casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Степень вовлеченности региона в систему российских, межрегиональных и международных обменов
Степень вовлеченности региона в систему российских, межрегиональных и международных обменов Печать E-mail

6.3. Степень вовлеченности региона в систему российских, межрегиональных и международных обменов

Мурманская область в межрегиональном и российском контексте

Мурманская область является субъектом Российской Федерации и входит в состав Северо-Западного Федерального округа и Северного экономического района вместе с Республикой Карелия, Архангельской, и Вологодской областями, Республикой Коми и Ненецким Автономным округом. Мурманская область является одним из наиболее развитых регионов Российской и мировой Арктики и отправной точкой освоения всего Севера России, включая Западную и Восточную Сибирь, Чукотку и острова Северного Ледовитого океана.

По территории Мурманская область занимает менее 1% территории РФ; население составляет около 0,7%; объем ВРП области - около 1,0% российского ВВП.

Роль области в российских обменах в период стабильного развития экономики России в 2000-2007 гг. значительно усилилась, чему способствовало превращение российского внутреннего рынка в значимый сегмент мирового рынка. Это обусловило ряд благоприятных тенденций для области:

1) активизация отечественных производителей и производств, в том числе высокотехнологичных, обеспечили рост спроса на продукцию области в цветной и черной металлургии, а развитие сельского хозяйства сформировало устойчивый спрос на удобрения и сырье для них;

2) рост доходов населения страны стимулировал спрос на продовольственную, в том числе рыбную, продукцию области;

3) усиление значения логистических и транспортных систем, частью которых является Мурманская область, увеличили спрос на транспортные услуги, особенно морские;

4) область стала привлекательна для многих крупных российских корпораций, имеющих статус транснациональных компаний, в их числе: «Газпром», «Лукойл», «Норильский Никель», «Северсталь », «Еврохим», «ФосАгро», «Акрон» и другие, которые стали собственниками основных сырьевых предприятий области и заинтересованы в их развитии;

5) национальные проекты в области энергетики, транспорта, связи, высшего образования, здравоохранения и других сферах способствовали развитию инфраструктуры и повышению привлекательности Мурманской области.

Мурманская область обладает значительным научно-исследовательским потенциалом, который формируют институты Кольского научного центра и научно-исследовательские организации отраслевого направления. Несколькими поколениями ученых Заполярья проведены и проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования, позволяющие получить наиболее полное представление о структуре недр и наличии в них месторождений полезных ископаемых, эффективности социально-экономического использования природного и человеческого потенциалов области.

Исследования в области горного дела, химии и технологии минерального сырья, растительных и животных ресурсов, использование ресурсов Мирового океана и забота об их сохранении, технологии переработки гидробионтов, изучение физических процессов в верхних слоях атмосферы и в ближнем космосе, изучение жизнедеятельности человека в условиях Заполярья позволили разработать и применить на практике инновационные технологии в геолого-разведочном, горном деле, получить новые виды продукции, повысить эффективность многих направлений экономической деятельности и предложить перспективные направления развития национальной и региональной экономики.

Область играет заметную роль в экономике России, обеспечивая часть потребности национального рынка в цветных металлах, железорудном сырье, рыбной продукции, фосфатном сырье1(Область производит 100% апатитового и нефелинового концентрата, около 40% цветных металлов, 9,5% товарной железной руды, 16,2% рыбной продукции, 13,9% товарной пищевой рыбной продукции; перевозка грузов морским транспортным флотом составляет 28,8% грузооборота по России (данные за 2007 г.), транспортных услугах, в сфере научных исследований, в развитии туристической деятельности.

Среди 11 регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО) по большинству экономических показателей область занимает 3-4-е место, а по некоторым имеет даже более высокий рейтинг. Структура производства регионов СЗФО имеет взаимодополняющий характер, что предопределяет развитие активного межрегионального сотрудничества. Мурманская область поставляет в СЗФО сырьевую и металлургическую продукцию, а также электроэнергию, а из регионов СЗФО получает техническую продукцию, оборудование, товары широкого потребления, включая продовольствие.

Освоение Штокмановского месторождения и строительство газопровода «Териберка - Волхов» сделает Мурманскую область основным поставщиком топливных ресурсов в Северо-Западный федеральный округ.

Мурманская область имеет Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с более чем 40 субъектами Российской Федерации2(Долгосрочные соглашения заключены с Республикой Карелия, Удмуртской и Татарской Республиками, с Пензенской, Пермской, Ростовской, Нижегородской, Ивановской, Владимирской, Московской и другими областями (всего 41 Соглашение), включая города Санкт-Петербург и Москву.

В целом можно отметить, что Мурманская область достаточно активно участвует в российских и межрегиональных товарных, финансовых и гуманитарных обменах, несмотря на свое периферийное, относительно центра страны, положение.

Область позиционируется как регион с богатой культурой и историей, который добился ощутимых успехов в развитии человеческого, экономического, в том числе энергетического, потенциалов, является хорошей площадкой для реализации крупномасштабных долгосрочных инвестиционных проектов.

Мурманская область в приграничном и трансрегиональном сотрудничестве 

Мурманская область является приграничным регионом и соседствует на западе с Финляндией, и следовательно, с Европейским Союзом, на северо-западе - с Норвегией. С 1988 г. между Мурманской областью и северными губерниями Норвегии, Швеции и Финляндии действуют бессрочные Соглашения об установлении двусторонних связей, в рамках которых осуществляются планы сотрудничества между Правительством Мурманской области и органами власти соответствующих губерний на 2-3-летний период. С января 1993 г. Мурманская область вошла в состав Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР) (рис. 20), и у нее появились дополнительные возможности по укреплению взаимовыгодного сотрудничества с сопредельными территориями.

Карта-схема Баренцева Евро-Арктического региона

Рисунок 20 - Карта-схема Баренцева Евро-Арктического региона

Мурманская область поддерживает инициативу Европейского Союза «Северное измерение», которая является программой регионального сотрудничества на Севере Европы.

Важным звеном межрегионального сотрудничества является взаимодействие в рамках международных организаций - Арктического Совета, Совета Министров Северных стран, Северного форума, Форума регионов морского побережья Европы. Это международные региональные интеграционные структуры, выполняющие широкий спектр функций, касающихся политического, экономического, социального и экологического сотрудничества и развития.

Основные направления приграничного сотрудничества сосредоточены на развитии торговых отношений, внедрении энергосберегающих технологий, улучшении пограничной и таможенной инфраструктуры, развитии транспортных и коммуникационных систем, строительстве, участии в перспективных инвестиционных проектах на территории области. Значительное внимание уделяется вопросам установления прямых контактов между предпринимателями. Активно развивается сотрудничество в области науки, культуры, в сфере образования и обмена студентами, школьниками и в других гуманитарных направлениях.

Важным форматом сотрудничества становится программа «Северное измерение»1(См.: Проект сотрудничества ЕС с регионами северной Европы и России). Планируемый в рамках «Северного измерения» запуск совместного проекта в области логистики и транспорта нацелен на упрощение процесса перемещения товаров. Реализация проекта будет способствовать расширению межгосударственных и межрегиональных внешнеэкономических отношений, регионов России и ЕС на Севере Европы.

Еще одной, уже традиционной формой сотрудничества является взаимодействие в рамках еврорегионов. Успешный пример такого сотрудничества - программы соседства ЕС «Коларктик»2(Включает территорию Мурманской и Архангельской областей и Ненецкого автономного округа).

В 2007 г. разработаны концепция приграничного сотрудничества Мурманской области и программный документ приграничного сотрудничества между ЕС и РФ в рамках программы «Коларктик Соседство и Партнерство»3(Определены основные принципы сотрудничества: во-первых, это равноправное участие сторон в составлении программ приграничного сотрудничества - совместное участие в отборе проектов, совместное управление проектами, участие в этом процессе федеральных органов власти; во-вторых, важно, что стороны будут руководствоваться едиными правилами по обе стороны границы) («ИЕСП-ПС Коларктик 2007- 2013»). В нем определены три приоритетных цели: 1) экономическое и социальное развитие; 2) защита окружающей среды и упрощение пограничных формальностей; 3) сотрудничество между гражданами в области культуры, искусства, спорта4(Общая сумма финансирования международной программы составит около 70 млн евро. Впервые в финансировании участвует и Россия, которая выделила на проект 14 млн евро. Мурманская область, единственная в СЗФО, заложила в бюджет 2008-2010 гг. средства на софинансирование проектов в рамках этой программы).

В рамках сотрудничества в БЕАР осуществляется двустороннее и многостороннее взаимодействие участников в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурных обменов, туризма, а также реализации проектов, направленных на улучшение положения коренного населения Севера.

Во время председательства России в БЕАР (2007-2009 гг.) будет продолжена реализация многосторонних проектов по ликвидации экологических «горячих точек»1(В регионе сегодня насчитывается около 50 «горячих точек». Предполагаются реализация небольших, но реально необходимых проектов, а также крупные начинания, направленные на реабилитацию загрязненных территорий Земли Франца-Иосифа). Получит дальнейшее развитие программа «Чистое производство», в рамках которой осуществляется перевод промышленных и коммунальных предприятий на современные экологические нормы.

Можно выделить четыре сектора, которые будут пользоваться особым вниманием в рамках сотрудничества в БЕАР на период до 2013 г.: 1) непосредственное сотрудничество между людьми (традиционный приоритет «Баренцева сотрудничества»); 2) реализация программы «Баренцкульт», важной в развитии культурного сотрудничества; 3) выполнение проектов, связанных с вопросами коренных народов2(В качестве примера среди многочисленных проектов, ориентированных на непосредственную интенсификацию хозяйственной деятельности коренных народов, можно привести приватизацию оленеводческого хозяйства на Кольском полуострове); 4) добыча нефти в Баренцевом море (это один из основных секторов, который, окажет влияние на все «Баренцево сотрудничество»). В последние годы повышается доля российского участия в финансировании проектов в рамках БЕАР. Эта тенденция демонстрирует, что «Баренцево сотрудничество» становится более сбалансированным, что создает благоприятный экономический и социальный климат для его дальнейшего развития.

Включение Мурманской области в процессы международных экономических, научных, культурных и других обменов как закономерных проявлений глобализации и регионализации характеризуется устойчивой позитивной динамикой. Влияние этих процессов на социально-экономическое развитие области в целом оценивается положительно.

В то же время можно констатировать, что потенциал международного сотрудничества области еще далеко не исчерпан. Это связано с тем, что, во-первых, слабо реализуются такие конкурентные преимущества области, как рекреационные ресурсы, транспортное положение, высокий инновационный и кадровый потенциал; во-вторых, не полностью используется такой эффективный инструмент, как активное взаимодействие с международными финансовыми организациями (финансовые обмены области наиболее слабые).

Мурманская область в мировой экономике

Выгодное географическое положение области в относительной близости к промышленно-развитым странам Северной Европы, возможность круглогодичной навигации с прямыми выходами на международные морские торговые пути и наличие конкурентоспособной на мировых рынках продукции обусловили динамичное развитие внешнеэкономических связей и торговых отношений.

У региона более 80 внешнеэкономических партнеров, в основном это европейские страны, но активизируются торговые связи и с южноазиатскими странами, с Китаем, Кореей, Японией.

Кроме торговых отношений область участвует в международных связях на основе значительного количества соглашений, договоров, протоколов о намерениях, деклараций1(Декларация «ХХI век и межрегиональное сотрудничество: новые условия и новые возможности», которую подписали все регионы СЗФО и Провинция Антверпен - Бельгия, Гомельская область, Киевская область, Регион Ломбардия - Италия, г. Москва, Московская область, Федеральная Земля Мекленбург - Германия, Губерния Нурланд - Норвегия, Графство Орхус - Дания, Лен Седерманланд - Швеция, Республика Татарстан, Провинция Хэбэй - КНР, Провинция Чхунчхоннам-До - Корея, Губерния Южная Финляндия), меморандумов по социально-экономическому, научно-техническому, культурному и экологическому сотрудничеству2(На территории Мурманской области реализуется Многосторонняя ядерно-экологическая программа (МНЕПР), с участием Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Нидерландов, Норвегии, Швеции, США, Великобритании, Евросоюзом и Евроатомом) со странами Ближнего и Дальнего зарубежья, что характеризует международные связи как диверсифицированные. В связи с перспективами освоения Штокмановского месторождения и реализацией проекта «Мурманский транспортный узел» увеличивается активность зарубежных инвесторов. Сегодня в Мурманской области работают более 40 норвежских компаний, активизировались представители компаний Франции, США и других стран по установлению партнерских отношений с предприятиями области и расширению своей деятельности на территории Мурманской области.

Место Мурманской области в международном разделении труда пока определяется сырьевым комплексом и еще достаточно долгое время будет связано с экспортом металлов, апатитового концентрата и рыбной продукции, продажа которых обеспечивает стабильную деятельность региональных компаний и поступления в консолидированный бюджет региона. Однако существуют предпосылки развития в регионе сферы услуг, в том числе транспортных и туризма.

Будущие перспективы развития области связаны с освоением нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа и увеличением значения транспортных позиций региона, что позволит области трансформироваться в крупный центр не только по добыче, переработке и транспортировке топливно-энергетических ресурсов в страны Азии, Европы и США, но и в научно-инновационный и туристский центр на Севере России и Европы.

Наряду с ростом и развитием включенности области в глобальные обмены, возможно развитие и негативных тенденций. Это может быть вызвано: ухудшением мировой конъюнктуры на сырьевую региональную продукцию1(Именно это и случилось при развитии мирового финансово-экономического кризиса и падении цен на основную сырьевую продукцию области в 2008-2009 гг.); обострением конкуренции в сферах, где конкурентные позиции региона недостаточно сильны (рыбная промышленность, финансовые услуги, туризм); несовпадением стратегических планов социально-экономического развития области со стратегией западных партнеров; обострением политической ситуации из-за энергетических ресурсов Арктики.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Еще статьи по теме "Развитие Мурманской области":

Экономическое и социальное развитие Мурманской области

Начало развития Мурманского транспортного узла

Назначен министр экономического развития Мурманской области

Аналитический обзор социально-экономического развития Мурманской области (по итогам за 2008 год)

Социально-экономическое развитие Мурманской области

Сценарии социально-экономического развития Мурманской области 

Оценка промышленного и логистического развития Мурманской области


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

13.59.228.75

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������