Аренда офисов в Мурманске

 

Главная Проблемы технического регулирования инженерных изысканий для строительства
Проблемы технического регулирования инженерных изысканий для строительства Печать E-mail

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» узаконил выполнение инженерных изысканий

Баринова Л. С, Строительный комитет Торгово-промышленной палаты РФ,  Ларина Т.А., Гамсахурдия Г.Р., ННТЦ «ФУГРО-ДЖЕЙКС» 

Доклад 

на Всероссийском конгрессе «Роль инженерных изысканий в обеспечение безопасности зданий, сооружений и территорий»

Москва,                                                                                                                                                                         май 2006 

01 июля 2003 г. в стране произошла революция в техническом нормировании всех видов деятельности введением в действие Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Как и всякая революция, она внесла изрядную долю хаоса. Из сферы хозяйственной деятельности, практически, полностью выпала строительная деятельность, включающая в себя инженерные изыскания, проектирование, строительно-монтажные работы, стройиндустрию.

Статья 8 часть 4 № 184-ФЗ в перечне Общих Технических Регламентов (ОТР) предусматривает только нормативы по безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий. Таким образом, из сложившейся общей практики, касающейся безопасности зданий, выпали ключевые виды строительной деятельности, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений, - инженерные изыскания, проектирование, строительно-монтажные работы.

Для ликвидации этого пробела в законодательной базе страны проведено много совещаний в департаменте технического регулирования Минпромэнерго России, на Правительственной комиссии (21.10.2005), у председателя Правительства Российской Федерации (22.03.2006), широко обсуждалась и продолжает освещаться эта проблема в прессе.

Решение о необходимости принятия изменений и дополнений к № 184-ФЗ зафиксированы на всех уровнях, сами изменения представлены в Правительство РФ, но пока реальных действий не предпринято, что, по-видимому, обусловлено противодействием авторов закона.

Еще в 2003 г. Управлением технического нормирования и стандартизации была подготовлена Система технического регулирования в строительстве, подготовленная коллективом ведущих подведомственных Госстрою России институтов и одобренная Рабочей группой по техническому регулированию в строительстве и направлена в Правительство РФ. Результат пока нулевой.

Ситуацию с техническим регулированием в строительной деятельности выправил новый «Градостроительный кодекс Российской Федерации», утвержденный в декабре 2004 г., который определил состав и порядок ведения градостроительной деятельности, полномочия органов власти на всех уровнях, а также узаконил выполнение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительных работ, основные принципы проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации.

Выход за рамки № 184-ФЗ дает статья 6 часть 3 нового Градостроительного кодекса - техническое регулирование в области градостроительной деятельности возложено на органы государственной власти РФ. Далее работает статья 47 часть 6 Кодекса, возлагающая на Правительство РФ установление видов и порядка выполнения инженерных изысканий, а также состав и форму материалов, порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Следующим путеводителем в вопросах организации и технического регулирования должно было стать Постановление Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 20, но не стало, так как введение в текст утвержденного этим постановлением документа включен п. 2 (2-ой абзац) о том, что до вступления в силу технических регламентов должны соблюдаться требования нормативных документов федеральных органов исполнительной власти (обязательные требования действующих строительных норм и правил) в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании». Таким образом, вместо тех возможностей, которые предлагались Градостроительным Кодексом, нас вернули к статье 46 № 184-ФЗ. Это следует считать правовой потерей.

В статье 4 часть 3 устанавливается, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного плана, но ничего не сказано о региональных властях, что не закрывало дорогу территориальным строительным нормам. В постановлении Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 упомянутым уже п. 2 (2-й абзац) говорится уже только о федеральных нормах. Вывод напрашивается однозначный. В связи со сложившейся ситуацией в регулирующем правовом поле возникает необходимость проведения ревизии действующих федеральных строительных норм и правил на предмет установления обязательности содержащихся в них требований, одновременно проводя их сопоставление с международными нормами, что потребуется при обосновании необходимости создания технических регламентов в области инженерных изысканий для проектирования и строительства зданий и сооружений.

Подход к реализации технического регулирования инженерных изысканий возможен,  как минимум, в двух  концептуальных вариантах:

1. При внесении изменений в № 184-ФЗ (а этого еще надо добиваться общими усилиями) вписаться в общую схему технического регулирования строительной деятельности.

• Общий технический регламент по безопасности зданий и сооружений, включающий общие требования к строительной деятельности (инженерные изыскания,

проектирование, стройиндустрия).

• Специальные технические регламенты по видам

строительной деятельности, в том числе по видам изысканий.

2. Не дожидаясь внесения изменений в №184-ФЗ, приступить в разработке технических регламентов по инженерным изысканиям.

• Общий технический регламент по безопасности зданий и сооружений при выполнении инженерных изысканий.

• Специальные технические регламенты по видам изысканий.

Работа по первому варианту, то есть при внесенных изменениях в № 184-ФЗ, позволит осуществить разработку документов в рамках «Программы разработки технических регламентов», то есть с участием бюджетных средств, и, что не менее важно, проблема будет решаться в единых рамках строительной деятельности.

Работа по второму варианту позволит закрепить инженерные изыскания в более широком плане, но это уже будет без бюджетной поддержки, то есть потребуется значительная спонсорская поддержка. В этом варианте возникнут сложности включения в план рассмотрения пакета документов в Государственной Думе. Главное в этом варианте - представлять пакет технических регламентов целиком.

Средств, планируемых Ассоциацией в размере 1,7-1,9 млн. руб. явно недостаточно на:
— анализ действующих норм - строительных норм и правил, строительных правил, государственных стандартов, ТСН, ВСН, международных норм, практика и т.п.;
— разработку технических регламентов.

Эти средства вряд ли покроют затраты на первую часть работы.

Отдельной проблемой следует считать трансформацию государственных стандартов в национальные стандарты. По существовавшему ранее порядку государственные стандарты являлись строго обязательными документами. Значит, какую-то часть имеющихся в них обязательных требований необходимо вынести в технически е регламенты. Но это только часть проблемы. Так как, проводя выемки из действующих ГОСТов, нужно сохранять в них смысл и возможность их дальнейшего использования в качестве документов добровольного применения.

Выводы:

По результатам изложенного следует:

1. Принять за основу выбранную концепцию технического регулирования инженерных изысканий для строительства, исходя из необходимости обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, устойчивости и надежности зданий и сооружений, охраны окружающей среды.

2. Приступить к реализации принятой за основу концепции технического регулирования инженерных изысканий, включая систему государственного надзора (контроля).

2.1. Выполнить анализ и провести выборку обязательных требований к производству инженерных изысканий из действующих строительных норм, правил, государственных стандартов, ведомственных (отраслевых) нормативных документов, которые составят основу будущих технических регламентов.

2.2. Подготовить перечень национальных стандартов РФ в увязке с международными стандартами и стандартами ведущих зарубежных стран в соответствии с Международным договором.

2.3. Для реализации задач, изложенных в п.п. 2.1. и 2.2., организовать рабочую группу специалистов и учредить старшего в ней для обобщения изложенного.

3. Реализовать действия по финансированию работ с привлечением средств не только членов Ассоциации, но других организаций.

4. Итоги работы по техническому регулированию ежеквартально обсуждать на Совете директоров Ассоциации.

5. Поручить руководству Ассоциации провести рекламные акции и другие действия, способствующие достижению цели.

Журнал "СЕВЕР строительный", № 7 июль 2006 г. 

Еще статьи на тему "изысканий":

Предварительные результаты инженерно-экологических изысканий трассы трубопровода ШГКМ

Международный стандарт ИСО для инженерно-геологических изысканий «Исследование морских грунтов»

Нормативно-правовое и организационное обеспечение инженерных изысканий для строительства

Результаты гидрометеорологических изысканий под задачи строительства транспортной системы отгрузки нефти в о.Варандей

Океанографический подход в расчетах динамических свойств осадка для задач морских инженерных изысканий

Роль инженерных изысканий в обеспечении безопасности зданий, сооружений и территорий 


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

107.22.118.242

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD