Главная Туризм в Мурманске и на Кольском полуострове: есть потенциал для развития
Туризм в Мурманске и на Кольском полуострове: есть потенциал для развития Печать E-mail

Туристический бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей современного мирового хозяйства.

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Существует две категории фирм, участвующих в организации туризма, — туроператорские фирмы и туристические агентства.
Туроператорские фирмы (туроператоры) — это оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристической индустрии в одних регионах и группами людей, желающих стать туристами и живущих в других регионах. Для организации туристических поездок туроператоры устанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, культурно-просветительскими учреждениями и экскурсионными бюро, действующими в местах, куда едут туристы. Часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы и другие средства размещения, самолеты, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая значительные скидки.

Туристические агентства (турагентства) — это розничные фирмы, играющие роль посредников между туроператорскими фирмами и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и индивидуальными клиентами-туристами, с другой. Турагентства либо организуют туры, предлагаемые туроператорскими фирмами, например это могут быть туры на Мальдивы из Москвы (это здесь - https://www.landortour.ru/countries/maldives/). Либо они занимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Продажа туров осуществляется по ценам, устанавливаемым туроператорами и указанным в их проспектах. За реализацию турагентства получают фиксированное комиссионное вознаграждение от туроператоров.

Новой тенденцией в развитии туристического бизнеса стало формирование туристических корпораций — крупных предприятий, которые объединяют широкий круг фирм, представляющих различные виды туристических услуг. Они в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия различных отраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, а также банковские, страховые и другие компании, и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагентств в разных странах.

Россия на сегодняшний день занимает свою прочную позицию в мировом туризме, но не такую значительную, как хотелось бы: 23 млн. туристских прибытий на территорию РФ – это около 2% от общего мирового туристского потока. Надо отметить, что несколько лет назад эта цифра составляла всего лишь 1%. Такой темп роста предполагает, что к 2010 году Россия займёт 9 место по туристским прибытиям, т.е. войдёт в десятку стран-лидеров по туризму.

Всемирная туристская организация определила несколько самых перспективных сегментов развития туризма:

• культурно-познавательный туризм (растёт опережающими темпами – 10% от мирового туристского потока);

• экологический туризм (турпоходы, путешествия и т.п.)

• тематический или специализированный туризм (рыбалка, охота и т.п.)

• круизы

Мурманская область благодаря своей уникальной природе и климату имеет все основания для развития выше перечисленных видов туризма.

Соседство тундры, лесотундры и лесной зоны дает возможность во время путешествия познакомиться с растительностью, животным миром сразу трех природных зон. Большая часть полуострова лежит севернее Полярного круга, поэтому здесь полтора месяца летом не заходит солнце, а зимой царствует полярная ночь. Но в то же время Нордкапская ветвь Гольфстрима приносит с собой тепло, благодаря чему на северном побережье полуострова зимой теплее, чем в средней полосе европейской части России. Приграничное расположение области создаёт особые условия для развития туризма, ориентированного на рынки прилегающих стран.

Правительство Мурманской области определило приоритет дальнейшего развития экономики региона – въездной и внутренний туризм. Это определено в документе «Стратегия развития туризма в Мурманской области на период до 2015 года», который был утверждён постановлением Правительства 6 февраля 2004 года.

Главная цель туристской политики, проводимой Правительством – это повышение конкурентоспособности регионального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Для этого необходимо проведение эффективной рекламной политики, направленной на создание образа Мурманской области как региона благоприятного для туризма.

За последние годы в туристской сфере произошли значительные положительные изменения:

1. Мурманская область обрела свой туристский облик, она узнаваема среди других регионов северо-запада России. В этом помогает возможность использовать слово «самый»: самый северный город, самая короткая ночь, самый северный троллейбус и т.п. Это большое преимущество, потому что регион можно всегда отличить от других, когда его надо найти на карте.

2. Некоторые региональные турпродукты прочно занимают своё место на международном рынке, входят в мировую систему продаж: сёмужья рыбалка, арктические круизы и др. Появились новые туристские продукты, основанные на использовании природных ресурсов – дайвинг, сафари на снегоходах, этнотуры и т.д. По эксклюзивным турам Мурманская область превосходит другие регионы. Это может создать массовые туристские потоки.

В Мурманске быстрыми темпами развивается туризм, индустрия отдыха и развлечения. С 2005-2007 гг. число предприятий общественного питания увеличилось на 10% и составило 371 предприятие. В 2006г. в области отведено почти 1000 посадочных мест в объектах питания, из которых на долю Мурманска приходится 84%. Турпредприятия активно инвестируют своё собственное развитие: построены здания, закуплен транспорт, созданы дороги, проведены линии электропередач в маленькие посёлки и т.д.

Роль муниципальных образований в развитии туризма в Мурманске и на Кольском полуострове

Роль муниципальных образований в системе управления туризмом на сегодняшний день как никогда велика. За последнее время в Мурманской области произошли большие перемены: во многих муниципалитетах появились специалисты, которые курируют вопросы туризма, чего не было в 2006 году. Идёт активный процесс интеграции муниципальных образований в систему управления туризмом.

Система управления туризмом – это туристская политика, осуществляемая местными властями. Она включает в себя создание оптимальных условий для развития туризма в Мурманске и других городах Кольского полуострова путём правовых, экономических механизмов, распределение материальных и кадровых ресурсов с учётом её приоритета и т.д. Основные направления определены законом и они одинаковы как для региональной, так и для муниципальной власти.

Основные направления:

1. Определение приоритетов развития туризма и разработка соответствующих программ;

2. Создание привлекательного образа муниципального образования, продвижение этого образа на внутреннем и всероссийском и международном рынках – это то, во что муниципалитет должен вкладывать деньги.

3. Координация усилий и ресурсов государственного и частного сектора в создании туристской инфраструктуры: государство не может заниматься постройкой гостиниц, но может создавать условия для того, чтобы инвесторы захотели вкладывать деньги в создание таких крупных объектов.

4. Обеспечение доступа к туристскому региону, охрана туристских достопримечательностей, находящихся на территории муниципального образования.

5. Определение приоритетных мероприятий по маркетингу и рекламе туристского района в целях повышения его привлекательности.

Приоритеты, принципы и задачи туристской политики, условия реализации определяются в рамках программы развития туризма – в этой программе определяются основные направления развития туристской области, инструменты её регулирования.

В целях совершенствования разработки программ и для обеспечения методологического единства муниципальных и региональных программ 11 июля 2007 года Федеральное Агентство по туризму выпустило приказ №66 «Об утверждении типовой структуры региональной муниципальной программы развития туризма РФ»: на сегодняшний день во многих регионах ведутся попытки и создаются различные муниципальные региональные программы. Конечно, есть какие-то общие принципы их создания, но все они друг от друга отличаются. Чтобы привести это к какой-то единой системе, был разработан этот документ (подробнее ознакомиться с этим документом можно на сайте федерального агентства). Данная программа представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых на территории муниципального образования в сфере туризма. Основной целью программы является создание условий для формирования современного конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивая с одной стороны удовлетворение потребностей населения в туристских услугах, с другой стороны вклад в развитие экономики муниципального образования, постоянный приток финансовых средств, увеличение, сохранение и рациональное использование социально-культурного потенциала муниципального образования.

Написание подобных программ – инструмент получения денег для муниципалитетов, с целью выделения средств на развитие туризма. Этапы разработки:

1. оценка текущего состояния туристской отрасли, т.е. внутренних и внешних факторов (природные условия, историко-культурные ресурсы, материально-технические ресурсы и т.п.), схема взаимодействия с частным сектором;

2. определение перспективности развития туризма (анализ реального потенциала – выявление преимуществ и недостатков данного региона, определение приоритетных туристских потоков с оценкой возможного социально-экономического последствия развития туризма в этом регионе);

3. определение структуры объёма и качественных характеристик (места размещения и объём финансовых средств, которые необходимы для реализации программы туристского развития региона, это источники получения средств: федеральный, региональный, местный бюджет).

Для того чтобы использовать свои туристические ресурсы, надо развивать туристическую инфраструктуру на этих территориях. В Умбе, например, не хватает объекта размещения. Людям просто негде переночевать! Значит, самое главное, о чём должны задуматься муниципальные власти, – это инициировать строительство гостиницы или комплекса гостевых домов. Тем самым создать рабочие места, увеличить налоговые поступления в бюджет. В этом плане есть хорошие наработки: несколько лет назад слово туризм на муниципальном уровне даже не произносилось, а сейчас, благодаря реализации «Программы развития туризма Мурманской области» и международному сотрудничеству, на юге Кольского полуострова за 2 года откроются 3 туристских информационных центра: в Кировске, Умбе и Кандалакше.

Это муниципальные образования, которые будут иметь элементы туристской инфраструктуры, куда люди смогут приехать и получить, например, туристические карты, первоначальную информацию о данном регионе. Появились также специалисты по туризму: в муниципальном образовании «Апатиты» разработана программа развития туризма, в Коле и Мончегорске в прошлом году открылся туристский информационный центр. Т.е. муниципальные образования начинают постепенно рассматривать свои территории именно как туристские территории.

Роль малого и среднего бизнеса развитии туризма в Мурманске и на Кольском полуострове

Сегодня в сфере поддержки туризма специальных институтов нет. Зато существуют инструменты и институты, которые поддерживают бизнес в целом. Два с лишним года активно расширяется Программа финансовой поддержки малого бизнеса: в 2006 году из областного бюджета выделено 6 млн. р., в 2007 году 23 млн. р. Уплата процентной ставки по инвестиционным кредитам: в 2006 году предприниматели получили 44 субсидии на 2 млн. р., в 2007 году уже 62 субсидии на сумму 3,2 млн. р. При этом ни одного инвестиционного проекта от туристских компаний не было. А ведь областной бюджет правительства Мурманской области поддерживает все виды деятельности за редким исключением (продажа спиртных напитков, продажа акцизных товаров, приобретение легковых автомобилей, строительство офисов).

Например, можно открыть турбазу, вложить свои ресурсы через кредит, и получить процентную ставку этих расходов в размере до 50%.

Более того, сейчас эта процедура прозрачна. Департамент экономического развития первый провёл административный регламент финансовой поддержки, где прописано от «а» до «я» обязанности чиновника и заявителя.

Сейчас многие предприниматели имеют некую собственность или недвижимость, которую они построили как частный дом, но используют для приёма туристов, предлагая различные туристские услуги: организация рыбалки, охоты, бани, прогулки на лодке и т.д. На карте Кольского полуострова таких объектов очень много. По сути дела, такие люди оказывают туристские услуги, но как субъекты, хозяйствующие в сфере туризма, они отсутствуют, потому что не имеют сертификации. Таким образом, их как бы нет.

Начинающие предприниматели приходят в Департамент экономического развития и интересуются, что делать в такой ситуации. «Надо вести большую работу, чтобы помогать таким людям, которые хотят легализоваться на туристской карте Мурманской области. – Объясняет Ковтун Марина Васильевна, заведующая сектором межрегиональных экономических связей и развития туризма департамента экономического развития Мурманской области. – Чтобы стать легальным предпринимателем надо очень много денег: сертификация, договор с МЧС на безопасность, закупка средств связи, которые могли бы обеспечить безопасность туристу. Ведь все туристские услуги, которые предлагает предприятие без сертификации, – происходят под ответственность предпринимателя».

Туроператоры в Мурманске

На сегодняшний день турфирмы являются двигателями туристского процесса. Именно они из отдельных гостиниц, легенд, сказок, ресторанов создают новый особенный продукт, который в конечном итоге покупает турист.

На Кольском полуострове есть уникальные с точки зрения туризма территории, например, Умба, Терский берег. Там есть исторические, природные и архитектурные памятники, сохранившийся поморский быт. Но туристский бизнес там организован так, что в местный бюджет не поступает ни копейки. Турист останавливается в гостинице в г. Кандалакша, оттуда садится на автобус и едет с экскурсией по Терскому берегу. В лучшем случае, он может купить билет в здешний музей. Естественно, никакой финансовой прибыли такие экскурсии данной местности не приносят. Чаще всего подобные турпоездки организовывают даже не мурманские турфирмы, а московские и питерские.

Если в Интернете в поисковой системе набрать, к примеру, «отдых на Кольском полуострове», то компьютер выдаст сотню предложений от столичных турагентств не только экскурсий по Терскому берегу, но и празднования Нового Года в Хибинах, велопрогулки до озера Сейд и т.п.

Прибыль от этого пойдёт не в казну Мурманской области, а в карманы столичных туроператоров.

На Кольском полуострове огромное количество людей живёт на доходы от туризма (туроператоры, гостиницы), но невозможно сосчитать людей, которые оказывают услуги как персональные гиды. Такое происходит на Терском берегу: приезжают гости, останавливаются в частных домах, им оказываются профессиональные услуги по сопровождению на рыбалку, охоту и это стоит определённых денег. Туристы рассчитываются с такими гидами наличными деньгами, и в экономику муниципального образования они не попадают. Брать на работу московским фирмам жителей мурманской области, когда последние не имеют статуса индивидуального предпринимателя, не выгодно. Надо заметить, что такие районы, как Терский берег, Ловозеро, Краснощелье самые депрессивные в плане развития, и финансовые поступления от туристического бизнеса именно здесь могли бы во многом улучшить ситуацию.

Специально для туроператоров и турфирм предоставляется:

• бесплатное размещение информации, фотографий на туристском портале;

• бесплатные рабочие места на всех выставках;

• размещение на бесплатной основе информации в путеводителях, в туристской индустрии, во всех изданиях, которые официально издаются органами власти.

Примерно 10 млн. туристов ежегодно совершают круизные путешествия. Мурманская область имеет в этой туристской сфере своё преимущество – незамерзающий порт.

Рассказывает туроператор Ермолина: «Как правило, круизными судами мы занимаемся летом, это 3-4 судна за сезон. На большом круизном лайнере около 800 пассажиров, на маленьком пароходе – 200 пассажиров.

Существует ряд проблем, с которыми нам приходится сталкиваться:

1. В Мурманске пассажирских терминалов для обслуживания туристов нет вообще. На морском вокзале есть причал для приёма небольших судов, но он оборудован для таможенной проверки, т.е. он не является пунктом пропуска. И большие суда приходится ставить или в торговом порту, или в рыбном, т.к. только там есть подходящие причалы. Но необходимо помнить, что порты – предприятия режимные и без пропуска туда не попасть, а это может оказаться серьёзной проблемой в организации сервиса пассажиров.

2. В Мурманске нет приличных автобусов (работающий микрофон, чистые окна, кондиционер и т.д.) в достаточном количестве. Нередко для обслуживания больших судов требуется 15-18 автобусов. С годами эта ситуация не улучшается, т.к. парк автобусов не обновляется, а у частных компаний цена в два раза выше.

3. В Мурманске нет приспособлений для инвалидов – такие люди не могут участвовать в нашем туре. Ни в автобусах, ни в музеях, ни в ДК нет приспособлений для подъёма колясок, нет пандусов.

4. Отсутствие гостиниц туристического класса (2-3 звезды).

5. Невозможность бронирования гостиничных мест задолго.

6. Отсутствие лицензированных гидов в области.

Проблемы

Что мешает развитию туризма в Мурманске и на Кольском полуострове на сегодняшний день:

1. Низкий уровень инфраструктуры (дороги, отсутствие гостиниц, цены, отсутствие объектов придорожной инфраструктуры и т.п.).

2. Малый бизнес не вкладывает деньги в объекты малой инфраструктуры.

3. Труднодоступны яркие природные и исторические объекты (Терский район не имеет ни одного легального места для размещения).

4. Большие потоки самодеятельного туризма (этот вид туризма удовлетворяет потребность в путешествии, но в то же время является объектом пристального внимания и заботы МЧС, оставляя за собой пожарища, уродуя природные памятники и не принося ничего экономике региона).

5. Состояние гостиничного сектора в Мурманске: ёмкость туристического рынка определяется количеством мест размещения, т.е. сколько человек одновременно может разместиться в нашем городе со средним комфортом. С начала года у нас не функционирует гостиница «Арктика». Да, она давно не модернизировалась и со временем перестала соответствовать требованиям гостиницы высокого класса, но поскольку она большая, находится в центре города и относится к категории «эконом-класса», она была популярна у командировочных, спортсменов. И как только гостиница выпала из инфраструктуры, многие туристы, которые планировали посетить Мурманск, отложили свои поездки.

6. Низкий уровень сервиса.

7.Отсутствие инфраструктуры для бизнеса: в Мурманске нельзя провести мероприятие, чтобы могли одновременно приехать 500 человек, разместиться и получить возможность провести конференцию.

8. Низкий уровень сервиса в аэропорту.

9. Наличие погранично-регламентированной зоны.

Решение

Успех туризма – очень тонкая материя. Зависит от состояния всех отраслей, на которые опирается (транспорт, размещение, питание, развлечение, политическая обстановка, погода) и борется не за туристские потоки, а за конкретного человека.

Уже профинансировано несколько туристских проектов: святые места Терского берега, поморская гребная регата, поморское наследие, Дед Мороз в Лапландском заповеднике, создание туристских информационных центров (Кировск, Умба, на очереди Апатиты и Кандалакша). Изданы сборники, путеводители, рекламная продукция, календарь туристских событий, подготовлены два фильма о туристских возможностях Мурманской области.

В сентябре 2006 года на рассмотрение Правительству Норвегии был представлен один из проектов «Развитие поморской зоны»: в Поморской зоне предполагалось объединить возможности района от Киркенеса до Печенги. Правительство Мурманской области поддержало этот проект, т.к. создание такой особой экономической зоны явилось бы хорошим претендентом при граничном и международном сотрудничестве, а упрощённое перемещение через границу улучшило бы контакты между людьми и, в конечном счёте, улучшило бы возможности туризма в этом регионе. Создание такой зоны правительство Мурманской области предлагает на Шпицбергене.

Для привлекательности Мурманска как туристического центра Кольского полуострова, предлагаются следующие бизнес-идеи:

1. Создание гольф-клуба: Мурманск – город, где можно играть в гольф ночью (Полярный день).

2. Развитие трасс для снегоходов, используемых летом для велодорожек.

3. Развитие морского экологического туризма и морских круизных туров.

Несоответствие реального места туризма его практическому месту – большая проблема на сегодняшний день. Доходы, приносимые этим сектором, отражаются неадекватно, поэтому отношение в управлении на уровне области такое же: если этот сектор такой незначительный, то и внимание не надо уделять. А ему наоборот необходимо особое внимание, т.к. во всех странах мира Государство на этапе становления этой отрасли играло очень большую роль. Туризм должен быть отраслью экономики, как, например, во Франции или в Испании, где количество туристов превышает количество жителей.

Основное богатство Мурманска и Кольского края – это природа. Нет в регионе ни петродворцов, ни царских сёл, ни Золотого кольца, зато есть природные ресурсы, которые позволяют создавать самые разнообразные туристские продукты, начиная от горнолыжных туров, заканчивая бодирафтингом. Если охарактеризовать Кольский полуостров, то мы увидим, что у нас очень много эксклюзивных продуктов: путешествия, лыжные походы, снегоходные туры. У нас есть реки, благодаря которым может развиваться рыболовство. Но это не массовый вид туризма и он не может создать 20 тыс. рабочих мест, т.к. реки есть реки и у них ограничены ресурсы. Но могут быть спортивные предложения: сплавы, рафтинги и т.п.

Всё это требует большой квалификации персонала, задействованного в турпоходах, и использование специальной техники: гидроциклы, квадроциклы, снегоходы, джипы-внедорожники и т.д. Если использовать природные ресурсы – значит, необходимо подготовить кадры, закупить технику, снаряжение, предусмотреть все вопросы безопасности.

Уже проведена большая работа в этом направлении: проект, проводимый совместно с финнами и финансируемый Губернским правлением Лапландии и Департаментом экономического развития, «Безопасность в сфере туризма» действует на протяжении 3 лет. За этот период было обучено много специалистов и инструкторов, изучен опыт Финляндии в организации туров на природе.

На сегодняшний день совместно с финской компанией разрабатывается проект по созданию туристского горнолыжного центра в Хибинах. Это предпроектная работа: чтобы в дальнейшем привлечь инвесторов, необходимо сейчас иметь базовые характеристики её инвестиционной привлекательности этой территории.

Очень важно то, что Мурманск и другие муниципальные образования активно включились в систему управления туризмом. Разрабатываются муниципальные программы, открываются туристские информационные центры, все муниципальные образования юга Кольского полуострова являются участниками международных проектов в сфере туризма.

Сегодня тот этап, когда есть возможность, чтобы не только формулировать, но и начинать практически двигаться к созданию и реализации крупных туристских проектов.

Если и власть, и муниципальное, и региональное, и туристское сообщества объединятся, можно рассчитывать на завершение крупных задач и планов.

подготовила Шоломова Наталья

Малый бизнес

Еще статьи по теме "Туризм":

Правильно организованный туризм должен пополнять казну

Туризм на Мурмане: есть потенциал для развития

Деловой туризм как средство просвещения

Сельский туризм как подспорье фермерскому хозяйству

III Международная конференция «Морской туризм»

Туризм в Мурманске и на Кольском полуострове 298 из 300 на основе 1500 оценок.1296 обзоров пользователей.

busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.116.86.132

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .