Главная О совершенствовании государственного управления рыбохозяйственным комплексом России
О совершенствовании государственного управления рыбохозяйственным комплексом России Печать E-mail

Выступление А.А. Крайнего на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, 31 августа 2007 года

Тезисы выступления руководителя Федерального агентства по рыболовству А.А. Крайнего на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, 31 августа 2007 года, г. Астрахань

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники президиума Госсовета!

Начну с цитаты: «Россия обладает уникальными природными ресурсами, существенную долю которых составляют дары моря. Разумное и эффективное использование этих богатств имеет большое значение для обеспечения продовольственной безопасности страны, производства качественной и конкурентоспособной продукции.

Сегодня в рыбохозяйственной отрасли немало проблем, грамотное решение которых - необходимое условие ее успешного развития. Остро стоят вопросы технологического переоснащения, охраны окружающей среды, улучшение условия труда рыбаков». Это из приветствия Президента Российской Федерации участникам 2-го съезда работников рыбохозяйственной отрасли. Октябрь 2002 года… С тех пор ситуация в российском рыболовстве, мягко говоря, не улучшилась.

Сегодня доля отечественных рыбных товаров на внутреннем рынке около 66%. Наряду с ростом экспансии импортных рыбных товаров наша добыча водных биоресурсов сократилась к 2006 году по сравнению с 1991 годом в 2,2 раза и составляет 3,3 млн. тонн. Продукция аквакультуры снизилась в 3,5 раза. Производство пищевой рыбной продукции – в 1,2 раза. Сегодня мы потребляем рыбы в год в полтора раза меньше, чем Америка и Китай, в три раза меньше, чем Норвегия. Про Японию я не говорю.

При этом российская рыбная отрасль является бездотационной. Более того, по итогам 2006 года в консолидированный бюджет от предприятий рыбохозяйственного комплекса поступило более 21 млрд. рублей. А расходы федерального бюджета составили около 6 млрд. рублей. Государство проводит преимущественно фискальную политику в отношении отрасли.

Всем очевидно, что у России огромный потенциал водных биоресурсов. Однако, очевидно и то, что отсутствие эффективного государственного управления рыбохозяйственным комплексом и достаточных законодательных предпосылок для развития, не позволяет использовать его в полной мере. Сегодня можно констатировать: отрасль находится в системном кризисе.

Мы трезво оцениваем положение и предлагаем срочно принять целый комплекс мер и управленческих решений на всех уровнях исполнительной и законодательной власти.

Предлагаю следующую стратегию развития рыбохозяйственного комплекса:

- удвоение к 2015 году валового отраслевого продукта;

- увеличение среднедушевого потребления населением страны рыбных товаров до 23 кг;

- увеличение добычи водных биоресурсов до 5,8 млн. т в год;

- увеличение доли отечественной рыбной продукции в структуре потребления до 85%.

Достижение этих целей обеспечено наличием колоссальных резервов в отрасли. Этому потенциалу нужно дать возможность раскрыться:

- повысить эффективность работы рыбопромыслового флота,

- развить аквакультуру, рыбоперерабатывающую инфраструктуру

- прекратить незаконный вылов и вывоз в сопредельные страны продукции водных биоресурсов.

Анализ добычи водных биоресурсов за последние 5 лет показывает, что средний уровень освоения общих допустимых уловов не превышает 52%.

Такое положение объясняется прежде всего зарегулированностью промысла, отсутствием у предприятий достаточного количества собственных средств, доступных кредитных ресурсов, государственной поддержки вылова низкорентабельных объектов, а также снижением масштабов экспедиционного промысла в открытых районах Мирового океана.

Отечественный рыбопромысловый флот практически прекратил промысел биоресурсов многих открытых и освоенных ранее районов, где в предыдущие годы добывалось до 5 млн. тонн, и в ближайшей перспективе рискует потерять их навсегда. Наш флот низкотехнологичен, неконкурентоспособен, оснащен устаревшими двигателями, орудиями лова и средствами навигации. Его физический износ составляет 68% и подходит к критическим отметкам, за которыми – потеря работоспособности.

Данные обстоятельства могут привести к тому, что Россия будет вынуждена уступать ресурсы Мирового океана странам, которые имеют достаточный для их освоения современный рыбопромысловый флот.

Прибрежные страны третьего мира (Намибия, Чили, Перу и др.) под давлением рыболовного лобби в настоящее время законодательно вводят запрет на допуск иностранных судов в свою исключительную экономическую зону. Япония, Китай, ЕС за счет крупных вкладов (финансовых и технических) в инфраструктуру прибрежных государств заполняют те ниши, которые когда-то занимал СССР. Это происходит в Марокко, Мавритании, Мадагаскаре, Анголе, Мозамбике и далее по карте. Идет активное замещение российского флота добывающими флотами других стран.

Другой пример - в Северной Атлантике (Баренцево море и район Западного Шпицбергена). Традиционный в прошлые годы отечественный промысел северной креветки практически прекращен. Причина - нерентабельная технология лова. Норвежские суда существенно мощнее, оборудованы современными тралами, что в разы повышает суточный вылов, а также имеют современные судовые фабрики, позволяющие качественно перерабатывать большие объемы выловленной креветки (до 30-50 т в сутки, при 3-10 т на отечественных судах). При этом у российских компаний отсутствуют средства на приобретение дорогостоящего добывающего и перерабатывающего оборудования.

Приходится констатировать, что если в ближайшее время не начнется процесс обновления флота, то к 2015 году общий объем уловов сократится до 2,6 млн. тонн по сравнению с существующим уровнем, что может привести к сокращению среднедушевого потребления до 11,6 кг при одновременном наращивании экспансии импортной рыбопродукции, темпы которой неминуемо увеличатся после вступления России в ВТО. При этом мы должны отдавать себе отчет в том, что прежде обновления флота, нам нужно модернизировать судостроительный комплекс. Далее 20-30 лет назад крупнотоннажный рыбопромысловый флот СССР строился лишь на Украине, в Николаеве. Все наши более-менее современные суда испанской, японской, немецкой постройки.

На наш взгляд необходимо сделать следующее:

- снизить количество квотируемых объектов водных биоресурсов;

- наделить пользователей долями в общих допустимых уловах на срок не менее десяти лет, одновременно предусмотрев механизм изъятия доли в случае нарушения законодательства. Сегодня доля - нечто сродни депутатской неприкосновенности.

- выделить средства федерального бюджета на возмещение затрат по кредитам, полученным на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов, на приобретение предметов материально-технического снабжения.

- освободить от уплаты таможенных пошлин при ввозе на российскую территорию судового и технологического оборудования, аналоги которого в России не производятся;

- создать акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом «Росрыбфлот» на базе ОАО «Архангельский траловый флот» с включением в его состав имущества на первом этапе судов, построенных под гарантии Правительства Российской Федерации, изъятых у браконьеров и обращенных в имущество казны, для организации ведения экспедиционного промысла в конвенционных и открытых районах Мирового океана.

- привлечь кредитные ресурсы банковских структур, в первую очередь ОАО «Россельхозбанк», для финансирования проектов по обновлению производственных фондов рыбохозяйственного комплекса, пополнения оборотных средств.

Вернусь к экспорту рыбных товаров. 80 % этого экспорта составляет необработанная или минимально обработанная рыбопродукция, так называемая «колодка» с низким уровнем добавленной стоимости.

Такая ситуация связана прежде всего с тем, что в последние годы количество заходов промысловых судов в российские рыбные порты снижается. И добытое на промысле возвращается к нам из-за границы втридорога.

Наличие значительных административных барьеров, связанных с длительными сроками обслуживания, несогласованная работа служб, контролирующих приходящие в порт суда, высокие ставки сборов делают непривлекательными для компаний отечественные морские рыбные порты.

Как говорят рыбаки - у нас самые дорогие порты в Галактике. И судовое топливо - тоже.

Данные обстоятельства создают условия для ориентации российского флота при сдаче продукции промысла на рынки Китая, Кореи, Японии, Норвегии и других стран.

Приведу сравнение временных затрат при выгрузке рыбопродукции в российских портах и в Норвегии.

При поставке продукции в Норвегию после передачи информации властям о заходе судна в порт, агент оформляет приход непосредственно на борту судна в течение 20–30 минут. Далее инспектором рыбного контроля проводится проверка судовых документов, состояния рыбфабрики, карго-плана, температуры в теле рыбы. В итоге все процедуры проверки, включая оформление выгрузки продукции занимают до 1,5 часов. Таможенные власти Норвегии осуществляют проверки судов выборочно.

В порту Мурманск затраты времени от момента постановки судна у причала и до проведения всех необходимых мероприятий могут составить от 24 до 72 часов.

Это связано с необходимостью доставки агентом на борт судна и осуществления контрольно-проверочных мероприятий значительного количества проверяющих - пограничников, таможни, карантинного, санитарного врачей и других.

В контроле готовой продукции задействованы 9 организаций: Отдел ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте, государственное областное ветеринарное учреждение «Мурманская областная станция по борьбе с болезнями животных», Комитет по ветеринарии и охране животного мира Мурманской области, государственное областное ветеринарное учреждение «Областная ветеринарная лаборатория Мурманской области», ФГУ «Нацрыбкачество», ФГУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области», территориальное управление Роспотребнадзора по Мурманской области, ФГУ «Мурманский центр стандартизации, метрологии и сертификации», ООО «Мурман-Тест».

Функции ветеринарного надзора дублируются должностными лицами федеральных органов исполнительной власти и соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, из-за отсутствия утвержденного положения о разграничении полномочий между федеральными и региональными органами государственного ветеринарного надзора.

Результатом служит тот факт, что 44% российских промысловых судов Северного бассейна вообще не заходят в порт приписки Мурманск и базируются в норвежском порту Киркенес.

Следующая проблема – рыбопереработка

Перерабатывающие мощности устарели и не модернизируются вследствие дефицита внутренних финансовых ресурсов предприятий и доступных кредитов.

С целью развития рыбоперерабатывающей инфраструктуры необходимо реализовать следующий комплекс мер:

- исключить поставки за рубеж продукции водных биоресурсов, минуя таможенную территорию России с одновременным введением экономических стимулов при поставках продукции на территорию Российской Федерации. Речь идет о дифференцированных ставках сбора за пользование водных биоресурсов, скажем: на экспорт – 100%, на российский берег - 50%. На наш взгляд, есть смысл подумать и об экспортной пошлине. Ведь речь идет об экспорте федеральных природных ресурсов.

- изъять квоты на вылов водных биоресурсов у компаний - «рантье», не имеющих собственного флота и торгующих правом на доступ к национальным природным ресурсам.

- упростить процедуры оформления грузов и судов в российских портах посредством разработки регламента взаимодействия министерств и ведомств – сократив число контролеров;

- выделить средства федерального бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на модернизацию рыбоперерабатывающих производств;

- разработать меры по развитию биржевой торговли продукцией промысла с созданием рыбных бирж в портах: Калининград, Мурманск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский;

- снизить железнодорожные и авиа тарифы при транспортировке по территории Российской Федерации рыбной продукции. Существующие сегодня тарифы фактически способствуют увеличению импорта рыбы и рыбопродукции, в первую очередь из Норвегии. Доставка 1 кг горбуши из Сахалина до Москвы почти равна цене горбуши на Сахалине. Получается, за морем телушка полушка, за рубль перевоз.

Примером реализации крупного инфраструктурного проекта по развитию рыбопереработки, имеющего геополитическое значение для обеспечения присутствия Российской Федерации на архипелаге Шпицберген может стать проект по строительству комплекса по переработке трески и креветки с участием ОАО «Архангельский траловый флот», суда которого ведут промысел в районе архипелага.

По данному проекту проведена значительная подготовительная работа и его осуществление создаст хорошие предпосылки для переориентации поставок продукции промысла с норвежского берега на российское перерабатывающее предприятие.

Еще одним приоритетным и перспективным направлением насыщения внутреннего рынка рыбными товарами является аквакультура.

Если мировая аквакультура обеспечивает 40% потребления рыбы и морепродуктов, то в России вклад ее продукции в продовольственное снабжение населения составил всего 5%. Это ничтожно мало для страны с огромным водным фондом, с богатейшей историей научных исследований в области товарного рыбоводства.

При условии соответствующей государственной поддержки, производство продукции аквакультуры в России может быть увеличено в 4 раза - до 400 тыс. тонн в год.

Считаем, что для придания необходимого импульса для ускоренного развития в ближайшие годы аквакультуры необходимо:

- принять федеральный закон «Об аквакультуре», устанавливающий правовые основы осуществления государственной политики в данной сфере;

- выделить средства федерального бюджета на формирование и выращивание ремонтно-маточных стад ценных видов рыб;

- внести дополнения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» в части использования в качестве объектов концессионных соглашений рыбоводных заводов и рыбопромысловых участков для товарного рыбоводства в целях создания условий по развитию аквакультуры;

В контексте негативных явлений, присущих современному состоянию отрасли, особо выделяется проблема незаконного промысла водных биоресурсов в исключительной экономической зоне России и незаконного вывоза ресурсов в Японию, Китай, Корею, страны Евросоюза и другие.

Несмотря на предпринимаемые в последние годы на федеральном и региональном уровнях меры по предотвращению браконьерства и незаконного вывоза добытой в российской исключительной экономической зоне рыбопродукции за рубеж, масштабы их не только не снизились, но принимают все более изощренные формы. Сегодняшний браконьер- это не алкоголик в фуфайке, это крупные компании с прикрытием на разных этажах власти, с домами в столице российских рыбаков - городе Сиэтле, детьми и женами там же. С Российской Федерацией их уже ничто, кроме паспорта, не связывает. Возникает ощущение, что победа над браконьерством в задачи борющихся не входит.

Наиболее значительные объемы браконьерства приходятся на крабы и минтай на Дальнем Востоке, на треску – в Баренцевом море, осетровых – в бассейне Каспийского и Азовского морей и реки Амур. По нашим подсчетам ущерб только от перелова по минтаю 70-80 млрд. рублей.

Об осетровых скажу коротко. Убежден, что только введение госмонополии и принятие федерального закона «О сохранении, воспроизводстве осетровых видов рыб и регулировании оборота продукции из них» позволит в течение 10-15 лет восстановить популяцию этого уникального вида рыб.

Для создания условий по предотвращению браконьерского промысла и незаконного вывоза добытой в российской исключительной экономической зоне рыбопродукции за рубеж, необходимо:

- принять управленческие решения, направленные на обеспечение баланса добывающих мощностей и объемов изымаемых водных биоресурсов;

Примером необходимости таких мер является то, что общедопустимый улов минтая составляет около 1 миллиона тонн, количество судов, которые ведут минтаевый промысел, достигает 300- 350 единиц. Экономически оправданная промысловая нагрузка на одно судно – 6000-7000 тонн. В итоге количество судов, которые могут вести промысел не должно превышать 170 единиц. Сегодня в Западно-Камчатской подзоне на объем 2000 тонн краба – 65 пользователей.

Выдавая в этих условиях разрешение на промысел, мы фактически легализуем перелов, а попросту говоря браконьерство.

Кроме того, необходимо:

- принять федеральный закон «О борьбе с браконьерством в рыбной промышленности», направленный на ужесточение мер по борьбе с незаконным промыслом водных биоресурсов, включая создание единого механизма охраны, воспроизводства и контроля за оборотом рыбной продукции;

- внести изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации в части использования данных отраслевой системы мониторинга водных биоресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов в качестве доказательной базы правонарушений в сфере рыболовства. Сегодня данные отраслевой системы мониторинга являются справочными. Более того, фальсифицируя эти данные, ни капитан, ни судовладелец никакой ответственности не несут. Полагаем крайне необходимым законодательно установить, что в случае злостного браконьерства у судовладельца изымается разрешение на промысел, а у капитана - диплом.

- установить запрет на выделение квот добычи водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства юридическим лицам, зарегистрированным в Российской Федерации, в уставном капитале которых участвуют иностранные юридические или/и физические лица, при одновременном стимулировании иностранных инвестиций в береговую переработку. Ни в одной рыболовной стране – Норвегии, Исландии, Китае, Японии квоты на вылов никогда не может получить иностранец. Рыбная отрасль полностью закрыта и контролируется только национальными компаниями.

Еще одной чрезвычайно важной мерой борьбы с браконьерством может послужить решение ФАО - Всемирной продовольственной организации - об обязательном получении подтверждения при заходе в порт легальности груза от государства флота. Этот вопрос мы поставим в ноябре нынешнего года в Риме, на очередной сессии ФАО.

Отсутствие государственной политики в последние годы, невнятность государственного управления привели, например к тому, что гонконгская компания «Пасифик Андес», получившая от Правительства Китая 700 млн. долларов на скупку акций российских рыбопромысловых компаний, сегодня контролирует по нашим данным 30 % объемов добычи российского минтая. А всего компаниями Китая, Кореи и Японии контролируется уже 65% объемов российского минтая.

Существует опасность утраты Россией возможности управлять своими биоресурсами уже в краткосрочной перспективе. Самое интересное, что на первый извечный российский вопрос: «Кто виноват?» сегодня ответить невозможно. Возникает второй: «Что делать?»

Прежде всего, необходимо вспомнить, что основной задачей отрасли является изъятие и эффективное использование природных ресурсов, что относит рыбное хозяйство к сфере промышленности.

Отрасль представляет собой единый технологический комплекс, взаимодействующий с множеством федеральных органов исполнительной власти:

МПР России – проведение экологической экспертизы, определение категорий водных объектов; Минпромэнерго России – вопросы судостроения, судоремонта, производства орудий лова; Минтранс России – транспорт, портовая деятельность; Минобрнауки России – отраслевые наука и образование, Минсвязи - отраслевые системы мониторинга и ГМССБ, МИД- международно-правовые отношения в рыбной отрасли.

В результате же реализации административной реформы государственные функции управления рыбным хозяйством, а также все элементы его инфраструктуры оказались «разбросаны» между федеральными органами исполнительной власти (Минсельхоз России, Россельхознадзор, Росрыболовство, Росморречфлот). А вопросами функционирования рыбохозяйственного комплекса занимаются одновременно 16 федеральных министерств и ведомств, и никто не несет ответственности за конечный результат.

Разрабатываемые проекты нормативных правовых актов по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса постоянно дорабатываются и проходят множественные пересогласования.

Существующая административная структура в области рыбохозяйственной деятельности не позволяет принимать эффективные управленческие решения. Отсутствует центр принятия таких решений, если хотите - штаб отрасли.

Извините за военную лексику, но системный кризис достиг того состояния, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными.

Резюмируя вышесказанное, полагали бы необходимым создать единый федеральный орган исполнительной власти – Федеральную службу рыбного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, с возложением на нее функций нормативно-правового регулирования, контроля и надзора, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности. Проект Указа Президента Российской Федерации о создании Службы готовы внести немедленно.

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 9 2007 г.

Еще статьи на тему "Российской":

Развитие российской Арктики: идет подготовка новых политических решений

Встреча партнеров Норвежско-российской торговой палаты

Энергоемкость коммунального сектора российской экономики можно сократить на треть

8 февраля - День российской науки

Государственные награды Российской Федерации труженикам Мурманской области

Будущее мазута в российской нефтепереработке

О совершенствовании государственного управления рыбохозяйственным комплексом России 250076 из 300500 на основе 27900 оценок. 11562 обзоров пользователей.

busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.135.193.234

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .