Дворец и его "придворные" Печать

В далеком теперь уже 1957 году, в августе, аккурат в День строителя, распахнулись двери нового клуба. Красивый и современный клуб горняков был построен, когда многие жители молодого города еще жили в бараках. Ответом на вполне понятное "почему?", наверное, могут послужить строчки поэта Владимира Маяковского: "приходит страшнейшая из амортизации - амортизация сердца и души". Вот чтобы этого избежать, чтобы наполнить жизнь оленегорцев не только трудом, но привнести в нее праздник, и был построен досуговый центр.

Сдача объекта на улице Мира прошла торжественно, это был настоящий подарок для юного заполярного города. Все получилось, как задумали - светлое просторное здание отныне стало любимым местом отдыха горожан. А внутри него закипела жизнь. Молодежь, наделенная художественными и музыкальными способностями, бежала после смены именно сюда. Все, в ком жил бесенок творчества, рано или поздно оказывались в этой обители культуры. Клубы по интересам, кружки самодеятельности, головокружительные вечера отдыха и, конечно же, кино - вот диапазон работы горняцкого Дома культуры.

Так, спустя время, станут именовать клуб, а еще позже его статус повысится до Дворца.

Кино... Это было самое массовое, самое любимое развлечение в 60-70-х годах. Билеты на киносеансы продавались заранее, за ними в фойе клуба выстраивались громадные очереди – зрителей всегда было больше, чем мест в кинозале. Кстати, активистам самодеятельности в качестве поощрения выдавали контрамарки на просмотр нового фильма. В декабре 1964 г. горожане пришли в кино целыми семьями: первый прокат художественного фильма "Морозко" состоялся на киноэкране Оленегорского клуба. Красивый терем Деда Мороза, сказочная деревушка в лесу, пристанище Бабы Яги - избушка на курьих ножках - все это оленегорцы уже видели: в натуре, а не на экране. И артистов видели, со многими подружились.

Ведь зимние съемки кинофильма "Морозко" велись вблизи нашего города, а творческий коллектив киностудии вместе со своим большим хозяйством размещался в Оленегорске. Когда перед зрителями появились хорошо им знакомые режиссер фильма Александр Роу, киноактеры Георгий Милляр, сыгравший роль Бабы Яги, Александр Хвыля (Дед Мороз) - зал наполнился аплодисментами.

- Нам советовали переждать холода и приехать к вам, когда будет тепло, - обратился к оленегорцам А. Роу. - Но нам не терпелось скорее увидеться с нашими друзьями. Ведь нас связывало более двух месяцев напряженной работы над фильмом. Нам помогали очень многие. Мы благодарны за эту помощь и само деятельным артистам, и врачам, и работникам коммунального хозяйства, и милиции. Мы гордимся творческим содружеством с оленегорцами.

Роу рассказал также, что для летних съемок творческий коллектив выезжал в Звенигород и на юг Крыма.
- Москвичи увидят фильм "Морозко" в феврале, а на экраны страны он будет выпущен в апреле. Премьера же состоится сегодня, у вас, в Оленегорске! - подвел черту режиссер.

Вспыхнул ярко-голубой экран, на фоне причудливых морозных узоров появилась крупная надпись "Морозко", пошли титры имен знакомых артистов. Когда же действие картины перенеслось в заснеженные края, в зале возникло оживление: это - родное, это - наше Заполярье! Все здесь до боли знакомо и дорого. В массовых сценах многие узнают себя и своих друзей. В Оленегорске "Морозко" крутили два дня. Фильм-сказку посмотрели и взрослые, и дети. Зрительный зал был постоянно переполнен. Тогда у оленегорцев еще не было видеомагнитофонов и снявшиеся в массовке горожане ходили на картину по два-три раза, приводя с собой друзей и родственников. Шутка ли - ведь снялись в большом кино!

Клуб горняков прочно становился для многих горожан вторым домом. Сюда бегали на танцы, здесь влюблялись, здесь же играли свадьбы, а потом и регистрировали своих первенцев. В клубе был и свой драматический коллектив, которым руководила Елена Андреевна Шацкая. Это первый народный театр в Мурманской области. Десять лет на общественных началах Елена Андреевна была его бессменным режиссером. Ее коллективу одному из первых в области было присвоено звание "Народный драматический театр".

В культурной жизни маленького провинциального города всегда что-то происходило: смотры, фестивали, концерты. Среди неизменных застрельщиков всего нового - Владлен Родоставин, Владимир Андрухов, Владимир Коваленко. В 50-х годах по всей области гремела популярность вокально-инструментального ансамбля "Олвиа" с Александром Науменко во главе. В течение 25 лет руководила ТЮЗом Людмила Гмырь: спектакли тюзовцев пользовались любовью оленегорских зрителей.

Кстати, многие из тех, кто впервые ступил на театральные подмостки в оленегорском Доме культуры, стали профессионалами, поступили в вузы. Оленегорская сцена и оленегорский зритель любимы театрами Мурманска и Ленинграда. Еще с тех давних лет берет начало традиция гастролей трупп областного драмтеатра, театра Северного флота, питерского "Ленкома" и его преемника - театра "Балтийский Дом". И всегда в ДК - аншлаг. "Театральная публика", - говорили про оленегорцев профессиональные режиссеры и актеры.

С 1965 года в Доме культуры регулярно проводятся вечера трудовой славы. Пишутся сценарии, оформляется сцена, самодеятельные артисты - от мала до велика - готовят свежие номера. В назначенный день и час в ДК собираются горные мастера и машинисты локомотивов, экскаваторов, бурильщики, белазисты и "фабриканты" - словом, все те, ради кого эти вечера и проводятся. Коллектив Дворца, от контролера до директора, делают в такие вечера все возможное, чтобы труженики ГОКа отдохнули по высшему разряду.

В 1989-м оленегорцы в очередной раз удивили северян: в стенах Дворца культуры комбината впервые на Кольской земле создан джаз-бэнд. "Биг-бэнд" - это тоже детище А. Науменко. Влюбленный в музыку человек, он воспитал не одно поколение музыкантов. И поныне в его "Ретро-Бэнде" играют те, кто с самого детства ценят и уважают этого замечательного профессионала. Коллективу по заслугам присвоено звание "народный", а песню его руководителя "Пусть в Оленегорске не цветут каштаны" пора объявить гимном любимого города.

Дворец культуры Оленегорского горно-обогатительного комбината с 1991 года обрел вторую жизнь. Три года шел ремонт здания, за это время горожане изрядно соскучились по "организованному досугу", оценив его неоспоримые плюсы. Снова забурлила жизнь во Дворце. Слаженный дружный коллектив единомышленников во главе с неугомонной Валентиной Кельтусильд - залог успеха всех "дворцовских переворотов": задумают что-то новое, неизведанное - пройдут сквозь все препоны времени и обстоятельств - и непременно добьются своего.

Сегодняшний Дворец - это уже составная, главная, часть целого комплекса, включающего и клуб "Творчество" (на базе бывшей швейной фабрики), и выставочный зал (в помещении бывшего комбинатовского магазина). Не утихает пульс творческого поиска - клуб "Модница" недавно получил статус народного театра, вернулся под крыло ДК вокальный ансамбль "Оленегорочка". Заместитель директора по творческой работе Елена Першина, заведующая досуговым отделом Анна Титова, Галина Поянская, руководитель "Модницы" Валентина Нефедьева, звукорежиссер ДК Михаил Терехов, Татьяна Толстых и ее "Оленегорочка", Ольга Терехова и ее танцевальное "Настроение", Светлана Пожильцова со своими маленькими "светланками", ансамбль русских народных инструментов "Наигрыш", Дмитрий Рудяев с "Пробой пера" - вот неполный перечень тех, кто одухотворяет жизнь Дворца.

Не менее важные личности ДК - это Р. Т. Мамонтова, В. П. Власова, Т. Т. Родина. Их трудами и заботой Дворец всегда сияет чистотой. В самые тяжкие времена ГОК не отказался от своего "оазиса". Дворец живет. Дворец нужен. Сейчас это, как никогда, поняли все. "В наше-то трудное время?" - возразит пессимист со стажем. В наше трудное - особенно. Во избежание "самой страшной из амортизации".

ПОЛВЕКА У ГОРЫ ОЛЕНЬЕЙ