Главная радиограммы с промысла
радиограммы с промысла Печать E-mail

Весной 1992 года редакцию «Рыбного Мурмана» начинают «бомбить» радиограммами экипажи мурманрыбпромовских судов.

Постепенно эти экипажи находят между собой единый язык и рупор, отправляя РДО «по поручению и за подписью» капитанов и председателей профкомов 14-ти судов объединения «Мурманрыбпром», работающих в Баренцевом море. Моряки спрашивали берег:

- Если вся добываемая нашими судами рыба уходит на внешний рынок и реализуется за валюту, то почему на флоте постоянно не хватает валюты на закупку снабжения и оборудования? Куда уходит заработанная нами валюта, если экипажи не получают никаких отчислений от нее?

- Управление перешло на выплату суточных. В результате за четырехмесячный рейс экипажи стали получать намного меньше по сравнению с другими флотами. Данное положение необходимо пересмотреть.

- По непонятным причинам забирается 50 процентов валюты, заработанной экипажами за выгрузку. Ранее 50 процентов выдавалось валютой, 50 - чеками. Чеки упразднены, куда уходит 50 процентов валюты и на каком основании? Не на организацию ли всевозможных кооперативов, совместных и малых предприятий под крылом «Мурманрыбпрома»?

- Согласно новым окладам, оплата труда в море и на берегу уравнялась. Суточные нагрузки возросли до невыполнимых (БМРТ при работе на треске - 20 тонн, СРТ - 6,2 тонны). Непонятно, исходя из каких соображений нагрузки увеличились? Автоматизации никакой, вся разделка вручную...

Изложив свои вопросы, моряки требовали:

- Поднять расценки на выпускаемую рыбопродукцию с учетом ее разделки.

- Пересмотреть суточные нагрузки.

- Выплачивать экипажам 100 процентов валюты за выгрузку.

- Увеличить выплату суточных в инвалюте (капитану - 14 долларов, матросу-уборщику - 6 долларов, остальным членам экипажа пропорционально занимаемой должности)...

В случае невыполнения своих требований моряки грозили забастовкой. Но при этом они вполне резонно советовали флотоводцам, что пора перейти от традиционных методов угроз к взаимопониманию и уважению. Заверяли руководство, что экипажи всегда готовы работать на взаимовыгодных условиях и приносить пользу объединению.*

Через некоторое время теперь уже не 14, а 17 экипажей судов, работающих в Баренцевом море, вновь шлют свой «привет» берегу:

- Конкретных решений по нашей радиограмме не принято, утешительные РДО со словами о том, что «нужны высокопроизводительная работа, высокая ответственность каждого за положение дел», что надо «решить самим, как сохранить «Мурманрыбпром» и его коллектив», что можно «надеяться на понимание и поддержку» лишь ширма, за которой руководством создаются новые кооперативы, малые и совместные предприятия, в которых задействованы спонсорами и соучредителями представители администрации флота. Многие суда уже проданы каким-то кооперативам, хотя некоторые экипажи желают приобрести свое судно или взять его в аренду. Не пора ли поставить вопрос в прокуратуре о правомочности создания всех этих кооперативов, МП и СП на базе «Мурманрыбпрома»? И почему в этих организациях трудятся те же работники объединения и получают заработную плату гораздо большую, чем основной состав флота. Почему этим работникам, получающим зарплату в кассе «Мурманрыбпрома», не задерживают выплату наличных, а основной состав не может ее получить в течение двух-трех месяцев?.. Уровень жизни моряка, работающего большую часть своей жизни в море, на сегодня намного ниже работающих на береговых предприятиях.

Экипажи судов заявляют следующее:

1. Конкретного решения по нашим требованиям нет.

2. Нагрузки по крупнотоннажному флоту до сих пор не рассмотрены службой управления флота.

3. Считаем, что такой отдел, как «отдел труда и заработной платы» управлению на переходе к рыночным отношениям не нужен.

4. На основании действующих российских законов и указов Президента России окончательно решить вопрос о приоритетной передаче в собственность или аренду экипажам судов объединения. Только при отказе экипажа от судна выставлять его на свободную продажу. До принятия решения о собственности на судах осуществлять оплату труда экипажам в размере 15 процентов от сумм, полученных от продажи рыбопродукции: если она продана за границу - в инвалюте, если на внутреннем рынке - в рублях...*

Как видим, вопросы и требования моряков несколько изменились, стали более конкретными. В группе судов, работающих в Баренцевом море, был создан забастовочный комитет, сообщалось о предупредительной шестичасовой забастовке с приостановкой всей промыслово-производственной деятельности. И вот, по истечении нескольких недель, эта предупредительная забастовка состоялась. Каковы же результаты? О том в редакцию сообщила Инна Березюк, вышедшая в район промысла в Баренцево море:

- Забастовщиков поддержали все суда объединения, кроме одного, значит, наболело у всех. Но ожидаемого моряками эффекта не произошло. Руководству флота явно не по душе данная акция. Впрочем, особой тревоги берега в принятых радиограммах не ощущалось. По оценке самих капитанов, шестичасовая остановка промдеятельности для флота - комариный укус. Поэтому на 15 июня намечена суточная забастовка, которая может перейти в бессрочную.

От и.о. генерального директора «Мурманрыбпрома» Дацишина в канун забастовки пришла РДО, в которой он пытался разъяснить ситуацию, мол, цены на рыбопродукцию выросли в 7,1 раза, зарплата - в 8,2 раза, цены на ремонт, снабжение, топливо, транспорт - в 15 раз и в дальнейшем возрастут еще вдвое. Картотека флота - 153 миллиона рублей, дефицит инвалюты - 4,7 миллиона долларов. Каждые сутки простоя флота - минус 12 миллионов рублей и 250 тысяч долларов. «Во избежание полного краха вынуждены будем начать отзыв судов в порт, постановку на отстой и сокращение работающих. Поймите меня правильно: это не угроза, это - реальность».

Однако, видимо, поняв, что моряки в этой РДО не получили ответа на главный вопрос, Дацишин отправляет следующую радиограмму о заработке группы судов на мойвенной путине. Судя по цифрам, капитаны получили по 13-20 тысяч рублей в месяц, матросы по 6-8 тысяч. Дальше идут крайне любопытные цифры. Пересчитываются полученные моряками доллары: один - 110 рублей. Цитирую: итого среднемесячная зарплата капитана 42282, матроса - 24566 рублей.S Все моряки возмущены подобным пересчетом, Откуда доллар 110 рублей?S Откуда среднепотолочный заработок? Ведь даже если заработок вырос в 8 раз, то цены - в десятки, а то и в сотни раз... Меньше, чем в «Мурманрыбпроме», нигде на бассейне не получают.

- Плавсостав ждет 15 июня. Учитывая поддержку всех судов объединения, акция обещает быть серьезной. Угроз берега бояться не следует, правда - на стороне моряков, - этими словами заканчивает свое РДО в редакцию наш специальный корреспондент в районе промысла.*

Стоит добавить, что в мае-июне 1992 года требования «забастовочных» судов «Мурманрыбпрома» накладывались на радиограммы, которые шли со всех судов «Севрыбы» в адрес не только «Рыбного Мурмана», но и Президента Ельцина, вице-премьера правительства Гайдара, председателя Верховного Совета России Хасбулатова. В них моряки требовали от властей добиться выполнения своего решения о выделении кредита рыбной отрасли. И выражали опасение, что кто-то специально своим бездействием толкает людей на крайние меры, пытается сорвать реформы, подорвать веру в действия Президента, правительства. Но до Москвы морякам было не дотянуться. А вот до Мурманска при желании можно. Критика в адрес гендиректора объединения летела со всех сторон. Не стеснялся особо в выражениях и «Рыбный Мурман». В редакционной статье под заголовком «Кто у руля в «Мурманрыбпроме?»* анонимный автор, в котором по стилю легко угадывается заместитель главного редактора С.В.Миронов, пишет:

- А что руководство в лице генерального директора Л.С.Брейхмана? Стало уже дурным правилом в объединении - оно больше отмалчивается. И расползаются слухи... Вроде бы Лев Семенович подал в отставку, вроде бы уже имеется ряд кандидатур на замещение, которые сейчас рассматриваются в ассоциации «Севрыба» и комитете по рыбному хозяйству... Все покрыто глухой тайной, отсюда и социальная напряженность, и волнения людей. Напомним, кстати, нашим читателям, что генеральный директор ни разу не выступил в печати, он как огня боится журналистов, гласности. К чему бы это? Ау, Лев Семенович! Мы готовы в ближайшем номере предоставить Вам хоть все 16 страниц еженедельника, с тем, чтобы Вы подробно рассказали о своей деятельности на высоком посту. Как довели до кризиса флот, как ликвидировали отдел внутренних водоемов, выгнав за ворота десятки людей. Как получилось, что «Мурманрыбпром» оказался у разбитого корыта...

- Кстати, в МРП создано 19 совместных предприятий. Сейчас ведутся переговоры о создании двадцатого по счету СП. Редакция располагает документами..., - и далее Миронов цитирует выдержки из договоров, заключенных между партнерами по СП. Основной криминал в том, что зарубежному партнеру флотом передаются тысячи тонн квоты на треску сверх установленной правительством нормы. И заканчивает зам. редактора свою редакционную статью так:

- Кто дал право Л.С.Брейхману подрывать авторитет правительства? Где гарантии того, что завтра не будет продан весь флот неким Брейхманом, и рыбаки, проснувшись утром, не окажутся подневольными рабами у Льва Семеновича? Сегодня продан флот, завтра Северный бассейн, послезавтра - Россия...

Серьезные обвинения, хлесткая, на грани фола статья. Дальнейшие события развивались стремительно и - непредсказуемо.

· Кому в «Мурманрыбпроме» жить хорошо? «РМ» от 15 мая 1992 года.

· Неспокойно наше море... «РМ» от 29 мая 1992 года.

S Для сравнения приведу цены на мурманском рынке на май 1992 года: свинина - 160 рублей за килограмм, картофель - 15 рублей, масло крестьянское - 200 рублей.

S По курсу Центробанка в конце мая 1992 года 1 доллар США равнялся 100 рублям.

· Нужна одна победа - одна на всех, «РМ» от 12 июня 1992 года.

· «РМ» от 12 июня 1992 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.145.186.6

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .