Главная Нормативно-правовое и организационное обеспечение инженерных изысканий для строительства
Нормативно-правовое и организационное обеспечение инженерных изысканий для строительства Печать E-mail

Надежность возведенных зданий и сооружений зависит от качества инженерных изысканий

КУШНИР Л. Г. ПРЕЗИДЕНТ АСИ «РО СТРОЙИЗЫСКАНИЯ»

Доклад

на Всероссийском конгрессе «Роль инженерных изысканий в обеспечение безопасности зданий, сооружений и территорий»

Москва, май 2006

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» - 42 статья Конституции Российской Федерации.

Совершенно очевидно, что благоприятная среда обитания людей, это, прежде всего, безопасная среда, где важнейшее значение имеют, механическая и экологическая безопасности.

Инженерным изысканиям в обеспечении указанных видов безопасности принадлежит ведущая роль, так как именно комплекс изыскательских работ позволяет изучить природные условия и факторы техногенного воздействия при строительном освоении территорий, дать прогноз изменения указанных условий и факторов, учесть влияние строительных мероприятий на состояние природной среды, обеспечивая исходными данными принятие надежных проектных решений по возведению строительных объектов и сооружений инженерной защиты от опасных процессов природного и техногенного характера.

Надежность возведенных зданий и сооружений зависит от качества инженерных изысканий, которая до настоящего времени определялась выполнением требований соответствующих нормативных документов.

Созданная в советский период система нормативных документов для строительства, в том числе и в области инженерных изысканий, основывались на результатах глубоких научных исследований, имела серьезное научно-методическое обеспечение и производственно-опытную базу, успешно реализовывалась в рамках тотального государственного контроля, как заказчиков, так и исполнителей изыскательских работ.

Переход экономики Российской Федерации на рыночные отношения обнаружил ряд правовых и содержательных недостатков действующих в настоящее время СНиПов и ГОСТов применительно к инженерным изысканиям.

Во-первых, СНиПы оказались юридически неполноценными нормативными документами обязательного применения. Минюст отнес их к разряду ведомственных документов Госстроя России.

Во-вторых, из определения области применения СНиПов следует, что они обязательны для исполнителей инженерных изысканий, а обязательность их для заказчиков осталась неопределенной, что неминуемо сказалось на резком снижении стоимости изыскательских работ в составе капитальных вложений и естественно снижении качества инженерных изысканий. Положение усугубляется неопределенностью с ответственностью за будущую безопасность строительных объектов тех инвесторов, которые строят здания и сооружения на продажу и не всегда обоснованно минимизируют свои издержки.

В третьих, в СНиПах слабо отражены требования к инженерным изысканиям на стадиях создания градостроительных документов, в то время как результаты изыскательских работ на этих стадиях решающим образом влияют на безопасность градостроительных объектов и территорий.

В четвертых, СНиПы недостаточно учитывают специфику и особенности инженерных изысканий для строительства промышленных объектов различного назначения.

Принятием в 2002 г. Федерального закона «О техническом регулировании» была осуществлена попытка встроить строительную деятельность в правовое поле. Однако до реализации основных положений закона возник в области инженерных изысканий правовой вакуум, который также способствует резкому снижению качества изыскательских работ.

Отношения между заказчиками и исполнителями инженерных изысканий осложнились. При проведении конкурсов на получение заказов, заказчиком, как правило, учитывается только фактор цены, при котором в большинстве случаев преимущество получают неквалифицированные предприятия, преступно сокращающие необходимые объемы, а с ними и качество изыскательских работ.

Отдельные общие требования к изыскательской деятельности, как и к другим видам деятельности, установлены гражданским законодательством, законами о лицензировании, трудовым законодательством, налоговым законодательством и рядом других федеральных законов. Но они не определяют специфические организационно-правовые и технические требования к инженерным изысканиям. Также общие требования в основном изложены в СНиП 11-02-96 и соответствующих сводах правил, лишенных в настоящее время юридической легитимности.

Революционным шагом в нормативно-правовом обеспечении инженерных изысканий явилось принятие в декабре 2004 г. Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В кодексе впервые в законодательном акте дано определение инженерных изысканий, определены их основные цели и задачи, полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка выполнения инженерных изысканий, принято положение о недопустимости подготовки и реализации проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

В соответствии с Градостроительным кодексом и дополнениями и изменениями к нему значительно расширена сфера деятельности по инженерным изысканиям - теперь они являются составной частью не строительной, а градостроительной деятельности и обязательны при подготовке любых градостроительных документов. Главными исходными данными при выполнении инженерных изысканий определены сведения о законодательно оформленном земельном участке или полосе отвода и об изученности природных и техногенных условий территории, осуществляемой государственным фондом материалов и данных инженерных изысканий, в том числе с учетом потребности информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

Принятое 19 января 2006 г. в развитие Градостроительного кодекса Постановление Правительства Российской Федерации № 20 утвердило перечень видов инженерных изысканий и Положение об их выполнении, устанавливающее порядок выполнения изыскательских работ, а также определило полномочия Минрегиона России по принятию ряда организационно-нормативных актов, позволяющих завершить упорядочение организационно-правовых требований к инженерным изысканиям.

Одним из основных положений Постановления Правительства РФ № 20 является предоставление возможности субъектам Российской Федерации разрабатывать и утверждать по согласованию с Минрегионом России порядок выполнения инженерных изысканий на территории соответствующих субъектов Федерации, что делает территориальные (региональные) нормы юридически легитимными.

В соответствии с установленными полномочиями Минрегиону России предстоит утвердить организационно-нормативные документы по следующим направлениям:

• Изменения и дополнения в перечне видов инженерных изысканий.

• Содержание работ, входящих в состав основных и специальных видов инженерных изысканий с их основными характеристиками.

• Основные требования к разработке региональных положений о порядке выполнения инженерных изысканий.

• Состав обязательных требований действующих СНи Пов и ГОСТов (до принятия технических регламентов).

• Состав технического задания на инженерные изыскания, программы их выполнения, договора между Заказчиком и Исполнителем изыскательских работ.

• Особенности проведения конкурсов на получение заказов на выполнение инженерных изысканий.

• Состав отчетных материалов и результатов инженерных изысканий.

Согласно части 6 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ, Правительство в увязке с Положением об информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, должно установить Порядок формирования и ведения Государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий.

АСИ «РО Стройизыскания» приняло активное участие в подготовке второй редакции Градостроительного кодекса, Постановления Правительства РФ № 20 и завершает подготовку проекта Положения о Государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий и приступило к разработке документов, входящих в положения Минрегиона России.

Ассоциация также приступила к разработке специального технического регламента «О требованиях к инженерным изысканиям по обеспечению безопасности зданий, сооружений и прилегающих территорий».

Особая роль в повышении качества и достоверности результатов инженерных изысканий, а следовательно безопасности возводимых объектов и территорий, отводится Государственному фонду материалов инженерных изысканий, формирование и ведение которого должно обеспечиваться на уровне федеральной целевой программы.

Расчеты показывают, что затраты на изученность природных и техногенных условий территории с ведением общих и локальных мониторингов опасных процессов быстро возвратятся в соответствующие бюджеты через стоимость земельных участков, обеспеченных материалами инженерных изысканий.

Положение о Фонде значительно продвигает вопрос об интеллектуальной собственности в инженерных изысканиях, который также требует соответствующего правового обоснования.

Впереди разработка нормативных документов о саморегулируемой организации, сертификации и страховании, призванных заменить лицензирование деятельности по инженерным изысканиям.

Журнал "СЕВЕР строительный" № 8 за 2006 год

Еще статьи на тему "инженерных":

Проблемы технического регулирования инженерных изысканий для строительства

Предварительные результаты инженерно-экологических изысканий трассы трубопровода ШГКМ

Международный стандарт ИСО для инженерно-геологических изысканий «Исследование морских грунтов»

Нормативно-правовое и организационное обеспечение инженерных изысканий для строительства

Результаты гидрометеорологических изысканий под задачи строительства транспортной системы отгрузки нефти в о.Варандей

Океанографический подход в расчетах динамических свойств осадка для задач морских инженерных изысканий

Роль инженерных изысканий в обеспечении безопасности зданий, сооружений и территорий


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.12.153.240

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .