Степень вовлеченности региона в систему российских, межрегиональных и международных обменов |
6.3. Степень вовлеченности региона в систему российских, межрегиональных и международных обменов
Мурманская область в межрегиональном и российском контекстеМурманская область является субъектом Российской Федерации и входит в состав Северо-Западного Федерального округа и Северного экономического района вместе с Республикой Карелия, Архангельской, и Вологодской областями, Республикой Коми и Ненецким Автономным округом. Мурманская область является одним из наиболее развитых регионов Российской и мировой Арктики и отправной точкой освоения всего Севера России, включая Западную и Восточную Сибирь, Чукотку и острова Северного Ледовитого океана. По территории Мурманская область занимает менее 1% территории РФ; население составляет около 0,7%; объем ВРП области - около 1,0% российского ВВП. Роль области в российских обменах в период стабильного развития экономики России в 2000-2007 гг. значительно усилилась, чему способствовало превращение российского внутреннего рынка в значимый сегмент мирового рынка. Это обусловило ряд благоприятных тенденций для области:
1) активизация отечественных производителей и производств, в том числе высокотехнологичных, обеспечили рост спроса на продукцию области в цветной и черной металлургии, а развитие сельского хозяйства сформировало устойчивый спрос на удобрения и сырье для них;
2) рост доходов населения страны стимулировал спрос на продовольственную, в том числе рыбную, продукцию области;
3) усиление значения логистических и транспортных систем, частью которых является Мурманская область, увеличили спрос на транспортные услуги, особенно морские;
4) область стала привлекательна для многих крупных российских корпораций, имеющих статус транснациональных компаний, в их числе: «Газпром», «Лукойл», «Норильский Никель», «Северсталь », «Еврохим», «ФосАгро», «Акрон» и другие, которые стали собственниками основных сырьевых предприятий области и заинтересованы в их развитии;
5) национальные проекты в области энергетики, транспорта, связи, высшего образования, здравоохранения и других сферах способствовали развитию инфраструктуры и повышению привлекательности Мурманской области.
Мурманская область обладает значительным научно-исследовательским потенциалом, который формируют институты Кольского научного центра и научно-исследовательские организации отраслевого направления. Несколькими поколениями ученых Заполярья проведены и проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования, позволяющие получить наиболее полное представление о структуре недр и наличии в них месторождений полезных ископаемых, эффективности социально-экономического использования природного и человеческого потенциалов области. Исследования в области горного дела, химии и технологии минерального сырья, растительных и животных ресурсов, использование ресурсов Мирового океана и забота об их сохранении, технологии переработки гидробионтов, изучение физических процессов в верхних слоях атмосферы и в ближнем космосе, изучение жизнедеятельности человека в условиях Заполярья позволили разработать и применить на практике инновационные технологии в геолого-разведочном, горном деле, получить новые виды продукции, повысить эффективность многих направлений экономической деятельности и предложить перспективные направления развития национальной и региональной экономики. Область играет заметную роль в экономике России, обеспечивая часть потребности национального рынка в цветных металлах, железорудном сырье, рыбной продукции, фосфатном сырье1(Область производит 100% апатитового и нефелинового концентрата, около 40% цветных металлов, 9,5% товарной железной руды, 16,2% рыбной продукции, 13,9% товарной пищевой рыбной продукции; перевозка грузов морским транспортным флотом составляет 28,8% грузооборота по России (данные за 2007 г.), транспортных услугах, в сфере научных исследований, в развитии туристической деятельности. Среди 11 регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО) по большинству экономических показателей область занимает 3-4-е место, а по некоторым имеет даже более высокий рейтинг. Структура производства регионов СЗФО имеет взаимодополняющий характер, что предопределяет развитие активного межрегионального сотрудничества. Мурманская область поставляет в СЗФО сырьевую и металлургическую продукцию, а также электроэнергию, а из регионов СЗФО получает техническую продукцию, оборудование, товары широкого потребления, включая продовольствие. Освоение Штокмановского месторождения и строительство газопровода «Териберка - Волхов» сделает Мурманскую область основным поставщиком топливных ресурсов в Северо-Западный федеральный округ. Мурманская область имеет Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с более чем 40 субъектами Российской Федерации2(Долгосрочные соглашения заключены с Республикой Карелия, Удмуртской и Татарской Республиками, с Пензенской, Пермской, Ростовской, Нижегородской, Ивановской, Владимирской, Московской и другими областями (всего 41 Соглашение), включая города Санкт-Петербург и Москву. В целом можно отметить, что Мурманская область достаточно активно участвует в российских и межрегиональных товарных, финансовых и гуманитарных обменах, несмотря на свое периферийное, относительно центра страны, положение. Область позиционируется как регион с богатой культурой и историей, который добился ощутимых успехов в развитии человеческого, экономического, в том числе энергетического, потенциалов, является хорошей площадкой для реализации крупномасштабных долгосрочных инвестиционных проектов. Мурманская область в приграничном и трансрегиональном сотрудничествеМурманская область является приграничным регионом и соседствует на западе с Финляндией, и следовательно, с Европейским Союзом, на северо-западе - с Норвегией. С 1988 г. между Мурманской областью и северными губерниями Норвегии, Швеции и Финляндии действуют бессрочные Соглашения об установлении двусторонних связей, в рамках которых осуществляются планы сотрудничества между Правительством Мурманской области и органами власти соответствующих губерний на 2-3-летний период. С января 1993 г. Мурманская область вошла в состав Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР) (рис. 20), и у нее появились дополнительные возможности по укреплению взаимовыгодного сотрудничества с сопредельными территориями. Рисунок 20 - Карта-схема Баренцева Евро-Арктического регионаМурманская область поддерживает инициативу Европейского Союза «Северное измерение», которая является программой регионального сотрудничества на Севере Европы. Важным звеном межрегионального сотрудничества является взаимодействие в рамках международных организаций - Арктического Совета, Совета Министров Северных стран, Северного форума, Форума регионов морского побережья Европы. Это международные региональные интеграционные структуры, выполняющие широкий спектр функций, касающихся политического, экономического, социального и экологического сотрудничества и развития. Основные направления приграничного сотрудничества сосредоточены на развитии торговых отношений, внедрении энергосберегающих технологий, улучшении пограничной и таможенной инфраструктуры, развитии транспортных и коммуникационных систем, строительстве, участии в перспективных инвестиционных проектах на территории области. Значительное внимание уделяется вопросам установления прямых контактов между предпринимателями. Активно развивается сотрудничество в области науки, культуры, в сфере образования и обмена студентами, школьниками и в других гуманитарных направлениях. Важным форматом сотрудничества становится программа «Северное измерение»1(См.: Проект сотрудничества ЕС с регионами северной Европы и России). Планируемый в рамках «Северного измерения» запуск совместного проекта в области логистики и транспорта нацелен на упрощение процесса перемещения товаров. Реализация проекта будет способствовать расширению межгосударственных и межрегиональных внешнеэкономических отношений, регионов России и ЕС на Севере Европы. Еще одной, уже традиционной формой сотрудничества является взаимодействие в рамках еврорегионов. Успешный пример такого сотрудничества - программы соседства ЕС «Коларктик»2(Включает территорию Мурманской и Архангельской областей и Ненецкого автономного округа). В 2007 г. разработаны концепция приграничного сотрудничества Мурманской области и программный документ приграничного сотрудничества между ЕС и РФ в рамках программы «Коларктик Соседство и Партнерство»3(Определены основные принципы сотрудничества: во-первых, это равноправное участие сторон в составлении программ приграничного сотрудничества - совместное участие в отборе проектов, совместное управление проектами, участие в этом процессе федеральных органов власти; во-вторых, важно, что стороны будут руководствоваться едиными правилами по обе стороны границы) («ИЕСП-ПС Коларктик 2007- 2013»). В нем определены три приоритетных цели: 1) экономическое и социальное развитие; 2) защита окружающей среды и упрощение пограничных формальностей; 3) сотрудничество между гражданами в области культуры, искусства, спорта4(Общая сумма финансирования международной программы составит около 70 млн евро. Впервые в финансировании участвует и Россия, которая выделила на проект 14 млн евро. Мурманская область, единственная в СЗФО, заложила в бюджет 2008-2010 гг. средства на софинансирование проектов в рамках этой программы). В рамках сотрудничества в БЕАР осуществляется двустороннее и многостороннее взаимодействие участников в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурных обменов, туризма, а также реализации проектов, направленных на улучшение положения коренного населения Севера. Во время председательства России в БЕАР (2007-2009 гг.) будет продолжена реализация многосторонних проектов по ликвидации экологических «горячих точек»1(В регионе сегодня насчитывается около 50 «горячих точек». Предполагаются реализация небольших, но реально необходимых проектов, а также крупные начинания, направленные на реабилитацию загрязненных территорий Земли Франца-Иосифа). Получит дальнейшее развитие программа «Чистое производство», в рамках которой осуществляется перевод промышленных и коммунальных предприятий на современные экологические нормы. Можно выделить четыре сектора, которые будут пользоваться особым вниманием в рамках сотрудничества в БЕАР на период до 2013 г.: 1) непосредственное сотрудничество между людьми (традиционный приоритет «Баренцева сотрудничества»); 2) реализация программы «Баренцкульт», важной в развитии культурного сотрудничества; 3) выполнение проектов, связанных с вопросами коренных народов2(В качестве примера среди многочисленных проектов, ориентированных на непосредственную интенсификацию хозяйственной деятельности коренных народов, можно привести приватизацию оленеводческого хозяйства на Кольском полуострове); 4) добыча нефти в Баренцевом море (это один из основных секторов, который, окажет влияние на все «Баренцево сотрудничество»). В последние годы повышается доля российского участия в финансировании проектов в рамках БЕАР. Эта тенденция демонстрирует, что «Баренцево сотрудничество» становится более сбалансированным, что создает благоприятный экономический и социальный климат для его дальнейшего развития. Включение Мурманской области в процессы международных экономических, научных, культурных и других обменов как закономерных проявлений глобализации и регионализации характеризуется устойчивой позитивной динамикой. Влияние этих процессов на социально-экономическое развитие области в целом оценивается положительно.В то же время можно констатировать, что потенциал международного сотрудничества области еще далеко не исчерпан. Это связано с тем, что, во-первых, слабо реализуются такие конкурентные преимущества области, как рекреационные ресурсы, транспортное положение, высокий инновационный и кадровый потенциал; во-вторых, не полностью используется такой эффективный инструмент, как активное взаимодействие с международными финансовыми организациями (финансовые обмены области наиболее слабые). Мурманская область в мировой экономикеВыгодное географическое положение области в относительной близости к промышленно-развитым странам Северной Европы, возможность круглогодичной навигации с прямыми выходами на международные морские торговые пути и наличие конкурентоспособной на мировых рынках продукции обусловили динамичное развитие внешнеэкономических связей и торговых отношений. У региона более 80 внешнеэкономических партнеров, в основном это европейские страны, но активизируются торговые связи и с южноазиатскими странами, с Китаем, Кореей, Японией. Кроме торговых отношений область участвует в международных связях на основе значительного количества соглашений, договоров, протоколов о намерениях, деклараций1(Декларация «ХХI век и межрегиональное сотрудничество: новые условия и новые возможности», которую подписали все регионы СЗФО и Провинция Антверпен - Бельгия, Гомельская область, Киевская область, Регион Ломбардия - Италия, г. Москва, Московская область, Федеральная Земля Мекленбург - Германия, Губерния Нурланд - Норвегия, Графство Орхус - Дания, Лен Седерманланд - Швеция, Республика Татарстан, Провинция Хэбэй - КНР, Провинция Чхунчхоннам-До - Корея, Губерния Южная Финляндия), меморандумов по социально-экономическому, научно-техническому, культурному и экологическому сотрудничеству2(На территории Мурманской области реализуется Многосторонняя ядерно-экологическая программа (МНЕПР), с участием Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Нидерландов, Норвегии, Швеции, США, Великобритании, Евросоюзом и Евроатомом) со странами Ближнего и Дальнего зарубежья, что характеризует международные связи как диверсифицированные. В связи с перспективами освоения Штокмановского месторождения и реализацией проекта «Мурманский транспортный узел» увеличивается активность зарубежных инвесторов. Сегодня в Мурманской области работают более 40 норвежских компаний, активизировались представители компаний Франции, США и других стран по установлению партнерских отношений с предприятиями области и расширению своей деятельности на территории Мурманской области. Место Мурманской области в международном разделении труда пока определяется сырьевым комплексом и еще достаточно долгое время будет связано с экспортом металлов, апатитового концентрата и рыбной продукции, продажа которых обеспечивает стабильную деятельность региональных компаний и поступления в консолидированный бюджет региона. Однако существуют предпосылки развития в регионе сферы услуг, в том числе транспортных и туризма. Будущие перспективы развития области связаны с освоением нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа и увеличением значения транспортных позиций региона, что позволит области трансформироваться в крупный центр не только по добыче, переработке и транспортировке топливно-энергетических ресурсов в страны Азии, Европы и США, но и в научно-инновационный и туристский центр на Севере России и Европы. Наряду с ростом и развитием включенности области в глобальные обмены, возможно развитие и негативных тенденций. Это может быть вызвано: ухудшением мировой конъюнктуры на сырьевую региональную продукцию1(Именно это и случилось при развитии мирового финансово-экономического кризиса и падении цен на основную сырьевую продукцию области в 2008-2009 гг.); обострением конкуренции в сферах, где конкурентные позиции региона недостаточно сильны (рыбная промышленность, финансовые услуги, туризм); несовпадением стратегических планов социально-экономического развития области со стратегией западных партнеров; обострением политической ситуации из-за энергетических ресурсов Арктики.Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Еще статьи по теме "Развитие Мурманской области":Экономическое и социальное развитие Мурманской области Начало развития Мурманского транспортного узла Назначен министр экономического развития Мурманской области Аналитический обзор социально-экономического развития Мурманской области (по итогам за 2008 год) Социально-экономическое развитие Мурманской области Сценарии социально-экономического развития Мурманской области Оценка промышленного и логистического развития Мурманской области
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 9588 |