Предприятия малого бизнеса поддержит властное плечо |
Предприятия уже осознали: чтобы держаться в современных рыночных условиях, необходимо внедрение новых технологий, оборудованияНаш малый и средний бизнес переживает сейчас этап качественного роста. Предприятия уже осознали: чтобы держаться в современных рыночных условиях, необходимо внедрение новых технологий, оборудования. Возможности для развития есть.Примечательно, что власть региона намерена бороться не только за утверждение мурманской марки у себя дома, но и за ее экспансию. Особое внимание - экспортно-ориентированным предприятиям. Для желающих предоставлять продукцию и услуги на вывоз создан механизм поддержки. Предлагаем вам ознакомиться с мнением первого заместителя руководителя департамента экономического развития Мурманской области Сергея Семенова и начальника отдела инноваций и предпринимательства департамента Ольги Борисенко. "Когда в руки рядового покупателя попадает некачественный товар, он нередко вместо того, чтобы ругать непосредственного производителя, поминает "всуе" власть. И отчасти справедливо, - заметил Сергей Антонович. - Власть должна способствовать созданию условий для производства и продвижения именно качественной продукции. Предпринимать конкретные шаги, действуя как инструментами контроля, так и инструментами стимулирования. Ради чего? Интерес тут прямой - увеличение доходов области, открытие новых рабочих мест. И областное правительство никогда не стояло в стороне. Начнем с того, что конкурс "Лучшие товары и услуги Мурманской области", который проводится у нас уже десятый год, организует региональная комиссия по качеству, возглавляет ее первый заместитель губернатора Александр Селин. Очередной шаг- принятие правительством в мае прошлого года целевой программы "Качество". Одна из ее прагматичных задач - повышение внимания не только областной, но и муниципальной власти к проводимому конкурсу, его развитие. Он теперь проходит и в рамках федеральной программы "100 лучших товаров России", и в рамках региональной программы "Качество". Заметим, что географическое положение нашего края таково, что пассивному и нерадивому производителю место под заполярным солнцем не улыбается. Его легко могут подвинуть более активные и успешные соседи - как российские, так и зарубежные. С предложениями с их сторон у северян проблем нет." Актуальнее сегодня задача диаметрально противоположная - наращивать конкурентную мускульную силу своих производителей. Блюсти интересы региона. "Это - одна из приоритетных задач, четко сформулированных в стратегии областного правительства, - заострил внимание Сергей Семенов. - Продукция, производимая на мурманской земле, и услуги наших предприятий должны быть конкурентоспособны. Власть региона заинтересована в продвижении именно такой продукции и поддержке ее производителя". И дай ему, как говорится, бог силы и здоровья. Поскольку нашу страну ожидает вступление в ВТО, как ни велики российские просторы, вряд ли перемены кого-то не затронут. К новым рыночным условиям надо, безусловно, готовиться - всем и загодя. А пассивное их ожидание сейчас - это заведомое поражение в будущем. "Очень важно, чтобы наши предприятия, как только мы войдем в ВТО, не потерялись. Крупные никуда не денутся. Но для малого и среднего бизнеса вероятность того, что кто-то не сможет удержаться, велика, - отразила возможные последствия перемен Ольга Борисенко. - Говорят, когда Индия вступала в ВТО, она потеряла до 40 процентов малых предприятий. Очень тяжело проходила этот период Греция. Наш малый и средний бизнес переживает сейчас этап качественного роста. Предприятия уже осознали: чтобы держаться в современных рыночных условиях, необходимо внедрение новых технологий, оборудования. Возможности для развития есть. Но надо не упустить оставшееся до вступления в ВТО время, чтобы подтянуться до уровня мировых стандартов. При этом очень важно, чтобы у нас везде работали профессионалы. И, прежде всего, необходимо заботиться о кадрах - обучать новым видам деятельности, готовить пополнение"."Сегодня для многих россиян вступление в ВТО, может быть, еще нечто не очень понятное, аморфное, - продолжил Сергей Семенов. - Но в жизни все будет очень предметно. Россия начнет снижать пошлины на многие ввозимые товары. А раз так, конкурентоспособность продукции из-за рубежа повысится - цены на нее станут ниже. Тем более необходимо стремиться к повышению качества своей продукции и к тому, чтобы конкурировать в цене. Соотношение цены и качества заполярных товаров и услуг должно быть более приемлемо для наших покупателей". Примечательно, что власть региона намерена бороться не только за утверждение мурманской марки у себя дома, но и за ее экспансию. Особое внимание - экспортно-ориентированным предприятиям. Для желающих предоставлять продукцию и услуги на вывоз создан механизм поддержки. В частности, в этом году в рамках программы "Качество" область планирует направить 1 миллион рублей на снижение расходов производителей на сертификацию продукции, проведение экспертиз, разработку торговых марок, внедрение международных стандартов. Еще 1 миллион на эти цели может быть привлечен из федеральных средств. И прежде всего такое финансовое "плечо" требуется малым предприятиям. Для них затраты на подобные мероприятия, даже минимальные, весьма ощутимы. Первый опыт субсидирования уже есть. В минувшем году в рамках программы "Качество" область помогла сертифицировать продукцию апатитским компаниям "Випон" и "Реал-Рост". "Два предприятия - это немного. И в нынешнем году мы готовы существенно расширить список, - подчеркнул Семенов. - Вообще, во всех странах поддерживают свой экспорт и гордятся, если он превалирует над импортом. В товарообороте Мурманской области доля экспорта всегда превышала импорт за счет продукции горно-перерабатывающей промышленности. Но в наших интересах, чтобы подобная картина складывалась не только за счет двух-трех крупнейших предприятий, а чтобы десятки, сотни компаний продавали свою продукцию за рубеж. Самую разную - как производственно-технического назначения, так и товары для населения, всевозможные услуги". Вопрос здесь опять же упирается в качество и цены. Но и это еще не все. Продукция предприятия и само производство должны не только соответствовать международным нормам, но и иметь на то документальное подтверждение. "За границей ведь "пропуск" спросят: "У вас есть международная система ИСО? Нет? Извините, но ваше производство не регламентировано". Для них это как букварь. А для нас сегодня - очень непростая задача. И власть готова помогать в этом предприятиям области", - подчеркнул Сергей Антонович. Что такое стандартизация, хочется, не хочется, узнать придется всем, кто строит в своем бизнесе далеко идущие планы. Но тем, кто взялся за нее, можно не сомневаться, что выиграют в любом случае. Ни время, ни деньги потрачены напрасно не будут. Тем более что бремя затрат с заполярными производителями готово разделить региональное правительство. "Совершенствуя свой бизнес, надо все делать параллельно, - заметила Ольга Борисенко. - И новой технике уделять внимание, и организации технологического процесса в целом. А сертификация как раз на это и направлена - прежде всего, позволяет предприятию оценить свои возможности и понять, в каком направлении двигаться. Выводит производство на современный международный уровень". Однако заметим, даже тем, кто вовсе не помышляет об экспорте, заниматься вопросами качества все равно придется. В России требования к товарам и услугам вместе с конкуренцией тоже растут. Развивается и местный рынок. Свое отражение это находит в том числе и в конкурсе "Лучшие товары и услуги Мурманской области". Предприятиям он, в первую очередь, помогает взглянуть на себя со стороны, понять, какое место они занимают среди заполярных производителей. Является состязание и одним из механизмов борьбы за качество.Уже только подготовка к нему заставляет участника по-настоящему проанализировать собственное положение дел, увидеть недостатки и задуматься над тем, что необходимо для качественного скачка. Сам же конкурс позволяет узнать настоящую цену своему товару или услуге по сегодняшним меркам качества. Это хорошая возможность заявить о себе, утвердиться в глазах покупателя, поднять собственную планку, выйдя на российский и зарубежный рынки. Результаты состязания представляют интерес и в плане последующей рекламы, поскольку победители получают право использовать знак конкурса на маркировке продукции. Не лишнее и обретение поддержки в лице власти. За минувшие девять лет в конкурсную борьбу включилось 225 предприятий, представивших свыше 400 товаров и услуг. Более сорока из них стали лауреатами программы "100 лучших товаров России", 117 - ее дипломантами. Немалое число руководителей и работников предприятий Кольского края награждены почетными знаками "За достижения в области качества" и "Отличник качества". Но возможности для новых побед далеко не исчерпаны. "Если посмотрим на историю конкурса в Мурманской области, увидим, что у нас сложилась устойчивая группа лидеров качества - те же предприятия хлебной, молочной, мясной промышленности. Это замечательно. Но мы хотим, чтобы ряды конкурсантов и победителей расширились, и существенно, - отметил Сергей Семенов. - Взять, к примеру, рыбоперерабатывающие предприятия. Их в области несколько десятков. А среди лидеров качества - два-три. Или же услуги. Рынок и уровень услуг за последние 10-15 лет значительно выросли. Ремонт обуви, химчистка, парикмахерские, учебные, оздоровительные, медицинские учреждения, туристические, автотранспортные, строительные компании, рекламные агентства - да все что угодно. Но руководители этих предприятий почему-то очень робко смотрят на участие в конкурсе. Хотелось бы, чтобы предприниматели не прятали голову в песок, как страусы. А, наоборот, с гордостью заявляли о том, что делают". Журнал "СЕВЕР промышленный" № 4 2007 г. Еще статьи на тему "Предприятия":Предприятия, обслуживающие городское хозяйство г.Мурманска Как предприятия могут расширить сферы сбыта своей продукции с помощью собственного сайта Особенности отношений возникающих при продаже предприятия Работники предприятия, занесенные в книгу почета Работники предприятия, награжденные знаком «Отличник Аэрофлота»
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4907 |