casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная 5. Стахановцы и хозрасчет
5. Стахановцы и хозрасчет Печать E-mail

- Лишать премии, и никаких чертей! - горячится Александр Сергеевич Тютюнник. - На флоте нельзя без железной дисциплины, а добиться ее можно при одном условии: тот, кто хорошо работает, должен и получать за свой труд в два, в три, а если заслужил - в пять раз больше, чем лентяй и зануда...

- Не торопись, Сергеич, - успокаивает сменного мастера директор завода Николай Николаевич Афонин. - Прежде надо решение принять, положение разработать, а потом уже можно будет спрашивать с нерадивых работничков по большому счету.

- Что верно, то верно, - подхватывает мысль Николай Алексеевич Глухов. - А то иной раз бегаешь по рыбофабрике, взываешь к совести людей. Ай-яй-яй, говоришь, качество давай! Здесь на одном энтузиазме да юношеском задоре много не наработаешь. Нужен твердый договор, нужны четкие условия оплаты труда.

Не в судовой кают-компании, а на берегу, в комнате сменных мастеров Урагубского рыбокоптильного завода колхоза «Энергия» довелось мне услышать этот разговор. Вели его опытные промысловики, в прошлом капитаны колхозного флота Афонин и Тютюнник, а также главный технолог крупнотоннажных судов Северного бассейна Глухов. Тему подсказал свежий номер «Рыбного Мурмана». На столе, заставленном кружками с дымящимся чаем и блюдцами с белым хлебом, была развернута газетная статья с броским заголовком «Стахановцы и хозрасчет». Она-то и оказалась причиной спора-разговора в обеденный перерыв.

Афонин: - Вот автор статьи приводит слова капитана тех лет, который требует предоставить больше самостоятельности командиру судна, ратует за полный хозрасчет. Конечно, то, что РТ «Киров» получил в 1935 году свыше миллиона рублей прибыли и половина этой суммы поступила в распоряжение команды - факт красноречивый. Даже не верится, что такое могло быть. Но ведь и у нас в колхозе по сей день есть хозрасчет. Правда, внутрихозяйственный.

Тютюнник: - В том-то и беда, что остановились на полпути. Помню, один год выдался на редкость удачным. Работали не жалея себя - экипаж пришел в порт и с рыбой, и со значительной экономией промвооружения. Задание перекрыли в три раза. Так ведь все равно больше других не заработали. Как говорится, выше головы не прыгнешь. И сейчас то же самое. Сколько мы, директор, прибыли колхозу за год даем?

Афонин: - Да тысяч 130 верных будет. Как и экипажу промыслового траулера, нам разрешается распределить между собой 30 процентов этой сверхплановой прибыли. Так сказано в хоздоговоре. Но сделана оговорка: не более пяти окладов. К примеру, за 1982 год завод дал 147 тысяч рублей чистой прибыли. А на вознаграждение работникам предприятия ушло всего 12 тысяч рублей, то есть чуть больше восьми процентов от полученной прибыли.

Глухов: - А если у капитана среднего рыболовного траулера оклад 165 рублей, а у матроса, допустим, 90, то сколько им выдадут на руки годовой премии? Вот и мы у себя на заводе не третью часть сверхплановой прибыли, а значительно меньшую сумму получим. Справедливо ли? Все это не просто разговоры. Возьмем проблему стабильности экипажей. На флоте текучесть кадров большая. Много молодежи, у которой еще и полярных надбавок нет. Почему раньше люди стремились попасть к нам на колхозные суда? Так ведь у нас худо-бедно, но основной заработок все же зависит от добытой рыбы, от конечного результата. В этот показатель как бы заложена доплата и за стаж работы на Севере, и за занимаемую должность. У моряков же гослова отчисления за рыбодобычу меньше. Так что новичку, даже самому трудолюбивому, много не заработать. И оседают люди на берегу, где за любую переработку тебе доплату на блюдечке с голубой каемочкой несут. Мол, положено - получите! А кто считал если не часы, то хотя бы дни сверхурочной работы в море. Вдали от семьи и родного дома?

Афонин: - Это верно. Допустим, я - сознательный. Буду трудиться на совесть, зная, что больше, чем уже наработал, денег не получу. А как заинтересовать новичка? Как его заставить экономить во всем? Вот нам сегодня утром надо было машину с тарой в Мурманск отправить. Так ведь мы, ветераны, сначала посчитали-подумали, потратили два часа, чтобы нарастить борта кузова машины, и одним рейсом отправили не 40, а 60 бочек. Знаем: и бензин, и транспорт наш, колхозный. В конечном счете за любой перерасход из своего кармана платить будем. То-то же...

А хозрасчет на флоте вводить надо. Разработать новое положение с учетом имеющегося опыта и обсудить его не только на хозяйственном совете в ВРПО «Севрыба», но и в экипажах, среди рыбаков. Как на колхозном собрании: конечно, пошумим мы иной раз почем зря, но дело-то делать людям, каждому на своем месте. А как иначе?

Этот вопрос Афонин уже обращает ко мне, заезжему журналисту, притулившемуся к шаткому столику с диктофоном в руке. Ведь печатает же «Рыбный Мурман» столь интересные статьи о хозрасчете, может, знают в редакции и какой универсальный ответ на все эти вопросы? Но ни я, да и никто из нашей пишущей братии не мог в середине восьмидесятых годов осознать-сказать о самоубийственности старой экономической и политической системы, столкнувшей нашу великую страну на обочину мирового прогресса, о необходимости радикальной экономической реформы, перехода к иной модели общественного устройства. Мы набирали факты, пытались запечатлеть в каждом номере газеты дыхание быстротекущей жизни, сделать правдивый слепок с того или иного события и явления. Конечно - анализировали, сравнивали, спорили, - но все на ходу, чтобы вновь и вновь окунуться в водоворот ежедневных буден. При этом одной из характерных особенностей нашей рыбацкой газеты было постоянное внимательное, я бы сказал - почтительное отношение к ветеранам, к истории развития рыбного Мурмана. Зная об этом, в редакцию несли свои воспоминания заслуженные капитаны-промысловики и солдаты-фронтовики, которых по-братски встречал наш Павел Алексеевич Быстроумов. Сам ветеран войны, почетный портовик, он бережно, буквально пестуя каждую строчку, правил эти материалы. А когда на стол к Быстроумову легла несколько заумная статья доцента МВИМУ37  и плюс к тому очень энергичного и молодого кандидата экономических наук И.А.Рогачевой,38 Павел Алексеевич проявил немало терпения, чтобы сделать из этой статьи «конфетку» - толковый и легкий для восприятия газетный разворот под рубрикой «Навстречу 50-летию стахановского движения»·. Что же заинтересовало ветеранов колхоза «Энергия» в событиях полувековой давности?

Стахановское движение - это 1933-1937 годы, когда страна подошла к самому сложному этапу социалистической революции - созидательному. Как и через пятьдесят лет, тогда надо было изыскать внутренние резервы для повышения производительности труда и лучшее использование техники. Рыбаки Мурмана наметили для себя три основные задачи: разработать технические и эксплуатационные нормативы работы флота, пересмотреть действующую систему оплаты труда экипажей тральщиков, внедрить хозрасчет на судах. Эти задачи в качестве основных вопросов и обсуждались на технической конференции в 1936 году.

О каких технико-эксплуатационных нормах шла речь? Необходимо было разработать нормы времени нахождения траулеров в порту, на переходах, в море, в том числе нормы времени на работу с тралом, а уже на их основе определить рейсовые нормы вылова рыбы. Вылова с учетом класса судна - дизельного или парового, отечественной или импортной постройки. Технической классификации требовали и виды ремонта тральщиков, его последовательность и длительность - текущий \с докованием и без\, средний, капитальный. Разбивка ремонта по группам тральщиков, по срокам, а каждый тральщик \каждый!\ имел индивидуальные нормы на основе своих технических характеристик: мощность главной машины, паропроизводительность, скорость хода с тралом и без, предельной скорости работы траловой лебедки, расхода угля и воды, мореходных качеств... Кроме того, необходимо было дифференцировать эти нормы по времени года и районам промысла. И, что самое удивительное, все эти нормы были просчитаны и утверждены! А разработка новой системы оплаты труда экипажей должна была как бы поддержать принятые конференцией нормы и обеспечить их успешное достижение. Исходили из того, что стахановец \передовик 80-х годов\ должен получать материальное вознаграждение полностью, в соответствии со своей индивидуальной выработкой. При этом \цитирую\: «положение об оплате труда должно быть понятным каждому члену команды и стимулировать дальнейшее развертывание стахановского движения».

Внедрили и новую систему оплаты труда. Работу, конечно, проделали громадную. Только перечисление всех «задействованных» в этой системе условий займет не одну страницу в нашей книге, потому что нормировщики тридцатых годов умудрились даже поминутно \!\ расписать время спуска и подъема трала и определить, что при среднем сокращении этого времени на 5 минут тралмейстер получит дополнительно 60 рублей, а на 10... И так далее. Может, учитывая количество судов, а их в единственном тогда траловом флоте было не больше сотни, и возможна подобная арифметика. Но зачем, кому она нужна, если в конечном итоге мы пытаемся перевести тральщики на хозрасчет? Или это лишь прелюдия, организационно-экономическая основа хозяйственного расчета? Надо сказать, что против перевода экипажей промысловых судов на хозрасчет выступала группа промысловиков-практиков, не на словах, а на деле знающих специфику работы в море. Но, не изменяя терминологии тех лет, участники конференции теорию «спецов» признали ересью и продолжительными аплодисментами встретили слова представителя наркомата пищевой промышленности, который сказал: «Надо добиться полного, настоящего хозрасчета на тральщике. Чрезвычайно важно, чтобы капитан стал действительным директором предприятия, чтобы капитан стал хозяином на тральщике с достаточной долей самостоятельности, с достаточными правами и с большей ответственностью».

Ну а что, все-таки, думали сами промысловики в том далеком 1936 году, обсуждая проблему внедрения хозяйственного расчета? Вот, например, цитата из выступления капитана Томсона: «Положение капитана надо сделать более независимым. Капитан траулера называется «капитаном-директором». При существующих условиях это название сами капитаны воспринимают с иронией. Следует заключить договоры с капитанами сроком на 1-2 года на командование данным судном. По истечении контрактного срока с условием выполнения принятых на себя по договору обязательств, капитан получает установленную по договору премию. Капитану должно быть предоставлено право подбора своих помощников и команды. Совершенно недопустима та картина, которая наблюдается сейчас, когда капитана гоняют из одного отдела в другой, от одного стола к другому. При этом каждый столоначальник старается отмахиваться от этих назойливых капитанов».

\Как видим, бюрократия сильна и в России неискоренима - такую же «картину» мы наблюдаем и через 50 лет.\.

Так перевели ли мурманские тральщики на хозрасчет в тридцатые годы? Очевидно, да. Если верить газетам тех лет. Во всяком случае на текущий счет РТ «Киров» перечислялись деньги за выловленную экипажем рыбу. Себестоимость же доставленной в порт этим тральщиком продукции уменьшилась на 30 процентов, то есть затраты на вылов одного центнера рыбы на РТ «Киров» были в два раза меньше, чем в среднем по флоту. И по итогам года, получив более одного миллиона рублей прибыли, в соответствии с приказом наркома пищевой промышленности в распоряжение капитана Г.Г.Тисленко поступило 50 процентов от вышеназванной суммы. И в целом по флоту показатели работы были более чем хорошие: если в 1935 году тралфлотовцы добыли 1136 тысяч центнеров рыбы, то в 1936-м - 2083 тысячи.

Способствовал ли тому хозрасчет? Наверное. На состоявшейся в Мурманске первой конференции стахановцев и ударников рыбной промышленности даже было принято обращение к рыбакам Мурмана выполнить вторую пятилетку \1933-1937 гг.\ в четыре года. Но вот в следующем, печально знаменитом «ежовском» тридцать седьмом году на второй по счету подобной конференции стахановцы обсуждали, как «навести большевистский порядок и железную дисциплину на судах». Посчитали, наверное, в наркомате, что заставить-приказать намного проще и безопаснее, чем возиться с хозрасчетом при уже спущенных с кремлевской горки планах-директивах. Или поняли бессмысленность искусственного создания минирынка в плановой громаде тоталитарного государства. Или просто поэкспериментировали - и бросили, как у нас часто бывает. Или... Но так или иначе, через полвека и за несколько лет до обвала имперской экономики в середине восьмидесятых годов мы вновь заговорили о хозрасчете, о человеческом факторе и нравственных аспектах, - всех этих фиговых листиках, не способных прикрыть все более и более обнажаемое разлагающееся тело социально-экономической системы нашей страны. Тем не менее, с 1 января 1986 года начинается широкомасштабный эксперимент по переводу на новые условия хозяйствования всех производственных объединений и предприятий Министерства рыбного хозяйства союзного подчинения. Задачи, как всегда, ставятся грандиозные:

- нацелить трудовые коллективы на выпуск только той продукции \по объемам, ассортименту, качеству и срокам\, в которой нуждаются потребители,

- коренным образом повысить качественные характеристики продукции, а также ее конкурентоспособность на мировом рынке,

- существенно расширить права коллективов в планировании и хозяйственной деятельности с одновременным усилением их ответственности за результаты работы,

- повысить требовательность к органам хозяйственного управления, руководящим работникам всех уровней.

Особое внимание уделяется выполнению обязательств по поставкам в соответствии с заключенными договорами. Это условие становится основным в оценке конечных результатов деятельности предприятий, залогом их полнокровного социального развития. Выполнил полностью договорные обязательства перед потребителем - и твой фонд материального поощрения сразу увеличивается, например, на 15 процентов. Не выполнил - и пополняющий карман каждого работника фонд уменьшается на 3 процента за каждый процент невыполнения плана по товарной продукции с учетом обязательств по поставкам.

Решили перейти и к пофакторному премированию, когда устанавливаются три самостоятельных конкретных показателя премирования.

Например, выполнение и перевыполнение плана по товарной продукции \опять-таки исходя из обязательств по поставкам, по ассортименту, по срокам и в соответствии с заключенными договорами/, по удельному весу продукции первого сорта в общем объеме производства, по росту прибыли. За каждый из этих показателей устанавливается отдельное премирование \в случае успешного выполнения плана поставок по итогам года руководители предприятия могли получить премию в сумме двух месячных окладов\.

Резко возрастали требования к качеству, вводилась повсеместная аттестация выпускаемой продукции. На изделия высшей категории качества применялась надбавка к оптовой цене до 30 процентов, а низкое качество продукции опять-таки вело к уменьшению фонда материального поощрения предприятия. Партия и правительство постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР обязывали руководителей рыбной отрасли «активизировать работу по углублению внутрипроизводственного хозяйственного расчета, расширить практику создания укрупненных комплексных хозрасчетных бригад с оплатой труда работников по конечным результатам труда бригады».

Плюс к тому расширялись полномочия трудовых коллективов в решении экономических и социальных вопросов, так как резко сокращалось число утверждаемых вышестоящими инстанциями показателей плана. Если до 1986 года до предприятия доводились около двадцати директивных заданий, то в новых условиях - шесть-семь. Не утверждали «верхи» даже лимит численности персонала, фонд заработной платы, уровень производительности труда. Ограничивался объем отчетности. Расширялись права предприятий при материальном стимулировании работников, в деле использования средств фонда развития предприятия.

В одном из интервью начальник отдела организации труда и заработной платы \ООТиЗ\ ВРПО «Севрыба» В.И.Кочкуркин сказал:

- Есть опасения, что руководители предприятий могут не выдержать «испытания самостоятельностью». Не исключено, что отдельные руководящие работники видят в условиях экономического эксперимента в первую очередь возможность личной материальной выгоды, ведь в новых условиях работы резко повышается размер дополнительных премий...

Повышение самостоятельности предприятий не следует понимать упрощенно еще и потому, что, например, в области планирования кроме основных показателей, утвержденных министерством, устанавливаются и показатели по реализации различных комплексных целевых программ государственного и отраслевого масштаба. Вообще же, оценивая реально степень самостоятельности основных предприятий в системе рыбопромышленного комплекса Северного бассейна, необходимо учитывать особые производственные условия работы флота рыбной промышленности. Дело в том, что наряду с выполнением производственных функций по добыче рыбы, обработке, перегрузке продукции и снабжения все флоты одновременно являются крупными транспортными предприятиями. А обеспечение бесперебойной работы добывающих судов в условиях экспедиционного промысла требует четкого взаимодействия нескольких предприятий. И здесь вряд ли целесообразно предоставлять полную хозяйственную самостоятельность каждому флоту. Не обойтись также без централизованного установления и основных условий оплаты труда плавсостава производственных судов различных флотов, работающих в одних районах.

Поэтому нормы выработки по вылову и выпуску продукции, сдельные расценки, показатели, размеры, условия премирования из фонда заработной платы и в новых условиях хозяйствования будут едиными для экипажей однотипных судов всех флотов.*

Так главный экономист Северного бассейна конкретизировал все партийно-правительственные слова о необходимости «коренным образом повысить» и «существенно расширить». Нечего, брат-флотоводец, губу раскатывать - по-нашему, чиновничьему мнению, нецелесообразно предоставлять тебе полную хозяйственную самостоятельность. И будь ты хоть трижды «генералом» у себя на производстве, болей и ратуй за родной коллектив, а как миленький выполнишь все наши указания, даже если они не стыкуются с твоими интересами. Ведь речь мы ведем об отраслевых, государственно-стратегических программах!

Вот тебе, батенька, и весь хозрасчет до копейки вкупе со стахановским движением. «Большевистский порядок и железная дисциплина» - жестко и сердито, как в тридцать седьмом году.

37 - МВИМУ, Мурманское высшее инженерное морское училище, с 1992 года - МГАРФ \Мурманская государственная академия рыбопромыслового флота\, с 1996 года - МГТУ \Мурманский государственный технический университет\.

38- РОГАЧЕВА Ирина Александровна, народный депутат Верховного Совета РСФСР 12-го созыва \1989-1993\. Окончила Ленинградский финансово-экономический институт, аспирантуру. Работала экономистом в объединении «Мурманская судоверфь», в ПИНРО, с 1975 года доцент кафедры экономики МВИМУ, затем ведущий специалист по экономике ассоциации «Севрыба». Работает и живет в Санкт-Петербурге. Доктор экономических наук, профессор. Автор книги «Рыбопромысловый флот России» \СПб, 1996\.

* «РМ» от 11 января 1985 г.

* От эксперимента - к действию, «РМ» от 13 сентября 1985 г.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.133.144.140

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������