Мадонна с ломом |
Ночью выпал снег - белый, как кипень. Вселенская тишина зимнего леса и седина хмурого полярного утра навевали грусть, а озноб от колючего северо-западного ветра породил легкую досаду: ну и занесло же меня на эти кулички спозаранку. Что поделаешь, издержки профессии - урезонила я себя. Еще не подозревая, что совсем скоро устыжусь своих мыслей, узнав об издержках другого ремесла... Обозники - с горькой усмешкой именуют себя работники цеха пути комбината. Горное производство породило 130 км железнодорожных путей, связывающих Киргору, Бауман, Оленегорский рудник, отвалы, дамбы с дробильно-обогатительной фабрикой и т. п.А чтоб все это крутилось и жило, чтоб бегали тяжело груженые рудой думпкары, и существует ежедневный и ежечасный труд путейца. Людей негромкой, на чей-то просвещенный взгляд, профессии, но без которых в буквальном смысле все остановится (возможно, сначала перевернувшись...). Труд путейца, жестко регламентированный нормативными документами (0,3 человека на 1 км ж.-д. путей), тем не менее беспределен во времени и пространстве. Здесь в одну и ту же реку из шпал и рельсов можно войти и дважды, и сотни раз. Изо дня в день - такова специфика: многотонный подвижной состав прогибает и нещадно деформирует железнодорожное полотно. Угрозы сходов да и, чего греха таить, сами сходы здесь случаются. Причин тому немало: издержки путейцев переплетаются с нережимными ситуациями (перегруженность думпкаров, негабаритность горной массы, односторонняя погрузка, неисправность подвижного состава). А потому лом и лопата при подбивке пути для монтера все равно, что иголка для швеи, или циркуль для чертежника. Хотя отличие, конечно, весомое - килограммов на 20-30. Неужели человечество не изобрело чего-нибудь взамен доисторическим "железнодорожным мотыгам" и ручному труду? - думала я. Оказывается, изобрело. В депо малой механизации мне показали агрегат ШПМ-02. Когда-то, в 1974-м, эта шпалоподбивочная машина казалась новейшим техническим достижением. Кстати, умные японцы, опутанные со всех сторон дорогами, уже давно придумали машину, состоящую в родстве с нашей, как кузнечик с кенгуру. Да вот, жаль, бедность нашенская, хода делу не дает. Хотя случись, что комбинат раскошелится на заморскую штуковину - цех пути перешагнет порог каменного века. Ведь у путейцев - как у крестьянства - день, то есть лето, год кормит. Именно летняя "страда", когда на путях ведется капитальный ремонт, дает задел на весь осенне-зимний сезон. На путевых работах трудится 21 женщина. Что уж тут думать и кого винить?.. Судьба у каждого складывается по-своему, разные пути бывают в жизни - кому-то выпал железнодорожный. И по сей день с уважением вспоминают в коллективе желдорцеха А. Федотову, М. Тихонову, М. Черсунову, В. Антакову. А еще раньше, в 50-х, совсем девчонками пришли в цех Р. Сагитова, Н. Хитрова, Т. Митюкова. Как о первопроходцах говорят в коллективе о тех, кто в разное время прокладывал дороги оленегорской руде. Среди них А. Дружинина, В. Петрова, Л. Дука и многие другие. У путейцев на текущем ремонте железной дороги женщины ценятся больше, чем мужчины: они добросовестнее и терпеливее. В монотонном труде монтера без этих качеств никуда. А "путевым мадоннам" ни шагу без лапы (лом лапчатый) и лопаты. Накладка путевая, верная спутница, тянет на 24 кило, шпала - 80-100 кг.В штанах-ватниках, фуфайках навбиваются путейщицы костылей на своих родимых 3-х километрах, сойдутся на столбовой дороженьке перекусить да согреться. Поговорят "за жизнь", поругают правительство, посетуют на работу свою нелегкую. И снова в путь - железнодорожный. Вспомнилась недавняя жалоба работниц одного из "теплых" цехов: мол, туалеты и комната гигиены не оборудованы, биде не так стоят. О чем это мы, бабоньки?! А вот у путевых женщин все в порядке и под рукой - точнее под елочкой, либо за холмиком снежным в зависимости от ландшафта и времени года... P.S. ...Только не подумайте, что путевые работницы - это "бабы для забивания свай". Познакомившись с некоторыми из них, я в который раз убедилась - женщина, она всегда женщина. Установка на созидание и пожизненный оптимизм просто обрекают женщин этой тяжелой профессии на женственность. На базе, в депо, мне показали симпатичную и уютную бытовку - естественно обустроенную и выхоленную руками женщин. Мало им тягот физического труда - они еще и садик-огородик под окнами разбили. Рассказывали, как потом кормили мужиков своей картошкой...
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4213 |