Сценарии социально-экономического развития Мурманской области |
7.3. Сценарии социально-экономического развития Мурманской областиНа основе анализа и комплексного учета внешних и внутренних факторов, в наибольшей степени влияющих на социально-экономическое развитие региона, разработаны три вероятных сценария развития области: 1) инерционный; 2) энерго-сырьевой и 3) инновационный. Инерционный сценарийРазвитие Мурманской области по данному сценарию с опорой на сырьевые ресурсы предполагает сохранение существующих социально-экономических тенденций как в развитии Российской Федерации в целом, так и региона.Экономика области преимущественно базируется на использовании природных ресурсов, и горнопромышленный комплекс остается ведущим в ее структуре. Освоение нефтегазовых месторождений Арктического шельфа развивается медленными темпами из-за совокупности неблагоприятных экономических и политических факторов. Специализация на выпуске сырья и экспорте продукции с низкой добавленной стоимостью усиливает зависимость социально-экономической ситуации области от конъюнктуры на товарно-сырьевых мировых рынках. Мировой финансовый кризис, до его преодоления (2009 - 2012 гг.), особенно негативно воздействует на горнопромышленный комплекс, так как снижение мировых цен на основную региональную продукцию приводит к сокращению объемов ее производства, снижению доходов бюджета области, к ухудшению социального положения населения, как в целом по области, так и особенно в тех муниципальных образованиях, где горнопромышленные предприятия являются градообразующими (города Мончегорск, Кировск, Ковдор, Оленегорск и др.). Сохранению ведущей роли горнопромышленного комплекса в структуре экономики области в какой-то мере способствует, во-первых, реализация инвестиционных проектов по освоению новых месторождений минерального сырья (апатито-нефелиновых руд, хромитов, титаномагнетитов, платиноидов), однако вследствие кризиса отложенная на более поздний период. Во-вторых - модернизация и применение более производительной техники на действующих предприятиях комплекса (хотя и более медленная из-за финансового кризиса), что обеспечивает рост производительности труда и позволяет компенсировать ухудшение условий добычи и качества сырья. Начало освоения Арктического шельфа сдерживается мировым финансовым кризисом, а также переориентацией нефтегазовых корпораций на приоритетное освоение континентальных месторождений Ямала и Пур-Тазовской газоконденсатной провинции. Добыча газа со Штокмановского месторождения начинается не ранее 2018-2020 гг., к 2025 г. ее объем составит 30 млрд м3 в год, не достигая проектной мощности. Построенный через территорию области газопровод обеспечивает поставку газа на внутренний рынок и на экспорт. В энергетическом комплексе осуществляются проекты по реконструкции и наращиванию существующих генерирующих мощностей, развитию сетевой инфраструктуры, продлению срока эксплуатации энергоблоков Кольской АЭС. В рыбной промышленности сохраняются тенденции преимущественного экспорта продукции, не прошедшей глубокой переработки, а также выполнения больших объемов судоремонта в зарубежных портах. В целом ситуация характеризуется низкой добавленной стоимостью производимой продукции. Транспортный комплекс, как и инфраструктура региона в целом, ориентированы на обслуживание добывающих отраслей и развиваются умеренными темпами. Рост транзита экспортных грузов через Мурманский транспортный узел сдерживается развитием конкурирующих мощностей на Балтийском море, недостаточной пропускной способностью Транссибирской магистрали и возрастающим потреблением кузбасского угля тепловыми станциями европейской части страны в соответствии с Энергетической стратегией РФ. Создание новых видов экономической деятельности, в том числе развитие туристического сектора, идет медленными темпами. Количество инновационно-активных предприятий и доля выпускаемой инновационной продукции практически не изменяются. Развитие малого и среднего бизнеса идет невысокими темпами и практически остается на прежнем уровне. Темпы роста ВРП ниже средних по России и составляют около 2% в год, что обеспечит суммарный его прирост в реальном исчислении в 2025 г. не более чем 50% по сравнению с уровнем 2007 г. Производительность труда растет в среднем за год на 2,7% и к 2025 г. увеличивается на 60%. Невысокие темпы роста экономики обусловливают отставание уровня жизни населения от средних по стране. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снижается незначительно и составит к 2025 г. 11-13%. Реальная заработная плата растет темпами, не превышающими 5% в год, что ниже, чем в среднем по стране. Рост доходов областного и муниципальных бюджетов при низком уровне роста экономики идет медленными темпами, что затрудняет осуществление социальных программ. Привлекательность региона как места жизнедеятельности невысокая, миграционный отток сохраняется на уровне около 4-5 тыс. человек в год, сокращается численность населения области, а соответственно - и экономически активное население региона, что ведет к дефициту кадров для экономики области. Сохраняется отставание области по уровню продолжительности жизни от средней по стране.Энергосырьевой сценарийВ рамках реализации энергосырьевой модели развития Российской Федерации, после преодоления мирового финансово-экономического кризиса (2009-2011 гг.), начинается освоение нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа. Формируется нефтегазовый сектор в Мурманской области. В горнопромышленном комплексе намеченные проекты разработки новых месторождений реализуются с небольшим отставанием. Развивается транспортная и энергетическая инфраструктура. В то же время сохраняются специализация экономики области на выпуске продукции с низкой добавленной стоимостью и невысокий уровень ее отраслевой диверсификации. Первая продукция со Штокмановского месторождения поставляется в 2013-2015 гг. (в зависимости от сроков преодоления кризиса), а к 2020 г. объем добычи газа выходит на проектную мощность в 70 млрд м3 в год. Однако добываемый газ полностью через Северо- Европейский газопровод направляется на Европейский рынок. Развивается инфраструктура, обеспечивающая деятельность нефтегазового сектора, что в совокупности дает возможность создания дополнительных 4-5 тыс. рабочих мест. В то же время предприятия по переработке нефти и газа в Мурманской области не строятся. Регион играет роль посредника по обеспечению добычи и транзиту углеводородного сырья, поэтому высокой добавленной стоимости нефтегазовый сектор на территории области не создает. Для обеспечения электроэнергией процессов освоения шельфа и компенсации выбывающих мощностей в 2016-2017 гг. последовательно до 2020 г. вводятся четыре энергоблока Кольской АЭС-2. Сохраняется на прежнем уровне выпуск апатитового и железорудного концентратов, продукции металлургического комплекса, в проектном объеме обеспечивается выпуск продукции новыми горнопромышленными предприятиями (платиноидов, хромитовой и титаномагнетитовой продукции). В рыбопромышленном комплексе осуществляется модернизация перерабатывающих предприятий и добывающих флотов. Происходит повышение объемов транспортировки грузов Мурманского транспортного узла, в первую очередь за счет нефтеналивных грузов. В связи с расширением пропускной способности Транссибирской магистрали объем перевалки угля увеличивается в 1,5 раза. Темпы роста ВРП соответствуют среднероссийским, к 2025 г. его реальный объем увеличивается в 2,2 раза в сравнении с уровнем 2007 г. Прирост ВРП обеспечивается за счет увеличения производительности труда, среднегодовые темпы роста которой достигают 5%. Уровень жизни населения соответствует среднему по России, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снижается до 9-10%. Реальная заработная плата растет в среднем на 8% в год и к 2025 г. увеличивается в 4-4,5 раза. Рост достигается главным образом за счет повышения оплаты труда в производственном секторе. Доходы областного и муниципальных бюджетов увеличиваются средними темпами, прирост поступлений обеспечивают в основном новые предприятия горнопромышленного и нефтегазового секторов. Отрасли социальной сферы модернизируются ускоренными темпами в тех муниципалитетах, которые являются площадками для реализации энергосырьевых проектов. Экономические преимущества жизни в области как регионе Крайнего Севера сохраняются в основном для занятых в энергосырьевых секторах. Рост уровня и качества жизни сопровождается усилением дифференциации по уровню доходов населения, нарушением принципов социальной справедливости. Миграционный отток несколько снижается и составляет 3-4 тыс. человек в год. Продолжительность жизни растет и к 2025 г. достигает среднероссийского уровня. Инновационный сценарийПереход Российской Федерации на модель инновационного социально-ориентированного развития позволяет гораздо быстрее преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса (2009-2010 гг.) и выйти на траекторию интенсивного развития. Влияние благоприятных внешних факторов и успешная реализация внутренней социально-экономической политики позволяют Мурманской области осуществлять диверсификацию экономики на основе развития научно-технического и инновационного комплексов, роста малого и среднего бизнеса в сфере производства и услуг, создания новых предприятий и отраслей, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Формируются производственные кластеры - транспортно-логистический и нефтегазовый, кластеры в горнопромышленном, горно-металлургическом и рыбопромышленном комплексах, в сфере туризма. Активно формируется и развивается региональная инновационная система. Снижается зависимость социально-экономического развития региона от состояния ресурсной базы и экономического положения сырьевых компаний, действующих на территории области. Освоение нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа идет в соответствии с ранее намеченными планами: в 2013 г. начинается добыча газа на Штокмановском месторождении, в 2014 г. вводится в эксплуатацию завод по сжижению природного газа (СПГ) в поселке Териберка, который к 2020 г. выходит на проектную мощность - 30 млн т сжиженного природного газа в год. На его базе создаются промышленно-производственная зона и производственный кластер по отработке и тиражированию в масштабах страны новых (модернизированных) технологических и технических решений по сжижению газа. Газифицируются населенные пункты и предприятия области. В 2015 г. завершается строительство в регионе нефтеперерабатывающего завода модульного типа мощностью 6 млн т. На основе технико-технологического обновления предприятия горнопромышленного комплекса увеличивают ассортимент выпускаемой продукции. Благодаря росту спроса на редкие металлы (земли) и их соединения, в центральной части полуострова формируется технико-внедренческая зона по производству стратегических материалов для российской промышленности. К 2020 г. Кольская АЭС-2 в составе четырех энергоблоков выводится на проектную мощность. К 2025 г. на полную мощность выходят ветропарки в районе автодороги город Мурманск - поселок Туманный, работающие в системе с каскадом Серебрянских ГЭС, с общей установленной мощностью до 750 МВт, а также ветропарк в Печенгском районе, работающий в системе с каскадом Пазских ГЭС, с установленной мощностью 100 МВт. Возрастает объем экспорта электроэнергии в Норвегию и Финляндию. В рыбопромышленном комплексе, наряду с техническим перевооружением и обновлением флота, активно формируется товарное рыбоводство. Перерабатывающие предприятия осваивают инновационные технологии по комплексной переработке морепродуктов для получения новой высококачественной продукции. Крупномасштабные перевозки СПГ становятся главным фактором оживления грузопотоков, как в западном, так и в восточном секторах Северного морского пути, увеличивается транзит экспортных грузов. Создается портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) на базе Мурманских морских портов, обеспечивающая повышение технологического уровня и экономичности переработки грузов. В отрасли создается значительное число новых рабочих мест (до 8-9 тыс.). К 2025 г. Мурманская область - один из значимых международных туристических центров. В регионе функционирует туристский кластер. Создание развитого туристского сектора обеспечивает продвижение области на рынке туристических услуг России и Западной Европы. Ведется активная политика по развитию научного потенциала: поддержка научного комплекса области и его ядра - Кольского научного центра РАН осуществляется со стороны как региональной власти, так и бизнеса. Город Апатиты1(В городе расположены: Кольский научный центр РАН, технопарк, инновационный бизнес-инкубатор, технико-внедренческая зона и учреждения высшего профессионального образования) получает статус наукограда. Происходит наращивание масштабов деятельности малого и среднего бизнеса, в особенности в инновационной сфере. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, к 2025 г. превышает 40%, а удельный вес инновационной продукции (включая СПГ) - 30% в общем объеме выпуска. Рост валового регионального продукта в 2025 г. к уровню 2007 г. составляет 3,5 раза, темпы роста превышают среднероссийские показатели. Производительность труда увеличивается в 4 раза при ежегодном приросте в среднем на 8%. Рост уровня жизни превышает среднероссийские показатели и соответствует стандартам стран Северной Европы. Уровень бедности кардинально снижается и не превышает 5-6%. Реальная заработная плата растет не менее чем на 10% в год и к 2025 г. увеличивается в 5-6 раз. Рост доходов населения достигается главным образом за счет повышения оплаты труда, как в производственном секторе, так и в отраслях социальной сферы, а также за счет увеличения доходов и оплаты труда в малом и среднем бизнесе. Высокие темпы роста экономики обеспечивают увеличение доходов областного и местных бюджетов. Эффективно работает механизм партнерства «власть - бизнес - общество», бизнес активно инвестирует в социальную сферу. Экономические преимущества жизни в области как регионе Крайнего Севера возрастают для большинства населения. Качество жизни растет высокими темпами. Массово формируется средний класс. Привлекательность региона как места жительства значительно возрастает, миграционный отток прекращается. Продолжительность жизни растет высокими темпами и к 2025 г. соответствует уровню стран Северной Европы - 75-77 лет. Выбор целевого сценария социально-экономического развития областиАнализ сценариев социально-экономического развития Мурманской области до 2025 г. и выбор целевого сценария проведены с привлечением экспертов и использованием элементов имитационного моделирования. Внешние условия всех сценариев включают предположения, что на мировых рынках после преодоления мирового финансово-экономического кризиса восстанавливается устойчивый спрос на продукцию существующих и вновь формируемых видов экономической деятельности Мурманской области, постепенно повышается емкость внутреннего рынка. Экономическая и бюджетная политика федерального центра становится все более прозрачной, стратегические инновационные проекты и федеральные целевые программы формируются и реализуются с учетом региональных интересов. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе мирового финансово-экономического кризиса, особенно негативно для инерционного сценария, так как развитие по этому сценарию в наибольшей степени зависит от конъюнктуры мирового сырьевого рынка. Более продолжительный выход из кризиса приводит к переносу сроков реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, связанных с освоением Штокмановского ГКМ, на 6-7 лет. По энергосырьевому сценарию предполагается, что последствия финансового кризиса будут преодолены до 2011 г. и могут замедлить реализацию проектов по Штокмановскому газоконденсатному месторождению более чем на 2 года, что не так значительно скажется на развитии области. В инновационном сценарии предполагается, что последствия мирового финансово-экономического кризиса будут преодолены к 2010 г., поэтому освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения и создание необходимой инфраструктуры на территории Мурманской области выполняется в соответствии с ранее заявленными планами компаний - партнеров по данному мегапроекту («Газпром», Total и StatoilHydro) в части выхода на проектную мощность по объемам добычи газа и по строительству завода СПГ. Инерционный сценарий предполагает сохранение основных тенденций развития и структуры взаимосвязей между элементами региональной социально-экономической системы. На фоне ухудшения условий добычи минеральных и биологических ресурсов, а также высокой капиталоемкости освоения новых месторождений минерального сырья данный сценарий характеризуется наивысшим риском ослабления конкурентоспособности и отставания региона от общероссийского уровня социально-экономического развития. В рамках инерционного сценария основные конкурентные преимущества Мурманской области используются недостаточно эффективно, происходит усиление ряда имеющихся негативных тенденций: отставание темпов роста региональной экономики от среднероссийских; медленное становление механизмов внедрения инноваций; увеличение зависимости области от мировой конъюнктуры товарно-сырьевых рынков; повышение нагрузки на экосистему; продолжение кризисных явлений в демографической сфере. Энергосырьевой сценарий предполагает достаточно активное развитие добычи углеводородных ресурсов на шельфе Баренцева моря, реализацию других проектов добычи минерального сырья и развития инфраструктуры, что предопределяет экономический рост в регионе на уровне среднероссийских темпов. В рамках данного сценария имеющийся потенциал Мурманской области для развития перерабатывающих производств, малых и средних предприятий, инновационного бизнеса используется не полностью, сохраняется сырьевая направленность экономики, следовательно - и зависимость от мировой конъюнктуры товарно-сырьевых рынков. Реализация проектов в нефтегазовой отрасли приводит к усилению влияния на область российских и зарубежных транснациональных корпораций, повышению нагрузки на экосистему, социальному расслоению общества.Инновационный сценарий предполагает наиболее полное использование регионом возможностей, создаваемых факторами внешней среды, а также потенциала и конкурентных преимуществ Мурманской области, что обеспечивает высокие темпы экономического развития. Базой ускоренного инновационного развития является наиболее эффективное использование не только таких конкурентных преимуществ региона, как природно-ресурсный и рекреационный потенциал, но и таких, как наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, способных к освоению новых высокотехнологичных видов деятельности, а также развитой системы профессионального образования, опирающейся на высокий научный потенциал региона. Это позволит обеспечить проведение реструктуризации экономической среды региона и постепенный переход от конгломератной структуры экономики региона к интеграции синергетического типа на основе формирования территориально-производственных кластеров и развития инновационной инфраструктуры. Реализация инновационного сценария, предусматривающая, в том числе активное взаимодействие и партнерство органов государственного управления, бизнеса и гражданского общества, обеспечивает достижение наилучших показателей социально-экономического развития Мурманской области.Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Еще статьи по теме "Развитие Мурманской области":Экономическое и социальное развитие Мурманской области Начало развития Мурманского транспортного узла Назначен министр экономического развития Мурманской области Аналитический обзор социально-экономического развития Мурманской области (по итогам за 2008 год) Социально-экономическое развитие Мурманской области Оценка промышленного и логистического развития Мурманской области
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 9719 |