casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная 4. Нравственный аспект соревнования часть 1
4. Нравственный аспект соревнования часть 1 Печать E-mail

Итак, самостоятельность, самоокупаемость, хозрасчет, демократические выборы руководителей предприятий...

Все это были поиски внутренних резервов, которые, по замыслу лидера страны М.С.Горбачева, по резолюциям и постановлениям Пленумов ЦК КПСС и решениям правительства должны были дать хоть какую-то мотивацию-возможность подъема экономики СССР. Но последние иллюзии относительно всплеска пролетарского энтузиазма на призывы партии вскоре начали тонуть в водоворотах событий. Однако всплеск этот пресловутого пролетарского энтузиазма был, во всяком случае, на печатных страницах. И каждая семья, забыв о распрях с соседями по кухне, горячо и взволнованно обсуждала очередную статью в свежей газете.

Стар и млад думал, как «создать надежную основу для быстрого продвижения вперед», верил, что здесь «важную роль должно сыграть социалистическое соревнование», вместе с журналистами искал «соответствующие стимулы, чтобы побудить людей к высокопроизводительному труду в условиях общественной собственности». Хотя утверждение древнегреческого философа Платона о том, что у друзей должно быть все общее не отрицался, но более актуально звучало возражение социалиста-утописта Томаса Мора: «Каким образом может получиться изобилие продуктов, если каждый будет уклоняться от работы, так как его не вынуждает к ней расчет на личную прибыль, а, с другой стороны, твердая надежда на чужой труд дает возможность лениться?» Цитировался и В.И.Ленин, который писал, что условия для качественных и количественных сдвигов могут возникнуть, если постоянно проводить «сравнение деловых итогов хозяйства отдельных коммун» и немедленно вознаграждать передовиков - только тогда и появится эффект соперничества.

По всей стране в середине восьмидесятых годов проводились различного рода эксперименты, чтобы возбудить тот самый «всплеск пролетарского энтузиазма». На предприятиях нашего Северного рыбопромышленного бассейна подобный социально-экономический эксперимент призван был найти пути по усилению связи морального и материального поощрения с результатами социалистического соревнования. Редакция «Рыбного Мурмана» сделала упор на «нравственном аспекте соревнования», и под этой рубрикой мы стали публиковать спорные и далеко не однозначные статьи. Основные мысли и мотивы некоторых из них весьма любопытны, так как дают возможность на конкретных примерах проследить изменения в сознании человека, его отношении к коллективному труду и ответственности за результаты общего дела.

- «Рвачество» - так назвали товарищи по экипажу работу матроса первого класса Николая Литвинова, - пишет в газете первый помощник капитана плавбазы «Рыбный Мурман» управления «Севрыбхолодфлот» В. Смоляков. - Не раз и не два ему по-дружески советовали соблюдать вес мороженых брикетов, а он и ухом не вел. Тогда совет смены по собственной инициативе обсудил поведение Литвинова.

Моряки высказали ему свои претензии, а дополнительно всплыл еще и такой факт: рыбообработчик отказывался заниматься упаковкой, фактуровкой продукции. Напомнили тогда Литвинову первые строки Устава: «Служба на флоте рыбной промышленности Советского Союза является почетной и ответственной обязанностью...» Именно - служба, в это понятие вкладывается прежде всего безусловное выполнение приказов и распоряжений. Их не обсуждают, а выполняют. Того требует работа в море - особенная, мало с чем сравнимая, когда маленький беспорядок может стать причиной большой трагедии.*

... Вот так: раз не хочет матрос выполнять не входящую в его обязанности работу, то его надо заставить, застыдить, мордой об стол, на котором лежит Устав, потыкать. Другого пути флотский комиссар не видит. Ни о каких нормах-премиях за дополнительный труд он и речи не ведет, раз этой «почетной обязанностью» рыбообработчика поощряют, а не принуждают. Понимать надо! Плюс к тому так, на всякий случай, намекает помполит и о возможной суровой каре, которая может пасть на голову «рвача», случись «большая трагедия». Помните фильм, в котором вот также коллективно осуждают водителя, по каким-то там личным причинам не доставившего на стройку вовремя груз?

И беды-то особой от этого никому не было, а вот возьми да задай один слишком принципиальный гражданин провокационный вопрос: «А если б он вез патроны?». И задумались сразу комсомольцы-добровольцы, стали решать-гадать, какого наказания достоин их уже бывший товарищ. Так-то...

И второй, не менее спорный пример приводит первый помощник капитана в своей статье:

- Спросят, а как быть с творчеством, инициативой? Одно другое только дополняет. Должно быть по формуле: все рациональное - разумно.

Сошлюсь на такой пример. По инициативе коммунистов на одном из собраний состоялся обстоятельный разговор о путях повышения производительности труда. Рядовые члены экипажа высказали такую мысль: количество людей на посоле можно уменьшить, а объем продукции увеличить. Помощник капитана по производству, другие командиры вначале встретили предложение в штыки. Мол, как это так: все до рейса было обсчитано, не один ученый муж думал, а тут вдруг... И все-таки предложение было тщательно изучено, прошло «обкатку», и в конечном счете стали работать так, как было предложено. Эффект не заставил себя ждать - задание по выпуску пищевой продукции было значительно перекрыто.*

И вновь ни слова не говорит помполит о материальном вознаграждении за перевыполнение производственного задания. Не было его вовсе или это вознаграждение было столь мизерным, что и упоминать о нем не надо? Не знаю. Наверное, все проще - не были сами отцы-командиры материально заинтересованы в изменениях, которые дали экономический эффект. Потому и встретили предложение рыбообработчиков «в штыки» - работать по старинке проще и безопаснее. Зачем бескорыстно искать на свою голову приключений?

Этот вопрос задавали и береговые работники. Вот что пишет печатник жестянобаночной фабрики № 1 Мурманского тарного комбината Павел Попов:

- Мне кажется, нужно пересмотреть систему поощрения за выпуск продукции высокого качества. Поясню: мы обязались сдавать 98 процентов продукции с первого предъявления. Как правило, с этим обязательством справляемся. Таким образом премия \за выполнение и перевыполнение задания\ увеличивается на 4,5 процента. В рублях эту сумму неудобно и приводить.*

Под иным ракурсом взглянул на существующие резервы повышения производительности труда и выпуска высококачественной продукции старший мастер добычи рыбы БАТ «Константин Душенов» Мурманского тралового флота Владимир Кудрявых:

- Наших моряков не надо уговаривать: все работают на совесть. Вот, например, в минувшем рейсе мы производили до 12 тралений в сутки.

Брали небольшие подъемы по 15-20 тонн, потому что только при таких условиях сырец хорошего качества. Зато и продукцию в порту сдали всю первым сортом. Ясно, что чем больше тралений, тем трудней работать матросам. Но, как говорится, цель оправдывает средства, все это понимали, и результаты налицо. Только ведь одного энтузиазма мало. Нужно и соответствующее техническое оснащение. Тогда и показатели будут выше, и продукции больше.*

В свое статье «майор» \а именно так на флоте называют старших мастеров по добыче\ конкретно и доходчиво перечисляет видимые простым глазом недостатки. Для БАТов нет на берегу готовых для промысла мешков и тралов, вот и приходится палубной команде самой за 1-2 дня перехода наспех готовить тралы к работе, что не способствует высокопроизводительному труду. Далее: у супертраулеров уловы больше, чем на БМРТ , а выдают разнотипным траулерам одинаковое промвооружение, что увеличивает сопротивление трала, нагрузки на дизель-генераторы и расход топлива. Получают рыбаки со склада и ненужные в рейсе «тресковые» приставки трала, даже если идут ловить мойву. И вновь матросы в дефицитные часы промысла вынуждены сидеть-отрезать эти приставки и пришивать нужные. Можно ли после этого ждать от людей энтузиазма в работе?

Всесторонний разговор велся в те годы о бригадных формах организации и стимулирования труда. На одной из городских научно-практических конференций было подсчитано, что в Мурманске этой формой «охвачены» 72 процента рабочих. И как всегда, в количественном отношении были достигнуты определенные высоты, а вот в качественном дела обстояли неважно. Подчас бригады значительно перекрывали нормы выработки, а предприятие в целом с планом не справлялось. Значит, конечные результаты работы бригад не стыковались с конечными результатами деятельности предприятия. Какие взаимоувязывающие показатели должны в таком случае браться за основу? Если не найти в этом механизме общего «привода», то бригада будет «съедать» фонд заработной платы, не обеспечивая должной отдачи. И часто, очень часто новые формы организации труда пытались втиснуть в старые рамки внутризаводского планирования.

* А истина дороже, «РМ» от 25 января 1985 года.

* Там же.

* Болевые точки, «РМ» от 7 июня 1985 года.

34 - БАТ - большой автономный траулер \супертраулер\.

* В рейс - во всеоружии, «РМ» от 24 мая 1985 года.

35 - БМРТ - большой морозильный рыболовный траулер. Специальное морское судно для добычи, хранения, переработки и транспортировки рыбы. В промысловый флот Северного бассейна поступали БМРТ более десятка типов и различных проектов. Первые суда типа «Пушкин» строились в 1955-1956 годах на верфях г. Киля в Германии \длина 85,2 м, ширина 13,4 м, осадка до 6 м, мощность двигателя 1900 л.с., грузоподъемность 1238 тонн, водоизмещение 3000 тонн, вместимость рефрижераторных трюмов 500-600 тонн, производительность морозильных установок от 20 до 50 тонн в сутки, экипаж 105 человек\. Суда типа «Лесков» и типа «Иван Бочков» строились на Гданьской судоверфи в Польше с 1961 по 1970 год и в 1979-1988 годы соответственно.

* Острые углы эксперимента, «РМ» от 22 февраля 1985 года.

* Накипь \слово о порядке на производстве\, «РМ» от 1 марта 1985 года.

* Накипь \слово о порядке на производстве\, «РМ» от 1 марта 1985 года.

36 - ИВАНОВ Борис Дмитриевич, в 1984-1989 генеральный директор объединения «Мурманская судоверфь». Родился в 1932 году в Свердловской области, русский. Окончил Одесский институт инженеров морского флота \1955\ и Академию народного хозяйства СССР \1986\. Работал главным инженером Териберских мехмастерских, Морлова, зам. начальника, начальником отдела, заместителем генерального директора Мурманской судоверфи. В 1972-1981 директор Мурманского отделения Гипрорыбфлота, в 1981-1983 главный инженер, директор СРЗ-1. Затем два года в «Севрыбе» начальником отдела судоремонта. В 1989 возглавил строительство нового для заполярной индустрии предприятия - Белокаменского судоразделочного завода, за возведение которого взялось совместное советско-американское предприятие «Интерскрап». Планировалось на левом берегу Кольского залива наладить разделку металлических корпусов выведенных из эксплуатации рыболовецких, транспортных судов и военных кораблей Северного флота. Но года через два строительство завода прекратилось.

* Корабли рождаются для моря... «РМ» от 22 марта 1985 года.

Продолжение читайте здесь

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.118.207.183

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������