А фабрика была пионеркой |
Весной 1950 г. начато строительство обогатительной фабрики.Темп горных работ по вскрытию железорудного пласта на руднике нарастал. Сначала все усилия горняков были сосредоточены на вскрытии южной части месторождения, или на Южной сопке (Питченварь), но вскоре наступила очередь вскрытия и северной части - Северная сопка (Оленья). Для вывозки вскрыши использовались грузовые автомобили ЗИС-150, самосвалы ЗИС-585 и МАЗ-205. В мае 1953 г. для обеспечения перевозок руды и вскрышных пород был организован железнодорожный цех. Его возглавил молодой инженер Виктор Иванович Панкрушин. Для строительства железнодорожного полотна были выделены экскаватор, бульдозер, три самосвала и бортовая машина. Создали специальную строительную бригаду. Началось железнодорожное строительство: устройство верхнего строения путей, укладка рельсов, стрелочных переводов, коммуникаций, средств сигнализации и т. д. В августе в рудоуправление поступило 2 паровоза серии 9П, "бочками с дымом" звали их рабочие, перевозившие оборудование со станции Оленья на Фабричную. Первые паровозные бригады состояли из машинистов А. И. Удальцова, П. Ф. Смирнова, А. К. Захарова и их помощников Б. Ю. Сулейманова, В. Голубева, В. А. Дремина. Паровозная тяга - это возможность быстрой доставки тяжеловесного оборудования и агрегатов на рудник и обогатительную фабрику, строительство которой начато еще в 1950 году в полукилометрах от рудника. Особенно ответственной и напряженной была работа строителей, занятых на устройстве фундаментов под щековые и конусные дробилки 1-й и 2-й ниток дробления. Необходимо было предварительно подготовить котлованы для фундаментов. Работа была очень трудоемкой: проектная глубина котлована корпуса крупного и среднего дробления составляла более 32 метров. Потребовалось взорвать и удалить более тысячи кубометров крепкой скальной породы. Форсировать стройку помогали... климатические условия Севера: пользуясь тем, что начался календарный день и круглосуточно было светло, работы велись в две, а иногда и в три смены. Параллельно шло строительство корпусов мелкого дробления руды, запасных бункеров, главного технологического корпуса и корпуса концентрации. Корпуса фабрики вместе со строителями СУ "Рудстрой" возводили и те, кому потом предстояло работать на ДОФ. - Весной 1953-го в составе небольшой группы молодых инженеров я прибыла в Ено-Заимандровское управление "Колжелруда", - рассказывала ветеран труда, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Екатерина Ляхно (Семенова). - В то время усиленными темпами шло строительство обогатительной фабрики, и многие из нас были определены на должность инженеров-кураторов, в обязанности которых входил контроль за качеством строительно-монтажных работ. Строители работали хорошо, но им нужна была помощь, и мы, молодежь, старались оказать ее: устраивали субботники, нередко оставались после работы, иногда на целую смену. Подносили кирпич и раствор, уплотняли бетон, рыли канавы и траншеи под кабель и трубопроводы. Стремление у всех было одно - сдать в эксплуатацию первую очередь обогатительной фабрики. Во второй половине 1954-го строительство корпусов ДОФ было закончено. Закончен монтаж дробильного и обогатительного оборудования, сдана в эксплуатацию понизительная подстанция. К этому времени завершено и вскрытие рудной залежи на Оленегорском месторождении. Вот так, всем миром, готовили к пуску фабрику-пионерку. Ведь оленегорская фабрика обогащения железистых кварцитов отрабатывалась как одна из первых в стране. Раньше такие бедные руды - с содержанием железа чуть больше 30% - просто не добывались.Оленегорцам предстояло "поправить" издержки матушки-природы, заменив естественный процесс обогащения, происходящий в недрах, искусственным. Рукотворно превратив бедную, но чистую от вредных примесей серы и фосфора, руду в ценнейшее сырье для Череповецкого металлургического. Технологию глубокого обогащения таких железных руд предстояло освоить впервые в стране. Впервые - это всегда сопряжено с риском. Специалисты рудоуправления наверняка понимали, что могут быть сбои и разочарования. Владимир Ананьев, возглавлявший в то время рудоуправление, трезво смотрел на вещи: запроектированная технологическая схема имела серьезные конструктивные недостатки. Но Череповец ждал железорудный концентрат, там тоже бурлила стройка. Связанные одной технологической цепью, оба предприятия ускоренными темпами проходили свои этапы большого пути. Недостатки было принято устранять на марше. Страна ждала большого металла. 6 ноября 1954 г., в канун 37-й годовщины Великой Октябрьской революции, в главном технологическом корпусе Оленегорской обогатительной фабрики был получен первый концентрат из руды Оленегорского месторождения. Одна из рабочих-отсадчиц Юлия Воронкова так вспомнит об этом событии на страницах многотиражки "Заполярная руда": - Не забыть того торжественного часа, когда я дежурила у конвейера № 29 с мешочком в руках и ожидала первого концентрата. И вот я ощутила весомую тяжесть упавшего в мешочек черного влажного порошка... Наш труд не пропал даром! Первый концентрат получен! Ноябрь давно сменился декабрем, кончалась зима. Долгая полярная ночь вкупе с неудачами в работе измотала людей. Аварии на фабрике, как следствие недоделок, превращали работу в пытку. В эту зиму дела складывались плохо во всем: не слушались насосы, замерзали пульповоды и водопроводы, негде было ремонтировать оборудование - не готовы ремонтные мастерские. Золотыми и несгибаемыми оставались только люди. Пусковыми работами руководили главный инженер рудоуправления И. А. Алферов, нач. тех. отдела Н. С. Вьюшинский, главный обогатитель А. А. Прокопович и начальник фабрики B. П. Попков. Первыми механиками фабрики были А.В.Кондратьев, А. П. Саламаткин, В. Г. Терелло, первым энергетиком - C.Д. Власов. Многие из первых рабочих ДОФ будут трудиться здесь практически всю свою профессиональную жизнь. Проработают по 10, 20... 30 лет на фабрике, отсюда уйдут и на пенсию. Ну а тогда в большинстве своем это был молодой народ, прибывший на оленегорскую стройку. Кого нужда пригнала, кого послевоенное сиротство, кого желание как-то зацепиться в этой жизни, получить профессию. Слово "романтика" вряд ли было тогда в ходу - по этой причине на Север поедут попозже. В последующих главах повествования вряд ли удастся назвать фамилии всех достойных людей комбината, но перечень этих, первых обогатителей, думается, будет приведен по праву. Это дробильщики руды М.И. Рудяк, Г.И. Феоктистов, П.Я. Каракин, В. М. Вторушин; машинисты мельниц В.И. Давыдов, Н.С. Куприянов, В.В. Крылов, машинисты сушильных барабанов Г. В. Кувшинов, В. Г. Новицкий; сепараторщицы Н.И. Зуева, З.К. Дремина, Н.А. Егорова, В. М. Скурат, Л. Е. Баранова, Н. Крилевич; отсадчицы Л.П. Миронова, Ю. М. Воронкова, А. С. Карпачева, Н. Н. Семенова, В. Ф. Савицкая, Н. М. Щинова, А. Н. Сысоева, А. С. Назметдинова, Г. М. Поводова, Е. Ф. Кришталович и многие другие. 24 августа 1955 г. стал знаменательным днем для металлургов Череповца: получен первый чугун из оленегорского концентрата. Месяц за месяцем плавит Череповец чугун, все больше концентрата требуют металлурги у оленегорских горняков. А проблемы на фабрике не кончаются. Поставки концентрата на ЧМК даются ценой неимоверных усилий. После приемки фабрика стала работать хуже. С планом 1955 г. обогатители не справились. Содержание железа в концентрате и извлечение железа из руды оказалось ниже плановых. Одной из самых серьезных ошибок проекта оказался неудачный выбор оборудования для обезвоживания концентрата. Это породило несоответствие между мощностями главного обогатительного корпуса и корпуса сушки фильтрации, резко снижало выход концентрата. Не продумана была технологическая схема, которая предполагала четыре передела. Надо было гнать концентрат, чтобы не поставить под угрозу работу растущего как на дрожжах Череповецкого завода - там уже задули вторую домну, думают о сверхмощной третьей, потом - четвертой. А в Оленегорском рудоуправлении (так переименовали 1 декабря 1955 г. "Колжелруду") ситуация очень тревожная. Из-за ошибок проектировщиков все время шли переделки, перестройки. Не только ИТР-овцам, но и простым рабочим стало давно понятно: взяли они, проектировщики, проект, годный для одних условий, для одной руды, и механически скопировали для нас. В результате фабрика работает уже два года, а строительство продолжается вовсю. От проекта, по которому она построена, осталось немного. Параллельно с освоением технологии и мощностей первой очереди реконструировали отдельные узлы и переделы фабрики. А ведь это шло одновременно с текущим производством и... не могло на нем не сказаться. Как назло зима 1955-1956 годов выдалась просто лютая. Фабрика напоминает сталактитовую пещеру - всюду наледи и сосульки. Котельная со своими обязанностями не справляется, греют из рук вон плохо. Но люди продолжали упорно сопротивляться обстоятельствам: холод и неудачи не могли остановить начатого. Сооружение Череповецкого завода плюс освоение Оленегорского железорудного месторождения создавали тот самый металлургический "кулак" на Северо-Западе страны, о котором столько мечтали прогрессивные умы Отечества. "...это достойный подарок строителей, металлургов и обогатителей XX съезду Коммунистической партии" - писали центральные газеты. Чтобы рудный камень, найденный когда-то Давидом Шифриным и Колей Зонтовым, превратился в первосортную сталь, он должен пройти сотни этапов. Десятки из них он пройдет, прежде, чем превратится в железорудный концентрат. И все этапы неразрывно связаны единой технологической цепью. Если сдает одно звено, тормозится - или вовсе останавливается - весь производственный процесс. У оленегорских горняков не было иного выхода, как во что бы то ни стало сделать почти невозможное - обеспечить сырьем металлургию Череповца, довести до ума несовершенные технологии, ну и параллельно - построить город... Помимо ошибок проектировщиков, в рудоуправлении было немало и своих. И их признавали, старались исправлять. Из производственных отчетов тех лет видно, что недостатков в организации работы было много. Для буровзрывных работ нужна была техническая документация на разрабатываемые участки карьера. Такой документации еще не было: геолого-маркшейдерская служба работала плохо. Часто бывало, что по вине бурильщиков в дробилку попадали металлические предметы: долота, куски рельсов, кувалды, зубья ковшей экскаваторов. Буровые станки, экскаваторы часто выходили из строя и простаивали целыми сменами. Ремонтная база на руднике и в желдорцехе была слабой. Из-за неисправности больше трети паровозов не работали. Экскаваторы часами дожидались подачи подвижного состава к забоям. Простаивали дробилки обогатительной фабрики. И т. д., и т. д. Этот узел надо было разрубать: срочно разработали комплекс организационно-технических мероприятий. Отдельным пунктом значилось развертывание социалистического соревнования за досрочное выполнение плана 1956 г., за повышение производительности труда. Что такое соревнование? Если не добавлять определение "социалистическое" или "олимпийское", то останется его суть - это игра: кто быстрее, лучше, качественнее справится с задачей. Начав, невозможно остановиться. Такой способ извлечения человеческого энтузиазма творит чудеса. Если, конечно, играть по-честному, без очковтирательства и подтасовки конечного результата. Похоже, в те годы было именно так. Росло количество рационализаторов: люди, намаявшись несовершенным трудом, вносили ценные предложения. В итоге работать становилось легче, плюс экономический эффект для предприятия. Появились первые передовики производства. Среди них машинисты станков бурения П. С. Матвейчук, С. Д. Бородай, А. Д. Прокопов; машинисты экскаваторов Н. Т. Кондаков, М. Н. Кузнецов, В. С. Четвертков, Г. А. Гаркуша и многие другие. В 1957 году коллектив Оленегорского РУ продолжал осваивать проектные мощности, улучшая технологию производства. Благодаря титаническим усилиям план 1957 года был выполнен по всем показателям. По итогам соцсоревнования среди предприятий Мурманского совнархоза коллективу Оленегорского РУ было присуждено первое место. В 1958 году оленегорский ЖРК - железорудный концентрат - впервые уйдет по новому маршруту - на экспорт. Польские металлурги по достоинству оценят его качество.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5218 |