Главная «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы»
«Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы» Печать E-mail

Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками проводимой в предыдущие годы тарифной политики

Региональная Целевая Программа

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.

В настоящее время в целом деятельность коммунального комплекса Мурманской области характеризуется ненадлежащим качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.

Причинами возникновения этих проблем являются:

высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;

низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики, затратные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.

Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками проводимой в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.

Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является ненадлежащее качество предоставления коммунальных ресурсов, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры в целом по Мурманской области (по состоянию на 1 января 2006 г.) составляет в среднем 60 процентов. В том числе: износ котельных составляет 55 процентов, сетей водопровода - 65 процентов, сетей канализации - 55 процентов, тепловых сетей - 75 процентов, электрических сетей - 75 процентов, водопроводных насосных станций - 48 процентов, канализационных насосных станций - 54 процента, очистных сооружений водопровода - 60 процентов, очистных сооружений канализации - 50 процентов, трансформаторных подстанций - 62 процента.

Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным их потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики во многих случаях полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.

Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.

Вследствие износа объектов коммунальной инфраструктуры суммарные потери в тепловых сетях достигают 30 процентов произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, составляют 10 - 15 процентов. Ветхое состояние тепловых и электрических сетей становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.

Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения в целом по области за 2005 год составили 15,5 процентов, в ряде муниципальных образований составляет от 20 до 60 процентов поданной в сеть воды (Мурманск – 32%, Кировск – 23%, Полярные Зори – 24%, Кольский район – 22%, Ловозерский район – 62%).

В качестве источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения в области используются 9 подземных и 47 поверхностных водоемов. Десять из них являются приёмниками сточных вод, это реки Кола, Тулома, Ена, Нива, Паз, Ура, озёра Имандра, Пермус, Колозеро, Умбозеро. Озеро Монча подвергается загрязнению за счет аэрогенных переносов с комбината «Североникель».

Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Как следствие, неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.

Еще одной причиной высокого уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.

Общая потребность в средствах на полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры Мурманской области составляет 17,7 млрд. рублей. Такой объем средств не может быть обеспечен только за счет бюджетных инвестиций. Требуется создание условий для привлечения средств внебюджетных источников.

Решить проблему повышения качества предоставления коммунальных услуг, улучшения экологической ситуации на территории Мурманской области возможно только путем объединения усилий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления для привлечения средств внебюджетных источников и обеспечения ускоренной реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры отвечает стратегическим интересам Мурманской области и позволит:
обеспечить более комфортные условия проживания населения Мурманской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;

снизить потребление коммунальных ресурсов в результате снижения потерь в процессе их производства и доставки потребителям;
обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;

улучшить экологическое состояние территорий муниципальных образований Мурманской области.

2. Цель и задачи Программы

Целью Программы является создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. Бюджетные средства, направляемые на реализацию Программы, должны быть предназначены для выполнения проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с реконструкцией существующих объектов (с высоким уровнем износа), а также со строительством новых объектов, направленных на замену объектов с высоким уровнем износа;

повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры. Эта задача не предполагает непосредственного целевого бюджетного финансирования, но ее выполнение будет обеспечено путем определения условий отбора, выполнение которых позволит муниципальным образованиям области участвовать в отборе на получение средств федерального и областного бюджетов для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Одним из важных направлений для решения данной задачи является совершенствование системы тарифного регулирования в коммунальном комплексе. Другим важным направлением является привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе организаций различных форм собственности и формирование договорных отношений концессионного типа между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса;

привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе для развития механизмов кредитования указанных проектов. Предусматривается оказание методического содействия муниципальным образованиям и организациям коммунального комплекса при осуществлении заимствований с целью модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Мероприятия Программы реализуются в два этапа.

В ходе реализации первого этапа Программы (2003-2006 годы) были определены приоритетные направления и отработаны механизмы её реализации.

За этот период на реализацию входящих в состав Программы мероприятий выделено 276,0 млн. рублей, в том числе из областного бюджета – 87,7 млн. рублей. Объемы финансирования Программы на первом этапе реализации Программы приведены в приложении № 1.

Вместе с тем позитивного изменения ситуации при реализации Программы достигнуть не удалось. Причинами этого являются низкая эффективность использования бюджетных средств в жилищно-коммунальном комплексе, недостаточное привлечение средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Второй этап реализации Программы (2007 - 2010 годы) предусматривает продолжение преобразований в коммунальной сфере.

Мероприятия второго этапа Программы будут реализованы в 2007 - 2010 годах в 2 стадии:

1-я стадия - 2007- 2008 годы;

2-я стадия - 2009 - 2010 годы.

В рамках первой стадии реализации Программы предполагается осуществить финансирование за счет средств областного бюджета проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на условиях их софинансирования из других источников, в том числе местных бюджетов, а также с привлечением средств внебюджетных источников. При этом большая часть средств, направляемых на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в рамках Программы, финансируется за счет бюджетных средств. В результате осуществления указанных мероприятий должны быть достигнуты снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 55 процентов, увеличение доли средств внебюджетных источников до 45 процентов общего объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.

В рамках второй стадии реализации Программы финансирование за счет средств областного бюджета будет предоставляться только при условии реализации на территории области в рамках Программы проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в которых 55 и более процентов инвестиционных потребностей финансируются за счет средств внебюджетных источников. В результате осуществления указанных мероприятий должны быть достигнуты снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 50 процентов, увеличение доли средств внебюджетных источников до 65 процентов общего объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.

3. Перечень мероприятий Программы

Мероприятия Программы предусматривают осуществление мер по оказанию государственной поддержки проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

В рамках второго этапа реализации Программы будет осуществляться финансирование мероприятий по завершению строительства, реконструкции или модернизации объектов, которые были начаты на первом этапе её реализации.

Ежегодно государственный заказчик Программы будет проводить отбор муниципальных образований для участия в реализации мероприятий Программы. Чтобы участвовать в отборе, муниципальные образования должны удовлетворять установленным требованиям в части развития рыночных отношений в коммунальном комплексе муниципального образования, а также требованиям, предъявляемым к проектам модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Средства областного бюджета направляются на финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры после заключения государственным заказчиком соглашения с муниципальным образованием при условии, что и в местном бюджете предусмотрены средства на реализацию Программы.

Право на финансирование за счет средств регионального бюджета получат проекты модернизации сетей и объектов водо-, тепло- и электроснабжения, направленные на снижение аварийности, потерь ресурсов в процессе их производства и транспортировки, повышение срока службы, снижение уровня эксплуатационных расходов, и проекты модернизации систем водоотведения, направленные на повышение качества очистки сточных вод.

Проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры могут включать строительство отдельных объектов, связанных в первую очередь с решением экологических задач, например, мусороперерабатывающих заводов.

Приоритет будет отдан модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с более высоким уровнем износа.

4. Ресурсное обеспечение Программы

В рамках Программы предусматривается финансирование мероприятий, направленных на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, за счет:

средств областного и местных бюджетов;

средств внебюджетных источников.

Средства областного бюджета для реализации всех проектов на территории области будут предоставляться на условиях софинансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет средств местных бюджетов и средств внебюджетных источников (по годам реализации Программы):

в 2007 году доля средств областного бюджета будет составлять до 37 процентов, местных бюджетов - не менее 28 процентов, внебюджетных источников - не менее 35 процентов;

в 2008 году доля средств областного бюджета будет составлять до 31 процента, местных бюджетов - не менее 24 процентов, внебюджетных источников - не менее 45 процентов;

в 2009 году доля средств областного бюджета будет составлять до 25 процентов, местных бюджетов - не менее 20 процентов, внебюджетных источников - не менее 55 процентов;

в 2010 году доля средств областного бюджета будет составлять до 20 процентов, местных бюджетов - не менее 15 процентов, внебюджетных источников - не менее 65 процентов.

Средства бюджета области, местных бюджетов и внебюджетных источников включают заемные средства, привлеченные Мурманской областью, органами местного самоуправления и частными инвесторами для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. При этом доля средств бюджетов субъекта и местных бюджетов может быть снижена за счет увеличения доли средств частных инвесторов.

5. Механизм реализации Программы

Муниципальные образования ежегодно в установленном порядке представляют государственному заказчику Программы заявки на участие в отборе проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры

Отбор заявок муниципальных образований на участие в реализации мероприятий Программы производится с учетом их соответствия условиям участия в Программе и оценочным (интегральным) критериям.

Условиями для участия в реализации мероприятий Программы являются:

наличие программы муниципального образования, предусматривающей мероприятия, направленные на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры с установленными параметрами повышения качества коммунальных услуг в период реализации программы, а также на привлечение средств внебюджетных источников;

представление краткого описания реализуемых или планируемых к реализации за счет средств областного бюджета проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (указываются основные параметры проекта, в том числе примерный общий бюджет проекта, размеры требуемой федеральной и областной поддержки, предлагаемые объемы средств местных бюджетов и внебюджетных источников, объемы и сроки реализации указанных проектов);

предоставление письменных обязательств по финансированию предлагаемых проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

выполненные обязательства по реализуемым проектам и подтвержденные муниципалитетом намерения частных инвесторов или кредиторов принимать участие в финансировании проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Государственный заказчик при оценке предложений для определения муниципальных образований, получающих поддержку регионального бюджета в рамках Программы, использует оценочный (интегральный) критерий, полученный путем сложения значений следующих индикаторов:

состояние коммунальной инфраструктуры;

инвестирование в объекты коммунальной инфраструктуры;

планируемое инвестирование в объекты коммунальной инфраструктуры.

Индикатор состояния коммунальной инфраструктуры определяется как отношение числа аварий за предыдущий год в организациях коммунального комплекса, участвующих в Программе, к протяженности коммунальных сетей, обслуживаемых указанными организациями.

Индикатор инвестирования в объекты коммунальной инфраструктуры определяется как отношение фактического объема капиталовложений в коммунальный комплекс муниципального образования в предыдущем году из всех источников финансирования, включая амортизационные отчисления, к среднегодовой балансовой стоимости основных средств коммунального комплекса муниципального образования.

Индикатор планируемого инвестирования в объекты коммунальной инфраструктуры определяется как отношение стоимости проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, указанных в заявке, к среднегодовой балансовой стоимости основных средств организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации этих проектов.

Этот оценочный (интегральный) критерий отражает остроту проблемы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и возможность ее решения с помощью привлечения бюджетных и внебюджетных средств.

Участниками Программы на текущий финансовый год становятся муниципальные образования, занявшие первые места по оценочному (интегральному) критерию. Число муниципальных образований - участников Программы определяется с учетом объемов выделенных бюджетных средств, а также размеров запрашиваемой финансовой поддержки муниципальными образованиями, имеющими наивысшие показатели оценочного (интегрального) критерия. Перечень строек и объектов по отобранным проектам модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках Программы формируется в установленном порядке и утверждается Правительством Мурманской области.

Ежеквартально органы местного самоуправления, на территории которых реализуются проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, представляют в установленном государственным заказчиком порядке отчет об использовании средств областного бюджета и реализации указанных проектов.

Государственный заказчик Программы осуществляет:

общее руководство и управление реализацией Программы;

отбор муниципальных образований и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, удовлетворяющих условиям и критериям отбора, для последующего направления в Росстрой и включения в программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Российской Федерации»;

координацию и контроль за деятельностью органов местного самоуправления и юридических лиц, связанных с реализацией Программы, в части исполнения ими положений Программы.

Выполнение мероприятий Программы осуществляется в рамках годовых и перспективных планов исполнителей Программы.

Государственный заказчик и основные исполнители мероприятий Программы реализуют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы, несут ответственность за их своевременное выполнение, а также за рациональное использование выделяемых на их реализацию средств.

Исполнители Программы направляют в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области:
ежеквартально информацию о ходе реализации Программы;

ежегодно доклад о ходе работ по выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых департаментом экономического развития Мурманской области, в соответствии с требованиями Порядка разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9.

На основании полученных сведений департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области направляет в департамент экономического развития Мурманской области сводную информацию о ходе реализации Программы ежеквартально, сводный доклад о ходе работ по выполнению Программы - до 1 февраля, а по окончании Программы подготавливает и до 1 марта текущего года представляет в Правительство Мурманской области, департамент экономического развития Мурманской области и департамент финансов Мурманской области доклад о выполнении Программы в целом, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Доклад должен включать информацию о результатах реализации Программы за истекший год и за весь период реализации Программы, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей.

Текущую координацию и организационно-информационное обеспечение реализации Программы осуществляет департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области.

6. Оценка социально-экономической эффективности Программы

Эффективность реализации Программы и использования выделенных с этой целью средств регионального бюджета обеспечивается за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;

прозрачности прохождения средств бюджета;

привлечения средств местных бюджетов;

привлечения средств внебюджетных источников;

создания эффективных механизмов оценки и управления инвестиционными рисками.

Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры;

доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры.

Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить к 2010 году:

снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры с 60 процентов (2006 год) до 50 процентов;

рост доли средств внебюджетных источников в модернизацию коммунальной инфраструктуры с 35 процентов (2006 год) до 65 процентов;

повышение качества и надежности коммунальных услуг;

улучшение экологической ситуации в муниципальных образованиях области.

СТРОИТЕЛЬСТВО И ЖКХ 

Еще статьи на тему "коммунальной":

Обеспечение всех категорий потребителей надежной и качественной жилищно-коммунальной инфраструктурой

Услуги в жилищно-коммунальной сфере Мурманска

Развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области

О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2013 год

Приобретение автотранспорта и коммунальной техники в 2010 году


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

107.21.137.184

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .