Морской стратегией скважину не построить |
Месторождения шельфа Карского моря содержат 40 триллионов м3 газа, а Баренцево и Печорское моря – 27 триллионов м3 газа4-5 июня 2008 года в Мурманске состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция "Морская стратегия России и экономическая деятельность в Арктике". Морская экономика – 2008. Организаторами конференции выступили Морская коллегия при Правительстве РФ, Российская Академия наук, институт экономических проблем КНЦ РАН им. Г.П. Лузина, Мурманский государственный технический университет, Мурманский государственный педагогический университет, ФГУП "Арктикморнефтегазразвезка", Судоходная компания "МАСКО".- Если в прошлый раз мы говорили о морской политике в отношении Арктики, то теперь – о морской стратегии, - подчеркнул открывший научно-практическую конференцию губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов. Ведь речь идет не только об освоении богатств региона, его экономическом освоении, но и о защите национальных интересов государства. Рано или поздно, считает Юрий Евдокимов, в условиях глобализации возможность доступа к нефтегазовым богатствам арктического шельфа может стать причиной разногласий. В таких случаях, Россия должна быть готова отстаивать свои позиции. С помощью ученых, военных, специалистов-практиков необходимо выработать решения, которые руководство страны должно использовать в своей практической деятельности в Арктике. Участники конференции обсудили проблемы разграничения морского пространства и шельфа в Арктике, наращивание там морской деятельности. Были обсуждены проблемы экологии и рыболовства, освоения морских биологических ресурсов. Много внимания было уделено перспективам реанимации Северного морского пути, использования его уникального транзитного потенциала, развитию Мурманского транспортного узла. С докладом о правовом обеспечении морской деятельности страны выступил председатель комиссии Совета Федерации по национальной политике адмирал Вячеслав Попов. Он отметил позитивные сдвиги, но подчеркнул и слабые стороны: - В 2007 году руководство страны приняло очень важные решения, направленные на реализацию национальной морской политики, на преодоление наиболее крупных системных проблем в сфере морской деятельности. Однако реальная национальная морская политика, уровень ее правового обеспечения отстают от вызовов времени. В условиях начавшейся в мире эпохи противоборства за ресурсы Мирового океана это является серьезным недостатком государственной политики.В выступлениях говорилось и о необходимости развития сотрудничества с другими странами, о совместном участии в освоении богатств арктического шельфа. В условиях глобализации арктический регион приобретает все большую геополитическую и экономическую значимость. Нефть и газ есть, а взять их нечемПроблемы морской геополитики, развития судоходства и флота, конечно же, важны. Без решения этих задач невозможно приступать к освоению нефтегазовых месторождений арктического шельфа. А они колоссальные. Как отметил в своем выступлении заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН, доктор технических наук Леонид Кульпин, месторождения шельфа Карского моря содержат 40 триллионов м3 газа, а Баренцево и Печорское моря – 27 триллионов м3 газа. Приличны по своим объемам и запасы нефти на шельфе, объемы добычи которой будут постоянно расти.
· прогнозные уровни добычи по месторождению имени Филановского Прогнозные объемы добычи газа на континентальном шельфе (млрд.м3)
Но для того чтобы добывать нефть и газ в таких объемах, да к тому же в суровых арктических условиях, необходимо иметь соответствующие технику и технологии. А их то и нет. Именно поэтому Леонид Кульпин сказал, что он сомневается в реальности реализации Штокмановского проекта в заявленные сроки, как и других шельфовых проектов. Простой пример: на российском арктическом шельфе, который является главной ресурсной базой страны по углеводородам, вот уже три года не ведутся разведочные буровые работы, т.к. отсутствует буровая установка, предназначенная для этих целей. Для доразведки Штокмановского месторождения была арендована норвежская ППБУ, которая и построила седьмую разведочную скважину в 2006 году. С аналогичной ситуацией мы столкнемся в 2008 году, когда разведочное бурение на Долгинском месторождении будет вести арендованная иностранная буровая платформа. А тем временем судостроители Северодвинской «Звездочки» никак не могут достроить СПБУ «Арктическая», а «Севмашпредприятие» морскую ледостойкую буровую платформу «Приразломная», которая по заявлениям руководства «Севморнефтегаза» уже года два должна была бы качать нефть. Если с такими же темпами будут выполняться работы по созданию морской техники в рамках Штокмановского проекта, то в заявленные сроки добычи и поставки газа «Газпром» и Компания специального назначения не уложатся, да и сам консорциум может распасться. Так чем же должна располагать Россия для ведения работ на континентальном шельфе для разработки месторождений углеводородного сырья? Леонид Григорьевич привел данные по необходимому количеству разведочных и исследовательских судов, буровых и технологических платформ, танкеров и судов-газовозов. Эти цифры определили специалисты ЦНИИ им. Крылова. Потребности в геолого-геофизических судах на период 2006 – 2030 годы:- НИС с усиленным ледовым классом для Баренцева моря – 21 шт.- Среднее унифицированное НИС ЛУ5 водоизмещением 2-2,5 тыс.т НИС для Охотского моря -14 шт.- Малое унифицированное НИС водоизмещением 300-800т для Каспийского моря – 4 шт.Реализация программы строительства этих НИС обойдется в 514,5 миллиона долларов. Потребность и капитальные затраты на создание плавучих буровых установок к 2030 году
Потребность и капитальные затраты на создание платформ для добычи нефти к 2030 году
Арктические моря – общие затраты на создание 12 гравитационных платформ составят 11,6 миллиарда долларов.Охотское море – общие затраты на создание 14 платформ составят 7,7 миллиарда долларов.Каспийское море – общие затраты на создание платформ составят 6,67 миллиарда долларов.Потребность и капитальные затраты на создание сооружений для добычи газа к 2030 году.Баренцево и Печорское моря - Подводно-надводные комплексы – 3 шт, стоимостью 6 миллиардов долларов.Обская и Тазовская губы - Комплекс надводных кондукторов и/или гравитационных платформ – 6 штук, стоимостью 4,12 миллиарда долларов.Охотское море - Гравитационные платформы и/или подводно-надводные комплексы - 5 штук, стоимостью 6,75 миллиарда долларов.Потребуется строительство заводов по сжижению природного газа и терминалов по отгрузке СПГ Для Баренцева моря – 1 завод, стоимостью 4,9 миллиарда долларов, Для Охотского моря – 1 завод, стоимостью 3,55 миллиарда долларов. Потребность и капитальные затраты на строительство танкеров к 2030 году Для Баренцева моря – 11 танкеров-челноков, дедвейтом 40-70 тысяч тонн и 7 танкеров, дедвейтом 150 тысяч тонн, общей стоимостью 1,38 миллиарда долларов. Для Охотского моря - 20 танкеров дедвейтом 150 тысяч тонн, стоимостью 1,4 миллиарда долларов. Для Каспийского моря – 20 танкеров, дедвейтом 12 тысяч тонн, стоимостью 260 миллионов долларов. Потребность и капитальные затраты на строительство судов-газовозов к 2030 году Для Баренцева моря – 23 штуки, стоимостью 5,52 миллиарда долларов. Для Охотского моря – 4 штуки, стоимостью 960 миллионов долларов. Потребность и капитальные затраты на строительство вспомогательных судов к 2030 году 5 линейных ледоколов, стоимостью 2 миллиарда долларов. 10 многофункциональных ледокольных судов, стоимостью 700 миллионов долларов. 6 судов на воздушной подушке, стоимостью 36 миллионов долларов. 21 судно обеспечения, стоимостью 126 миллионов долларов. Если читатель не поленится сложить все цифры, то получатся затраты на строительство необходимого морского оборудования для работ на шельфе в размере более 72 миллиардов долларов США, или около 1 триллиона 700 миллиардов рублей. Реально же выделяются мизерные суммы. С такими темпами шельф не освоить.Юрий БАНЬКО Журнал "СЕВЕР промышленный" №№ 8-9 2008 г. Еще статьи на тему "Морской":Современные возможности морской инженерной геотехники в оценке опасных явлений Стратегия морской деятельности России и экономика природопользования в Арктике Марина Ковтун приняла участие в совещании Морской коллегии Проектирование морской бурильной колонны и райзера с использованием компьютерных технологий Северный морской путь - евро-азиатский морской транспортный коридор
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4063 |