Высадка полярной станции «Северный полюс - 10» |
Через скованный молодым льдом пролив Санникова ледокол взял курс на востокНавигация 1961 г. для атомохода «Ленин» была несколько необычной. Предстояло пробиться в район тяжелых льдов в Чукотском море, к северу от острова Врангеля, доставить на паковую льдину коллектив зимовщиков с экспедиционным грузом и основать дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10» (СП-10). Эта задача для моряков была новой, потому что все предыдущие СП доставлялись с помощью авиации.К концу арктической навигации, 11 сентября, атомоход «Ленин» вышел из порта Мурманск. Из моря Лаптевых он вывел на запад последние суда, принял на борт с ледокольного парохода «Леваневский» и дизель-электрохода «Ангарг-гэс» коллектив зимовщиков и 510 т экспедиционного груза. Через скованный молодым льдом пролив Санникова ледокол взял курс на восток. В Восточно-Сибирском море пробивались сквозь мощный паковый лед. К северу от острова Врангеля подошли к огромной дрейфующей льдине. В условиях полярной ночи и сильных морозов началась разгрузка и одновременно сборка жилых домиков, радиостанции, складов. Все свободные от вахт моряки трудились вместе с полярниками. К 17 октября, дню открытия XXII съезда КПСС, все работы в основном были закончены. На станции торжественно подняли флаг нашей Родины. На обратном пути (курс был проложен высокими широтами, севернее Новосибирских островов) экипаж выполнил вторую часть задания - вдоль кромки многолетних льдов расставили ДАРМСы - дрейфующие автоматические радиометеорологические станции. 22 ноября ледокол возвратился в Мурманск. Этот рейс показал, что ледокольный флот имеет реальную возможность приступить к расширению сроков арктической навигации. ПЕРВАЯ ПРОДЛЕННАЯ НАВИГАЦИЯ В 1966 г., после шестилетней эксплуатации ледокола, было принято решение заменить трехреакторную атомную энергетическую установку на двухреакторную - более мощную и совершенную.При ее создании использовался богатый практический опыт, собранный такими опытными судовыми специалистами, как А. К. Следзюк, И. К. Мочешников, В. А. Мизгирев, В. В. Каратеев, А. И. Соколов, А. М. Нецецкий, О. М. Хованский. С новым атомным сердцем, с новейшей автоматикой ледокол обрел как бы вторую молодость. В 1970 г. Министерство морского флота и Мурманское морское пароходство приняли решение провести первую продленную навигацию на трассе Мурманск - Дудинка - Мурманск. Необходимо было определить возможности и условия проводки транспортных судов в этом районе Арктики в конце осени и начале зимы, в условиях полярной ночи. 14 ноября 1970 г. в районе Карских Ворот атомоход «Ленин» взял под проводку дизель-электроход «Гижига» с грузом для Норильского горно-металлургического комбината. У Енисейского залива атомоход передал судно ледоколу «Капитан Белоусов» для дальнейшей его проводки по реке. В такие поздние сроки Дудинка еще никогда не принимала суда. На обратном пути, несмотря на сжатие и торосы, средняя скорость ледокола и проводимого им судна составляла около 8 узлов. 1 декабря «Гижига» была выведена на чистую воду. Это был новый этап в истории полярного мореплавания. С тех пор плавание из Мурманска в Дудинку и обратно в столь поздние сроки моряки стали называть продленными навигациями. С каждым годом количество судов на этой трассе увеличивалось, а навигация постепенно продлевалась до января-февраля, пока не стала круглогодичной. СВЕРХРАННИЙ ВЫСОКОШИРОТНЫЙ РЕЙС 26 мая 1971 г. атомный ледокол «Ленин» покинул Мурманск и совершил совместно с ледоколом «Владивосток» сверхранний по тому времени высокоширотный переход до порта Певек.1 Ледоколы прошли севернее Новой Земли, оставили к югу Северную Землю и Новосибирские острова, спустились к мысу Шелагскому и, взломав припай Чаунской губы, 22 июня отдали якоря в Певеке. Главная задача - в минимальный срок провести ледокол «Владивосток» в Восточный район Арктики - была выполнена. За большой вклад в обеспечение арктических перевозок народнохозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях 10 апреля 1974 г. атомный ледокол «Ленин» был удостоен высшей награды Родины - ордена Ленина. А в 1973 и 1976 гг. правительственные награды получила большая группа членов экипажа.Еще статьи по теме "Атомные ледоколы":Атомные ледоколы будут акционированы Глава Росатома заявил, что атомные ледоколы никогда не будут продаваться в частные руки Из истории создания первого атомного ледокола Атомный ледокол «Вайгач» вернулся в Мурманск из Финского залива и вновь отправился в поход «Арктика» - самый мощный в мире атомный ледокол
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5623 |