Аренда офисов в Мурманске

 

Главная Развитие российской Арктики: идет подготовка новых политических решений
Развитие российской Арктики: идет подготовка новых политических решений Печать E-mail

Арктика привлекает возрастающее внимание в мире не только со стороны государств «арктической пятерки», но и стран Европейского Союза, Китая, Японии и других 


The Russian Arctic Development: there is a preparation of new political decisions

Didyk V.V., the deputy director on scientific work of Kola Science Center of the Russian Academy of Sciences

An arctic region attracts increasing attention in the world not only from outside of the states of "the Arctic five» (Russia, Canada, the USA, Norway and Denmark which possess an exclusive economic zone and a continental shelf at Arctic ocean) but also the countries of the European Union, China, Japan and others. 
At the first the Arctic regions geopolitical and geoeconomic importance growth is caused of huge its resource potential. Arctic has from a quarter to third of not investigated world resources of oil and gas according to scientist's estimations.
Secondly - there is a possibility of use of Northern sea way (NSW) as one of key trading routes of global value and global scale. Such estimation and intention of the Government of the Russian Federation to realise the specified possibility was stated by the chairman of the Government of Russia V.Putin at the International Arctic forum that has taken place in September, 2011 in Arkhangelsk. He also has noticed that NSW provides distance reduction between the large markets of Europe and Asian-Pacific region on third, in comparison with a traditional southern route, and is capable to compete to it at cost of services, quality and safety.

Дидык В.В., заместитель директора по научной работе ИЭП КНЦ РАН

В последние десятилетия Арктика привлекает возрастающее внимание в мире не только со стороны государств «арктической пятерки» (Россия, Канада, США, Норвегия и Дания, которые обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане), но и стран Европейского Союза, Китая, Японии и других. Рост геополитической и геоэкономической значимости Арктики обусловлен, главным образом, во-первых, огромным природно-ресурсным ее потенциалом. По оценкам ученых, в Арктике находится от четверти до трети неисследованных мировых ресурсов нефти и газа. Во-вторых - возможностью использования Северного морского пути (СМП) в качестве одного из ключевых торговых маршрутов глобального значения и глобального масштаба.

Такую оценку и намерение Правительства РФ реализовать указанную возможность высказал председатель Правительства России В. Путин на Международном арктическом форуме, состоявшемся в сентябре 2011 году в Архангельске. Он также отметил, что СМП обеспечивает сокращение расстояния между крупными рынками Европы и Азиатско-тихоокеанского региона на треть, по сравнению с традиционным южным маршрутом, и способен конкурировать с ним по стоимости услуг, качеству и безопасности.


С начала 1990-х годов, вплоть до недавнего времени, были существенно ослаблены позиции страны в Арктической зоне


России принадлежит ведущая роль в освоении Арктики. Протяженность российского побережья Арктики составляет 22,6 тыс. км, а общая протяженность Арктического побережья всех прилегающих государств - 38.7 тыс.км. . К настоящему времени не решены вопросы разграничения между государствами морских пространств в Арктике, где существует немало противоречий, а в России нормативно не определена и ее южная сухопутная граница, что вызывает неопределенности в управлении этим стратегически важным мегарегионом.

Следует отметить, что ведущая роль нашей страны в исследовании Арктики и экономической деятельности на ее акваториях и территориях приходится, главным образом, на советский период. С начала 1990-х годов, вплоть до недавнего времени, были существенно ослаблены позиции страны в Арктической зоне. Этот период характеризовался резким сокращением объема научных и геологоразведочных работ, масштабов хозяйственной деятельности, что привело к массовому миграционному оттоку населения, упадку или закрытию многих поселений. Обвальное падение грузопотоков вызвало кризис всей Арктической транспортной системы, который коснулся 5 пароходств и 10 портов морского флота, а также 8 пароходств и 6 портов речного флота . В процессе рыночных преобразований в стране сильно пострадала инфраструктура СМП, включая системы обеспечения, связи, гидрометеорологические и аварийно-спасательные службы.

Очевидно, что отстоять национальные интересы России в указанных условиях ослабления позиций страны в этом регионе, перед лицом обостряющейся борьбы за ресурсы Арктики, весьма сложно. Важным политическим решением в этой связи было принятие такого документа, как «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», который утвердил Президент страны 18 сентября 2008 году.

В нем определены «главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, а также система мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности России».


Обвальное падение грузопотоков вызвало кризис всей Арктической транспортной системы, который коснулся 5 пароходств и 10 портов морского флота, а также 8 пароходств и 6 портов речного флота


В документе установлено, что Основы реализуются в три этапа. На первом этапе в 2008-2010 гг., в числе прочего, в частности, предусматривалась:

- «реализация целевых программ, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников, включая формирование государственной программы развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года, в рамках которой в качестве базовых создаются высокотехнологичные производственно-энергетические и производственно-рыбохозяйственные кластеры, особые экономические зоны;

- реализация перспективных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства, связанных со стратегическим развитием Арктической зоны Российской Федерации».

С учетом того, что уже истекает первый год второго этапа реализации Основ, рассчитанного на 2011-2015 гг., выполнение поставленных задач политики уже идет с отставанием. До настоящего времени не приняты такие основополагающие документы, как законы об Арктической и зоне РФ и о Северном морском пути, Стратегия развития Арктической зоны и государственная программа ее социально-экономического развития. Несмотря на то, что проекты этих документов существуют, их согласование в правительстве неоправданно затягивается.

Новый импульс для ускорения принятия новых политических решений по развитию российской Арктики должно придать готовящееся в настоящее время специальное заседание Президиума Государственного Правительства по этой тематике. В рамках мероприятий по подготовке к его проведению была создана рабочая группа для представления Доклада «О приоритетных мерах экономического стимулирования дальнейшего развития Арктической зоны Российской Федерации» и проект поручений Президента по вопросам развития Арктической зоны РФ. Возглавить эту рабочую группу было поручено Губернатору Мурманской области Д.В. Дмитриенко.

Мурманской области принадлежит важнейшая роль в освоении и развитии российской Арктики. Это наиболее густонаселенный регион Арктической зоны РФ, с развитой промышленностью, транспортной инфраструктурой, системой научных и образовательных организаций, социально-культурной сферой. Область является базовым регионом для первых российских проектов освоения нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа - прежде всего уникального Штокмановского газоконденсатного месторождения. Ключевое значение для развития Арктической транспортной системы будет иметь реализация крупномасштабного инвестиционного проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», который включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)».


не приняты такие основополагающие документы, как законы об Арктической и зоне РФ и о Северном морском пути, Стратегия развития Арктической зоны


Очевидно, что с учетом признания важного значения Мурманской области для развития российской Арктики, Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов запланировал и провел 20 октября 2011 года выездное заседания по вопросу «О реализации государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (на примере Мурманской области)».

В рамках подготовки к данному выездному заседанию, Институтом экономических проблем им. Г.П. Лузина (ИЭП КНЦ РАН) был подготовлен и направлен на имя председателя Комитета А.С. Матвеева пакет аналитических материалов и предложений по отдельным направлениям государственной политики в Арктической зоне РФ, для учета при подготовке проекта решения заседания, а именно:

1) Анализ и предложения по отдельным направлениям государственной политики в освоении арктического шельфа; 

2) О состоянии природопользования и качестве окружающей среды Арктической зоны РФ на территории Мурманской области; 

3) О повышении эффективности рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне европейского Севера РФ;

4) О мерах по повышению уровня и качества жизни населения Арктической зоны РФ;

5) Состояние и меры по улучшению положения коренных малочисленных народов Севера;

6) О социально-экономическом положении городов и районов Мурманской области;

7) О развитии транспортно-логистической системы в Арктической зоне РФ и Мурманской области;

8) Анализ ситуации в сфере бюджетно-налоговых отношений в регионах Арктической зоны. 

Следует отметить, что работа по подготовке документов законодательно-нормативного обеспечения развития Арктической зоны РФ активизировалась и в федеральных исполнительных органах власти. В октябре этого года из Министерства регионального развития РФ поступил запрос в Правительство Мурманской области о предложениях в законопроект «Об Арктической зоне Российской Федерации». В связи с этим запросом, в ИЭП КНЦ РАН были подготовлены свои предложения в данный законопроект. В частности, по вопросу принципов определения южной границы АЗРФ было предложено, что в законопроекте следует применить комплексный подход, предусматривающий, наряду с учетом природно-географических и биоклиматических факторов, необходимость достижения целей управления этой территорией, т.е. учитывать факторы определенности объекта и субъекта управления, а также роли отдельных территорий в реализации установленных целей. С этих позиций, обобщая результаты множества существующих подходов к определению южной границы АЗРФ, целесообразно принять ее с учетом включения в такую зону всей территории четырех субъектов Федерации - Мурманской области, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, а также части территории, в границах муниципальных образований прибрежных районов арктических морей, Республики Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области.


работа по подготовке документов законодательно-нормативного обеспечения развития Арктической зоны РФ активизировалась и в федеральных исполнительных органах власти.


Было также подчеркнуто, что обоснованность включения всей территории Мурманской области в АЗРФ подтверждается, помимо аргументов обеспечения эффективного управления ее научно-образовательным и хозяйственным комплексом, во многом определяющем достижения целей государственной политики в Арктике, результатами применения методики районирования территории РФ по критерию дискомфортности жизнедеятельности, в разработке которой принимал участие ИЭП КНЦ РАН. Эта методика предусматривает анализ представительной совокупности природно-климатических и социально-экономических индикаторов и расчет интегральной (комплексной) оценки. Проведенный расчет такой оценки для Кольского полуострова (от 3,9 до 5 баллов) показал, что эта территория соответствует критериям отнесения к Арктической зоне.

В части предложений о принципах осуществления экономической и социальной политики в АЗРФ, которые закладываются в законопроект, указывалось, что с учетом особых (экстремальных) условий хозяйствования и жизнедеятельности, должны быть государственный протекционизм и поддержка. Их реализация выражается в определении специальных мер бюджетной, налоговой, инвестиционной поддержки для регионов, муниципалитетов и субъектов хозяйствования АЗРФ, предусмотренных существующим проектом закона (№ 99042910-2). В предложениях также подчеркивалась необходимость сохранения действующих гарантий и компенсаций для населения, проживающего не только на территории АЗРФ, но и в субарктических «районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, скорейшее принятие всех необходимых политических решений и правовых документов по развитию российской Арктики, учитывающих реальное положение дел и обоснованные предложения науки и регионов, будет способствовать полной реализации приоритетов, целей и задач, установленных в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике (2008 год). Это обеспечит соблюдение как национальных интересов страны в этом стратегически важном регионе, так и интересов региональных и местных сообществ, живущих и работающих на территориях российской Арктики.

Содержание журнала "СЕВЕР промышленный" № 5 2011

Еще статьи на тему "арктической":

О развитии транспортно-логистической системы в Арктической зоне Российской Федерации и Мурманской области

О повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне европейского Севера Российской Федерации

Нефтегазовые ресурсы арктической континентальной окраины России

О состоянии природопользования и качества окружающей среды Арктической зоны РФ

Национальные приоритеты Арктической стратегии Российской Федерации


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.80.198.222

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD