвегия установило исключительную экономическую зону вокруг своей континентальной части. Однако она не могла реализовать свою претензию на установление исключительной экономической зоны и вокруг архипелага Шпицберген (так же, как она это сделала в отношении своей континентальной части) в связи с тем, что Норвегия не обладала исключительным правом на освоение архипелага, осуществление на нем разного рода деятельности, сохранение живых и неживых природных ресурсов и управление ими.

Стороны-участницы Парижского договора высказались против этого предложения, поэтому Королевство Норвегия могло установить вокруг Шпицбергена, включая его воды и о.Медвежий, лишь 200-мильную рыбоохранную зону. В связи с этим правовой статус рыбоохранной зоны вокруг территориального моря Шпицбергена отличается от правового статуса исключительной экономической зоны.

На рыбоохранную зону не распространяется правовой режим открытого моря (международных вод), где основополагающим является принцип свободы рыболовства, что отражено в разделе 2 части VII Конвенции ООН по морскому праву. Действующий правовой режим на Шпицбергене является особым и дает преимущество странам-участницам Парижского договора. Этот режим совместим с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

В 2004 г. Норвегия в первый раз произвела арест испанского рыболовного судна. Поскольку это произошло не в исключительной экономической зоне Норвегии, последняя не имела права применять принудительные меры в отношении судов под флагом страны-участницы Парижского договора. В ответ на эти действия Испания немедленно направила Вербальную ноту протеста, в которой выразила свое неприятие применения мер принуждения в отношении судна, работающего под флагом страны-участницы Парижского договора.

Тем не менее, имеются различные интерпретации прав и обязанностей стран-участниц и Королевства Норвегия по Парижскому договору.

По мнению Испании, Норвегия имеет право провозглашать меры по охране и управлению ресурсами, однако не в ее компетенции применять принудительные или исполнительные меры. Следовательно, Норвегия не может арестовывать и препровождать в порт суда третьих стран.

Только государство флага может применять соответствующие меры принуждения или санкции в случае обнаружения каких-либо нарушений.

В этом отношении правительство Королевства Испания считает, что, если судно работает под флагом страны-участницы, только государство флага, подписавшее Парижский договор, должно производить расследование, преследовать и судить за нарушения, возможно совершенные его судами в территориальных водах или в рыбоохранной зоне Шпицбергена, в соответствии с актами и доказательствами, подтверждающими несоблюдение его судами или гражданами, находящимися на борту этих судов, норм Международного Договора.


неприятие применения мер принуждения в отношении судна, работающего под флагом страны-участницы Парижского договора


Европейское Сообщество также неоднократно высказывалось по поводу применения положений Договора, касающихся промысловой деятельности в рыбоохранной зоне Шпицбергена и ограничений, налагаемых Договором на Королевство Норвегия.

Последовательная позиция Европейского Сообщества выражена следующим образом: «Норвегия не имеет права осуществлять какие-либо меры, направленные на ограничение доступа в воды вокруг архипелага Шпицберген, а также меры принуждения в отношении судов под флагом стран-участниц Европейского Сообщества, работающих в этих водах».

В настоящее время на атлантической акватории, расположенной за пределами границ исключительных экономических зон Европейского Союза, Исландии, Гренландии, России и Норвегии, существует четыре района с различным статусом: район международных вод («Лазейка»), рыболовная зона Норвегии, рыбоохранная зона Шпицбергена и спорный участок, на который претендует Россия.

Испания признает право Норвегии на провозглашение в рыбоохранной зоне недискриминационных мер по сохранению и управлению ресурсами. Правительство Королевства Испания готово к сотрудничеству со всеми странами-участницами в сфере соблюдения природоохранных мер, при этом считая, что Норвегия должна умерить свой пыл, отказавшись от присвоения себе полных суверенных прав, и действовать в соответствии в принципом равноправия в отношении промысловой деятельности судов под флагом стран-участниц Парижского Договора.

РЫБОЛОВСТВО В СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Еще статьи на тему "Шпицберген":

Проблематика и международно-правовые аспекты промысла в районе Шпицбергена (Свальбард)

Заседание правительственной комиссии по Шпицбергену

Дежурство судна-спасателя в районе Шпицбергена


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.162.164.86

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD