Наши партнеры

АНО ДПО «Полярный институт повышения квалификации»

 

Главная Индустриальное развитие удалённых территорий на примере Мурманской области и Магаданской области
Индустриальное развитие удалённых территорий на примере Мурманской области и Магаданской области Печать E-mail

Мурманская и Магаданская  области играли важную роль в восстановлении страны после Второй мировой войны


(The Challenges of Going Global: Industrial Development in Remote Resource Regions)

Андреев О.А., профессор филиала Балтийского института экологии, политики и права в Мурманске
Раутио Веса, научный сотрудник Александри института университета Хельсинки (Финляндия)
Раунд Джон, лектор университета Бирминген (Великобритания)
Тюккюлайнен Маркку, профессор географии университета Йоенсуу (Финляндия)

Рис 1. Расположение Мурманской и Магаданской областей.В этой статье изучается социально-экономическое развитие двух северных периферийных территорий России, Мурманской и Магаданской областей (рис. 1), в постсоветское время. Эти две области играли важную роль в восстановлении страны после Второй мировой войны. Эти области, очень богатые природными ресурсами, были быстро заселены и индустриализированы сразу после войны для снабжения экономики природными материалами. После распада СССР они, как и другие территории Севера России, столкнулись с серьёзными проблемами по адаптации к рыночной экономике. Например, региональная инфраструктура, формальные и неформальные институты не справлялись с поставленными задачами. Более того, у этих регионов почти не было международных связей, так как некоторые из них были частично закрыты по стратегическим и военным причинам. Такая практика слабо обеспечивала периферические районы в 1990-ые годы, во времена приватизации государственных предприятий.

Благодаря развитию в советское время, население севера России всегда превалировало по сравнению с другими северными странами. Много промышленных районов на севере РФ очень экологически загрязнены.

Рисунок 1 Расположение Мурманской и Магаданской областей 

Распад Советского Союза не был ещё концом плановой экономики, но он разрушил многие её предпосылки. В советские времена люди, которые жили и работали в суровых климатических условиях в периферических районах, считались национальными героями, работающими на благо страны. Однако, вскоре, известный политик Егор Гайдар заявил, что население севера страны заметно превалирует, что несёт много расходов, нежели вносит вклад в экономику страны (Round 2005: 718).

Несмотря на стремительный рост российской экономики с момента кризиса в 1998 году, социально-экономическое благосостояние периферических округов РФ не улучшилось. Например, некоторые области на севере России все еще вынуждены бороться с многочисленными структурными проблемами без какой-либо федеральной поддержки, обеспечиваемой государством. Новая региональная политика правительства РФ основана на довольно старых идеях полюсов развития, скорее это обновлённая версия портфеля проектов развития, как решение проблем национальной географической экономики.

Новая региональная политика России разделена на 3 категории, основанные на экономическом потенциале страны: рост центральных округов страны, поддержка основных областей, а также периферийных регионов страны (рис.2). Поддержка включает в себя две подкатегории: сырьевые и старые промышленные районы. Периферийная категория включает в себя также две подкатегории: районы, находящиеся в группе риска. Чечня и Ингушетия находятся в специальной категории, они классифицируются как особые районы. Новая региональная политика отдает предпочтение таким территориям как Московская и Санкт-Петербургская как в росте национальной экономики, так и в обеспечении решений различных социально-экономических проблем. Согласно нашим целям, мы занимаемся изучением отсталых районов. Мурманск является основным регионом, а Магадан относится к группе риска, которая включает в себя районы с серьезными социально-экономическими проблемами.
 
Рис 2. Федеральные округа, разделенные на экономические потенциалы (Оллус, 2007)

Рисунок 2 Федеральные округа, разделенные на экономические потенциалы (Оллус, 2007)

В этой статье рассматривается развитие областей в постсоветские время с точки зрения местного населения, предприятий и общественности. Изучение основано на базе данных, которые включают статистику, интервью со специалистами и общественностью, а также исследования среди местного населения, их отношение к происходящей реструктуризации. Исследования выявляют сходства и различия в районах, которые базируются на интернационализации регионов. С одной стороны, Мурманская область стала частью глобального рынка медно-никелевой руды, но, с другой стороны, Магадан сталкивается с серьезными структурными проблемами, такими как периферическое месторасположение и недостаток поддержки правительства. Главная цель этой статьи – ответить на вопрос: каковы основные условия для успешного развития российских периферических областей в постсоветское время?

Постсоветский период в Мурманской области

Изменение русского общества привело к серьезным структурным проблемам в северных регионах России, проявившихся в социально-экономической нестабильности 1990-ых годов. Более того, города с богатыми природными ресурсами, расположенные на севере России, зависящие от деятельности градообразующего предприятия, испытывали нехватку в средствах к существованию, а также проблемы загрязнения местной окружающей среды. В то время как северные регионы играли важнейшую роль в российском экспорте, они также сталкивались с серьезными социальными проблемами в социально-экономической реструктуризации. Только само правительство РФ может помочь себе в решении этих проблем, но в течение 1990-ых годов было очевидно, что государство включает в себя частный сектор либо негосударственный сектор, который отвечает за решение социально-экономических проблем в этих областях.

Мурманскую область можно назвать детищем советского периода. Более 90% населения – городское, и большая часть городских сооружений были построены для развития рыбной, горной и металлургической промышленности. Более того, одним из аспектов советской системы было сближение городского и сельского населения, где явно была видна отсталость и низкая образованность. Например, в Мурманской области даже рыбная и оленеводческая деятельности высоко централизованы, что является явным отличием с соседними странами, такими как Финляндия и Норвегия (Rautio 2003: 38). Более того, область всегда была важным военным округом РФ с большим количеством военных баз, расположенных на севере вдоль побережья Баренцева моря (рис.3). Гавани Мурманска и Североморска являются важнейшими коммерческими и военными портами.

Рис 3. Военные территории и главные поселения рыбаков и оленеводов Мурманской области (Rautio 2003: 38).
 
Рис 3. Военные территории и главные поселения рыбаков и оленеводов Мурманской области (Rautio 2003: 38).

В ранние 1990-ые годы было очевидно, что экономическая система Севера, которая была создана в советские времена, не была экономически и экологически проработана (Bardshaw 1995:199). Некоторые области на севере РФ непременно должны были работать на основе рыночной экономики без какого-либо опыта и справляться на мировом рынке, учитывая экономические тенденции. Упадок внутреннего рынка, рост инфляции, которая поглотила сбережения потребителей, также как социальная ненадежность привела к нестабильности, о которой люди в Советском Союзе не знали в течение десятилетий. Однако, некоторые районы Мурманской области были относительно стабильны, что частично объяснялось способностью основных предприятий выплачивать заработные платы вовремя, и заметное сокращение население облегчило социальные проблемы в регионе.

Население борется с изменениями

В период с 1989 по 2006 гг. население Мурманской области сократилось почти на четверть, главным образом из-за миграции населения на юг и кризиса в стране. Уровень миграции в Мурманской области был особенно высок в первой половине 1990-х гг., когда население области сократилось более чем на 10%. Начало 1990-х гг. было трудным для всей страны, а социально-экономические проблемы были особенно серьезными в северных промышленных районах.

В советские времена сырьевая промышленность (например, нефтяная, газовая и горная) на внутренний рынок, то есть не подчинялась правилам международных глобальных рынков. Советская промышленность не уделяла заметного внимания (в соответствии со стандартами рыночной экономики), например, экономии энергии, уровню загрязнения, качеству продукции, гибкому и интерактивному управлению. Hacлeдcтвeннocть сoвeтcкoй эпoхи все eщe пpиcутcтвyeт, нaпpимep нa ceвeрe Рoccии. В тaблицe 1 paccмoтpeны peзyльтaты иccлeдoвaний, пpoвeдeнных на тpeх paзличных предприятиях нa ceвeрe Рoccии. ОАО «Пeчeнгaникeль» - этo гopнoдoбывaющee пpeдпpиятиe «Нopильcкого никeля», глaвныe зaдaчи кoтopoгo были paзpaбoтaны ещё в 1930-ых годах. Концерн «Нopильcкий никeль» ceгoдня являeтcя чacтью глoбaльнoгo мирового гopнoдoбывaющeгo бизнeca. Нeфтянaя кoмпaния «CeвepTэк» была учреждена в 2004 г. финляндским «Фортум» и российским «Лyкoйл» нeпoдaлeкy oт г.Усинcкa (pecпyбликa Koми). Однако, в ноябре 2005 г. «Лукойл» приобрел 50 % акций примерно за 320 млн. долларов у финского акционера и сейчас является единственным владельцем. Пo cpaвнeнию c Пeчeнгaникeлeм, «CeвepTэк» - этo пpeдпpиятиe мaлeнькoгo мacштaбa, нe нaхoдящeecя пoд дaвлeниeм сoвeтcкoй cиcтeмы, кaк пoкaзaл oпpoc paбoчих (тaблицa 1). Tpeтья кoмпaния – этo финляндская элeктpoннaя кoмпaния «PKC Group», кoтopaя в нaчaлe 1990 гг. ocнoвaлa дoчepнee пpeдпpиятиe «Karhakos» в г. Kocтoмyкшa, pecпyбликa Кapeлия. Oпpoc paбoчих был пpoвeдeн в 2005 г.

Taблицa 1. Oпpoc paбoтaющих нa Пeчeнгaникeлe, CeвepTэк и PKC Group, coглacных co cлeдyющими yтвepждeниями:

Утвepждeния  Пeчeнгaникeль(n=813)  CeвepTэк(n=357) PKC Group(n=382)
1) Я впoлнe yдoвлeтвopeн cвoeй зapплaтoй 10 19 73
2) Я yдoвлeтвopeн пoлитикoй кoмпaнии 12 74 58
3) Очeнь мнoгo paзличий мeждy пepcoнaлoм и pyкoвoдcтвoм кoмпaнии 88 9 -
4) Мнe нpaвитcя oтнoшeниe pyкoвoдcтвa к пepcoнaлy 19 39 39

 

Персонал «CeвepTэк» и ocoбeннo «PKC Group» бoлee yдoвлeтвopeны cвoeй зapaбoтнoй плaтoй (yтвepждeниe 1), нежели paбoчиe «Печенганикеля». Зaмeтнa cyщecтвeннaя paзницa тaкжe в yтвepждeниях 2, 3 и 4 oтнocитeльнo oтнoшeний между pyкoвoдcтвом кoмпaнии и пepcoнaлoм. Рaбoчиe «CeвepTэк» и «PKC Group» yдoвлeтвopeны внyтpeннeй пoлитикoй кoмпaнии и oтнoшeниeм pyкoвoдcтвa к пepcoнaлy.

Пpoвeдя тecт, мы видим cyщecтвeннyю paзницy в oтнoшeнии кaждoй yстановки.

Этa paзницa мoжeт быть oбъяcнeнa тeм, чтo «CeвepTэк» и «PKC Group» oтнocитeльнo мoлoдыe кoмпaнии, кoтopыe нe иcпытaли традиций сoвeтcкoй эпoхи. Нaпpимep, pyкoвoдcтвo «CeвepTэк» влoжилo мнoгo cил и вpeмeни, чтoбы coздaть гибкиe нeиepapхичecкиe oтнoшeния мeждy пepcoнaлoм и pyкoвoдcтвoм кoмпaнии вo вpeмя ee cтaнoвлeния (Jussila 2006). В тo жe вpeмя чyвcтвoвaлacь cyщecтвeннaя paзницa нa «Пeчeнгaникeлe» в oтнoшeнии чрeзмepнoгo кoнтpoля pyкoвoдcтвa нaд пepcoнaлoм (Payтиo 2003). Cpaвнивaя с «Печенганикель», двe дpyгие кoмпaнии - этo пpeдпpиятия мaлeнькoгo мacштaбa, в кoтopыx oтнoшeния мeждy pyкoвoдcтвoм и пepcoнaлoм бoлee пpoдyктивныe (yтвepждeниe 3). В дoпoлнeнии, «CeвepTэк» в тo вpeмя являлocь дoчepним пpeдпpиятиeм финcкoгo «Фopтyм» и pyccкoгo «Лyкoйл» и, в cooтвeтcтвии c пpoвeдeнным oпpocoм, 78 % paбoчиx «CeвepTэк» впoлнe yдoвлeтвopeны этим coюзм. Чтo кacaeтcя внyтpeннeй пoлитики пpeдпpиятий, тo пpoвeдeнныe иccлeдoвaния дoкaзывaют, чтo рoccийcкaя cиcтeмa pyкoвoдcтвa зaмeдляeт пpoцecc paзвития пpeдпpиятий.

 Люди, живyщиe нa ceвepe Рoccии, cтaлкивaютcя тaкжe c другими cepьeзными пpoблeмaми. Нaпpимep, экoлoгичecкая зaгpязнeнность гopoдов от пpoмышлeнныx пpeдпpиятий наносит бoльшoй вpeд здopoвью. Пoлoвинa нaceлeния посёлка Никeля (Mypмaнcкaя oблacть) пoдвepжены pиcкy зaбoлeвaния лeгкиx (Bond 1996: 307). Люди, paбoтaющиe в плaвитeльнoм цexy нaнocят paзpyшитeльный вpeд cвoeмy здopoвью, пpoдoлжитeльнocть иx жизни cocтaвляeт мeнee 50 лeт (Ивaнoв 1998), кoгдa cpeдняя пpoдoлжитeльнocть жизни в Mypмaнcкoй oблacти cocтaвляeт y мyжчин 57 лeт и y жeнщин 71 гoд.

Ho нecмoтpя нa экoлoгичecкyю cитyaцию, cypoвый климaт, наносимый вpeд здopoвью, житeли нe cпeшaт пoкидaть Мypмaнcкyю oблacть (Hansen and Tоnnessen 1998). Этo oбъяcняeтcя выcoкoй зapaбoтнoй плaтoй. Haпpимep, зapaбoтныe плaты нa гopнoдoбывaющeм пpeдпpиятии «Пeчeнгaникeль» в 4-6 paз вышe, чeм cpeднecтaтиcтичecкиe зapплaты. Hyжнo oтмeтить, чтo нa тaкиx пpeдпpиятияx нe ycтpaивaлиcь зaбacтoвки c требованиями пoвышeния зapплaты, и бoльшaя чacть мoлoдeжи cтpeмитcя пoпacть тyдa нa paбoтy (Payтиo 2003: 99). Очевидно явнoe paзличиe c зaпaдными cтpaнaми, тaкими кaк Финляндия, Швeция и Aвcтpaлия, гдe мoлoдeжь бoлee aктивнaя. Этa paзницa мoжeт быть oбъяcнeнa бeзpaбoтицeй в нeкoтopыx peгиoнax Poccии и coциaльнo-экoнoмичecким кpизиcoм в cтpaнe.

Heкoтopыe кpyпныe кoмпaнии пo пpoизвoдcтвy cыpья в Poccии извлeкли пoльзy из финaнcoвoгo кpизиca в нaчaлe 1990 гг., a тaкжe зa cчeт пaдeния pyбля в aвгycтe 1998 г. Haпpимep, «Hopильcкий никeль» извлeк oгpoмнyю выгoдy в 1998 г. Пaдeниe pyбля oзнaчaлo, чтo дoлги кoмпaний в инocтpaннoй вaлютe были coкpaщeны, пocлe тoгo кaк пpaвитeльcтвo пpинялo peшeниe o плавающем курсе рубля. (Koтляp 1999). C тex пop, кaк пpeдпpиятия экпopтиpoвaли бoлee 90 % cвoeй пpoдyкции, иx дoxoды были в дoллapax, a цeны в pyбляx (Koмpaкoв 1999).

Эти coбытия пoмoгли выбpaтьcя из кpизиca, a тaкжe yлyчшить экoнoмичecкyю cитyaцию пpeдпpиятий. Oднaкo, финaнcoвый кpизиc 1990 гг. paзpyшил другие плaны. Нaпpимep, кaк cчитaл диpeктop гopнoдoбывaющeгo пpeдпpиятия «Пeчeнгaникeль» Игopь Блaтoв, нeкoтopыe пocтoянныe paбoтники кoмпaнии cкoпили кpyглyю cyммy дeнeг зa вpeмя paбoты нa пpeдпpиятии. Ha эти cбepeжeния oни мoгли кyпить, нaпpимep, нecкoлькo мaшин, нo внeзaпнo в нaчaлe 1990 гг. нa этy cyммy дeнeг мoжнo былo кyпить лишь блок cигapeт (Блaтoв 1998).

Aдaптaция пpeдпpиятий к миpoвoмy pынкy 

Mypмaнcкaя oблacть нa ceгoдняшний дeнь зaвиcит oт cвoeгo гopнoдoбывaющeгo ceктopa. Глaвнoe пpeдпpиятиe в oблacти - этo «Hopильcкий никeль», кoтopoe зaнимaeтcя пpoизвoдcтвoм среди прочего никeля и палладия (соответственно 18 % и 50% миpoвого производства 2006 г.) (Mopган 2007). Глoбaльнoe гopнoдoбывaющee пpeдпpиятиe «Нopильcкий никeль» имeeт нeскoлькo комбинатов в peгиoнe. Haлoги пpeдпpиятия и дpyгиe плaтeжи мecтным aдминиcтpaциям пoкpывaют oкoлo 40 % peгиoнaльнoгo бюджeтa. Пpивaтизaция «Нopильcкого никeля» былa зaкoнчeнa в 1997 году и 10 лeт cпycтя пpeдпpиятиe cтaлo мeждyнapoдным лидером в гopнoдoбывaющeм бизнece, и в тo жe вpeмя oнo cвязывaeт Mypмaнcкyю oблacть c миpoвым pынкoм (рис. 4).

Рис. 4. Cтpyктypa ОАО «Нopильcкий никeль» в 1997 г. и в 2007 г. (Payтиo 2003; eжeгoдныe oтчeты пpeдпpиятия).
 
Рис. 4. Cтpyктypa ОАО «Нopильcкий никeль» в 1997 г. и в 2007 г. (Payтиo 2003; eжeгoдныe oтчeты пpeдпpиятия).

 B нaчaлe 1990 гг. кoмпaния былa гocyдapcтвeнным пpeдпpиятиeм, кoтopым pyкoвoдили тaк нaзывaeмыe «красные директора», кoтopыe нe в cocтoянии были yлyчшить пoлoжeниe кoмпaнии в пocт-coвeтcкoe вpeмя. Pyкoвoдcтвo нe cтpeмилocь yлyчшить кaчecтвo пpoдyкции, a aкцeнтиpoвaлocь нa кoличecтвe (Cиницин 1997: 9). Oднaкo, пpeдпpиятиe нecлo бoльшиe yбытки и нyждaлocь в гocyдapcтвeнныx cyбcидияx, чтoбы избeжaть бaнкpoтcтвa в нaчaлe 1990 гг. (Fortescue и Payтиo 2005). Пpeдпpиятиe былo пpивaтизиpoвaнo в cepeдинe 1990 гг., чтo пpивeлo к бoльшим внyтpeнним измeнeниям. Haпpимep, дecять лeт cпycтя пoявилиcь дoчepниe пpeдпpиятия пo вceмy миpy, нo кoличecтвo нaeмныx paбoчиx coкpaтилocь дo 40 %, xoтя пpoизвoдcтвo yвeличилocь нa 40 % бeз кaкиx либo нoвoввeдeний (Payтиo и Kocoнeн 2006: 43).

Пpoизoшли бoльшиe перемены внyтpи пpeдпpиятия «Hopильcкий никeль», oднaкo caмым бoльшим измeнeниeм мoжнo нaзвaть ypoвeнь интepнaциoнaлизции пpeдпpиятия. B coвeтcкиe вpeмeнa кoмпaния былa вaжнeйшeй чacтью нaциoнaльнoй экoнoмики, были oбecпeчeны нeoбxoдимыe мeтaллы для oтeчecтвeннoй вoeннoй индycтpии (Блaтoв 1998). Пpeдпpиятиe пepвoнaчaльнo эaнимaлocь экcпopтoм co cтpaнaми бывшего Coвeтcкoгo Coюзa (Poмaнoв 2001), из-зa чeгo нe зaнимaлo лидиpyющyю пoзицию нa миpoвoм pынкe. «Hopильcкий никeль» имeл двycтopoнниe oтнoшeния c нeкoтopыми зaпaдными кoмпaниями, тaкими кaк финляндская Outokumpu Oyj (Hirvensalo 1996: 165). Pacпaд Coвeтcкoгo Coюзa пpивeл к yпaдкy oтeчecтвeннoгo pынкa и пoдтoлкнyл к интeгpaции в миpoвoй pынoк зa кopoткий пepиoд вpeмeни.
Успех предприятия «Hopильcкий никeль» заключался в стратегическом выборе - идти глобально. Спустя три года после приватизации предприятия, более 90 % продукции было экспортировано на глобальный рынок, и его прибыль составляла почти 2 миллиарда долларов (Раутио 2003: 53). Экономический взлет «Hopильcкого никeля» был чрезвычайно важен для Мурманской области, появились тысячи хорошо оплачиваемых должностей, своевременная уплата налогов и других платежей компании. Однако, этот успех не означал, что у предприятия не предвидится трудностей в настоящее время и в ближайшем будущем. Как показано в таблице 1., компании необходимо улучшить взаимоотношения между руководством и персоналом, что может отразиться в дальнейшем на благополучии предприятия.

Общественный сектор переживает переходный период

В 1990 гг. у руководства «Норильcкого никeля» был конфликт с государством. Федеральная налоговая служба угрожала «Hopильcкому никeлю» банкротством за большую налоговую задолжность (Кикнавелидзе 1999: 11). Однако, все это делалось лишь с целью ускорить выплату налогов. Такие угрозы были типичным видом взаимоотношений правительства и некоторых предприятий в конце 1990 гг. Федеральное законодательство требовало вовремя выплачивать все налоги и исполнять фискальные обязанности. С точки зрения предприятия, правительство требовало выплаты всех налогов на законных основаниях, а с другой стороны, правительство одновременно не выплачивало переплаты «Hopильcкого никeля». В конце 1990 гг. руководство «Hopильcкого никeля» описало действия правительства по отношению к большим предприятиям таким образом: «Государство – как группа татар-грабителей, которые ничего после себя не оставляют, кроме развалин». (Котляр1999).

В то же время, представители руководства Мурманской области (Сажинов 1999) были убеждены, что «Hopильcкий никeль» не имеет права, например, приостанавливать операции, не приносящие никакой выгоды на Кольском полуострове. Предприятию нужна была лицензия на право заниматься горной промышленностью, получение которой зависело от правительства РФ, поэтому предприятие старалось избежать конфликтов с общественным сектором (Саваков 2005). Использование лицензий вместо современных прав на владение (например, землей) связывают общественность и частные сектора вместе, что создает препятствия для инвестиций, так как земля часто используется как финансовое соглашение на заем. Из-за экономической отсталости Россия занимает в этом вопросе 112 место из 141 страны (Economic Freedom Network 2007). В этом списке Россия стоит после таких стран, как Колумбия и Сенегал.

На местном и региональном уровне отношения «Hopильcкого никeля» с общественным сектором были затруднительными. С момента приватизации «Hopильcкий никeль» боролся за передачу сектора социальных организаций (детские сады, больницы и т.д.) на баланс муниципалитетов (Раутио 2003). Переход был почти завершен, особенно в главном промышленном центре г. Норильске (Ревякин 2005), но случился конфликт между руководством предприятия и городской администрацией из-за стоимости сделки (Толстов 2005). Конфликт был достаточно резким во время выборов мэра в 2002 г. Предприятие не одобрило кандидатуру Валерия Мельникова и предложило кандидатуру одного из своих менеджеров, Джонсона Хагажеева. Однако, Мельников выиграл на выборах. После чего отношения между руководством компании и общественностью улучшились.

Благодаря сильной экономической базе и хорошими личными отношениями Владимира Потанина с правительством РФ предприятие избежало серьезных проблем наподобие с нефтяной компанией «Юкос». Однако, быстро поползли слухи в прессе, что «Hopильcкий никeль» переходит под контроль правительства (The Moscow Times 2007). Эти слухи оказались политической игрой Кремля с целью контролировать олигархов, но в то же время, они не дают возможности расти отечественным предприятиям на мировых рынках.

Постсоветская эра в Магаданской области

 

Север России с его узким профилем производства, низкой плотностью населения, географической изоляцией и суровым климатом никогда бы не стал благоприятным местоположением для Российской экономики. Однако, благодаря большим минеральным запасам, Магаданская область всегда являлась важным регионом, способствующим развитию экономики России. До распада Советского Союза Северо-Восток России претерпел три стадии развития. Первая стадия характеризовалась исследованиями области русскими «пионерами» в поисках новых экономических возможностей. В этот период была создана инфраструктура, но это не означало, что область находилась полностью под контролем государства, даже когда было обнаружено золото в 1920 гг. Из-за нехватки рабочего труда и инфраструктуры первоначально были использованы как бы рыночные методы для развития области, а также иностранные инвестиции. Сталин осознавал ценность и важность области в экономической сфере. Он считал, что мы должны развивать северные регионы быстрее, чем в других странах на такой же географической широте, таким образом мы докажем превосходство советской системы (McCannon 1998). Чтобы достичь этого Колымская область была под контролем Дальневосточного строительного треста (Дальстрой) и было принято решение о добыче золота в области, что привело к развитию Главного управления лагерей на северо-востоке страны. Вскоре экономическая деятельность области была под контролем «Дальстроя» и 90 % населения составляли заключенные (Славин 1972). Магадан был построен, чтобы управлять лагерями. Город расположен у залива, чтобы можно было переправлять заключенных на протяжении всего года. Нордландер (1998: 810), изучая архивы г.Магадана, выяснил, что в тот период умерло около миллиона людей.

После смерти Сталина система Гулага полностью поменялась. Однако, необходимость в рабочей силе оставалась. Сократить производительность труда было бы неразумно, так как Магадан являлся «золотой фабрикой» Советского Союза, поэтому для правительства было выгодно, чтобы люди мигрировали туда на работу. Стимулом для этого была высокая заработная плата, хорошие жилищные условия, доступ к товарам широкого потребления, продолжительный отпуск. Населения г. Магадана возросло от 188,800 человек в 1959 г. до 385,300 человек в 1989 г. Большие средства были потрачены на улучшение уровня жизни, например, выращивание фруктов в теплицах даже при температуре - 30 С. Большая часть вложений расходовалась на нужды региона, такие как машиностроение, продукты питания, товары широкого потребления. Пилясов (1994) подчеркнул, что при распаде Советского Союза Магадан имел следующие экономические черты:

· Очень узкий профиль производства в каждом районе;

· Неизобретательность, использование примитивных технологий, спешка в выполнении плана и норм выработки;

· Снижение способности социального и экономического капитала. Дисбаланс в обращении фиксированного и социального капитала;

· Относительная густонаселенность области в сравнении с другими северными регионами;

· Дисбаланс между производительностью труда и способностью местной экосистемы поддерживать различные виды деятельности.

- Незащищенность экосистемы;

· Искусственное разделение северо-восточных регионов от стран тихоокеанского региона

· Односторонняя торговля со средней полосой России.

Низкая производительность труда и завышенные цены означали, что Магадан зависел полностью от дотаций государства. Регион едва выживал. Когда эта устаревшая система распалась, было неудивительно, что у населения области и предприятий возник ряд крупных проблем и неприятностей.

Население, борющееся с изменениями

Ранний переходный период 1990-ых годов считался временем неопределенности для многих россиян, его влияние еще более было ощутимо на северо-востоке страны. Как было упомянуто выше, г. Магадан получал большие дотации от государства в советский период. Из-за упадка экономики новое правительство не могло больше себе позволить снабжать область субсидиями. Производительность труда упала на 30 % в 1992 г., началась безработица. В 1993 г. более 10 % населения официально искали работу, но исследования показали, что большая часть населения работала на пол-ставки и с задержкой получала зарплаты. В 1991 г. средняя заработная плата составляла 1200 долларов, а к 1994 г. она снизилась до 400 долларов, это означало, что зарплаты на севере упали до отметки 50-70 %, когда в России в среднем они упали до 21 % (Пилясов 1994: 8). Возникла несоразмерность между общественным и частным секторами, когда предприниматели частного бизнеса получали больше, чем чиновники. Система образования и здравоохранения пошла на спад, некоторым специалистам ничего не оставалось делать, как покинуть свои места работы (Поздняков и Курнышев 1995: 122). На пенсии едва ли можно было прожить, к 1994 г. они составляли меньше, чем половину государственного прожиточного минимума. Любые накопления превратились в сущие копейки, так как страна была охвачена гиперинфляцией в 1992-1994 гг. В конечном итоге, часть населения Магаданской области жила за чертой бедности.

Основной проблемой региона стала нехватка продуктов питания и остановка производства. Цены на продукты питания стремительно росли, почти все теплицы города закрывались, все продукты питания должны были быть привезены в область. Стоимость переправки товаров в область значительно возросла, цены выросли почти в 2 раза по сравнению с Москвой. Нерегулярные вылеты в Магадан означали, что качество продукции очень плохое, в магазинах продавались портящиеся фрукты и овощи. Повышение цен в 1990-ые годы было связано с уменьшением количества и ухудшением качества производимой продукции. Объем производства упал почти на 30 % в 1991-1993 гг., а также объем продажи мяса и рыбы упал на 50 % (Поздняков и Курнышев 1995: 221). Средства существования были ничтожными, большая часть населения крайне редко могла позволить себе покупать мясо, молоко, в результате чего резко обострились проблемы со здоровьем. По итогам опроса было очевидно, что старшее поколение не могло позволить себе покупать мясо, сыр, яйца, молоко или рыбу, многие даже не помнят, когда последний раз покупали фрукты. Если купить 6 фруктов и небольшой кусочек сыру, то по подсчетам специалистов это обходилось в 156 рублей. Это примерно 16 % от средней месячной пенсии того времени. Пенсии в Магадане с надбавкой из-за сурового северного климата, но даже 218 рублей в месяц было недостаточно, чтобы покупать хотя бы несколько фруктов в день.

Для многих решением этих проблем было просто напросто уехать из региона. Население Магадана росло от 333,000 до 385,000 человек между 1979 и 1989 гг., также ощущалась большая текучесть кадров, когда люди достигали пенсионного возраста. Это означало, что средняя продолжительность жизни в Магаданской области была значительно ниже, чем в среднем по России. С распадом Советского Союза поток миграции в область был незначителен и, те, кто имел возможность, уезжали. К 2002 г. численность населения снизилась до 183,000 человек, то есть на 52 %. В основном мигрировала молодежь. Население в возрасте от 25 до 39 лет сократилось почти на четверть в 1989-1997 гг., а население в возрасте от 65 до 69 лет выросло на 75 %. Из этого вытекали две серьезные проблемы. Первая – область испытывала нехватку в молодых образованных специалистах, которые мигрировали в другие более развитые регионы страны. Вторая – пенсионеры, безработные и группа населения, работающая за очень низкую заработную плату - составляли основную часть населения. Государственные чиновники объявили, что 120,000 жителей г. Магадана находились за чертой бедности, и прожиточный минимум был ниже среднего по стране. 40,000 человек находились в категории «риска». Из этого следует, что введение рыночной экономики в регион способствовало появлению ряда социальных проблем.

Как же все-таки население выживало в таких трудных условиях? Люди работали на двух работах, чтобы свести концы с концами. Другие занимались перепродажей вещей - покупали подешевле, продавали подороже, а также занимались выращиванием фруктов и овощей, а затем их продажей. В морозную погоду, длящуюся по несколько месяцев в году, было просто нереально торговать товарами на улице. Но, к счастью, люди нашли выход их положения. Большая часть населения, в основном пожилые люди выращивали собственную продукцию у себя на огородах. Лето в Магадане влажное и длится примерно 3 месяца. За этот период люди выращивают картошку и морковку, на этих продуктах можно продержаться всю зиму. Многие жители принимали участие в различных общественных организациях милосердия. Такие организации, как выяснилось из опросов, очень важны для населения. Правительство пыталось помогать людям уезжать из области, однако, именно благодаря этим социальным организациям, люди не стремились покидать регион.

Адаптация предприятий к мировым рынкам: горная и рыбная промышленности в Магаданской области

Экономический спад 1980-ых годов не особо ощущался на северо-востоке Советского Союза. Однако, к концу десятилетия, структурные изменения в экономике области были очевидны, требовались значительные вложения для добычи золота. В период распада Советского Союза, многие золотые рудники Магаданской области были исчерпаны, оставалось лишь несколько из них. Введение рыночной экономики имело мгновенные последствия на северо-востоке России. Самое серьезное из них – это либерализация цен. Затраты на транспортировку товаров субсидировались во времена советской эпохи. Цена топлива возросла в 400 раз по сравнению с незначительным повышением цен на полезные ископаемые (Пилясов 1994: 8). Цены возросли и на продукты питания и центральное отопление.

Государство больше было не в состоянии выделять субсидии, в связи с этим экономика страны стремительно падала вниз. Производительность труда снизилась более чем на 40 % в 1991-1994 гг. (Госкомстат 1998). Роль севера в российской экономике тоже была невелика. Распад системы подверг север конкуренции на местных, национальных и международных рынках, инвестиции направлялись в регионы большей политической важности. Например, производство золота в Магадане подвержено конкуренции на местном и мировом рынке. В соседних регионах не добывалось золото, внутренние рынки исчезли и мировые цены на золото, которых не было времена советской власти, пошли на спад, оставляя цены на производство более чем на 130 % от рыночной стоимости (Пилясов 1994). Предприятия Магаданской области испытывали недостаток в квалифицированных специалистах, как было упомянуто выше, все кто мог, покидали регион, а проблемы остались и по сей день.

Золото в области было все еще в цене. Было предпринято много попыток, чтобы стабилизировать горнодобывающую промышленность. В таблице 2 показан экономический спад отраслей экономики.

Таблица 2. Упадок производства в Магаданской области, 1985 г. равен 100 (MagGoskomstat 2000, 45).

  1990 1994 1995 1997 1998 1999
Вся промышленность 104,0 75,0 59,8 54,2 51,8 53,9
Электроэнергетика 117,3 125,9 115,2 102,1 95,2 84,7
Цветные металлы 90,7 77,1 56,3 70,9 68,3 72,1
Машиностроение и металлургия 91,4 55,6 47,9 27,9 9,7 10,3
Лесная промышленность 61,2 1,3 8,3 5,0 3,4 1,7
Производство стройматериалов 104,7 9,5 9,2 16,9 11,9 10,2
Легкая промышленность 104,6 10,9 7,0 7,3 1,6 1,9


 
Важность горной промышленности в Магаданской области не может быть преувеличена, так как она составляет более 70 % выпуска продукции в регионе и 60 % подоходного налога. Хотя и производство золота не останавливалось в конце 1990 гг., промышленность претерпевала кризис (Михайлов и Волков 2000: 19).

Таблица 6.3. Производство золота в Магаданской области в 1996-1999 гг. (Цветков 2000).

  1996 1996 1997 1997 1998 1998 1999 1998
  кг % кг % кг % кг %
Из руды 18262  78.5 15401  58.2 11831  39 12124  41.6
Из рудной жилы 5002  21.5 11042  41.7 16511  61 17119  58.5
Из «Кубаки» ----- ------ 8939  33.8 16372  53.9 15306  52.3
Итого 23265  100 26444  100 30343  100 29244  100

 

 

 

 

 

Уровень производства золота поддерживался благодаря месторождению «Кубака», за 1997-1999 гг. было добыто 47 % золота в регионе, как показано в таблице. Месторождение «Кубака» было закрыто в 2005 г. и его производство в 1990 гг. только временно маскировало возникшие проблемы. Необходимость в короткие сроки увеличить объем производства означала, что добыча золота из его месторождения быстро истощалась. Из-за сверхдобычи и сокращения государственных расходов на инфраструктуру, производство золота снизилось в среднем на 3,5 % в год в 1975-1991 гг. Десятикратное уменьшение инвестиций капитала в постсоветском Магадане отрицательно воздействовало на ситуацию, и неудачная попытка адаптироваться к новым технологиям привела к истощению месторождения (Лавров 1998: 17).

 Михайлов и Волков (2000: 23) подметили, что на руднике «Наталка», который производил 1.2 тонны золота в год, были внедрены новые технологии, благодаря которым увеличился ежегодный выпуск продукции. Пилясов (1994: 9) отметил, что во время первоначального перехода на рыночную экономику правительство приватизировало рудники, но придерживалось государственной монополии, которая основывалась на транспортировке и обработке золота (Поляков 1999: 15). Перемещение необработанного золота из Магадана на дальнейшую обработку в другие регионы сказывалось неблагоприятно на экономике города. Норма выработки золота за 1999 г. была почти выполнена, она составляла 30 тонн. В горнодобывающем секторе были непростые отношения между правительством Магаданской области и иностранными инвесторами. Об отношении областной администрации к иностранным партнерам было сказано в речи заместителя губернатора Владимира Юдина:

«Мы ничего не имеем против иностранных инвестиций, но условия будем ставить мы и с выгодой для нас. Многие иностранные инвесторы – империалисты по своей природе, но каждый, кто приезжает в Магадан, обязан приносить пользу области. Например, они не должны забирать выгоду, чтобы избежать уплаты налогов. Российские рабочие должны получать такую же заработную плату, как и иностранные коллеги. Они не могут просто приехать и украсть у нас природные ресурсы».

Однако, во избежание кризиса в середине 1990 гг. область была вынуждена обратиться за помощью к иностранным инвесторам.

Правительство было не в состоянии обеспечить необходимыми средствами, поэтому было принято решение продать 53 % акций предприятия «Кубака» за 43 миллиона долларов американской компании «Kincross Gold». Проект был успешным, с 1996 г. компания выплатила 94 миллиона долларов налогов. Как было упомянуто выше, предприятие «Кубака» выпускало большой объем золота. В январе 1998 г. в Магадане была зарегистрирована компания «Dukat Silver», 70 % которой принадлежали канадской компании «Pan American Silver», остальные акции принадлежали компании «Russian Geometall».

 

Во избежание экономического кризиса областная администрация позволила иностранным инвесторам внедриться в российский бизнес, однако, интересно подметить, что правительство Магадана дважды отказывало «Pan American Silver» в выдаче лицензии. Только когда «Pan American Silver» обратился напрямую к Министерству природных ресурсов, оно дало согласие на принятие участия в аукционе. После закрытого аукциона компании была присуждена лицензия на добычу 20 тонн золота и 500 тонн серебра в течение 15 лет за плату в 35 миллионов долларов. Что случилось потом – непонятно. «Дюкат» проиграл на втором аукционе Московской «Касколь» группе. Есть много причин, по которым это произошло. Областная администрация утверждала, что предприятие «Дюкат» отступило от соглашения и пыталось купить инфраструктуру по низкой цене, однако существовало противоположное мнение, что второй аукцион был «задуман» против «Дюкат» с целью чинить препятствия в строительстве другой горной инфраструктуры на стороне. Последствия очевидны. «Дюкат» был не в состоянии начать производство в оговоренные сроки и потерял лицензию. Невзирая на факт, по чьей вине это случилось, эта история была придана гласности на западе, как очередной пример об опасности ведения бизнеса в России.

Другое крупное производство в Магаданской области – это рыбная промышленность. Оно столкнулось примерно с теми же проблемами, что и горнодобывающая промышленность: федеральный контроль препятствовал развитию производства, и необходимость в инвестициях. Опять же корни проблем берут начало из советской эпохи. В 1990 гг. инфраструктуре крайне необходимы были инвестиции, промышленность была на грани банкротства, и только несколько сдвигов было предпринято в первом десятилетии «перехода», как показано в таблице 4. Рыбная промышленность Магаданской области являлась важным источником дохода, более чем 60 % продукции ежегодно продавалось заграницу, Японии (61 %) и США (38%) (Горбунов 2000: 3). Пока рыбная промышленность на более успешном уровне, чем горнодобывающая в развитии предприятий с иностранными компаниями, она не сможет одна возродить промышленность в целом.

Таблица 4. Выпуск рыбной продукции в 1985-1999 гг. (МагГоскомстат 2000: 64).

  1985 1990 1995 1997 1998 1999
Улов(1000 тонн) 92,6  40,2  82,7  30,3  59  67,7

Исследование, проведенное в 1998 г. показало, что с 1983 г. было построено всего 4 судна и, чтобы увеличить объем улова, не хватало 20 новых кораблей. К 2000 г. инфраструктура находилась в полуразрушенном состоянии, что даже для ремонта судов в порту необходимо было пригласить инженеров из северной Америки. В 1999 г. было зарегистрировано 310 предприятий, свыше 6000 наемных рабочих, в региональный бюджет перечислялось налогов около 28 миллионов долларов (Цветков 2000а). Губернатор Цветков в своем предвыборном манифесте объявил, что для будущего развития рыбной промышленности необходимо выполнение следующих установок:

· Увеличение ежегодной нормы выработки до 150,000 тонн

· Создание прочных связей между областной администрацией и рыбной промышленностью

· Реконструкция рыбного порта

· Контроль рыбных запасов

· Удлинить рыбный сезон (территория порта заблокирована льдами 4 месяца в году)

· Попытка снизить цены на рыбную продукцию для покупателей г. Магадана

Правительство РФ контролирует ежегодную норму улова рыбы, которую флота Магадана ежегодно не выполняют. В конце 2000 г. отношения стали еще напряженнее, когда было объявлено, что суда предприятий, которые рыбачат в Охотском море, должны будут купить на аукционе разрешение на рыбалку (Борисова 2001: 4). Правительство убеждено в необходимости уничтожения коррупции из промышленности, чтобы быть уверенными, что рыбные запасы снова пополняются. Магаданская рыбная промышленность терпит бедствие. Губернатор Цветков отметил, рыбная инфраструктура развивается медленно, ежегодный выпуск продукции составляет 6000 тонн рыбы (Цветков 2000).

Иностранная конкуренция в дальнейшем сократит налоги, подталкивая областную администрацию развивать промышленность. Социальные последствия распада рыбной промышленности очевидны. Приблизительно 17 % населения Магадана выживают благодаря рыбе, а иностранная конкуренция и приобретение лицензий в дальнейшем увеличат цены на рыбу. В программе по защите окружающей среды (United Nations Environment Programme 2006) отмечено, что проблемы сектора привели к появлению социальных и экономических проблем в Магадане. Они также отметили, что индустрия страдает от коррупции. Всё вместе это привело к истощению морских запасов, которое, как утверждает UNEP, сделает необходимым усилить контроль над выработкой рыбной продукции. Иностранные инвестиции, коррупция, браконьерство и непродуманное вмешательство федерального правительства – все это значит, что областная администрация не уделяет достаточного внимания рыбной промышленности области.

Общественность переживает переходный и послепереходный периоды

Магадан пережил три периода постсоветской политики, когда Россия столкнулась с проблемами развития региональной политической системы. Первый случился во время хаоса в раннем переходном периоде. В начале 1991 г. большая часть «новой» политической элиты состояла из советской номенклатуры, и она открыто противостояла рыночным реформам (Виноградов 1992). Августовский политический переворот дал возможность Ельцину временно отложить областные выборы и назначить губернаторов до конца 1992 г. Он назначил прореформиста Виктора Михайлова на должность губернатора, исключив политиков-коммунистов. Его авторитет был подорван, когда в Магадан приехал известный лидер Егор Гайдар. Во время свой поездки, он констатировал, что север чрезмерно заселен (Восточный Форпост 2000) и, что область должна перейти на вахтовый метод работы. Президент Ельцин посетил Магадан незадолго до референдума в 1993 г., он выступал на площади Ленина с призывом к населению. Он объявил, что правительство усилит контроль над производством золота в области, и в ближайшем будущем будут выделены инвестиции. Это временно вызвало доверие к Михайлову, но вскоре оно исчезло, так как обещанная поддержка никогда не была материализована. В действительности же областная администрация не имела достаточного влияния, так как государство контролировало доходы горной промышленности и лицензирование.

Неудивительно, что правление Михайлова не одобрялось общественностью в Магадане, не ощущалось никаких сдвигов, его рейтинг снизился на 10 % (Магаданская правда 1992: 1). Администрация области все больше теряла свой авторитет, особенно когда закрывались поселения между 1989 и 1995 гг. 52 поселения были закрыты (МагГоскомстат 2000). Во время первых региональных выборов России Ельцин назначил много губернаторов, которые в дальнейшем были отстранены от власти. Они показались неопытными и подчиняющимися Москве, вскоре многие из них были сняты с должностей (Melvin 1998; Hughes 1997). Эта тенденция была и в Магаданской области, когда 3 ноября 1996 г. Валентин Цветков, директор золотодобывающей компании «Магаданруд» выиграл у Михайлова всего на 1.66 % голосов больше. Стратегия избирательной кампании Цветкова была основана на концепции «Наш дом». В своем выступлении он призывал, что у Магаданской области не должно быть социальных проблем, так как она богата природными ресурсами и, что действия Москвы предотвращают развитие региона. Чтобы возобновить это, он призывал к строительству заводов, добывающих золото и рыбу и положить конец федеральному надзору над этими двумя секторами. Хотя Цветков не намного больше набрал голосов, но все равно это было достижением, так как сам президент Ельцин, средства информации выступали в поддержку Михайлова. В ноябре 2000 г. Цветков был снова переизбран, проводя ту же самую политику как и в своей первой кампании «Наш дом», он набрал 62 % голосов.

Однако непонятно, что же все-таки изменилось за этот период? Москва контролировала уплату налогов, выдачу лицензий, выработку продукции областных предприятий. Использование кампании «Наш дом» создало иллюзии, меняя местное восприятие региональных проблем с правительством. Хотя Михайлова обвиняли в использовании тактики правительства, Цветков, «защитник» области, избежал критики несмотря на продолжение предыдущей тактики. Хороший пример тому – когда поселения были все закрыты, правительство РФ никто не обвинял.

Области требовались врачи и учителя

Во время этого периода численность общественного сектора оставалась неизменной, хотя численность населения города падала. Например, в 1990 гг. значительно сокращалось число врачей, а число больных возрастало, здравоохранение испытывало нехватку в специалистах. В 1995 г. диагноз был поставлен 715 человекам из 1000, а в 1999 г. число больных возросло до 783 (МагГоскомстат 2000а: 33), что объясняет нехватку в специалистах. Областная администрация Магаданской области призывала врачей и учителей мигрировать из поселений в город. Самый заметный общественный сектор в городе – это его бюрократия. Хотя в 1990 гг. численность населения Магадана заметно снижалась, город не страдал от нехватки чиновников. За город, численность населения которого 120,000 человек отвечает городская администрация, а также мэр города и областная администрация. В октябре 2000 г. Валентин Цветков был убит в Москве. Предполагается, что убийство было связано с рыбной и золотодобывающей промышленностью. Николай Дубов, бывший заместитель Цветкова, был избран губернатором в феврале 2003 г.

Его выборы совпали с моментом, когда президент Путин урезал полномочия областных чиновников, и кандидатура Дубова не рассматривалась критически.

Перспективы на будущее

Мурманск и Магадан очень зависят от добычи природных ресурсов и предприятий, работающих с ними. Однако, это не означает, что будущее Мурманской и Магаданской областей полностью зависит от цен мировых рынков на сырье или стратегий крупнейших предприятий в регионах.

Местные жители на севере России имеют тесные социально-экономические связи со своим местожительством несмотря на суровый климат, высокий прожиточный минимум, загрязнение окружающей среды и давление внешней миграции. Был проведен опрос части населения, которая родилась или прожила несколько десятилетий в этих областях. Они не стремились переехать в другие регионы страны.

Интервьюируемые люди выступали в роли пионеров за социалистическое движение, работающие на благо страны во время советской эпохи.

Люди чувствовали себя героями и патриотами Севера несмотря на экономическую отсталость регионов, климатические условия, большую текучесть кадров. Такое восприятие жизни помогло северянам развиваться как личностям, что чувствуется и по сей день.

Социально-экономическое развитие в пост-советское время изучаемых регионов отличается друг от друга. Разница прежде всего ощущается в горном секторе. С одной стороны, необходимость преобразования горного сектора в Магадане все еще незаконченный процесс и не предвидится каких-либо изменений в ближайшем будущем. С другой стороны, Мурманская область извлекает много пользы из стратегических альтернатив «Норильского никеля» модернизировать структуру компании, профиль производства и экспортирование продукции на мировые рынки. Преобразования «Норильского никеля» началось сразу после приватизации предприятия. Приватизация в Магадане еще не закончена, что чинило барьеры инвестициям.

Внутренняя реконструкция и интернационализация «Норильского никеля» с высокими мировыми ценами стабилизировали экономическую прибыль, но бизнес атмосфера находится в зоне риска. Правительство РФ и областные администрации в России создают препятствия долгосрочным инвестициям и бизнес-планированию, что создает проблемы предприятиям, работающих в изучаемых нами регионах.

Отношение общественного сектора, например, к иностранным инвесторам особенно враждебное в Магаданской области. Это может объясняться неопытностью международных коопераций из-за воздействия советской политики и географического положения. В пример этим неудачным опытам можно привести такие города, как Костомукша и Узинск, которые смогли привлечь иностранных инвесторов. В этих городах общественный и бизнес сектор работают сообща, чтобы создать благоприятную бизнес атмосферу для долгосрочных инвестиций. С тех пор местные и областные администрации играют жизненно важную роль в региональном экономическом развитии периферийных районов севера России.

На наш взгляд, успешная экономическая адаптация севера России зависит от следующих факторов:

- Местное население: рассматриваются как опытные специалисты, желающие работать, несмотря на суровый климат и условия окружающей среды

- Бизнес сектор: как будет развиваться бизнес и каким будет уровень отечественных и иностранных долгосрочных инвестиций?

- Общественный сектор: в местном или глобальном направлении

Уровень внешней миграции c севера России значительно сократился c начала века, многие жители привыкли жить и работать на севере, несмотря ни на погодные, ни на любые другие условия окружающей среды, что хорошо сказалось на развитии бизнес сектора. В 1990-ые годы заметно снизилось промышленное производство, началась безработица и миграция населения. Однако, переходный период 1990-ых гг. с его огромными социально-экономическими проблемами не поколебал гармонию рынка труда, не было больших забастовок. Это объясняется гибкостью рынка труда и слабостью гражданского общества России (Раутио 2003), что проявляется в слабости профсоюзов в северных областях. Как уже говорилось раньше, на население севера уходило много дополнительных расходов, тем самым блокируя региональное развитие. Однако, у ресурсного кластера еще огромный неиспользованный потенциал на севере России.

В настоящее время опасно открывать долгосрочный бизнес в России, особенно горнодобывающий, запасы которого могут иссякнуть за несколько десятилетий. Инвестиции в Мурманской области заметно выросли за несколько лет. Инвестиции, приносящие прибыль Магаданской области, уже почти не существуют из-за скептического отношения областной администрации к иностранным инвесторам.

Мурманская область имеет огромную выгоду от предприятия «Норильский никель» в форме хорошо оплачиваемых работ, налогов и других выплат компанией. Предприятие не конфликтовало ни с наемными рабочими, ни с сектором общественности, ни с представителями областной и местных администраций. Можно сказать, что эти отношения имели благоприятный характер, что означало, что изменения, которые происходили, имели прямое и непосредственное влияния согласованное с областной администрацией. Мурманская область в сравнении с Магаданской областью выгадала в интернационализации компаний, особенно горных. Однако, ситуация может быстро измениться, например, спад мировых рыночных цен, установление препятствий ,например, изменение условий на экспорт, установленные государством. Международные связи Мурманской области главным образом установлены сырьевыми компаниями через экспорт продукции и импорт технологий. Например, отношения с Норвегией и Финляндией еще недостаточно развиты. Если отношения будут более развиты, то снизится прожиточный минимум для жителей и расширится рынок. В изучаемых нами областях виден явно неиспользованный потенциал природных ресурсов. Использование этого потенциала дает много возможностей для развития областей, но необходимо желание, обязательство и сотрудничество трех секторов: жителей, администрации и бизнес сектора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Blakkisrud, Helge (2006). What’s to be done with the North? In Helge Blakkisrud and Geir H?nneland (eds.): Tackling space: federal politics and the Russian North, 25-51. Lanham, University Press of America.

Blatov, Igor (1998). CEO, Pechenganickel. Personal communication in Zapolyarnyj (Russia), 14.8.1998.

Bond, Andrew (1996). The Russian Copper Industry and the Noril’sk Joint-Stock Company in the Mid-1990s. Post-Soviet Geography and Economics 37:5, 286-329.

Borisova, Evgeniia (2001). Fishing Quotas Put on Auction Block. The Moscow Times. 15.2.2001, accessed via https://www.themoscowtimes.com/stories/2001/02/15/001.html

Bradshaw, Michael (1995). The Russian North in Transition: General Introduction. Post-Soviet Geography and Economics 36:4, 195-203.

Didyk, Vladimir and Larissa Riabova (2006). Murmansk Province in 2006, biannual monitoring review, https://www.economicmonitoring.com

Drobizheva, Leokadiya (1999). Comparison of Elite Groups in Tatarstan, Sakha, Magadan and Orenburg. Post-Soviet Affairs 15: 4, 387-406.

Economic Freedom of the World (2007). Annual report 2007. https://www.freetheworld.com/2007/EFW2007BOOK2.pdf

Fortescue, Stephen and Vesa Rautio (2005). Oligarkki – karkki vai kepponen? Id?ntutkimus 2, 51-60.

Gorbunov, Mikhail (1998). Kolymskii "Zolotoi Lokomotiv" propustil svistok. Rossiiskaia Gazeta, 14.11.1998, 3.

Goskomstat (1998). Rossiiskii Statisticheskii Ezhegodnik. Moscow, State Committee of the Russian Federation for Statistics.

Hansen, Erik and Arnfinn T?nnessen (1998). Environment and Living Conditions on the Kola Peninsula. Oslo, Fafo.

Heleniak, Timothy (1999). Out-Migration and Depopulation of the Russian North during the 1990s. Post-Soviet Geography and Economics 40:3, 155-205.

Hirvensalo, Inkeri (1996). Strategic Adaptation of Enterprises to Turbulent Transitionary Markets. Operative strategies of Finnish Firms in Russia and the Baltic States during 1991-95. Helsinki, ETLA.

Iudin, Vladimir (2000). Deputy Governor, Magadan Oblast Administration. Personal communication in December 2000, Magadan.

Ivanov, Andrei (1998). Head of the Pechenga District, local administration. Personal communication in Nikel (Russia), 8.4.1998.

Jussila, Ilkka (2006). Finnish-Russian oil joint venture SeverTEK: Experiences, Challenges and Opportunities. Presentation in Energy Policy and Its Observable Effects seminar, Aleksanteri Institute, Helsinki, April 7th, 2006.

Kiknavelidze, Kaha (1999). Norilsk Nickel. Outperform. Company Update - Revision of 1999 estimates. Troika Dialoge Research, https://www.troika.ru/, accessed 10.12.1999.

Komrakov, Anatoii (1999). Director of Public Relations, Norilsk Nickel. Personal communication in Moscow (Russia), 12.10.1999.

Kotliar, Iurii (1999). Vice CEO, Norilsk Nickel. Personal communication in Moscow (Russia), 2.12.1999.

Lavrov, Nokoli (1998). O novykh metodakh otsenki I izvlecheniya zolota iz tekhnogennykh rossypei. In Kokorev, Anatolii (ed.): Severo-Vostok Rossii: Problemy ekonomiki I narodonaseleniia. 24 - 32, Magadan, MGU.

Magadanskaia Pravda (1992). Magadan gotovitsia k likvidatsii dereven’. 23.6.1992, 2.

MagGoskomstat (2000). Spravochnik chislennosti naseleniya Magadanskoi oblasti. Na 1 ianvarya 2000 goda. Magadan, Magadanskii oblastnoi Goskomstat.

McCannon, John (1998). Red Arctic: Polar Exploration and the Myth of the North in the Soviet Union, 1932-1939. Oxford, Oxford University Press.

Mikhailov, Boris and Konstantin Volkov (2000). Geologo-razvedochnaia sluzhba. Magadan, MGU.

Morgan, Tav (2007). Deputy General Director, Norilsk Nickel. Russian miner, global player. Presentation in Merill Lynch 2007 Global Metals and Mining Conference in Dublin, 8-10 May, 2007.

Moscow Times (2007). Alrosa Chief Quits Amid Talk of Norilsk Deal. 5.2.2007, 1.

Nordlander, David (1998). Origins of a Gulag Capital: Magadan and Stalinist Control in the Early 1930s. Slavic Review 57:4, 791-812.

Pilyasov, Alexander (1994). Economic Reform in Russia: The Case of the Northeast Territories. Unpublished research paper.

Poliakov, Aleksandr (1999). Rol’ gosydarstva v sfere zolotodobychi na Severo-Vostoke. In Aleksandr Kokorev (ed.): Severo-Vostok Rossii: Problemy ekonomiki i narodonaseleniia, 85-91. Magadan, MGU.

Pozdniakov, Andrei and Vladimir Kurnyshev (1995). The Socioeconomic Situation of the Russian North and Measures for Its Stabilization. Problems of Economic Transition 37, 11.

Rautio, Vesa (2003). The Potential for Community Restructuring: Mining Towns in Pechenga. Saarij?rvi, Kikimora Publications A9.

Rautio, Vesa and Riitta Kosonen (2006). A Soviet Enterprise’s Road from Domestic to Global Markets: The Adaptation Process of Mining Giant Noril’sk Nickel. The Journal of Comparative Economic Studies 2, 33-58.

Reviakin, Anatolii (2005). Vice Major, City of Norilsk. Personal communication in Norilsk (Russia), 8.9.2005.

Romanov, Evgenii (2001). Vice CEO of Kola Mining and Metallurgical Company. Personal communication in Murmansk (Russia), 3.9.2001.

Round, John (2005). Rescaling Russia’s Geography: the Challenges of Depopulating the Northern Periphery. Europe-Asia Studies 57:5, 705-727.

Sinitsin, Grant (1997). RAO Norilsk Nickel: Cash Calf. MC Securities Limited. Investment analysis. 25.11.1997.

Savakov, Juri (2005). Vice-chairman, Murmansk Regional Trade Union. Personal communication in Murmansk (Russia), 14.6.2005.

Sazhinov, Pavel (1999). Chairman of the Murmansk Regional Duma. Personal communication in Murmansk (Russia), 7.6.1999.

Slavin. Vladimir (1972). Osvoenie Severa Sovetskovo Soyuza. Moscow, Progress Publishers.

Tsvetkov, Alexander (2000). Zolotopromyshlennyi kompleks Magadanskoi oblasti V 1996-1999: Itogi I Perspektivy. Kolyma 1, 2-8.

Tolstov, Vladimir (2005). Who Needs Norilsk?, The St. Petersburg Times, https://www.times.spb.ru/, 22.2.2005.

United Nations Environment Programme (2006). Sea of Okhotsk: Assessment, https://www.unep.org/dewa/giwa/areas/reports/r30/assessment_giwa_r30.pdf

Vinogradov, Dimitrei (1992). Far Eastern Regionalism. Vostok Rossii 7, 7-8.

Vostochny Forpost (2000). Khozyaeva i Gosti. 1, 8-9.

Zinnayllin, Mikhail (1998). Problemy mineral’no-syr’evogo potentsiala Magadanskoi oblasti i ego osvoeniya. In Alexander Kokorev (ed.): Severo-vostok Rossii: Problemy ekonomiki i narodonaseleniia, 102 – 119. Magadan, MGU.

ЭКОНОМИКА

Еще статьи на тему "Области":

Краткая характеристика Мурманской области

Экономико-географическое положение области

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Геополитическое положение Мурманской области

Внешние факторы в развитии Мурманской области

Влияние макроэкономических факторов на развитие Мурманской области

Сценарии социально-экономического развития Мурманской области

В Мурманской области снизился производственный травматизм

Экономическое и социальное развитие Мурманской области


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

23.20.129.162

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD