Борьба за выживание |
Весной 1998 года ТОО «Союз рыбопромышленников Севера» был преобразован в НО - некоммерческую организацию. По сути дела Союз и был организацией, никогда не занимавшейся предпринимательством с целью получения выгоды. Его основная цель заключалась в другом - защите интересов предприятий, входящих в Союз.А в защите они действительно нуждались. Впрочем, как и все другие флоты. Хотя небольшие фирмы, имеющие один-два траулера, были намного уязвимее своих крупных коллег. Начало 1999 года было ознаменовано новогодним «подарком» из Москвы - постановлением правительства о плате за морские биоресурсы. На это известие мгновенно отреагировал рынок - резко поднялась цена на рыбу, как мороженую, так и переработанную. Хотя механизм реализации данного постановления был пока не ясен, ничего хорошего от него рыбаки не ждали. До последнего времени основным документом, дающим им право на занятие промышленным рыболовством, была лицензия, выдаваемая федеральным органом по рыболовству сроком не менее чем на три года. В дополнение к этой лицензии судовладелец должен был получить и еще одну лицензию - разрешение на поиск и промысел живых ресурсов. Однако к тому времени для большинства предприятий подобное лицензирование становилось весьма проблематичным. Ведь наряду с другими документами надо было представить справку из налоговых органов об отсутствии задолженности по налоговым платежам, штрафам и пеням. Представить и гарантии, но кто их выдаст и на каком основании? Закон об этом умалчивал. К тому же орган, выдавший лицензию, мог в любой момент ее отозвать по требованию налоговиков. Еще одну головную боль вызвала у рыбопромышленников необходимость иметь на своих судах технические средства, обеспечивающие автоматическую передачу информации о местонахождении судна при промысле. Покупка и установка таких датчиков требовали денег и времени. И не было бы проблем, если б все делалось планово, а не спонтанно - заранее оговорить сроки, согласовав их с судоводителями, контролирующие органы не захотели. Свои обиды и свое возмущение рыбопромышленники несли в Союз, в исполнительную дирекцию, которая пыталась решать как стратегические, так и тактические, повседневные задачи. Довольно-таки резкое интервью дал в то время «Рыбному Мурману» генеральный директор СРПС Н.Г.Тропин. - Николай Григорьевич, что, на ваш взгляд, стало основной причиной кризисного состояния рыбной отрасли? - спрашивает его журналист Ольга Макарова. - Бездумная приватизация и потеря управляемости, - отвечает Тропин. - Семь лет предприятия были предоставлены самим себе, в условиях бесправия и беззакония создалась нездоровая конкуренция. Между тем правила игры должны быть одинаковы для всех, каждый рыбопромышленник должен знать, на основании каких законов, чем и когда он может заниматься. Это и поможет избежать произвола чиновников. Разработкой нормативно-правовой базы должен заниматься федеральный орган по рыболовству, а создать условия для развития производства и переориентации поставок рыбы на внутренний рынок - одна из задач регионального правительства. Комитет по рыболовству при администрации области существует в урезанном виде - четыре человека. Уже по этой причине он не в состоянии выполнять свои функции. Свою координирующую роль утратила и «Севрыба», у которой интересы отрасли - промысел, анализ, статистика, поиск путей развития, защита общебассейновых интересов - отошли на второй план. Наше предложение - образовать на базе «Севрыбы» бассейновую некоммерческую организацию. Если говорить о нашем Союзе, то пришли к мысли, что нецелесообразно собирать в одну ассоциацию предприятия разных видов деятельности. Так что теперь мы объединяем в основном рыбодобывающие фирмы. Сейчас их 87. Союз стал управляем, деятельность его более скоординирована. Давно должны были бы образоваться параллельно нашему Союзу ассоциации перерабатывающих производств, малых судоремонтных, вспомогательных предприятий. - Что удалось сделать по обновлению флота? - Ни одного нового судна предприятиями не построено. Сейнер-траулер «Мурман-2» скорее не правило, а исключение. Вначале мы были полны надежд на финансовую помощь и поддержку со стороны правительства... Мы согласны с Тишковым: на смену устаревшему флоту должен прийти современный флот, способный конкурировать с западным. Но кто в нынешних условиях мелким предпринимателям предоставит кредиты на строительство? Мы вынуждены идти другим путем. Сравнили возраст наших и западных кораблей. Оказалось, что в СРПС суда эксплуатируются в среднем 15 лет, а возраст значительной части норвежских судов - 24-27 лет. Поэтому одни судовладельцы пошли по пути модернизации существующего флота, другие приобретают суда за рубежом по бербоут-чартерной схеме... * В мае 1999 года, выступая с докладом на итоговом собрании представителей малого и среднего бизнеса, Н.Г.Тропин более четко и жестко изложил принципиальные взгляды правления Союза на происходящие в отрасли процессы: - Мы наконец поняли, что рассчитывать на какую-либо помощь со стороны правительства нам не приходится, - сказал он. - У правительства страны совершенно другие задачи, смысл которых сводится к одному: где, с кого и как взять деньги. Пока нам удается сдерживать процесс ввода платы за водные биоресурсы. Но когда принятое правительством постановление все же начнет действовать, то промысловые квоты вольно или невольно станут объектом теневой купли-продажи как на федеральном уровне, так и на местном. Через подставные фирмы путем различного рода махинаций значительная часть квот будет куплена зарубежными, московскими и другими компаниями, далекими от забот по развитию рыбной промышленности на Севере. * Публикуя материалы с того итогового собрания, «Рыбный Мурман» предоставил газетную площадь и другим выступившим с трибуны руководителям. Геннадий Степахно, член правления СРПС: - При всем уважении к нашему родителю «Севрыбе», вялотекущие процессы, которые происходят в этой структуре, не позволили ей завоевать рыбацкую власть на бассейне. Администрация области, к сожалению, тоже топчется на месте. Эффективной системы управления рыбохозяйственным комплексом в нашей области так и не создано. В этой связи хочу сказать: я бы приветствовал создание губернской рыбоперерабатывающей фабрики, но никак не губернского флота, который использует те же квоты, которых и так не хватает. Нет не только справедливых механизмов распределения квот, но и умной, грамотной науки управления биологическими ресурсами... Илья Бейдерман, президент Ассоциации защиты прав налогоплательщиков: - За последние годы целый ряд руководителей предприятий - нынешних членов СРПР, были незаконно привлечены к уголовной ответственности Управлением ФСБ. Сейчас люди оправданы, а тот колоссальный ущерб, который им причинен, никем не возмещен. Все эти дела расследовались по 3-4 года. Но не было заведено ни одного уголовного дела, которое касалось бы проблем не мнимой, а настоящей коррупции в нашей области, контрабанды, вопросов о наркотиках, проблем крупных хищений, связанных с денежными зачетами, которые есть в других регионах... Георгий Тишков, генеральный директор ЗАО «Севрыба»: - «Севрыба» всегда старалась выражать интересы рыбопромышленников всех предприятий бассейна, включая предприятия Карелии и Архангельской области. Все понимают, что должен быть сохранен бассейновый принцип управления. Но стремление к сепаратизму, особенно в нашей области, высокое. И все «накаты» на «Севрыбу» происходят именно со стороны мурманских предприятий и мурманской администрации. Еще раз говорю: этот сепаратизм выгоден Комитету по рыболовству. Я бы не согласился, что Комитет ничего не делает. Он методически, планомерно проникает везде, как говорится, исподволь... Скоро мы проснемся и увидим, что полностью зависим от московских чиновников. И ни один хвост рыбы, который вы поймаете и продадите, не уйдет без того, чтобы каждый из вас не заплатил за него копеечку. Не все могут оценить тотальный захват всей отрасли, но он идет. И, на мой взгляд, для всех было бы полезно иметь сильную «Севрыбу», которая могла бы отстаивать интересы рыбопромышленников на всех уровнях. Не обязательно должен быть Тишков, пусть придут другие люди, более талантливые, более пробивные и настойчивые, но такая организация, уверен, нужна. Юрий Мясников, заместитель губернатора Мурманской области, председатель регионального рыбохозяйственного совета: - Администрация области стоит за то, чтобы у нас была управленческая структура, чтобы она называлась «Севрыба», а не как-то по-другому. Терять имя «Севрыба» глупо и непатриотично. Сегодня под это имя даны огромные правительственные гарантии... Мы имеем очень много жалоб на предприятия Союза, в том числе из-за рубежа. Понимаю, здесь есть элементы спекуляции... Огромная просьба: принимайте решения так, чтобы не было обидно и горько за державу. А то, что ваше объединение состоялось и вы являетесь конкурентами традиционным флотам, это хорошо. Василий Никитин, генеральный директор ООО «Биос-Арктик»: - Правление и администрация СРПС не столь велики по численности, и им тяжело справляться с возложенными задачами. Поэтому мы применили практику оказания им реальной помощи. Я был связан с вопросами внешнеэкономической деятельности. Мы добились неплохих результатов по решению проблемы лицензирования по линии Центробанка, по декларированию остатков топлива и промвооружения. Больной вопрос - ремонт судов за границей. Мы не можем прийти в Мурманск, так как начинаются различные процессы на таможне по выявлению степени нашей преступности. Многие из судовладельцев буквально «измазаны» в этой ситуации. Что касается внутрисоюзной работы, то предлагаю создать юридическую службу, службу мореплавания и другие узлы, используя возможности наших специалистов.* · Крутой волной не захлестнет, «РМ» от 16 апреля 1999 года. · Защитим наш рыбный бизнес, «РМ» от 21 мая 1999 года. · Защитим наш рыбный бизнес, «РМ» от 21 мая 1999 года. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3235 |